Устойчивое развитие биосферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:54, реферат

Описание работы

Фактически достижение устойчивого развития – сложный и многоэтапный процесс, однако первый этап этого процесса определен: это отказ от нерационального роста потребления природных ресурсов. Однако в современной обстановке растущей конкуренции это сложноосуществимо, особенно если учесть, что современные показатели успешной экономической деятельности – производительность и прибыль.

Содержание работы

Введение. Устойчивое развитие
Биосфера
Устойчивость окружающей среды
Хартия Земли
Устойчивый транспорт
Система управления отходами
Водородная энергетика
Устойчивое сельское хозяйство
Различные технологии для внедрения устойчивости
Заключение

Файлы: 1 файл

Ustoychivoe_razvitie_biosfery.docx

— 188.37 Кб (Скачать файл)

Хартия Земли основана на четырех  базовых постулатах, включающие в себя шестнадцать принципов:

I. Уважение живого  сообщества Земли и забота  о нём

1. Уважать Землю и жизнь  во всем её многообразии.

2. Заботиться о живом  сообществе, относиться к нему  с пониманием, состраданием и  любовью.

3. Создавать справедливые, открытые для сотрудничества, устойчивые  и миролюбивые демократические  сообщества.

4. Сохранять богатство  и красоту Земли для настоящего  и будущих поколений.

II. Экологическая  целостность

5. Защищать и сохранять  целостность экосистем Земли,  уделяя особое внимание биологическому  разнообразию и природным процессам  поддержания жизни.

6. Использовать в качестве  лучшего метода защиты окружающей  среды стратегию «предотвращения  вреда», а при недостатке информации  — стратегию «предосторожности».

7. Применять такие модели  производства, потребления и воспроизводства, которые сохраняют регенеративные возможности Земли, права человека и благополучие сообществ.

8. Развивать исследования  в области экологической устойчивости  и осуществлять открытый обмен  информацией и ее повсеместное  применение на практике.

III. Социальная  и экономическая справедливость

9. Рассматривать искоренение  нищеты как этический, социальный  и экологический императив.

10. Следить за тем, чтобы  экономическая деятельность и  экономические институты на всех уровнях способствовали развитию человека справедливым и устойчивым образом.

11. Поддерживать справедливость  и равенство в отношениях между  полами как предпосылку устойчивого  развития и обеспечить всеобщий  доступ к образованию, здравоохранению  и возможностям экономического процветания.

12. Поддерживать права  всех без исключения людей  на природное и социальное  окружение, поддерживающее человеческое  достоинство, здоровье и духовное  благополучие, уделяя особое внимание  правам коренных народов и различных меньшинств.

IV. Демократия, ненасилие  и мир

13. Укреплять демократические  институты на всех уровнях,  обеспечивать прозрачность и подотчетность в их управлении, включая участие в принятии решений и доступ к правосудию.

14. Вводить в системы  формального и неформального  образования знания, ценности и  навыки, необходимые для устойчивого  развития.

15. Относиться ко всем  живым существам с уважением  и вниманием.

16. Создавать культуру  толерантности, ненасилия и мира.

 

Хартия Земли была поддержана множеством организаций. Согласно 32-ой генеральной конференции ЮНЕСКО, Хартия Земли признана важный этическим документом, освещающим вопросы устойчивого развития, а также подтверждаются намерение государств-членов ЮНЕСКО использовать Хартию Земли как инструмент образования. Более того,  было высказано предложение изучения вопроса о применении видения и принципов Хартии на практике в программах ЮНЕСКО. На форуме тысячелетия ООН рекомендовал правительствам одобрить Хартию Земли на Генеральной Ассамблее в целях обеспечения безопасности окружающей среды.

Первым в мире регионом, где Хартия Земли была применена  на практике, стала республика Татарстан. В Дели Хартию Земли преподавали  в школах для создания у молодых  людей устойчивого мировоззрения.

Для продвижения Хартии существует организация Инициатива Хартия Земли. Официальный представитель Международной  инициативы «Хартия Земли» в России — Общероссийская общественная организация "Центр экологической политики и культуры".

Цели Инициативы Хартии Земли:

  1. Повышать осведомленность о Хартии Земли и способности понимания ее значения.
  2. Обеспечить признание и поддержку Хартии организациями и отдельными лицами.
  3. Способствовать использованию хартии в качестве этического руководства.
  4. Способствовать использованию Хартии в качестве образовательного пособия.

