Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:54, реферат
Фактически достижение устойчивого развития – сложный и многоэтапный процесс, однако первый этап этого процесса определен: это отказ от нерационального роста потребления природных ресурсов. Однако в современной обстановке растущей конкуренции это сложноосуществимо, особенно если учесть, что современные показатели успешной экономической деятельности – производительность и прибыль.
Введение. Устойчивое развитие
Биосфера
Устойчивость окружающей среды
Хартия Земли
Устойчивый транспорт
Система управления отходами
Водородная энергетика
Устойчивое сельское хозяйство
Различные технологии для внедрения устойчивости
Заключение
Хартия Земли основана на четырех базовых постулатах, включающие в себя шестнадцать принципов:
I. Уважение живого сообщества Земли и забота о нём
1. Уважать Землю и жизнь во всем её многообразии.
2. Заботиться о живом сообществе, относиться к нему с пониманием, состраданием и любовью.
3. Создавать справедливые, открытые для сотрудничества, устойчивые и миролюбивые демократические сообщества.
4. Сохранять богатство
и красоту Земли для
II. Экологическая целостность
5. Защищать и сохранять
целостность экосистем Земли,
уделяя особое внимание
6. Использовать в качестве
лучшего метода защиты
7. Применять такие модели производства, потребления и воспроизводства, которые сохраняют регенеративные возможности Земли, права человека и благополучие сообществ.
8. Развивать исследования
в области экологической
III. Социальная и экономическая справедливость
9. Рассматривать искоренение
нищеты как этический,
10. Следить за тем, чтобы экономическая деятельность и экономические институты на всех уровнях способствовали развитию человека справедливым и устойчивым образом.
11. Поддерживать справедливость
и равенство в отношениях
12. Поддерживать права
всех без исключения людей
на природное и социальное
окружение, поддерживающее
IV. Демократия, ненасилие и мир
13. Укреплять демократические институты на всех уровнях, обеспечивать прозрачность и подотчетность в их управлении, включая участие в принятии решений и доступ к правосудию.
14. Вводить в системы формального и неформального образования знания, ценности и навыки, необходимые для устойчивого развития.
15. Относиться ко всем живым существам с уважением и вниманием.
16. Создавать культуру
толерантности, ненасилия и
Хартия Земли была поддержана
множеством организаций. Согласно 32-ой
генеральной конференции
Первым в мире регионом,
где Хартия Земли была применена
на практике, стала республика Татарстан.
В Дели Хартию Земли преподавали
в школах для создания у молодых
людей устойчивого
Для продвижения Хартии существует
организация Инициатива Хартия Земли.
Официальный представитель
Цели Инициативы Хартии Земли:
Существует молодежная программа
Хартии Земли, представляющая собой
сообщество неправительственных молодежных
организаций и отдельных
УСТОЙЧИВЫЙ ТРАНСПОРТ
Устойчивый транспорт – способ передвижения, позволяющий минимизировать уровень воздействия на окружающую среду. Примерами устойчивого транспорта могут быть велосипедное и пешеходное движение, экологичные автомобили (например, электромобили, гибридные автомобили, совмещающие электродвигатели и двигатели внутреннего сгорания, автомобили на солнечных батареях, совмещающие электродвигатели и солнечные батареи, автомобили на природном газе и т.д.). Однако существующие на данный момент альтернативные технологии, используемые в экологичных автомобилях, несовершенны, так как для производства автомобиля, его деталей и энергии, за счет которой она работает, применяются традиционные технологии и тратятся невозобновляемые ресурсы.
Современные транспортные системы оказывают огромное воздействие на окружающую среду – на них приходится около 25% мирового потребления энергии и выбросов углекислого газа. С каждым годом воазрастают выбросы парниковых газов от транспорта, а также все интенсивнее идет процесс локального загрязнения воздуха в районе городов и крупных автотрасс и образования смога. Традиционное транспортное планирование нацелено на повышение мобильности и выгоды и не учитывает более отдаленные последствия.
Устойчивая транспортная система, согласно определению, данному Советом министров транспорта ЕС – это система, которая:
- Обеспечивает доступность
надежного передвижения
- Доступна по средствам, предоставляет пассажирам выбор между различными видами транспорта.
- Поддерживает уровень выбросов и отходов на уровне возможности природы поглощать их, использует возобновляемые ресурсы на уровне или ниже темпа их восстановления, а невозобновляемые – на уровне развития возобновляемых заменителей, имеет минимальное воздействие на окружающую среду и уровень шума.
Большинство методов устойчивого транспорта появилось задолго до появления этого понятия. Самый устойчивый вид транспорта – пешеходный – появился раньше всех. Первый общественный автобус был изобретен Блезом Паскалем в 1662 году, первый трамвай начал работу в 1807 году, а первые железнодорожные перевозки начались в 1825 году. Велосипед появился в 1860 году и стал единственным видом личного транспорта, доступным для большей части населения Европы до Второй Мировой Войны. В послевоенные годы началось стремительное развитие автотранспорта.
