Урбанизация и ее воздействие на окружающую среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 17:49, реферат

Описание работы

Урбанизация (франц. urbanisation, от лат. urbanus – городской, urbs - город) – исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает социально-профессиональную, демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение и т.д. Урбанизация оказывает огромное влияние на развитие различных социально-экономических формаций и государств, именно с городами связаны основные достижения цивилизации.

Содержание работы

Введение______________________________________________________ 3
Экологические проблемы, связанные с ростом городов________________5
Загрязнение атмосферного воздуха в городах________________________ 5
Применение улучшенных и альтернативных видов топлива___________ 9
Альтернативные виды транспорта_________________________________12
Загрязнение воды в городах______________________________________13
Влияние урбанизации на животных_______________________________ 15
Заключение______________________________________________________ 16
Список литературы________________________________________________17

Файлы: 1 файл

урбанизация и ее воздействие на окружающую среду.docx

— 38.45 Кб (Скачать файл)


 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

 

АНОО ВПО «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И      АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

 

ИЭАУ

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

Специальность – Антикризисное управление

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по  дисциплине "Экология" на тему:

"Урбанизация и её воздействие на окружающую среду"

 

 

 

                                        Выполнил:

                                        Студент группы АВД-31

                                        Петрищев А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Проверил:

 Доцент  Никитина Г.А.          __________ /______________

 

 

 

                                                              Москва

2013 г.

 

Содержание

 

  1. Введение______________________________________________________ 3
  2. Экологические проблемы, связанные с ростом городов________________5
  3. Загрязнение атмосферного воздуха в городах________________________ 5
  4. Применение улучшенных и альтернативных видов топлива___________  9
  5. Альтернативные виды транспорта_________________________________12
  6. Загрязнение воды в городах______________________________________13
  7. Влияние урбанизации на животных_______________________________ 15

Заключение______________________________________________________ 16

Список литературы________________________________________________17

 

 

1. Введение

 

Урбанизация (франц. urbanisation, от лат. urbanus – городской, urbs - город) – исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает социально-профессиональную, демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение и т.д. Урбанизация оказывает огромное влияние на развитие различных социально-экономических формаций и государств, именно с городами связаны основные достижения цивилизации.

В 3 – 1 тыс. до н. э. появились города в Египте, Месопотамии, Сирии, Индии, Малой Азии, Китае, в греко-римском мире огромную роль играли Афины, Рим, Карфаген. Усиление процесса урбанизации в XIX веке вызвало возрастание концентрации населения в городах, что оказалось возможным благодаря росту промышленности, развитию средств транспорта и связи, медицины и т.д.

На современном  этапе урбанизации наблюдается  тенденция к возрастанию концентрации населения в больших городах. Особое место в этом процессе занимает рост городов – «миллионеров».

Процесс урбанизации имеет 2 стороны, или  «фазы». В первой «фазе» происходит накопление экономического и культурного  потенциала общества в крупных городских  центрах, что создает условия  для формирования высших достижений и образцов материальной и духовной деятельности. Во второй «фазе» эти  достижения осваиваются другими, не центральными городами, и сельскими  поселениями, что, в свою очередь, дает новый импульс для наращивания  потенциала главных центров.

Процесс урбанизации носит стихийный  характер. В больших городах становятся особенно острыми проблемы безработицы, преступности, складываются районы трущоб и т.д.

Важную  роль играет процесс урбанизации  в развивающихся странах. При  всей своей сложности и болезненности  он способствует становлению современной  экономики, преодолению отсталости и многоукладности, национальной консолидации, развитию социально-политической структуры общества.

Урбанизация, «городские отношения» стимулируют  культурные процессы, играют огромную роль в формировании личности в обществе. В эпоху научно-технической революции, с возрастанием роли различной социальной информации важнейшей частью городской  культуры становится городской образ  жизни. Большой выбор социальных контактов, развитие процессов общения  в насыщенной городской среде  способствуют социально-культурному  сближению различных социальных слоев и групп общества, расширению кругозора, повышению уровня информированности, образования, обшей культуры и т.д. Городская культура становится базой преодоления существенных различий между городом и деревней.

Одним из важнейших признаков городского образа жизни является стремление человека к постоянному обновлению информации и контактов в сферах профессиональной деятельности, культуры, личностного  общения и т.д.

Особую  роль в расширении сферы действия урбанизации, городской культуры играют средства транспорта, связи и массовой коммуникации (печать, радио, телевидение), которые приобщают жителей периферийных районов, малых городских и сельских поселений к ценностям больших  городов, меняют их культурную ориентацию. Возрастают различного рода миграции в районы крупных городских центров, усиливается процесс концентрации населения в агломерациях. Природа  становится частью городской культуры, урбанизация гармонизирует взаимодействие социальных и собственно природных процессов.

