Программа развития Организации
Объединенных Наций
Страна: РОССИЯ
ПРОЕКТНЫЙ ДОКУМЕНТ
Наименование
Проекта:
Учет экологических
факторов при подготовке и проведении
Олимпиады Сочи 2014: Стратегия и
план действий для формирования "Зеленого наследия" |
|
UNDAF индикаторы достижения результатов: не применяется |
|
Ожидаемые Результат(ы) страновой программы: (Результаты, связанные с проектом,
и соответствующие документу страновой
программы)
Конечный результат 3. Энергетика и окружающая среда:
Повышение экологической устойчивости процессов развития |
Ожидаемые промежуточные Результат(ы): (Результаты, связанные с проектом,
и соответствующие ПДСП)
Повышение экологической
устойчивости процессов развития и энергоэффективность
Учет экологических
показателей при разработке стратегий на региональном уровне |
Исполнительное агентство / Партнер по осуществлению
проекта:
Министерство природных
ресурсов и экологии РФ |
|
Исполнительная организация /Ответственные
партнеры: ООО «АйСиФ/ЕКО» (ICF/ECO)
|
|
Согласовано (Исполнительным агентством
/Партнером по осуществлению):
И.И.Майданов, Заместитель
Министра природных ресурсов и экологии
РФ дд/мм/гггг
Согласовано (ПРООН):
Фроде Мауринг,
Постоянный Представитель дд/мм/ггг
Содержание
СОКРАЩЕНИЯ
ЕОП (APR) Ежегодный отчет по проекту
ГПР (AWP) Годовая программа работ
МЧР (CDM) Механизм чистого развития
ГИД (CEO) Генеральный исполнительный
директор
ЭТЭ (CHP) Электростанция с комбинированным
производством тепловой и электрической
энергии
ПД (DD) Проектная документация
АЦОКО (ERC) Административный центр по
оценке Комиссии по оценке ПРООН
ЭЭ (EE) Энергоэффективный / Энергоэффективность
ГЭОС (EEG) Группа ПРООН по энергетике
и окружающей среде
ОВОС (EIA) Оценка воздействия на окружающую
среду
ЕСЭМиА (EMAS) Европейская система экологического
менеджмента и аудита (Стандарт экологически
рационального природопользования и аудита)
СЭМ (EMS) Система экологического менеджмента
ПМП (FSP) Полномасштабный проект
ВВП (GDP) Валовой внутренний продукт
ГЭФ (GEF) Глобальный Экологический
Фонд
ПГ (GHG) Парниковые газы
ГЭС (HPP) Гидроэлектростанция
ИО (IA) Исполнительная организация
МОК (IOC) Международный Олимпийский
Комитет
МГЭИК (IPCC) Межправительственная группа
экспертов по изменению климата
ПИС (IPR) Права интеллектуальной собственности
ИСО (ISO) Международная организация
по стандартизации
СО (JI) Совместное осуществление
LEED Стандарт сертификации зданий
с точки зрения учета экологических факторов
и энергоэффективности при проектировании1 Совета по экологическому строительству
США
M&О (M&E) Мониторинг и оценка
МоВ (MoU) Меморандум о Взаимопонимании
МПРиЭ (MNRE) Министерство природных
ресурсов и экологии РФ
ССП (MSP) Среднесрочный проект
НПО (NGO) Неправительственные организации
ОВОС (OVOS) Оценка воздействия на окружающую
среду
ККП (PAC) Консультативный комитет
по программам
АРП (PIR) Анализ реализации проекта
ОУП (PMU) Отдел управления (координации)
проектом
ГЧП (PPP) Государственно-частное партнерство
КСП (PSC) Координационный совет проекта
КОРП (QPR) Ежеквартальный отчет о ходе
реализации проекта
РБ (RCU) Региональное бюро
РФ (RF) Российская Федерация
ВИЭ (RE) Возобновляемые источники
энергии
ОКР (ROC) Олимпийский комитет России
ПКР (RPC) Паралимпийский комитет России
РТК (RTA) Региональный технический
консультант
ССБС (SBAA) Стандартное соглашение
об оказании базового содействия
ОКС (SOOC) Организационный комитет
XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских
зимних игр 2014 года в городе Сочи («Оргкомитет
Сочи-2014»)
ТЭЦ (TPP) Теплоэлектроцентраль (тепловая
электростанция)
ПРООН (UNDP) Программа Развития Организации
Объединенных Наций
ЮНЕП (UNEP) Программа Организации Объединенных
Наций по окружающей среде
РКИК ООН (UNFCCC) Рамочная конвенция Организации
Объединенных Наций об изменении климата
USD/US$ Доллары США
ГСЖД (USRR) Городская скоростная железная
дорога
ВАНОК (VANOC)Организационный олимпийский
комитет Ванкувер 2010
ДУС (VCS) Добровольный углеродный
стандарт
ВСВ (VER) Верифицированное сокращение
выбросов парниковых газов
Анализ ситуации
Исходная информация
- В 2014 году в г. Сочи будут проводиться XXII Международные Зимние Олимпийские игры. Запланированы и реализуются крупные инвестиции в создание спортивной инфраструктуры, жилых комплексов для туристов и участников, энергетической и транспортной инфраструктуры и в охрану окружающей среды. Правительство Российской Федерации твердо намерено продемонстрировать приверженность международным экологическим стандартам и современным технологиям обеспечения энергоэффективности в ходе этого мероприятия. Однако в первые годы подготовки к Олимпиаде выявился ряд затруднений, которые могут снизить эффективность национальных усилий. Эти затруднения в основном заключаются в (i) нехватке опыта, ноу-хау и потенциала на местном и национальному уровнях и (ii) отсутствии скоординированной межведомственной стратегии и планирования, сфокусированного на вопросах охраны окружающей среды и, в частности, изменения климата. По существу, без предлагаемого проекта ГЭФ факторы изменения климата не будут полностью и скоординированным образом учитываться при планировании мероприятий, начиная с ранних этапов, и в результате многие возможности по сокращению эмиссии парниковых газов не будут использованы.
