Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 22:18, реферат
Описание работы
Виды экологической экспертизы определяются непосредственно в законодательстве. И Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», и Федеральный закон «Об экологической экспертизе» устанавливают, что в России осуществляются государственная и общественная экологическая экспертизы. Проведение экспертизы таких видов имеет юридически значимый характер.
Участие общественных организаций
(объединений) в экологической экспертизе
регулируется гл. IV рассматриваемого Федерального
закона. Оно осуществляется в разных формах,
представляя собой участие в подготовке
и принятии экологически значимых хозяйственных
и иных решений.
Принцип ответственности
участников экологической экспертизы
и заинтересованных лиц за организацию, проведение,
качество экологической экспертизы адресован,
видимо, в основном участникам государственной
экологической экспертизы. Он означает,
что в случае невыполнения ими требований
организации и проведения экспертизы,
они будут нести ответственность, предусмотренную
действующим законодательством.
Что касается практики соблюдения
названных принципов при организации
и проведении экологической экспертизы,
то их нарушения имеют место. К примеру,
при проведении государственной экологической
экспертизы материалов технико-экономического
обоснования (ТЭО) проектирования и строительства
высокоскоростной пассажирской железнодорожной
магистрали (ВСМ) Санкт-Петербург – Москва
были нарушены принципы независимости
экспертов экологической экспертизы и
законности заключений экологической
экспертизы. Заключение по ней было обжаловано
в Генеральную прокуратуру РФ.
В результате прокурорской
проверки установлено, что при проведении
экспертизы действительно были нарушены
принципы законности ее выводов, независимости.
Подтверждены факты психологического
давления на членов экспертной комиссии
со стороны разработчиков ТЭО и представителей
Российского акционерного общества ВСМ
при проведении экспертизы, подписании
группового и сводного экспертных заключений.
Следствием выявления этих нарушений
явилось лишь поручение Минприроды России
принять меры по надлежащему оформлению
сводного заключения по ТЭО строительства
ВСМ.
Нельзя не обратить внимание
на неадекватность позиции Генпрокуратуры
результатам проведенной проверки. Ею
выявлены нарушения принципов законности
выводов экспертизы, независимости –
важнейших принципов проведения государственной
экологической экспертизы. Установлены
факты психологического давления на членов
экспертной комиссии. Нарушение законности
имело место не только при проведении
экспертизы, но и в деятельности РАО ВСМ
при выполнении им разных работ, связанных
с этим проектом. Эти нарушения указывались
в Сводном заключении государственной
экологической экспертизы. Так, например,
в соответствии со ст. 29 Земельного кодекса
РСФСР изъятия предварительно согласованных
участков земли и предоставление их для
строительства осуществляются после утверждения
проекта. Между тем изъятия и предоставления
участков уже произведены, выданы свидетельства
на бессрочное пользование РАО ВСМ значительной
частью полосы отвода под магистраль.
Генпрокуратура осталась безучастной
к этим фактам и тем самым не вполне реализовала
свои полномочия по устранению нарушений
законности в соответствии с Федеральным
законом от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре»*.