Существует молодежная программа  Хартии Земли, представляющая собой  сообщество неправительственных молодежных организаций и отдельных активистов, разделяющих взгляды Хартии Земли.  

УСТОЙЧИВЫЙ ТРАНСПОРТ

 

Устойчивый транспорт  – способ передвижения, позволяющий минимизировать уровень воздействия на окружающую среду. Примерами устойчивого транспорта могут быть велосипедное и пешеходное движение, экологичные автомобили (например, электромобили, гибридные автомобили, совмещающие электродвигатели и двигатели внутреннего сгорания, автомобили на солнечных батареях, совмещающие электродвигатели и солнечные батареи, автомобили на природном газе и т.д.). Однако существующие на данный момент альтернативные технологии, используемые в экологичных автомобилях, несовершенны, так как для производства автомобиля, его деталей и энергии, за счет которой она работает, применяются традиционные технологии и тратятся невозобновляемые ресурсы.

Современные транспортные системы  оказывают огромное воздействие  на окружающую среду – на них  приходится около 25% мирового потребления  энергии и выбросов углекислого  газа. С каждым годом воазрастают выбросы парниковых газов от транспорта, а также все интенсивнее идет процесс локального загрязнения воздуха в районе городов и крупных автотрасс и образования смога. Традиционное транспортное планирование нацелено на повышение мобильности и выгоды и не учитывает более отдаленные последствия.

Устойчивая транспортная система, согласно определению, данному  Советом министров транспорта ЕС – это система, которая:

- Обеспечивает доступность  надежного передвижения общества, не нанося при этом вреда человеческому здоровью и окружающей среде.

- Доступна по средствам, предоставляет пассажирам выбор между различными видами транспорта.

- Поддерживает уровень  выбросов и отходов на уровне  возможности природы поглощать их, использует возобновляемые ресурсы на уровне или ниже темпа их восстановления, а невозобновляемые – на уровне развития возобновляемых заменителей, имеет минимальное воздействие на окружающую среду и уровень шума.

 

Большинство методов устойчивого транспорта появилось задолго до появления этого понятия. Самый устойчивый вид транспорта – пешеходный – появился раньше всех. Первый общественный автобус был изобретен Блезом Паскалем в 1662 году, первый трамвай начал работу в 1807 году, а первые железнодорожные перевозки начались в 1825 году. Велосипед появился в 1860 году и стал единственным видом личного транспорта, доступным для большей части населения Европы до Второй Мировой Войны. В послевоенные годы началось стремительное развитие автотранспорта.

В настоящее время транспортные системы производят около 23% мировых  выбросов парниковых газов. Около 95% энергии, потребляемой транспортом, приходится на нефть. Снизить воздействие транспорта возможно путем развития в городах пешеходного и велосипедного транспорта, а также увеличения роли общественного транспорта, особенно электрической железной дороги. Также большое значение имеет транспортное планирование: города, построенные вокруг транспортной системы, имеют наименьшую экологическую устойчивость. Примером подобного города может быть Нью-Йорк. Города, не ориентированные на автотранспортные системы, имеют большую экологическую устойчивость.

В США в связи с разрастанием городов жители все чаще совершают  длительные автомобильные поездки, в то время как обитатели традиционных городов, совершая аналогичное количество перемещений, но на более короткие расстояния, чаще ходят пешком или пользуются велосипедным транспортом.

План, принятый Европейской  Комиссией в 2009 году, направлен на повышение городской устойчивой мобильности. До 2012 года Комиссия планирует мониторинг транспортной системы и оценку ее состояния, а также оценит необходимость принятия мер. Около 80% ВВП  ЕС формируется в городах, следовательно, в городах необходимы эффективные и доступные транспортные системы для поддержания экономики и благосостояния жителей. Программа, сфокусированная на городском транспорте, включает в себя следующие мероприятия: экологичное топливо и автомобили, экологические тропы, велосипедные дорожки, развитие железнодорожного транспорта, запретные зоны для автомобилей (жилые зоны), развитие коллективного пассажирского транспорта, стиль жизни с менее интенсивным использованием автомобиля.

Ниже приведена диаграмма, отражающая количество выбросов парниковых газов  от транспорта в городах разных стран. 