- Минимизация неблагоприятных экологических последствий и обеспечение мер по снижению и компенсации выбросов углекислого газа, в частности, являются ключевыми компонентами концепции «Зеленой Олимпиады». Предлагаемый проект ориентирован на возможность продемонстрировать на примере Сочинских Олимпийских Игр 2014 содействие ГЭФ решению глобальных экологических проблем и вклад Российской Федерации по созданию «Зеленого наследия» в результате подготовки и проведения Олимпиады Сочи 2014. Среднесрочный проект сформулирует стратегию и план действий по учету факторов изменения климата в следующих шести ключевых компонентах: продвижение стандартов «зеленого строительства»; планирование энергоснабжения и энергоэффективности; использование возобновляемых источников энергии; использование экологически эффективного транспорта с низким выбросом парниковых газов; программа компенсации выбросов углерода; а также информирование общественности и разъяснительно-пропагандистская деятельность. В ходе проекта будут разработаны рекомендации и планы действий по учету экологических факторов в этих шести конкретных сферах и представлен комплексный программный подход (комплект скоординированных проектных предложений) к проведению «Зеленой Олимпиады» Сочи 2014, которые будут включать техническое содействие и инвестиционные проекты.
- Ожидаемые глобальные экологические выгоды от осуществления проекта включают как прямое потенциальное предотвращение эмиссии парниковых газов (ПГ) во время подготовки и проведения Игр, а также дополнительное сокращение выбросов ПГ путем осуществления планов действий и последующих проектов по повышению энергоэффективности инфраструктуры, расширению использования возобновляемых источников энергии для энергоснабжения, сокращению выбросов ПГ транспортными средствами и добровольной компенсации углеродных выбросов. Результаты проекта будут включать конкретные меры по снижению углеродных выбросов, привязанные к планам инвестирования и развития сочинской инфраструктуры (здания, транспорт, инфраструктура энергоснабжения и переработки отходов и т.п.). Успешное осуществление поддерживаемых ГЭФ стратегии и планов действий и последующее непосредственное предотвращение эмиссии парниковых газов будет достигаться путем (i) включения этих планов действий в национальный процесс подготовки сочинской Олимпиады, государственные и корпоративные инвестиционные планы и строительные нормы в партнерстве с ключевыми национальными организациями, ответственными за проведение этого мероприятия – Министерством природных ресурсов и экологии РФ, ГК «Олимпстрой» и Оргкомитетом Сочи-2014 (см. Раздел Е); а также (ii) своевременной и эффективной разработки и осуществления среднесрочного проекта ГЭФ, направленного на обеспечение подготовки планов действий по учету экологических факторов на достаточно раннем этапе для их осуществления до 2014 года. Косвенные глобальные экологические выгоды от проекта будут достигаться через программу охвата населения путем повышения информированности спортсменов, средств массовой информации, частного сектора и других участников Олимпиады и широкой общественности о вопросах изменения климата и других глобальных экологических вопросах, а также возможностях сокращения антропогенного воздействия на окружающую среду. Детальный план осуществления экологической стратегии и планов действий подлежит проработке в проектном документе.
Олимпийские Игры и окружающая среда
- На протяжении двух последних десятилетий вопросам охраны окружающей среды и устойчивого развития стала отводиться ведущее место при подготовке и проведении крупных международных спортивных соревнований. В недавнее время возросла популярность рекламного продвижения подобных событий под марками «зеленые» и «углеродно нейтральные», сделав их ожидаемым стандартом «честной игры» в планировании и проведении этих мероприятий. Города и страны, принимающие у себя такие соревнования, все в большей степени подготовлены к учету масштабов и сложности возможных экологических воздействий при разработке мероприятий по их предотвращению, что в свою очередь поднимает планку внимания к данному вопросу для тех, кто проводит последующие мероприятия такого уровня. Олимпийские Игры, в особенности, играют ведущую роль при установлении планки учета экологических факторов в планировании и проведении крупных международных спортивных соревнований .
