Влияние нефтяного загрязнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении влияния нефтяных загрязнений на окружающую среду и определении методов борьбы с ними. Для достижения данной цели, в задачи курсовой работы входит рассмотрение и анализ следующих вопросов:
- источники загрязнения окружающей среды нефтью;
- влияние нефтяных загрязнений на окружающую среду;
- методы борьбы с нефтяными загрязнениями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. НЕФТЬ КАК ИСТОЧНИК ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ…………………………………………………………………………….5
1.1. Понятие и свойства нефти………………………………………….………..5
1.2. Источники нефтяных загрязнений окружающей среды…………………...7
2. ВЛИЯНИЕ НЕФТЯНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ…………………………………………………………………………...…12
2.1. Влияние нефти на водные ресурсы……………………………………..…...12
2.2. Влияние нефтяных загрязнений на фауну……………………………..…....15
2.3. Влияние нефтяных загрязнений на флору……………………………..…....19
3. МЕРЫ БОРЬБЫ С НЕФТЯНЫМИ ЗАГРЯЗНЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ………………………………………………………………………..……22
3.1. Меры борьбы с нефтяными загрязнениями на законодательном уровне………………………………………………………………….…….…….22
3.2. Защитные мероприятия и очистные работы…………………….….………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….….….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….….….35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 84.98 Кб (Скачать файл)

Беспозвоночные являются хорошими индикаторами загрязнения  от сбросов в силу своей ограниченности в передвижении. Опубликованные данные разливов нефти часто отмечают гибель, чем воздействие на организмы  в прибрежной зоне, в отложениях или же в толще воды. Влияние  разливов нефти на беспозвоночные может  длиться от недели до 10 лет. Это зависит  от вида нефти; обстоятельств, при которых  произошел разлив и его влияния  на организмы. Колонии беспозвоночных (зоопланктон) в больших объемах  воды возвращаются к прежнему (до разлива) состоянию быстрее, чем те, которые  находятся в небольших объемах  воды. Это происходит из-за большого разбавления выбросов в воде и  большей возможности подвергнуть  воздействию зоопланктон в соседних водах.

 

 

2.3. Влияние нефтяных  загрязнений на флору

 

Растения из-за своей ограниченности в передвижении также являются хорошими объектами для наблюдения за влиянием, которое оказывает на них загрязнение  окружающей среды. Опубликованные данные о влиянии разливов нефти содержат факты гибели мангровых деревьев, морской травы, большинства водорослей, сильного длительного разрушения от соли живности болот и пресноводных; увеличение или уменьшение биомассы и активность к фотосинтезу колоний  фитопланктона; изменение микробиологии  колоний и увеличение числа микробов. Влияние разливов нефти на основные местные виды растений может продолжаться от нескольких недель до 5 лет в зависимости  от типа нефти; обстоятельств разлива  и видов, которые пострадали. Работа по механической очистке сырых мест может увеличить восстановительный  период на 25%-50%. Для полного восстановления мангрового леса потребуется 10-15 лет. Растения в толще воды большого объема возвращаются к первоначальному (до разлива нефти) состоянию быстрее, чем это происходит с растениями в меньших водоемах.

Роль микробов при загрязнении  нефтью привело к огромному количеству исследований на этих организмах. Изучение в экспериментальных экосистемах, полевых испытаниях проводились  с целью определить отношение  микробов к углеводородам и различным условиям выбросов. В общем нефть может стимулировать или препятствовать активности микробов в зависимости от количества и типа нефти и состояния колонии микробов. Лишь стойкие виды могут употреблять нефть как пищу. Виды колоний микробов могут приспособиться к нефти, поэтому их количество и активность могут увеличиться.

Влияние нефти на морские  растения такие, как мангровые деревья, морскую траву, траву солончаков, водоросли изучалось в лабораториях и экспериментальных экосистемах. Проводились полевые испытания и исследования. Нефть вызывает гибель, уменьшает рост, сокращает воспроизводство больших растений. В зависимости от типа и количества нефти и вида водорослей количество микробов либо увеличивалось, либо уменьшалось. Отмечалось изменение биомассы, активность к фотосинтезу и структура колоний.

Влияние нефти на пресноводный фитопланктон (перифитон) изучалось  в лабораториях, также проводились  полевые испытания. Нефть оказывает  такое же влияние, как и на морские  водоросли.

Окружающая среда удаленной  зоны океана характеризуется глубиной воды, удаленностью от берега и ограниченным количеством организмов, которые  подвержены воздействию разливов нефти. Нефть растекается по воде, растворяется в водной толще под воздействием ветра и волн.

Окружающая среда прибрежной зоны тянется от глубоких вод удаленной  зоны до уровня низких вод, поэтому  является более сложной и биологически продуктивной, чем окружающая среда удаленной зоны. К прибрежной зоне относятся: перешейки, изолированные острова, барьерные (береговые) острова, гавани, лагуны и устья. Движение воды зависит от приливов и отливов, сложных подводных течений, направлений ветра.