В настоящее время транспортные системы производят около 23% мировых выбросов парниковых газов. Около 95% энергии, потребляемой транспортом, приходится на нефть. Снизить воздействие транспорта возможно путем развития в городах пешеходного и велосипедного транспорта, а также увеличения роли общественного транспорта, особенно электрической железной дороги. Также большое значение имеет транспортное планирование: города, построенные вокруг транспортной системы, имеют наименьшую экологическую устойчивость. Примером подобного города может быть Нью-Йорк. Города, не ориентированные на автотранспортные системы, имеют большую экологическую устойчивость.
В США в связи с разрастанием городов жители все чаще совершают длительные автомобильные поездки, в то время как обитатели традиционных городов, совершая аналогичное количество перемещений, но на более короткие расстояния, чаще ходят пешком или пользуются велосипедным транспортом.
План, принятый Европейской Комиссией в 2009 году, направлен на повышение городской устойчивой мобильности. До 2012 года Комиссия планирует мониторинг транспортной системы и оценку ее состояния, а также оценит необходимость принятия мер. Около 80% ВВП ЕС формируется в городах, следовательно, в городах необходимы эффективные и доступные транспортные системы для поддержания экономики и благосостояния жителей. Программа, сфокусированная на городском транспорте, включает в себя следующие мероприятия: экологичное топливо и автомобили, экологические тропы, велосипедные дорожки, развитие железнодорожного транспорта, запретные зоны для автомобилей (жилые зоны), развитие коллективного пассажирского транспорта, стиль жизни с менее интенсивным использованием автомобиля.
Ниже приведена диаграмма, отражающая
количество выбросов парниковых газов
от транспорта в городах разных стран.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ
Рациональное управление отходами – важнейший шаг в достижении устойчивого развития биосферы. В эту систему входят сбор, транспортировка, переработка, вторичное использование или утилизация мусора, а также контроль всех этих процессов. Необходимо особое внимание к проблеме переработки мусора, поскольку эта проблема имеет не только экологическое, но также и эстетическое значение.
Существует несколько способов утилизации отходов. Самый распространенный способ – образование свалок, то есть захоронение отходов, что является обычной практикой для многих стран.
Свалки обычно располагаются на пустырях или на месте заброшенных карьеров, шахт и котлованов. Правильно спроектированные и грамотно управляемые свалки не наносят ощутимого ущерба окружающей среде, однако большинство свалок не отвечают нормам гигиены и являются угрозой для окружающей среды. Отравляющие вещества со свалок проникают в грунтовые воды, а также загрязняют поверхностные водоемы. Также свалка является местом обитания крыс, насекомых и прочих животных, которые могут являться носителями различных заболеваний. Также на свалках часто обитают бездомные; свалки являются местом мелкого промысла маргинальных элементов, которые ищут в грудах мусора металлолом, стеклотару, макулатуру и иное вторсырье. Еще одна проблема свалок – так называемый свалочный газ, который выделяется при разложении органических отходов. Свалочный газ содержит в своем составе метан и углекислый газ; он имеет резкий неприятный запах, уничтожает растительность и способствует образованию парникового эффекта и так называемых «островов тепла» в районе свалок.
Поскольку большая часть свалок наносит вред окружающей среде, очевидно, что необходимо проведение комплекса мероприятий по их рекультивации. Рекультивация проводится в два этапа: технический и биологический. На техническом этапе исследуется состояния свалки, ее воздействие на окружающую среду и последующая подготовка к целевому исследованию. На биологическом этапе проводятся агротехнические и фитомелиоративные мероприятия для восстановления нарушенных земель.
При невозможности рекультивации свалок проводят мероприятия по улучшению их состояния. Например, все чаще используются резервуары для сбора сточных вод; резервуары делают герметичными, чтобы в них не могли поселиться вредители. Также многие свалки оборудованы специальными вентиляционными системами, оснащенными вытяжками для сбора свалочного газа, который в дальнейшем используется в газовых двигателях для выработки электроэнергии.
Другой распространенный способ утилизации отходов – сжигание мусора, так называемая «термальная обработка». Этот метод является одним из наиболее опасных для окружающей среды, так как при сжигании мусора происходит выброса веществ, загрязняющих окружающую среду. С другой стороны, метод дает возможность вырабатывать тепло, необходимое для электроэнергии.
Под переработкой отходов
подразумевается повторное
Значение вторичной
Для каждого типа сырья
существует своя технология переработки,
а также для разделения отходов
на различные материалы
Вторичное сырье делится на несколько видов: макулатура (к ней относятся бумага, картон, текстиль, газеты), стекло (стеклобой, стеклотара), металлолом (черный, цветной, драгоценный), химикаты, нефтепродукты, электроника (изделия, платы, аккумуляторы, ртутные лампы, провода), пластмассы, резина, древесина, биологические и строительные отходы, сточные воды. Переработка многокомпонентных отходов (различное электрооборудование) затруднительна из-за необходимости их разбора и сепарации.
Органические отходы (растительного, пищевого происхождения, макулатура) чаще всего подвергают биологическому компостированию и перегниванию, в результате получается биологическое вещество, которое в дальнейшем можно использовать в сельском хозяйстве или садоводстве в качестве удобрений. Также выделяющийся при перегнивании газ можно использовать в газовых двигателях для выработки электроэнергии.