Управление в сфере экономики природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что управление в сфере экологии и природопользования представляет собой важнейший элемент организационно-правового воздействия на рациональное природопользование и охрану окружающей среды, обладающий необходимым механизмом такого воздействия, включающим цели управления, формы, методы, принципы управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.Цели и задачи управления экологией и природопользование ……………5
2.Организационные структуры управления экологией и природопользованием в РФ……………………………………………………9
3. Органы управления в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды и их полномочия………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...............28

Файлы: 1 файл

Экономика природопользования.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

- экономический анализ деятельности  подведомственных государственных  унитарных предприятий, использования имущественного комплекса, а также выполняет другие функции, указанные в Положении о нем, утвержденном постановлением Правительства от 17 июня 2004 г.8

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

Агентство реализует свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том  числе бассейновые) и через подведомственные организации.

Агентство осуществляет ведение государственного реестра договоров пользования  водными объектами и государственного водного кадастра, Российского регистра гидротехнических сооружений; управление водным фондом; планирование рационального использования водных объектов, а также другие функции, указанные в Положении о нем, утвержденном Постановлением Правительства от 16 июня 2004 г.9

Федеральное агентство лесного  хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства. Оно осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы или подведомственные организации.

Агентство организует:

- предоставление гражданам и  юридическим лицам информации  о лесном фонде;

- осуществляет государственный  мониторинг лесов, государственный  учет лесного фонда, владение, пользование и распоряжение информацией о лесном фонде;

- установление возраста рубок; 

- утверждает расчеты лесосек; 

- ведет государственный лесной  кадастр; 

- организует оказание лесопользователям помощи в выборе способов воспроизводства лесов, обеспечении посевными и посадочными материалами, проведение лесоустройства;

- осуществляет деятельность государственной  лесной охраны Российской Федерации, за исключением функций государственного контроля и надзора.

Для реализации перечисленных и  других функций, указанных в Положении, утвержденном Постановлением Правительства от 16 июня 2004 г.10, Агентство наделено необходимыми правами.

Руководство деятельностью Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) осуществляет Правительство.

Служба является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных  правовых актов, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Положение о Службе утверждено Постановлением Правительства № 372 от 23 июля 2004 г.11

Свою деятельность Служба осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы. Она самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

- инструкции о порядке организации  и проведения государственного  надзора за работами по активному  воздействию на метеорологические  и другие геофизические процессы;

- о порядке централизованного  учета документов Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и методическом руководстве по комплектованию, учету, систематизации указанных документов и их структуре, обеспечению их сохранности и совместимости форматов представления данных на электронных носителях;

- устанавливает требования при  проведении наблюдений за состоянием  окружающей природной среды, ее загрязнением, сборе, обработке, хранении и распространении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, а также при получении информационной продукции.

Служба организует составление  прогнозов погоды, водности, урожая сельскохозяйственных культур, глобальных и региональных изменений климата, согласование в установленном порядке  условий гидрометеорологического и гелиофизического обеспечения плавания судов, полетов летательных аппаратов, работы космонавтов в открытом космосе и т.д.

Служба осуществляет полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности по широкому кругу вопросов, указанных в Положении о ней.

Управление в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды 12 осуществляют также Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерство сельского хозяйства, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральное агентство геодезии и картографии и некоторые др.

Кроме того, в охране окружающей среды  немалая роль принадлежит органам  исполнительной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления, гражданам и их общественным объединениям (движение "зеленых" и др.).

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору"  была утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. 

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при  использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и  сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:

- органом государственного регулирования  безопасности при использовании атомной энергии;

- специально уполномоченным органом  в области промышленной безопасности;

- органом государственного  горного надзора;

- специально уполномоченным государственным  органом в области экологической  экспертизы в установленной сфере деятельности;

- органом государственного энергетического надзора;

- специально уполномоченным органом  в области охраны атмосферного воздуха.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору  осуществляет следующие полномочия в установленной  сфере деятельности:

- вносит в Правительство Российской  Федерации проекты федеральных  законов, нормативных правовых  актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы.

- на основании и во исполнение  Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности.