В мелких водах прибрежной зоны могут находиться бурые водоросли, заросли морской травы или  коралловые рифы. Нефть может собираться вокруг островов и вдоль побережья, особенно в защищенных местах. Большое  количество нефти на поверхности  воды на глубине лишь нескольких метров может создать большую концентрацию нефти в водной толще и в  отложениях. Движение нефти у поверхности  воды в мелких водах будет иметь  непосредственный контакт с дном океана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. МЕРЫ БОРЬБЫ  С НЕФТЯНЫМИ ЗАГРЯЗНЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ  СРЕДЫ

 

3.1. Меры борьбы  с нефтяными загрязнениями на  законодательном уровне

 

Как известно, важнейшей  предпосылкой устойчивого развития деятельности, связанной как с  нефтедобычей, так и с ликвидацией  ее негативных последствий, является эффективное  правовое регулирование.

Впервые вопрос о предотвращении загрязнения с судов рассматривался на международном уровне в 1926 г., когда  в Вашингтоне состоялась конференция, в которой участвовали представители 13 государств. На конференции США  предложили ввести полное запрещение сбросов нефти с морских судов (включая военные корабли). Было принято  решение установить систему прибрежных зон, в которых бы запрещался сброс  нефтяной смеси, превышающей 0,05%. Установление ширины таких зон оставлялось  на усмотрение государств (но не свыше 50 миль). Однако предварительный проект конвенции так и не был принят. В 30-е гг. Лига Наций по предложению Великобритании также обсуждала эту проблему, и даже был подготовлен проект конвенции, во многом совпадающий с проектом, разработанным в Вашингтоне; в 1936 г. Совет Лиги Наций принял решение о созыве международной конференции для рассмотрения этого проекта, однако дальнейшее развитие событий в мире сделало созыв Конференции невозможным. После окончания Второй мировой войны, в 1954 г. по инициативе Великобритании в Лондоне была созвана международная конференция, которая приняла Международную конвенцию по предотвращению загрязнения моря нефтью. Конвенция 1954 г. пыталась решить проблему двумя путями: установлением «запретных зон», в которых запрещался сброс нефти и нефтяной смети в определенной пропорции, и оборудованием в каждом основном порту приемных сооружений, способных принять от судов остающиеся на судне нефтеостатки.

В результате аварии танкера «Торри Каньон» возник ряд правовых вопросов. Авария танкера произошла в 1967 г. в открытом море недалеко от побережья Великобритании. Для предотвращения загрязнения по решению английского правительства танкер был подвергнут бомбардировке и уничтожен. В том же году Великобритания обратилась в ИМО с просьбой рассмотреть сложные вопросы, возникшие в результате аварии, в том числе вопрос о возможности принятия государством, побережью которого угрожает загрязнение в результате разлива нефти с судна, находящегося в открытом море, соответствующих предупредительных мер. Таким образом, в срочном порядке пришлось решать следующие вопросы:

а) до какого предела государство, которому непосредственно угрожает авария, происшедшая за пределами  его территориального моря, может  предпринять меры для защиты своего побережья, гаваней территориального моря или мест отдыха, даже если такие  меры могут затрагивать интересы судовладельцев, спасательных компаний и страховщиков и даже государство  флага;

б) должна ли возникать абсолютная ответственность за ущерб в результате загрязнения нефтью, каковы должны быть ее пределы; кто должен нести  ответственность за ущерб от загрязнения: судовладелец, оператор судна или  владелец груза?

Первый вопрос разрешился путем принятия Международной конвенции  относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приведших  к загрязнению нефтью, 1969 г. Второй вопрос был решен в Международной  конвенции о гражданской ответственности  за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. (вступила в силу 19 июня 1975 г., и  в настоящее время ее участниками  являются около 60 государств). В 1992 г. был принят Протокол, изменяющий эту Конвенцию, который вступил в силу с 30 мая 1996 г. (его участниками являются около 70 государств). Российская Федерация является участницей Протокола 1992 г. с 20 марта 2001 г., а глава XVIII КТМ «Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью» основана на нормах этого Протокола (в настоящее время Конвенцию 1969 г., измененную Протоколом 1992 г., принято называть Конвенцией 1992 г.).

Катастрофа танкера «Эксон Валдез» в штате Аляска побудила Международную морскую организацию обеспечить разработку и заключение Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г. (OPPR). Статья 7 Конвенции предлагает Сторонам, обратившимся с сигналом о бедствии, предпринять возможные меры для предотвращения аварийного загрязнения нефтью. Информация о серьезных морских происшествиях доводится до сведения ИМО; Стороны обязаны уведомить Организацию о любых предпринятых либо предполагаемых действиях по защите морской среды от загрязнения (ч. 3 ст. 5 Конвенции).