 

 

2. Экологические проблемы, связанные с ростом городов

 

  1. Увеличение плотности населения.
  2. В крупных городах на 15 % снижается инсоляция (количество солнечной энергии).
  3. Увеличивается количество осадков.
  4. Увеличивается количество тумана (на 30 % летом и на 100 % зимой).
  5. Увеличивается заболеваемость инфекционными заболеваниями.
  6. Увеличивается заболеваемость онкологическими заболеваниями.
  7. Накопление твердых отходов.
  8. Загрязнение атмосферного воздуха в городах.
  9. Загрязнение воды в городах.
  10. Сокращение численности животных, растений.

 

3. Загрязнение атмосферного воздуха в городах

 

Проблема  чистоты атмосферы не нова. Она  возникла вместе с появлением промышленности и транспорта, работающих на угле, а затем на нефти. В течение практически двух столетий задымление воздуха носило местный характер. Дым и копоть сравнительно редких заводских, фабричных и паровозных труб почти полностью рассеивались на большом пространстве. Однако быстрый и повсеместный рост промышленности и транспорта в ХХ веке привел к такому увеличению объемов и токсичности выбросов, которые уже не могут «растворены» в атмосфере до безвредных для природной среды и человека концентраций.

Крупные города являются центрами промышленности, в которых широко используется автомобильный  транспорт. А как известно, и промышленность, и автомобили выбрасывают в атмосферу города газы, резко ухудшающие экологическую обстановку.

Основными причинами сложной экологической  обстановки в городах, связанной  с эксплуатацией автотранспорта, являются:

  • отсутствие надлежащего контроля на предприятиях за соблюдением нормативов государственных стандартов по токсичности и дымности отработавших газов транспортных средств;
  • выпуск этилированных автомобильных бензинов, не позволяющих исключить выбросы соединений свинца и использовать каталитические нейтрализаторы;
  • слабый контроль за качеством реализуемого моторного топлива;
  • недостаточное внимание, уделяемое переводу автотранспорта на менее токсичные виды топлива;
  • въезд на территорию городов большегрузного транспорта;
  • отсутствие достаточной нормативной базы, низкий эффект экономического механизма управления охраной окружающей среды на транспорте.

В Москве, где живет около 9 млн. человек, в 2001 году зарегистрировано 2,7 млн. автомобилей. За год в воздух столицы выбрасывается  более 2 млн. тонн загрязняющих химических веществ, по 205 кг на каждого москвича. В 1999 году 90 % этих выбросов создавал автомобильный  транспорт. Сейчас в городе запрещено  использовать этилированный бензин (содержит в качестве антидетонационной присадки тетраэтилсвинец: 0,41 – 0,82 г/л), создающий особо вредные выбросы (соединения свинца), внедряется экологический сертификат на каждый автомобиль, нейтрализаторы выхлопных газов.

В 1995 году в 150 российских городах опасные  автомобильные выбросы превалировали  над промышленными. Автотранспорт ежегодно выбрасывал в атмосферу 16,6 млн. тонн загрязняющих веществ – это 40% всех опасных выбросов на территории страны. В 1994 году экологический ущерб России от воздействия транспортно-дорожного комплекса составил 4,8 млрд. долларов. В 1997 году Минздрав РФ сообщил, что 50 млн. россиян проживали в условиях десятикратного превышения ПДК вредных веществ в воздухе, половина которого исходит от автотранспорта.

Во многих странах ужесточаются требования к  выхлопным газам автомобилей. За последние 20 лет европейские нормы  по оксидам углерода снижены в 20 раз, по углеводородам и оксидам  азота – в 17 раз.

Ведутся работы по снижению количества топлива, сжигаемого в двигателях автомобилей, переводу автомобилей на газ и  спирт с целью уменьшения вредных  выбросов, созданию электромобилей, работающих без выхлопных газов. Однако на зарядку  аккумуляторов таких автомобилей  требуется затратить электрическую  энергию, получаемую на тепловых или  атомных электростанциях при  соответствующем загрязнении окружающей среды.

В 2000 году мировой парк автомобилей достиг примерно 1 млрд. единиц, из которых 83-85 % приходится на легковые автомобили, а 15-17 % – на грузовые автомобили и автобусы. Из общего числа легковых автомашин примерно 40 % сосредоточено в США, 10 % - в Японии и 20 % - в четырех европейских странах: ФРГ, Франции, Италии и Великобритании. На каждую 1000 жителей в 2001 году в среднем приходилось: в США – 534 автомобиля, Франции – 454, в Великобритании – 322, в России – 167 автомашин.

