Виды ответственности, применяемой за экологические правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:16, контрольная работа

Описание работы

Особенность применения юридической ответственности за экологические правонарушения заключается в том, что нормы экологического законодательства являются отсылочными и предусматривают в большинстве случаев лишь перечни правонарушений применительно к отдельным видам природных ресурсов, а конкретные санкции за них установлены в других отраслях законодательства (уголовного, административного, гражданского и др.)
Юридическая ответственность за экологические правонарушения выполняет четыре основные функции:
» превентивную – предупреждение новых экологических правонарушений;
» стимулирующую к соблюдению экологических норм;
» компенсационную – возмещение вреда окружающей среде и здоровью человека;
» карательную – наказание лица, совершившего экологическое правонарушение.

Содержание работы

Виды ответственности, применяемой за экологические правонарушения…………………………………………………………3
Понятие, цели и порядок проведения экологической экспертизы….11
Право землепользования, виды землепользования………………….16
Список литературы……………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

 Требования об ограничении,  приостановлении или прекращении  деятельности юридических и физических  лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие, цели и порядок проведения экологической  экспертизы.

Одним из решающих факторов обеспечения охраны окружающей среды является экологическая экспертиза, проводимая в стране более десяти лет. “Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы”. Ее цель — предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду. Регулирование этих отношений осуществляется Федеральным законом "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. 
Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид экологического контроля, она имеет чисто предупредительное значение, ибо, как правило, совершается до начала эколого-вредной деятельности, а также она выступает гарантом выполнения эколого-правовых предписаний. Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества. 
Цель экологической экспертизы — обеспечить предупреждение вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества, задача — оценить степень экологического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека.

 

 

Организация и  проведение экологической экспертизы.

Эколого-экспертный процесс включает пять стадий:  
 
- назначение экспертизы; 

- сбор, обобщение, оценку информации; 

- формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общественности;  
- представление заключения экспертизы и утверждение его руководителем компетентного органа; 

- разрешение споров.

 
Назначение экспертизы зависит от ее вида. Государственная экологическая экспертиза назначается специально уполномоченным на то органом государства в области охраны окружающей природной среды — в данном случае Минприроды России и его территориальными органами. Непосредственно Минприроды назначает экспертизу по объектам и мероприятиям федерального уровня, а также другим объектам, если затрагиваются интересы двух и более субъектов Федерации. Минприроды организует экологическую экспертизу, обосновывающую объявление территорий зонами экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. По остальным проектам строительства, реконструкции, расширения, ликвидации объектов хозяйственной деятельности и иной деятельности экспертные комиссии создаются в территориальных органах охраны окружающей природной среды. Причем республиканские, краевые, областные органы охраны окружающей природной среды назначают государственную экологическую экспертизу по объектам, связанным с ресурсами республиканского, краевого, областного значения, а районные, городские органы — муниципальными природными ресурсами. 
 
В зависимости от объема и характера экспертной деятельности проведение экспертизы поручается экспертной комиссии, состав которой утверждается приказом по Минприроды или научно-исследовательскому учреждению (в том числе высшему учебному заведению по профилю). Экспертиза может быть поручена и отдельному специалисту, если это вытекает из объема и качества выполняемой работы. 
В составе представляемых на экспертизу материалов должны быть: оценка воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности (ОВОС); положительные заключения и согласования органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления; материалы обсуждений объекта с гражданами и общественными объединениями. 
Оплата экспертизы осуществляется со стороны заказчиков документации. Срок экспертизы определяется сложностью объекта, но не должен превышать шести месяцев. 
Применительно к заказчику закон говорит о его праве проведения экспертизы и обязанности ее организации. Министерство и его территориальные органы и подразделений призваны заниматься организацией экспертизы, проведение же ее ложится на специалистов — ученых и практиков, не связанных с управленческой деятельностью. 
 
Что касается общественной либо научной экспертизы, то их организация и проведение не требует каких-либо особых установлений. Такого рода экспертные проверки проводятся по инициативе общественных объединений, институтов, отдельных кафедр или ученых.  
Организация и проведение различных экспертиз: 
- государственная экологическая экспертиза назначается специально уполномоченным органом государства в области охраны окружающей природной среды. Ее выводы обладают силой надведомственного документа, обязательного к исполнению. 

