Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 23:29, курсовая работа
Целью работы является изучение факторов среды в развитии личности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих конкретных задач:
изучить понятие и виды факторов среды;
определить место биотических факторов в развитии человека;
определить место абиотических факторов среды в онтогенезе.
Объектом исследования выступает человек как биопсихосоциальное существо.
Введение 3
1. Понятие человека и факторы, влияющие на ее развитие 5
1.1. Человек как существо биологическое и социальное 5
1. 2. Понятие и виды факторов среды, воздействующих на человека 13
2. Влияние среды на личность: основные механизмы 15
2.1. Механизмы воздействия биотических факторов среды на человека 15
2.2. Механизмы воздействия абиотических факторов среды на человека 17
2.3. Механизмы воздействия антропогенных факторов среды на личность 22
Заключение 27
Список литературы 28
Развитие человека - это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.
Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти развития и изменения носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.
На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.
Воспитание рассматривается
педагогикой как ведущий
Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.
Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности - генетика - полагает наличие у людей сотни различных задатков - от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.
Таким образом, в отечественной философии личность рассматривается преимущественно как социальное качество человека, формирующееся на определенной стадии его развития. Она выражает вместе с тем способ деятельного, сознательного и ответственного существования человека в обществе.
Такое понимание личности принципиально отличается от научных подходов, сложившихся в психологии, антропологии и социологии. В научном познании личность не подгоняется под нормативные шаблоны или ценностные предпочтения исследователя. Она изучается не в терминах долженствования, а по возможности независимо от мировоззренческой позиции ученого. При этом такая позиция может учитываться в науке как более или менее благоприятный субъективный фактор исследования, влияющий на его содержание и выводы.
Экологическими факторами
Абиотические факторы:
Биотические:
Антропогенные:
Под биотическими факторами понимают совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие. К биотическим факторам относятся также все живые организмы, окружающие данный организм, и оказывающие на него прямое или косвенное влияние в результате своей жизнедеятельности.
Взаимоотношения между живыми организмами классифицируют (с точки зрения реакции друг на друга) на гомотипические и гетеротипические. Гомотипические взаимоотношения – это взаимодействия между особями одного и того же вида. Гетеротипические взаимоотношения – это взаимодействия между индивидуумами разных видов (лисы питаются зайцами).
Важнейшим двигателем к возникновению взаимоотношений между живыми организмами является пищевой фактор. Первичное органическое вещество на Земле создают растения, следовательно, они обеспечивают энергией (через пищу) все живое. Каждый вид живого организма обладает избирательностью к пище.
Среди животных имеются виды, питающиеся исключительно растительной пищей (фитофаги) или только животной (зоофаги), причем одним видом (монофаги) или многими видами (полифаги).
Виды взаимоотношений между живыми организмами:
Различают эктопаразитов – питаются телом хозяина, проживая на его поверхности, и эндопаразитов – имеют приспособления, позволяющие жить и питаться внутри хозяина. Явлению паразитизма присущи следующие общие черты: 1) та или иная степень опасности для хозяина; 2) более или менее постоянная связь между хозяином и паразитом; 3) полная зависимость паразита от пищи, получаемой от хозяина в виде либо переваренных продуктов, либо тканей его организма.
Системы хищник-жертва и паразит-хозяин постоянно эволюционируют. Паразитам и хищникам не выгодно полностью уничтожать популяции хозяев и жертв, поэтому длительная совместная эволюция приводит к тому, что влияние на жертв и хозяев становится умеренным, наибольший вред наносят новые паразиты и хищники. Характерный пример – наиболее опасны для человека новые, впервые завезенные возбудители заболеваний.
Среди абиотических факторов выделяют:
Рассмотрим действие основных прямодействующих абиотических факторов: света, температуры и наличия воды. Температура, свет и влажность являются наиболее важными факторами внешней среды. Эти факторы закономерно изменяются как в течение года и суток, так и в связи с географической зональностью. К этим факторам организмы обнаруживают зональный и сезонный характер приспособления.