Если  поставить все существующие сегодня  в мире автомобили бампер к бамперу, они составят ленту в 4 млн. км, которой 100 раз можно обмотать земной шар по экватору.

Загрязнением  атмосферы обусловлено до 30 % общих  заболеваний населения промышленных центров. Если исключить из рассмотрения двуокись углерода СО2, то в нашей стране в 1994 году 30 % выбросов в атмосферу приходилось на двуокись серы, 10 % - на окислы азота, 25 % - на пыль. Пыль – это сложная смесь частиц, многие из них токсичны (включают мышьяк, ртуть, свинец, медь и прочие вредные металлы), вызывают аллергию, ослабление иммунитета, болезни дыхательных путей. В год в мире выбросы пыли оцениваются в 175 млн. тонн. Твердые и жидкие частицы, находящиеся в воздухе во взвешенном состоянии, называются аэрозолями. Они воспринимаются в виде дыма (аэрозоль с твердыми частицами), тумана (аэрозоль с жидкими частицами), мглы или дымки. Основными источниками искусственных аэрозольных загрязнений воздуха являются ТЭС, которые потребляют уголь высокой зольности, обогатительные фабрики, металлургические и цементные заводы, промышленные отвалы, взрывные работы.

В 1991 году, по оценкам Всемирной организации  здравоохранения, 70 % городских жителей  Земли дышали воздухом, который вреден для здоровья из-за высокого уровня смога, двуокиси серы, окиси азота  и других загрязнений. Смог – это густой туман, возникающий в результате выбросов в атмосферу двуокиси азота, озона, углеводородов и других веществ, вступающих в реакции под действием солнечного света (фотохимический смог). Его возникновению способствуют определенные метеорологические условия: отсутствие ветра и дождя, а также температурная инверсия. Во время смога ухудшается самочувствие людей, резко увеличивается число легочных и сердечно-сосудистых заболеваний, возникают эпидемии гриппа.

Окислы  азота и углеводороды содержатся в выхлопных газах автомобилей. Один легковой автомобиль ежегодно поглощает  из атмосферы в среднем 20-30 тонн кислорода и выбрасывает 1000 кг окиси углерода, 30 кг оксидов азота и почти 100 кг различных углеводородов. Такие смоги – нередкое явление над Лондоном, Парижем, Лос-Анджелесом, Нью-Йорком и другими городами Европы и Америки. По своему физиологическому воздействию на организм человека они вызывают раздражение глаз и горла, крайне опасны для дыхательной и кровеносной систем и часто бывают причиной преждевременной смерти городских жителей с ослабленным здоровьем. В Лондоне в 1952 году из-за загрязнений, скопившихся в воздухе (в первую очередь SO2 в результате сжигания серосодержащих сортов угля и мазута), погибли более 4000 человек.

Современное промышленное производство загрязняет атмосферу не только газообразными  и твердыми примесями, но и тепловыми  выбросами, электромагнитными полями, ультрафиолетовыми, инфракрасными, световыми  излучениями и другими физическими  факторами. Наиболее распространенным видом физического воздействия  на атмосферу в городах и крупных  поселках является шум, возникающий при работе транспортных средств, оборудования промышленных и бытовых предприятий, вентиляционных и газотурбинных установок, реактивных самолетов при взлете и посадке. Величину звуковых давлений измеряют и нормируют в децибелах (дБ). Уровень шума в 20 – 30 дБ (шуршание листвы, разговор, небольшое уличное движение) практически безвреден для человека, является естественным шумовым фоном. У людей же, живущих и работающих в неблагоприятных акустических условиях (80 дБ и более), имеются признаки изменения функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. К таким условиям относятся: метро (~90 дБ), работа дробильной машины (~100 дБ), автомобильная сирена (~110 дБ), работа мотора реактивного самолета (~120 дБ), громкая музыка (~130 дБ).

 

4. Применение улучшенных и альтернативных видов топлива

 

Улучшению экологической обстановки на автомобильном  транспорте способствует запрещение использования  этилированного бензина. Кроме токсичности  тетраэтилсвинца использование  этилированного бензина быстро выводит  из строя каталитические нейтрализаторы отработавших газов из-за обволакивания  свинцом поверхности катализатора.

Альтернативные  заменители бензина могут быть естественного  и искусственного происхождения. При  нормальных условиях они могут находиться в жидком (этанол, метанол) или газообразном (пропан, бутан, коксовый и генераторный газы, водород) состоянии. Преимущественное применение в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте сжиженного нефтяного газа (ГСН) и сжатого природного газа (ГСП) обусловлено тем, что они имеют физико-химические свойства, близкие к бензину. Это требует лишь незначительного изменения конструкции двигателя и позволяет равнозначно работать на двух видах топлива.

Информация о работе Урбанизация и ее воздействие на окружающую среду