1 февраля 2006 г. Постановлением Правительства Российской Федерации Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору уполномочена осуществлять государственный строительный надзор.

Задачи государственного строительного  надзора – предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации. 13

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Управление в сфере экологии и природопользования" можно сделать ряд выводов:

Действующая в настоящее время  в Российской Федерации система  управления в области охраны окружающей среды и природопользования не может быть признана эффективной. Сохранение такого состояния системы может привести к ухудшению качества окружающей среды, и, как следствие, ухудшение состояния здоровья населения, что не позволит обеспечить конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

Кроме того, создается прямая угроза экологической безопасности Российской Федерации и, следовательно, национальной безопасности.

Структуру органов управления в  области охраны окружающей среды  и природопользования можно признать несовершенной. Нестабильность государственной стратегии в области охраны окружающей среды и природопользования, неопределенность властных полномочий органов исполнительной власти порождает серьезные проблемы при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения ее благоприятного качества.

В управлении природопользованием  отсутствует функциональный орган, должный обеспечить единство управления единым объектом пользования; обеспечить биосферный, геосистемный, экосистемный подход к анализу, оценкам и выработке комплексных решений для регулирования природопользования в целом.

Никакое, самое дробное покомпонентное управление отдельными видами пользования  отдельными элементами природы, не обеспечит  системного, комплексного, ответственного, рационального управления развитием ситуации в целом.

Постоянная реорганизация органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, несогласованность действий органов управления, отсутствие нормативной правовой и нормативной технической базы не позволяют осуществлять эффективный экологический контроль, как предупредительный (экологическая экспертиза), так и текущий.

Управлять природопользованием должен один орган управления, поскольку  объем управления Природа – один, неразделим, а процесс природопользования, несмотря на видовую дробность – также один. Отдельные, конкретные виды, использования отдельных видов природных ресурсов могут и должны управляться отдельными ведомствами и администрациями предприятиями. Процесс природопользования, то есть использования обществом в целом природы в целом – также целостен.

Одна из главных функций органа управления природопользованием должна состоять в координации отдельных  видов деятельности по использованию отдельных компонентов Природы в рамках единой надведомственной общественно ориентированной государственной политики природопользования.

Другая – в разработке и последовательном проведении этой политики.

Третья – во взаимоувязке двух направлений в управлении природопользованием: оперативного, обеспечивающего текущую экономическую и социальную жизнь в стране и охрану состояния, природной среды; и стратегического, обеспечивающего длительный процесс перехода к рациональному природопользованию, соответствующему фазе «устойчивого развития» человечества.

Ориентация на эти, главные функции  управления природопользованием в России должна быть одной из основных задач государственной власти в России начала XXI в.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» от 31.12.2005 г. № 199 - ФЗ.
  3. Указ Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации".
  5. Постановление Правительства от 23 июля 2004 г № 372 "Об утверждении Положения о Федеральной службе  по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370".
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2007г. №315 "О полномочиях Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в области лесных отношений".
  9. Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 10 августа 2004 г. N 608 "О структуре Министерства природных ресурсов РФ".
  10. Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 10 мая 2006 г. N 108 «О внесении изменений в структуру Министерства природных ресурсов Российской Федерации».

 

  1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник для вузов. – М.: Зерцало, 2002.
  2. Домнышева Е. У семи нянек экология без глазу // Парламентская газета. №197. 24 ноября 2006.
  3. Иванов О.П. Основные направления реформирования современной природно-ресурсной политики России // Использование и охрана природных ресурсов в России, №3, 2006г., с. 40-45.
  4. Лексин В.П. Административная реформа: федеральный, региональный и местный уровни. Статья 2. Идеология административной реформы и первый этап ее реализации // РЭЖ. №3, 2006
  5. Попов Л.Л. Административное право. – М., 2005.
  6. Честин И.Е.. Структура и функции федеральных органов исполнительной власти в сфере использования природных ресурсов и в области охраны окружающей среды: итоги 2004-2005 гг. (Аналитическая записка) – М., 2005.
  7. Четвериков В.С. Административное право. - М.: ИНФРА-М, 2006.

Информация о работе Управление в сфере экономики природопользования