Статья 194 названной Конвенции  предусматривает особые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем  загрязнения морской среды из любого источника. Для этой цели Стороны  должны использовать наилучшие практически  применимые средства, имеющиеся в  их распоряжении.

Такие детальные требования вряд ли можно встретить в региональных соглашениях. Конвенция 1990 г. и Протокол 2000 г. применяют эти общие правила  к инцидентам загрязнения, вызванным  судами, прибрежными установками  и погрузочно-разгрузочными устройствами порта, в случае угрозы морской среде  или интересам прибрежного государства. Основное правило заключается в  том, что Стороны обязаны предпринять  адекватные меры в чрезвычайных ситуациях  на море с целью предотвратить  либо уменьшить загрязнение морской  среды. На этот случай должны быть предусмотрены  международные стандарты, которые  можно быстро и эффективно использовать при возможных аварийных инцидентах, включая действия на случай непредвиденного  обстоятельства. Информация относительно предпринятых мер против загрязнения морской среды должна быть незамедлительно доведена до сведения других государств. Государства - участники договоров также обязаны гарантировать, что прибрежные нефтяные терминалы в пределах национальной юрисдикции этих государств и обслуживающие их портовые сооружения будут приведены в соответствие со стандартами, одобренными компетентными национальными органами.

В связи с трудностями, испытываемыми при толковании понятий «ущерб от загрязнения», «предупредительные меры», и особенно при взыскании экономического ущерба, Международный морской комитет на 35-й Конференции (Сидней) в 1994 г. одобрил Руководство ММК по ущербу от загрязнения нефтью. Международный фонд для компенсации ущерба от загрязнения нефтью в 1995 г. также одобрил критерии допустимости требований, предъявляемых для компенсации ущерба от загрязнения.

В настоящее время значительную актуальность приобрел вопрос об «особо уязвимых морских районах». В соответствии с «Пересмотренным руководством по определению и назначению особо уязвимых морских районов» (Руководство по ОУМР), принятым Ассамблеей ИМО в декабре 2005 г. (Резолюция A.982(24)), особо уязвимый морской район (ОУМР) представляет собой район, который требует особой защиты посредством действий со стороны ИМО вследствие его значения по признанным экологическим, социально-экономическим или научным особенностям, если ввиду таких особенностей он может быть уязвимым с точки зрения ущерба, причиняемого в результате «международной судоходной деятельности».

Организация, по чьей вине произошел  разлив нефти, несет ответственность  за последствия. Акт «О всеобщей ответственности  за защиту окружающей среды и компенсации  в случае нанесения ущерба», принятый 1980г. (CERCLA), с дополнениями, внесенными в 1986г., обеспечивает меры по оздоровлению, очистке, возмещению ущерба природным  ресурсам, которые осуществляются федеральными, региональными, местными или зарубежными  правительствами, или племенами индейцев. К природным ресурсам относятся: земля, воздух, вода, подземные воды, питьевая вода, рыба, животные и другие представители фауны и флоры. Последние правила по оценке ущерба, нанесенного природным ресурсам опубликованы в Федеральном сборнике (FR) публикация 51 FR 27673 (Тип В правил) и 52 FR 9042 (Тип А правил) и систематизировано в 43 CFR часть 11.

Дополнения и исправления  к этим правилам напечатаны в сборниках 53FR 5166, 53 FR 9769. Тип А правил является одной из моделей использования стандартных физических, биологических и экономических данных для проведения упрощенной оценки. Необходимо минимальное обследование участка. Тип В правил является альтернативным описанием более сложных случаев, когда неясен нанесенный окружающей среде ущерб, величина разлива, длительность по времени. Необходимо обширное наблюдение. Так, разлив нефти танкером «Эксон Валдез» относится по оценке к типу В.

Для Типа В требуются основные данные, собранные правительственными агентствами, ответственными за пострадавшие ресурсы. Основные моменты:

1. Установить (определить) связь  между ущербом и разливом нефти.  Этот пункт требует наличие  документов о движение нефти  от места разлива до пострадавших  ресурсов.

2. Определение степени  нанесенного ущерба. Потребуются  данные о географической величине  опасности и степени загрязнения.

3. Определение состояния  « до начала разлива». Для этого  необходимы данные прежних, нормальных  условий районов, пострадавших  от разливов.

4. Определение количества  времени, необходимого для восстановления  прежнего состояния «до разлива». Для этого потребуются исторические  данные о природных условиях  и влиянии нефти на окружающую  среду.

Термин «вред» определяет изменения в биологии окружающего  мира. Тип В правил выделяет 6 категорий нанесения вреда (гибель, заболевания, отклонения в поведении, возникновение раковых заболеваний, физиологические дисфункции, физические изменения), а также различные допустимые (учитываемые) биологические отклонения, которые могут быть использованы для подтверждения нанесения вреда.

Информация о работе Влияние нефтяного загрязнения