Поступающая от Солнца лучистая энергия (солнечная радиация). Движущей силой в любой материальной системе служит энергия. Жизнедеятельность живых организмов невозможна без постоянного притока энергии извне. В экосистемы она поступает главным образом от Солнца. Растения за счет содержащегося в них пигмента хлорофилла улавливают энергию излучения Солнца и используют ее для синтеза основы любого органического вещества – глюкозы C6H12O6. Это есть процесс фотосинтеза:8
Излишек атомов кислорода выделяется в атмосферу в газообразной форме. Кинетическая энергия солнечного излучения преобразуется таким образом в потенциальную энергию, запасенную глюкозой. Из глюкозы вместе с получаемыми из почвы минеральными элементами питания – биогенами – образуются все ткани растительного мира – белки, углеводы, жиры, липиды, ДНК, РНК, то есть органическое вещество планеты. 9
Вращение Земли вокруг
своей оси приводит к неравномерному
распределению энергии Солнца, его
теплового излучения. В связи
с этим атмосфера над сушей
и океаном нагревается
Освещенность земной поверхности. Освещенность определяется продолжительностью и интенсивностью светового потока, падающего на поверхность Земли, и зависит от смены светлой и темной частей суток. Продолжительность светового дня, или фотопериод, является «реле времени» или пусковым механизмом, включающим последовательность физиологических процессов, приводящих к росту, цветению многих растений, линьке и накоплению жира, миграции и размножению у птиц и млекопитающих. Продолжительность светового дня зависит от географической широты. Как проявление приспособительных реакций на смену дня и ночи у животных и человека наблюдается суточная ритмичность интенсивности обмена веществ, частоты дыхания, сердечных сокращений и уровня кровяного давления, температуры тела, клеточных делений и т.д. У человека выявлено более ста физиологических процессов биоритмического характера, благодаря которым у здоровых людей наблюдается согласованность различных функций. Исследование биоритмов имеет большое значение для разработки мер, облегчающих адаптацию человека к новым условиям при дальних перелетах, переселении людей в районы Сибири, Дальнего Востока, Севера, Антарктиды.
Для человека видимый свет – источник жизненной энергии, стимулятор выработки гормонов и регулятор биоритмов. Инфракрасный свет – источник тепла. Ближний ультрафиолетовый – защита от болезнетворных бактерий.
Влажность атмосферного воздуха. Вода – главный компонент живых организмов. Растения состоят из 70–90% воды; медуза – 98%; рыба – 70%; млекопитающие (в том числе и человек) – 63–68%.
Влажность воздуха определяется количеством в нем водяного пара. Содержание водяного пара в воздухе напрямую зависит от температуры: чем выше температура, тем большее количество водяного пара в нем может содержаться. Количество содержащейся в воздухе влаги характеризуется двумя величинами – относительной и абсолютной влажностью. Абсолютная влажность показывает, сколько граммов водяного пара содержится в одном кубическом метре воздуха. Несмотря на свою наглядность, абсолютная влажность не дает представления о том, насколько воздух сух. Для определения сухости воздуха используется понятие относительной влажности, которая показывает, насколько воздух далек от насыщения водяным паром: при 100-процентной относительной влажности вода перестает испаряться и пар начинает конденсироваться в виде тумана.
Абсолютная влажность – масса водяного пара, содержащегося в единице объема воздуха (кг/м3).
Относительная влажность – отношение абсолютной влажности к ее максимальному значению при данной температуре. При 100% относительной влажности в воздухе (максимальный предел) может произойти конденсация водяных паров с образованием тумана, выпадением воды.
Температура, при которой происходит конденсация паров воды, называется точкой росы.
Разность между максимальным пределом и реальной насыщенностью называется дефицитом влажности.
Оптимальная для человека влажность 40–60%. Чем выше дефицит влажности, тем суше и теплее, чем ниже – тем холоднее и более сыро. Повышение дефицита влажности приводит к усиленному плодоношению у растений и даже к интенсивному размножению (вспышкам деторождаемости) у животных. На анализе этого фактора основаны многие способы прогнозирования численности особей в мире живых организмов. Приспосабливаясь к условиям водного голода, растения адаптируются, сокращают листовую поверхность, сбрасывают листву полностью, увеличивают толщину защитной пленки листьев, листья приобретают сильную опушенность.
Для человека важна именно относительная влажность, поскольку от нее зависит интенсивность испарения влаги с кожи человека, со слизистых и т.п. Что же происходит с влажностью воздуха зимой?
Относительная влажность наружного воздуха в зимний период может быть вполне нормальной – 60–80%. В то же время абсолютная влажность будет низкой, поскольку холодный воздух не может содержать большое количество водяного пара. При проветривании теплого помещения холодный воздух с низким содержанием влаги попадает внутрь и нагревается. При этом количество водяного пара в воздухе (абсолютная влажность) не изменяется. Поскольку теплый воздух мог бы содержать значительно больше водяного пара, чем холодный, то относительная влажность резко снижается. Таким образом, зимой в отапливаемых помещениях относительная влажность воздуха понижается в 2–2,5 раза (до 20–35% при норме 40–60%). Пониженная влажность приводит к рассыханию мебели и других деревянных предметов, у людей начинает шелушиться кожа, пересыхают слизистые оболочки рта и носа, делая человека более восприимчивым к любой инфекции10.
Влажность влияет на то, как комфортно чувствует себя человек в данный момент времени. Дело в том, что наличие влаги в воздухе резко меняет его теплопроводность и теплоемкость. Поэтому жара и холод в условиях большой влажности переносятся значительно тяжелее. Зимой при большой влажности человек сильнее мерзнет, а обморожения могут наступить уже при +4ºС. В жарком, тропическом климате выделяемый человеческим организмом пот из-за большой влажности воздуха не может эффективно испаряться и снижать температуру тела. Это приводит к большим водопотерям и нарушению терморегуляции организма и перегреву.
Информация о работе Влияние среды на личность: основные механизмы