- ведомственная экологическая экспертиза проводится по приказу соответствующего министерства, ведомства. Ее результаты сохраняют силу внутри соответствующей ведомственной структуры, если не противоречат выводам государственной экологической экспертизы. 

- общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе общественных объединений и проводится негосударственными структурами. Ее заключения имеют значение рекомендаций. 

-научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений, высших учебных заведений или по инициативе научных коллективов и отдельных ученых.

Основная задача экспертной комиссии состоит в сборе, обобщении и оценке информации. По ряду объектов экспертизы представление  подобного рода экологической информации вменяется в обязанность потребителя. Что касается экологически особо опасных видов хозяйственной деятельности, на ее экспертизу должны быть представлены материалы, которые в пакете называются  «заявлением об экологических последствиях». 
Заявление — документ о гарантиях выполнения мер по обеспечению экологической безопасности. В этом документе должны быть обязательно отражены два обстоятельства: последствия воздействия на окружающую природную среду с учетом степени экологического риска; и меры потребителя по нейтрализации экологически вредных последствий, оздоровлению и воспроизводству окружающей природной среды. Задача экспертов состоит в проверке правильности и научной обоснованности содержания данного документа. Предварительное заключение экспертной комиссии, подготовленное и подписанное комиссией, доводится до сведения населения, общественных объединений, заинтересованных в проекте. Закон РФ об охране окружающей природной среды (ст. 41) допускает в необходимых случаях при размещении объектов, затрагивающих экологические интересы населения, принимать решение по результатам обсуждения или референдума.

Заключение  экспертной комиссии по экологической  экспертизе утверждается руководителем компетентного государственного органа специальной компетенции — министром, заместителем министра по охране окружающей среды и природных ресурсов, председателем комитета, его заместителем края, области, города, района. Член экспертной комиссии, не согласный с общей оценкой, как обычно в таких случаях, излагает собственное мнение. С утверждением заключения экспертной комиссии выводы экологической экспертизы приобретают юридическую силу. Они становятся обязательными для всех участников экологических отношений. 
Лица и организации, не согласные с заключением экспертной комиссии, вправе обратиться с жалобой в тот орган, который назначил экспертизу, в вышестоящий орган, прокуратуру, народный или арбитражный суд. Административный орган, согласившись с жалобой, может отменить заключение экспертизы, одновременно назначив повторную экологическую экспертизу. Народный или арбитражный суд по иску заинтересованной стороны вправе признать заключение экологической экспертизы недействительным, если усмотрит в нем нарушение действующего законодательства о порядке назначения и проведения государственной экологической экспертизы. По тем же основаниям прокурор в суде или арбитражном суде выражает администрации, принявшей решение, протест, предусматривающий отмену незаконно принятого заключения по экологической экспертизе.

 

 

Право землепользования, виды землепользования.

Все рассмотренные  права на земельные участки приобретаются в конечном счете для того, чтобы использовать землю для удовлетворения хозяйственных и иных потребностей. Поэтому важнейшим институтом земельного права является право землепользования как система правовых норм, регулирующих общественные отношения по использованию земель. В субъективном смысле право землепользования - это совокупность прав и обязанностей субъекта в отношении приобретенного им земельного участка.

Субъектами права землепользования являются граждане и юридические лица, а его объектами - земельные участки, обособленные в результате отвода земель в натуре и его юридического оформления.

Праву землепользования присущ целевой и платный характер.

Целевое назначение земельного участка (для крестьянского хозяйства, садоводства, предпринимательской деятельности, жилищного строительства и т. д.) фиксируется в документах, удостоверяющих права на землю, и должно соблюдаться землепользователем. Законодательство устанавливает санкции за нарушение принципа целевого использования земель вплоть до изъятия земель.

Требования, связанные  с соблюдением целевого назначения земель, предусмотрены законом и при совершении сделок с земельными участками. Так, не допускается изменение целевого назначения земель при их купле-продаже, а продажа земель, используемых в сельском хозяйстве, с изменением их целевого назначения, производится только по решению органов исполнительной власти субъектов РФ.

Принцип платности природопользования применительно к землям реализуется в нескольких основных формах. Закон РФ «О плате за землю» устанавливает три формы платы за землю: земельный налог, арендная плата, и нормативная цена земли.

Собственники  земель, землевладельцы и землепользователи облагаются земельным налогом. Право устанавливать его минимальные ставки предоставлено органам власти субъектов РФ. Ставки определяются в рублях за единицу земельной площади и зависят от категории земель и их местоположения.