- Зимние Олимпийские Игры 1994 года в норвежском Лиллехаммере, признаны многими как прорыв в проведении «зеленых» спортивных мероприятий, где вопросы экологии и устойчивого развития были последовательно учтены, как при планировании, так и в ходе проведения соревнований. В этом же году Международный олимпийский комитет (МОК) определил «окружающую среду» как еще один ключевой аспект Олимпийского движения, - наряду со «спортом» и «культурой», - и подписал соглашение о сотрудничестве с ЮНЕП для проведения совместных международных действий, направленных на устойчивое развитие. С тех пор это передовое сотрудничество приобрело ключевое значение в планировании, проведении Олимпийских Игр и в оценке их воздействия.
- Зимние Олимпийские Игры в Солт-Лейк Сити в 2002 году создали еще один прецедент, продемонстрировав, что «нулевой баланс выбросов» - это достижимая цель при проведении Олимпийских Игр. Следующий вызов был принят в 2006 году Зимними Олимпийскими Играми в Турине, для которых впервые была применена система экологического менеджмента по разным экологическим программам, включая задачу углеродно-нейтральных игр.
- Служить примером для подражания в применении инновационных зеленых технологий стало основной темой в проведении Олимпийских Игр. На Олимпийских площадках, сооружениях и в транспортной системе используются решения на основе передовых энергоэффективных технологий и возобновляемых источников энергии. Так, например, Олимпийские объекты Пекинской Олимпиады 2008 продемонстрировали выполнение норм нового более жесткого национального законодательства по энергоэффективности зданий, и Пекинская Олимпийская деревня стала первым международным проектом, получившим сертификат LEED Совета по экологическому строительству США в категории Развитие прилегающих территорий. Оргкомитеты Зимней Олимпиады в Ванкувере 2010 и Летней Олимпиады в Лондоне 2012 приняли обязательства по разработке программ устойчивого развития с системами экологического менеджмента, универсальных показателей устойчивого развития, механизмов мониторинга и отчетности. В связи с ежегодным ростом международного внимания к вопросу изменения климата, ожидания в отношении программы устойчивого развития при проведении сочинских Олимпийских Игр высоки. Олимпийские Игры в Сочи предоставляют Правительству Российской Федерации замечательную возможность показать на деле их внимание к вопросам экологии и приверженность устойчивому развитию.
Национальный
контекст
ВВП (млрд. долларов
США) Российская Федерация Еврозона
- В результате повышения экономической и политической стабильности экономика России в последние годы переживает устойчивый экономический рост, который сопровождается растущим спросом на энергию и природные ресурсы. Российская экономика остается одной из наиболее энергоемких в мире. Так, например, общая энергоемкость экономики Российской Федерации (исходя из эквивалента покупательной способности) в два раза выше энергоемкости экономики США и в три раза выше, чем в ЕС и Японии. Структура энергопотребления сместилась в направлении больших объемов, потребляемых муниципальным и жилищным секторами (27%) и транспортным сектором (11%). Энергопотребление промышленности все еще составляет 49%, сельского хозяйства - 9% и строительства - 4%. Причиной послужили структурные изменения в экономике страны, в особенности: (i) рост объемов жилищного строительства, (ii) развитие сектора услуг – торгово-развлекательных и спортивных комплексов, (iii) расширение строительства бизнес-центров (офисных помещений) и гостиниц, (iv) диверсификация промышленности. Откорректированный индекс чистых сбережений в России гораздо ниже, чем в среднем по миру и среднеевропейский показатели. Прогнозы объемов выбросов и сбросов по основных загрязнителям указывают на то, что атмосферное загрязнение городов будет оставаться серьезной проблемой, в тоже время, загрязнение водных ресурсов и качество питьевой воды станут более серьезной проблемой в долгосрочном периоде. Помимо всего этого новые надвигающиеся угрозы населению и экономике будут связаны с изменением климата, что в особенности коснется Российской Арктики и южных регионов.
- Экологическая доктрина Российской Федерации и Закон об охране окружающей среды были приняты в январе 2002 и обозначают обязательства, взятые российским правительством по охране окружающей среды. Энергобезопасность и продовольственная безопасность широко признаются как национальные приоритеты. Так же Россия участвует в таких международных соглашениях, как Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК) и Киотский протокол. Для полной реализации потенциала России в повышении энергоэффективности и снижении загрязнения окружающей среды необходимо устранить экономические, структурные, организационные и институциональные барьеры, существование которых сдерживает вложение инвестиций в<span class="Norm