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ

 

Рациональное управление отходами – важнейший шаг в  достижении устойчивого развития биосферы. В эту систему входят сбор, транспортировка, переработка, вторичное использование или утилизация мусора, а также контроль всех этих процессов. Необходимо особое внимание к проблеме переработки мусора, поскольку эта проблема имеет не только экологическое, но также и эстетическое значение.

Существует несколько  способов утилизации отходов. Самый  распространенный способ – образование свалок, то есть захоронение отходов, что является обычной практикой для многих стран.

Свалки обычно располагаются  на пустырях или на месте заброшенных  карьеров, шахт и котлованов. Правильно  спроектированные и грамотно управляемые  свалки не наносят ощутимого ущерба окружающей среде, однако большинство свалок не отвечают нормам гигиены и являются угрозой для окружающей среды. Отравляющие вещества со свалок проникают в грунтовые воды, а также загрязняют поверхностные водоемы. Также свалка является местом обитания крыс, насекомых и прочих животных, которые могут являться носителями различных заболеваний. Также на свалках часто обитают бездомные; свалки являются местом мелкого промысла маргинальных элементов, которые ищут в грудах мусора металлолом, стеклотару, макулатуру и иное вторсырье. Еще одна проблема свалок – так называемый свалочный газ, который выделяется при разложении органических отходов. Свалочный газ содержит в своем составе метан и углекислый газ; он имеет резкий неприятный запах, уничтожает растительность и способствует образованию парникового эффекта и так называемых «островов тепла» в районе свалок.

Поскольку большая часть  свалок наносит вред окружающей среде, очевидно, что необходимо проведение комплекса мероприятий по их рекультивации. Рекультивация проводится в два этапа: технический и биологический. На техническом этапе исследуется состояния свалки, ее воздействие на окружающую среду и последующая подготовка к целевому исследованию. На биологическом этапе проводятся агротехнические и фитомелиоративные мероприятия для восстановления нарушенных земель.

При невозможности рекультивации  свалок проводят мероприятия по улучшению  их состояния. Например, все чаще используются резервуары для сбора сточных вод; резервуары делают герметичными, чтобы в них не могли поселиться вредители. Также многие свалки оборудованы специальными вентиляционными системами, оснащенными вытяжками для сбора свалочного газа, который в дальнейшем используется в газовых двигателях для выработки электроэнергии.

Другой распространенный способ утилизации отходов – сжигание мусора, так называемая «термальная  обработка». Этот метод является одним  из наиболее опасных для окружающей среды, так как при сжигании мусора происходит выброса веществ, загрязняющих окружающую среду. С другой стороны, метод дает возможность вырабатывать тепло, необходимое для электроэнергии.

Под переработкой отходов  подразумевается повторное использование  или возвращение в оборот отходов  производства или мусора. Чаще всего  переработке и вторичному и третичному использованию подвергаются такие материалы как бумага, стекло, алюминий, железо, ткани и различные виды пластика. Международным символом вторичной переработки является стилизованная лента Мёбиуса.

Значение вторичной переработки  необычайно велико, так как многие ресурсы на Земле ограничены или не могут быть быстро восполнены. Попав в окружающую среду, многие материалы, которые могут быть подвержены вторичной переработке с последующим использованием, становятся загрязнителями. А также отходы и неиспользуемые более по назначению изделия часто являются более дешевым источником материалов, чем природные источники.

Для каждого типа сырья  существует своя технология переработки, а также для разделения отходов  на различные материалы используются различные виды сепарации.

Вторичное сырье делится  на несколько видов: макулатура (к  ней относятся бумага, картон, текстиль, газеты), стекло (стеклобой, стеклотара), металлолом (черный, цветной, драгоценный), химикаты, нефтепродукты, электроника (изделия, платы, аккумуляторы, ртутные лампы, провода), пластмассы, резина, древесина, биологические и строительные отходы, сточные воды. Переработка многокомпонентных отходов (различное электрооборудование) затруднительна из-за необходимости их разбора и сепарации.

Органические отходы (растительного, пищевого происхождения, макулатура) чаще всего подвергают биологическому компостированию и перегниванию, в результате получается биологическое вещество, которое в дальнейшем можно использовать в сельском хозяйстве или садоводстве в качестве удобрений. Также выделяющийся при перегнивании газ можно использовать в газовых двигателях для выработки электроэнергии.

Информация о работе Устойчивое развитие биосферы