Внешнеэкономическая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:10, реферат

Описание работы

Понятие внешнеэкономической деятельности появилось в 1987 г. с переходом на новую систему управления и началом осуществления внешнеэкономических реформ. Суть их сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий. В результате в процессе внешнеэкономических реформ сложились два понятия: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность, последнее из которых изменило существующее ранее значение и характер внешнеэкономических связей.

Файлы: 1 файл

есе.docx

— 19.52 Кб (Скачать файл)

     Понятие внешнеэкономической деятельности появилось в 1987 г. с переходом на новую систему управления и началом осуществления внешнеэкономических реформ. Суть их сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий.  В результате в процессе внешнеэкономических реформ сложились два понятия: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность, последнее из которых изменило существующее ранее значение и характер внешнеэкономических связей.

     Внешнеэкономическая деятельность является одним из главных направлений развития многих современных государств, источником товаров, производство которых невозможно внутри страны, также доходов от экспортно-импортных операций. Для многих стран, где по определённым причинам отсутствуют производственные процессы, внешнеэкономическая деятельность – единственный способ обеспечения себя необходимыми товарами.

     Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД)– это деятельность, связанная с товарообменом между партнерами, находящимися в разных странах.

     Внешнеэкономическую деятельность и внешнеэкономические связи следует рассматривать как единое целое. Государство значительным образом влияет на внешнеэкономическую деятельность отдельных предприятий. Оно может, как стимулировать, так и ограничивать ее.

Основные  задачи внешнеэкономической деятельности государства, такие как:

  • таможенный контроль товаров, перемещаемых через государственную границу;
  • нетарифное регулирование экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного значения (лицензирование и квотирование);
  • меры оперативного регулирования внешних экономических связей, включая тарифное регулирование (налоги, пошлины и сборы).

     В соответствии с законом Украины  «О внешнеэкономической деятельности»  внешнеэкономическая деятельность  – деятельность субъектов хозяйственной  деятельности Украины и иностранных  субъектов, которая построена  на взаимоотношениях между ними  и имеет место на территории  Украины либо за ее пределами.

     Внешнеэкономический аспект современной политической ситуации на Украине обусловливается существованием и воздействием трех мощных факторов:

  • финансовой зависимости страны от западных международных организаций,
  • энергетической зависимости от России и стран СНГ,
  • заинтересованности в продвижении украинских вооружений на рынки зарубежных стран, в том числе и стран «третьего мира», а также стран СНГ.

     Следует специально отметить, что в связи с неблагоприятно складывающейся для Украины конъюнктурой мирового рынка, а также связи с разрушением производственного потенциала украинской топливно-добывающей и металло-перерабатывающей промышленности, традиционно формировавшаяся заинтересованность её в продвижении на внешние рынки товаров продовольственной группы, а также продуктов производства черной и цветной металлургии и угольной и химической промышленности имеет явную тенденцию к снижению.

     Украине необходимо исходить из того, что внешнеэкономическая деятельность, представляющая собой все виды хозяйственной деятельности, связанные с участием страны в международном разделении труда, является неотъемлемой частью всей хозяйственной деятельности государства.

     В новых условиях, когда экономика Украины стремится к рыночным условиям, когда в стране разрушены структуры государственного регулирования ВЭД, характерные для командно-административной системы управления, а новые находятся в процессе становления, цели и задачи государственного регулирования ВЭД существенно изменились. В современных условиях, которые характеризуются падением производства, дестабилизацией финансовой системы страны, широкой либерализацией внешнеэкономической деятельности, означающей, по сути, ликвидацию государственной монополии на внешнюю торговлю и др. виды ВЭД, необходимо определить те формы и методы воздействия на хозяйствующие субъекты - участников ВЭД, которые были бы способны обеспечивать защиту государственных интересов.

Опыт проводимого  в Украине (в т.ч. в составе бывшего СССР), начиная с 1987 года, курса на либерализацию внешнеэкономической деятельности в условиях общей нестабильности, серьезного социально-экономического кризиса, нарушения хозяйственных связей между производителями практически во всех сферах экономики, наличия значительных ценовых диспропорций, экономически совершенно необоснованного несоответствия между ценами на сельскохозяйственную и промышленную продукцию в пользу последней, дезорганизации хозяйственной инфраструктуры на большом экономическом пространстве, показал, что политика поспешной либерализации ВЭД привела к достаточно крупным издержкам в экономике.

    Отсутствие должного порядка во внешнеэкономической сфере деятельности, необоснованное ослабление государственного контроля в этой области оказывает негативное влияние на развитие национальной экономики, приводит к значительному оттоку капитала из страны, поскольку нестабильное политико-экономическое положение в Украине не может стимулировать производственные капиталовложения. И в этих условиях либерализация ВЭД, неэффективность государственного валютного контроля привели к "утечке" капиталов из Украины. К тому же "обесценивается" и сам курс на либерализацию ВЭД: бессмысленно стимулировать экспорт, если валютные доходы оседают за рубежом и не вкладываются в украинскую экономику.

В таких условиях, сложившаяся в стране ситуация требует:

  • усиления контроля над репатриацией украинских капиталов,
  • создания условий для надежного и выгодного помещения иностранной валюты в национальные банки.

     Но для этого необходимо скорректировать политику либерализации ВЭД в сторону более четкой и рациональной организации государственного контроля ВЭД, который, с одной стороны, должен обеспечить защиту государственных интересов, а с другой стороны, не нарушать действия субъектов хозяйственной деятельности, как с экономической, так и с правовой точек зрения.

На современном  этапе складывающиеся направления  развития внешнеэкономических связей Украины создают реальную угрозу национальному производству, которое  уже сейчас серьезно страдает от конкуренции  многих товаров, поступающих по импорту. К такой свободной, не защищённой государством конкуренции украинская промышленность еще не готова. Здесь  необходим весьма взвешенный подход при определении приоритетов  во внешнеэкономической политике Украины  и выборе тех или иных средств  такой политики, способных защитить от разрушения ряд отраслей украинской промышленности, и, прежде всего, наукоёмких производств. По некоторым оценкам, если положение не изменится, через 2-3 года может сложиться ситуация, при которой многие отрасли национальной промышленности, включая электронику  и некоторые другие наукоёмкие и  трудоёмкие прогрессивные виды производства, окажутся окончательно разрушенными.


Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность