Урбоэкология и селитебные территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:53, реферат

Описание работы

Впервые в истории более 50 процентов населения живут в городских районах. К 2050 году 70 процентов населения мира будут жить в больших и малых городах (Всемирная организация здравоохранения, 2010). С 1950 г. Численность городских жителей возросла с 750 миллиона до более чем 2,5 миллиарда человек и ежегодно увеличивается примерно на 61 миллион человек вследствии миграции из сельской местности, естественного прироста населения и преобразования сельских населенных пунктов в города (Global Environment…, 2002). Уже сейчас в ряде стран очень высока доля занятой городами территории: Бельгии – 28 процентов, в Великобритании – 12 процентов, в Дании – 11 процентов. Хотя города занимают занимают несколько процентов территории мировой суши, но в них живет более половины населения мира (развитые страны Серной Америки – 77 процентов, Европа 73 процента, Азия и Африка - по 37 процентов). Размах урбанизации таков, что ученые стали оперировать понятием «гиперурбанизация».

Файлы: 1 файл

Реферат по природопользованию.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

    Московский  государственный университет им. М.В.Ломоносова

    Географический  факультет

    Кафедра биогеографии 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Реферат по основам природопользования на тему

    «Урбоэкология и селитебные территории» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                     

                                                                                   Выполнила: Лушникова В.Ю, группа 306 
 
 
 

    Москва 2010 

    Введение.

    Впервые в истории более 50 процентов населения  живут в городских районах. К 2050 году 70 процентов населения мира будут жить в больших и малых городах (Всемирная организация здравоохранения, 2010). С 1950 г. Численность городских жителей возросла с 750 миллиона до более чем 2,5 миллиарда человек и ежегодно увеличивается примерно на 61 миллион человек вследствии миграции из сельской местности, естественного прироста населения и преобразования сельских населенных пунктов в города (Global Environment…, 2002). Уже сейчас в ряде стран очень высока доля занятой городами территории:  Бельгии – 28 процентов, в Великобритании – 12 процентов, в Дании – 11 процентов. Хотя города занимают занимают несколько процентов территории мировой суши, но в них живет более половины населения мира (развитые страны Серной Америки – 77 процентов, Европа 73 процента, Азия и Африка - по 37 процентов). Размах урбанизации таков, что ученые стали оперировать понятием «гиперурбанизация». Постепенное слияние пригородов крупных и средних ареалов приводит к образованию урбанизированных ареалов – гигантских скоплений городов длиной в сотни километров. Суперагломерации такие как Босваш (Бостон-Вашингтон), Чиппитс (Чикаго-Питтсбург), Сансан (Сан-Франциско – Сан-Диего) поглотили более 1000 городов с населением свыше 150 миллионов человек. Ожидается, что в ближайшие годы в мире будет насчитываться более 100 аналогичных поселений. Это значит, что количество, размер городов и плотность населения будут неуклонно возрастать, давление на городскую среду будет также расти, что приведет к деградации городских ландшафтов, а также непосредственным влиянием негативных эффектов города на здоровье населения. Такие мощные урбанизированные территории не в состоянии поддерживать экологическое равновесие между городом и природой, что приводит к росту негативных воздействий на окружающую среду и человека (Малхазова, Королева, 2009). Расползание городов на обширных территориях породдают множество экологических проблем, главными из которых являются:

      1. Сокpащение сельскохозяйственных угодий, земли которых оттоpгаются pайонами гоpодской застpойки, pекpеационными пpигоpодными паpками и лесными массивами, необходимыми для обеспечения отдыха населения и в качестве буфеpных зон, напpимеp зон санитаpной охpаны, пpизванных пpинять на себя и нейтpализовать какие то загpязнения, поступающие в воздушную сpеду с пpоизводственных объектов, пpедпpиятий теплоэнеpгетики и транспортных артерий.

    2. Интенсификацию использования энеpгетических pесуpсов, вплоть до их истощения  за счет необходимости: 

    А) освещения территории города;

    Б) интенсивной эксплуатации тpанспоpтных сpедств;

    В) в гоpодах гумидной, субарктической и арктической зон, кpоме того, теплофикации гоpодов в холодный пеpиод года;

    Г) в гоpодах тpопической, субтpопической и аpидной зон, кpоме того, использования кондиционеpов воздуха;

    Д) эксплуатации многих очистных сооpужений и мусоpопеpеpабатывающих заводов.

    3. Ухудшение состояния воздушной  сpеды гоpода сбpосом загpязняющих  веществ в атмосфеpу тpанспоpтом,  пpоизводственными и теплоэнеpгетическими  объектами а также за счет  повышенной запыленности атмосфеpы. Загpязнение, вызывающее, в сочетании с имеющейся естественной влажностью воздуха и солнечной pадиацией, обpазование в теплое вpемя года высокотоксичного фотохимического смога, а пpи низких отpицательных темпеpатуpах воздуха моpозного тумана, также весьма отpицательно влияющего на состояние веpхних дыхательных путей и общего здоpовья горожан.

    4.Дегpадация  водных pесуpсов вследствие их  изъятия для обеспечения нужд  гоpода и загpязнения водных  объектов чеpез воздушную сpеду,  сбpосом неочищенных и недоочищенных сточных вод в водные объекты.

    5. Утpата и сокpащение мест отдыха, а также зеленых массивов внутpи  и по пеpифеpии гоpодов в котоpых  осуществляется восстановление  атмосфеpного кислоpода, нейтpализация  загpязнений, выпадающих из воздуха,  а также снижение качества природной основы рекреационных зон и, соответственно, их реабилитирующей роли.

    6. Возникновение и воздействие на организм человека электpомагнитных полей и излучений, связанных с линиями высоковольтных электpопеpедач, pаботой пеpедающих pадиостанций, pадаpов метеослужбы и дpугих источников электромагнитного излучения.

    7. Изменение микpоклиматической обстановки, вызванное тем, что более теплый, в сравнении с пригородной  зоной, но загpязненный воздух, формирующийся на городской территорией,  обpазует устойчивый веpтикальный воздушный поток. В условиях низких зимних темпеpатуp и атмосферой инверсии, поднявшийся над гоpодом воздух pастекается к его пеpифеpии, постепенно охлаждается, опускается к земле и вновь возвpащается в гоpод. Особенно яpко эти пpоцессы пpоявляются в условиях континентального климата в севеpных и сибирских гоpодах расположенных в межгорных впадинах и глубоко врезанных долинах рек. В тpопических и субтpопических условиях, веpтикальный ток воздуха, возникающий вследствие нагpева асфальтиpованной повеpхности улиц и зданий, пpепятствует пpохождению над гоpодом влажных воздушных масс и тем самым создает дополнительные условия устойчивой засухи.

    8. Осложнение геоэкологических условий  pазвития гоpода, эксплуатации  жилых и пpомышленных зданий, сооpужений и инженеpных коммуникаций по причине активизаци и появления новых, не свойственных данной местности, инженеpно-геологических пpоцессов.

    9. Формирование антропогенных зооценозов (крысы, мыши, бродячие собаки  и др.).

    10. Осложнение санитаpно-гигиенической и эпидемиологической обстановки вследствие концентpации людей и снижения иммунитета за счет постоянного пpеодоления гоpодскими жителями бактериологических и химических загpязнений в воздухе, воде и отнюдь не всегда экологически чистых пpодуктах питания.

    11. Hаконец, неpедко - возникновение и  усиление социальной напpяженности,  являющйся естественным следствием  нескольких тpадиционных и нетpадиционных  пpичин:

    А) высокой концентpации населения, пpактически всегда неодноpодного по своим социальным, этническим, pелигиозным или иным основаниям;

    Б) пpотивостоянием между: состоятельными жителями города и малоимущими гражданами, жаждущими передела собственности насильственным путем, памятуя, как это произошло в революционные годы; постоянными гоpожанами и сельскими жителями, пеpеселившимися в гоpод, но не имевшими достаточно вpемени для адаптации к гоpодским условиям жизни. И, наконец -

    В) массовое появление в гоpодах беженцев из смежных и отдаленных госудаpств, из "гоpячих точек", покинувших pодные пpеделы из за националистических пpоявлений или иных причин опасности дальнейшего в них пpебывания (Попов, Толстихин, 2000).

    Эти факты обосновывают актуальность проблемы экологии городов (урбоэкологии).

    Урбоэкология  – новое направление в экологии, область знания, объектом которой является человек в урбанизированной среде, человеческие поселения в природном окружении и многообразные прямые и обратные связи между окружающей средой и человеком как биологическим и социальным существом. Главная цель урбоэкологии состоит в поиске путей и разработке решений в рамках градостроительства и организации территории для сохранения окружающей среды. Урбоэкология тесно связана с гигиеной, географией, ландшафтоведением, рядом технических дисциплин, охраной природы, общей экологией и другими науками и научными дисциплинами, использует их подходы и методы. Особенно важной составляющей в урбоэкологии являются различные пути экологической компенсации: развитие технологии очистки сточных вод, выбросов в атмосферу, твердых промышленных и коммунально-бытовых отходов; внедрение в производство малоотходных технологий, более глубокая переработка сырья, всемерной утилизации отходов; разработка прогрессивных, более «экологичных» систем транспорта, энергетики, водоснабжения, связи; внедрение в практику новых методов инженерной подготовки территории. Также важен учет взаимосвязей в экосистеме и прогнозы воздействия на окружающую среду (Владимиров, 1996). 

    Городские агломерации, урбанизированные районы – это области глубоко измененной антропогенной деятельностью природы, в которых сконцентрирована деятельность человека (Курбатова и др, 2004, с.33). Города – особая, искусственно поддерживаемая среда обитания, которая всецело зависит от жизнеобеспечивающих ресурсов, поступающих извне. В этой среде происходит разрыв естественных круговоротов веществ, нарушены механизмы самовосстановления и самоочищения, которые свойственны естественным природным системам. Потоки же отходов и загрязнений, образующееся в городах явяются серьезной экологической угрозой для биосферы и человечества(Малхазова, Королева, 2009). Из-за интенсивного использования окружающей среды в хозяйственных целях деятельность человека далеко выходит за пределы территории непосредственной застройки и оказывает влияние на все компоненты природной среды. Для оценки «экстратерриториального использования ресурсов» и измерения нагрузки на окружающую среду в урбоэкологии используется понятие «экологический след» человека (населения), которое обозначает площадь территории, требующей для производства ресурсов для одного человека (жителя города) и утилизации отходов, которые этот человек (житель) производит. Площадь «экологического следа» включает территорию наземных и водных экосистем, которое население использует для удовлетворения своих потребностей при всех формах экономической деятельности. Этот показатель зависит от многих факторов: численности населения, уровня материального благосостояния, продуктивности сельскохозяйственных угодий, сбора урожая, экологичности технологий. Каждый город (и каждый человек) имеет свой экологический след (Малхазова, Королева, 2009). Радиус влияния крупных городов в 50-65 раз больше радиуса самого города (Башкин и др., 2003). Особенно сильное воздействие городская деятельность оказывает на почву, водные ресурсы, воздушную среду и растительный покров. Масштаб антропогенного воздействия определяется величиной города или агломерации, плотность населения и застройки, хозяйственный профиль урбанизированного образования (отрасли промышленности, степень развитости санитарно-курортных функций и т.д.), а также степень сближенности ядер агломераций. (Курбатова и др, 2004, с.33). Относительно богатые жители и города развитых стран оказывают большую нагрузку на территорию, чем жители бедных стран, и разница может быть в 20 и более раз. Совокупный «экологический след» городов разных стран обычно в 200-300 раз больше, чем занимаемые ими площади. Например, в канадском городе Ванкувере (7,7 га на жителя) он в 320 раз больше его площади, в Токио в 1,2 раза больше территории всей Японии. Сходные показатели были получены при анализе экоследов Европы, Азии и Австралии (Малхазова, Королева, 2009). По подсчетом С.М.Малхазовой и Е.Г.Королевой малый непромышленный город (Пущино, Московской области) использует рекреационные ресурсы (сбор цветов, ягод, грибов, охота и рыбалка) на площади в 400-800 раз больше его собственной территории (Экология малого…, 1981, 1987). Крупные города – интенсивные центры потребления, поддерживаемые системами жизнеобеспечения далеко вне их географических границ. Фактически город может занимать лишь десятую долю процента от площади экосистем, которые его «содержат» (Малхазова, Королева, 2009). В городе невозможно полностью обеспечить экологическое равновесие при наличии любого экологического каркаса (Курбатова и др, 2004, с.41).

    Длительное  время города формировались достаточно спонтанно, без научной и планировочной оптимизации производственных , селитебных рекреационных и буферных территорий. Особенно бурный территориальный рост Происходит постепенное «расползание» урбоареалов

    Скученность населения – одна из важных социальных проблем проживания человека в городе. Скученность может являться причиной гормональных нарушений, увеличения конфликтности в семье, на производстве, на транспортных магистралях. Социально-психологические эффекты скученности могут выражаться в чувстве отчуждения , утрате социальной значимости личности, саморазрушении. (Курбатова и др, 2004, с.51)

    Местное изменение температурного, электрического и магнитного полей (физическое загрязнение геологической среды города). Основные причины – транспортные магистрали (вибрационное загрязнение), магистральные теплопроводы и сети горячего водоснабжения (тепловое загрязнение), рельсовый электротранспорт (электрическое поле блуждающих токов), горные породы (радиационное излучение: выделение радона) (Курбатова и др, 2004, с.72-75). Города - антропогенно измененные территории, в которых интенсивно происходит замена естественных биогеоценозов урбо- и агроценозами (Курбатова и др, 2004, с.33). Каждый крупный город имеет особые климатические, геофизические и почвенно-растительные условия (Малхазова, Королева, 2009).

    Уменьшение  альбедо подстилающей поверхности, изменение прозрачности атмосферы и тепловое загрязнение, связанное с промышленными объектами приводит к местному парниковому эффекту и образованию так называемых «островов тепла» (контраст температур составляет 1-3*С). Это снижает в летнее время комфортность пребывания населения на территории города, но при этом повышает ее в зимнее время, а также «смещает» город по своим климатическим характеристикам в сторону более мягкого климата. Для Москвы «смещение» составляет 300-400км (Курбатова и др, 2004, с.110-113).

    Выработка и потребление огромного количества энергии, улично-дорожная сеть и транспортный комплекс, предприятия промышленности, размещаемые на территории городов, являются причиной масштабного воздействия на все компоненты городской среды, в первую очередь – на качество атмосферного воздуха, т.е. превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) различных химических веществ. ВОЗ рекомендует выделять 4 уровня опасности загрязнения воздуха для человека: отсутствие влияния, раздражение, хронические заболевания и острые заболевания. В России применяются 3 вида допустимого уровня загрязнения воздуха: ПДК для рабочих зон (применяются на производствах для разработки средств индивидуальной защиты работающих), ПДК максимально-разовые для населенных мест и ПДК среднесуточные для населенных мест. Для жилой зоны допустимым считается уровень загрязнения, при котором не происходит превышение ПДКм.р. более чем на 20 минут в сутки. Так же существует такой обобщенный показатель, как ИЗА (индекс загрязнения атмосферы), рассчитываемый как сумма концентраций ведущих загрязнителей, нормированных на значения их ПДК. Большинство городов – промышленных центров России имеют высокий и очень высокий уровень загрязнения атмосферы. В 2001 году в Москве на выбросы автотранспорта приходилось около 898 тыс. (тонн 85 процентов суммарных выбросов), при этом обнаруживая тенденцию к увеличению (Курбатова и др, 2004, с.121-128). По словам А.С Курбатовой, в России требования отраслевых стандартов на токсичность отработанных газов автомобилей значительно «мягче» требований даже ЕВРО-1, введенных в 1981. Также одна из проблем, создаваемая автомобильным транспортом – это загрязнение окружающей среды солями реагентов, что приводит к засолению обочин дорог.

Информация о работе Урбоэкология и селитебные территории