Виды платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 14:57, реферат
Описание работы
После вступления в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту — НК РФ) возникает много вопросов, касающихся платежей за загрязнение природной среды. Это связано с тем, что в ст. 13 "Федеральные налоги и сборы" части первой НК РФ указан экологический налог (то есть приводится другое название платежа). Вторая же часть НК РФ (глава 42), которая устанавливает порядок расчета данного налога и определяет круг плательщиков, пока еще не принята. Поэтому основное внимание уделим следующим вопросам.
Содержание работы
1.Введение. 2. О правомерности взимания платежей 3. Виды платежей и порядок определения их размеров. 4. О применении коэффициентов индексации платежей. 5. Об особенностях уплаты платежей отдельными категориями налогоплательщиков 6. Льготы по платежам 7. Список использованной литературы
3.
Методические указания по расчету
платы за неорганизованный сброс
загрязняющих веществ в водные
объекты, утвержденные Госкомэкологии
России 29.12.98. В них содержится порядок
расчета платы за сброс загрязняющих веществ
в водные объекты, а также приравненный
к ним сброс на рельеф местности, поля
фильтрации и земледельческие поля орошения,
в специальные водоотводящие устройства
(сбросные и дренажные каналы) в составе
сточных дождевых, талых и поливочных
вод (это собственно и относится к неорганизованному
сбросу загрязняющих веществ) с площади
территории природопользователей в зависимости
от функционального ее использования:
промышленно-урбанизированные территории;
сельскохозяйственные территории производственного
назначения (без сельскохозяйственных
угодий и площадей под жилым фондом и приусадебными
участками); эродированные и эрозионно-опасные
земли сельскохозяйственного назначения;
площади рубок леса главного пользования.
4. Об особенностях
уплаты платежей отдельными категориями
налогоплательщиков
В
соответствии с действующими нормативными
актами платежи за загрязнение природной
среды вносятся природопользователями
в экологические фонды и федеральный бюджет
ежеквартально.
Ответственность
за правильность расчета платежей и своевременность
их внесения возложена на природопользователей.
Возникает
много вопросов о том, вносят ли физические
лица (индивидуальные предприниматели
без образования юридического лица) платежи
за загрязнение природной среды в бюджет
и экологические фонды, а также должны
ли платить их организации, перешедшие
на упрощенную систему налогообложения
или уплату единого налога?
Следует
иметь в виду, что в соответствии с Законом
РСФСР от 19.12.91 № 2060-1 "Об охране окружающей
природной среды" и разработанным на
его основе Порядком направления 10 % платы
за загрязнение окружающей природной
среды в доход федерального бюджета Российской
Федерации предусмотрено, что указанные
платежи в доход бюджета вносят только
предприятия, учреждения и организации,
а также иностранные юридические и физические
лица. Иными словами, введение Гражданским
кодексом Российской Федерации такого
понятия, как "индивидуальный предприниматель
без образования юридического лица"
не соответствует в этой части некоторым
ныне действующим законам в сфере налогов
и платежей (в данном случае Закону РСФСР
"Об охране окружающей природной среды")
и, следовательно, до внесения соответствующих
изменений оснований для уплаты этой категорией
налогоплательщиков указанных платежей
не имеется.
В
связи с введением упрощенной системы
налогообложения и единого налога на вмененный
доход для определенных видов деятельности
часто возникает вопрос о том, должны ли
предприятия, перешедшие на указанные
системы налогообложения, вносить экологические
платежи.
Разъясняем,
что предприятия, перешедшие на упрощенную
систему налогообложения в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ
"Об упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства", не вносят плату
за загрязнение природной среды, так как
данные платежи не указаны в перечне налогов
и других обязательных платежей, для которых
сохранен действующий порядок уплаты
(п. 2 ст. 1 Закона).
Аналогичное
положение и с Федеральным законом от
31.07.98 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный
доход для определенных видов деятельности".
В ст. 1 этого Закона перечислены девять
конкретных видов налогов, которые вносятся
и после введения вмененного налога. Среди
них платежей за загрязнение природной
среды нет.
Другой
вопрос связан с особенностями исчисления
платы при аварийных выбросах и сбросах
загрязняющих веществ. В этом случае ведутся
две формы расчета по платежам. В первой
рассчитывается вся масса аварийного
выброса (сброса) по 5-кратному коэффициенту,
так как этот выброс превышает, как правило,
все установленные лимиты и нормативы.
Во второй рассчитывается сумма ущерба,
нанесенного многим видам природных ресурсов.
В связи с этим приходится применять различные
методы определения степени загрязнения
и ущерба, нанесенного почвенному слою,
водным ресурсам, животному миру. При этом
возникает вопрос: какими основными нормативными
актами (методиками определения ущерба
и т. п.) следует руководствоваться при
организации и проведении мероприятий
по определению ущерба природной среде?
При
организации данных работ рекомендуется
использовать приказ Госкомэкологии России
от 23.07.98 № 448, которым утвержден Перечень
нормативных правовых документов, рекомендуемых
к использованию при оценке и возмещении
вреда, нанесенного окружающей природной
среде в результате экологических правонарушений.
В этом документе приводятся, в частности,
конкретные методики исчисления ущерба
животному миру (в том числе рыбному хозяйству),
земле и другим природным объектам.