Арендаторы земель должны платить арендную плату. Размер, условия и сроки ее внесения предусматриваются договором между арендатором и арендодателем. При сдаче в аренду государственных и муниципальных земель органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы.

Нормативная цена земли характеризует стоимость  земельных участков и устанавливается  для обеспечения экономического регулирования земельных отношений, участия земель в гражданском обороте: при предоставлении земель в собственность, совершении гражданско-правовых сделок с землей, при переходе земель по наследству, получении банковского кредита под залог земельного участка, в качестве начальной цены при продаже земель с торгов и др.

Нормативная цена земли определяется ежегодно по оценочным зонам, административным районам, поселениям и их группам в кратных размерах к ставкам земельного налога на единицу земельной площади. При этом органы исполнительной власти могут устанавливать повышающие коэффициенты к размеру нормативной цены земли (не более 75% уровня рыночных цен), а также изменять (повышать или понижать) нормативную цену, но не более, чем на 25%*.

Содержание  права землепользования субъектов рассмотренных выше земельных прав (собственности, постоянного пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды) составляют их конкретные права и обязанности по использованию земельного участка.

В зависимости  от целевого назначения участка собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы имеют право:

- самостоятельно хозяйствовать на земле;

- использовать  в установленном порядке для  нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды;

- возводить  жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;

- собственности  на посевы и посадки сельскохозяйственных  культур и насаждений;

- в установленном  порядке производить оросительные, осушительные и другие мелиоративные  работы, строить пруды и иные  водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков;

- на компенсацию  вложенных затрат на повышение  плодородия почв при добровольном  отказе от земельного участка  и на возмещение убытков в  случае изъятия земельного участка  для государственных или муниципальных нужд.

Наряду с  правами указанные субъекты несут обязанности:

- эффективно  использовать землю в соответствии  с ее целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

- осуществлять  комплекс мер по охране земель  в соответствии с земельным законодательством;

- своевременно  вносить плату за землю;

- не нарушать  прав других субъектов земельных отношений, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;

- своевременно  представлять в соответствующие  государственные органы установленные законом сведения о состоянии и использовании земель;

- вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными правилами и по согласованию с заинтересованными государственными органами.

Виды землепользования.

1. Самым распространенным  видом землепользования на сегодняшний  день остается аренда (ст.22 Земельного кодекса РФ). Земельные участки могут предоставляться как в краткосрочную (сроком до 5 лет), так и в долгосрочную аренду (сроком до 49 лет) на основании договора аренды. Кроме того, возможно заключение договора аренды с правом выкупа земли (ст. 624 Гражданского кодекса РФ). При заключении такого договора сторонами предусматривается переход земли в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены. Арендатор земельного участка имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления (ст. 615 ГК РФ, п. 7 ст. 22 Земельного кодекса РФ). На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков.

До введения в действие нового Земельного кодекса  РФ граждане могли иметь землю  на праве пожизненного наследуемого владения. Такая земля находиться в государственной или муниципальной  собственности. Если право пожизненного наследуемого владения было приобретено ими до вступления в силу Земельного кодекса, оно сохраняется. После введения в действие Кодекса данный вид землепользования не предоставляется. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, кроме перехода прав на участок по наследству. Соответственно, государственная регистрация перехода указанного права проводиться на основании свидетельства о праве на наследство. Граждане могут приобрести такие земельные участки в собственность (ст. 265-267 ГК РФ, ст. 21 Земельного кодекса).  

Еще один вид  землепользования - постоянное (бессрочное) пользование земельными участками, предусмотренное статьями 268-270 ГК РФ и ст. 20 Земельного кодекса. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. После введения в действие Земельного кодекса РФ земельные участки в данный вид землепользования гражданам не предоставляются. Граждане, которым земля была предоставлена в данное право до вступления в силу нового Земельного кодекса, и юридические лица не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Статьей 24 Земельного кодекса РФ предусмотрено такое  право на земельный участок как  безвозмездное срочное (временное) пользование земельными участками (для социально-значимых объектов). Земельные участки в этом случае выделяются:

  • юридическим лицам из государственных или муниципальных земель на срок не более одного года;
  • из земель частного земельного фонда гражданам и юридическим лицам на основании договора;
  • из земель организаций гражданам в виде служебного надела.
 

Информация о работе Виды ответственности, применяемой за экологические правонарушения