При
этом следует иметь в виду, что суммы средств
в виде финансовых санкций за нарушения
природоохранного законодательства поступают
в соответствии со ст. 21 Закона РСФСР "Об
охране окружающей природной среды"
только в государственные экологические
фонды, что отражено также в Порядке направления
предприятиями, учреждениями, организациями,
гражданами, иностранными юридическими
лицами и гражданами средств в государственные
внебюджетные экологические фонды.
Отдельно
следует рассмотреть вопрос о соотнесении
платы за объем сточных вод, сбрасываемых
в водные объекты, установленной Федеральным
законом от 06.05.98 № 71-ФЗ "О плате за пользование
водными объектами", с платежом за сброс
загрязняющих веществ в водные объекты,
который является составной частью экологических
платежей. Многие организации убеждены
в том, что здесь имеется одна налогооблагаемая
база и в этом случае водопользователи
должны уплачивать какой-либо один вид
платы.
Однако
различие этих двух видов платежей состоит
в объектах налогообложения и, соответственно,
поэтому применяются иные подходы к установлению
ставок платы. Ставки по экологическим
платежам определяются отдельно по каждому
ингредиенту загрязняющего вещества,
сбрасываемого в водные объекты (см. "Базовые
нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих
веществ в окружающую природную среду
и размещение отходов"). Данные платежи
вносятся независимо от того, осуществляется
сброс загрязняющих веществ в пределах
установленных лимитов или сверх них.
При расчете платежей за сброс различных
сточных вод в водные объекты, предусмотренных
Федеральным законом от 06.05.98 № 71-ФЗ "О
порядке исчисления и внесения в бюджет
платы за пользование водными объектами",
и инструкцией Госналогслужбы России
от 12.08.98 № 46, учитывается только сам объем
этих вод независимо от количества тех
или иных загрязняющих веществ в них. Концентрация
вредных веществ учитывается только в
случае сброса дренажных, шахтных и карьерных
вод. А именно: если концентрация вредных
веществ в них не превышает концентрацию
таких веществ в водоприемнике, плата
не взимается (см. п. 6 данной Инструкции).
Следует
также отметить, что в указанных выше Инструктивно-методических
указаниях по взиманию платы за загрязнение
окружающей природной среды приведены
примеры расчета платы за негативное воздействие
на водные ресурсы только в случае сбросов
загрязняющих веществ в поверхностные
и подземные водные объекты.
При
расчете платы за другие виды вредного
воздействия на эти объекты, в частности
при производстве различных работ на акватории
водных объектов, следует руководствоваться
уже указанным выше Временным порядком
расчета платы за загрязнение акваторий
водных объектов, являющихся федеральной
собственностью Российской Федерации
(исключая подземные водные объекты), при
производстве работ, связанных с перемещением
и изъятием донных грунтов, добычей нерудных
материалов из подводных карьеров и захоронением
грунтов в подводных отвалах.
Этот
порядок, утвержденный Госкомэкологии
России 04.06.97, согласованный с Минэкономики
России, Минфином России и МПР России и
зарегистрированный в Минюсте России
17.07.97 № 1354, действует на территории Российской
Федерации с 1997 года до 2000 года и распространяется
на предприятия, учреждения, организации
независимо от форм собственности и ведомственной
принадлежности, а также на иностранных
юридических лиц, осуществляющих соответствующее
использование водных объектов федеральной
собственности.
Порядок
предусматривает взимание платы за следующие
виды вредного воздействия на водные объекты:
загрязнение воды взвешенными веществами;
химическое загрязнение воды; химическое
загрязнение донных осадков. Расчет и
взимание платежей за загрязнение акваторий
водных объектов федеральной собственности
осуществляются на основе постановления
Правительства РФ от 28.08.92 № 632. Следует
также иметь в виду, что при разработке
новых экологических нормативов воздействия
на окружающую среду и лимитов использования
природных ресурсов, не установленных
в настоящее время, следует руководствоваться
нормами и правилами, предусмотренными
постановлением Правительства РФ от 03.08.92
№ 545 "Об утверждении Порядка разработки
и утверждения экологических нормативов
выбросов и сбросов загрязняющих веществ
в окружающую природную среду, лимитов
использования природных ресурсов, размещения
отходов".
5. Льготы
по платежам
Постановлением
Правительства РФ от 28.08.92 № 632 "Об утверждении
Порядка определения платы и ее предельных
размеров за загрязнение окружающей природной
среды, размещение отходов, другие виды
вредного воздействия" предусмотрено,
что органы исполнительной власти субъектов
Федерации вправе с участием территориальных
государственных органов охраны природы
осуществлять корректировку размеров
платежей природопользователей с учетом
освоения ими средств на выполнение природоохранных
мероприятий и зачисление этих средств
в счет указанных платежей, а также по
согласованию с указанными территориальными
органами и Госсанэпиднадзором могут
понижать размеры платы за загрязнение
окружающей природной среды или освобождать
от нее отдельные организации социальной
и культурной сферы, а также организации,
финансируемые из федерального бюджета
и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Следует
отметить, что во второй части НК РФ льгот
по экологическому налогу не предусмотрено
(см. главу 42 "Экологический налог").
Отметим также, что согласно данному Кодексу
плательщиками признаются организации,
индивидуальные предприниматели и физические
лица. В действующих же нормативных актах
в отличие от указанных выше норм НК РФ
предусмотрено, что платежи в бюджет вносят
только юридические лица.
6. Список использованной
литература
1. Инструктивно-методические
указания по взиманию платы за загрязнение
окружающей природной среды, утверждены
Минприроды России письмом N 01-15/65-265 от
26 января 1993 года (57К)