Воспитание основ экологии у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:41, доклад

Описание работы

Между человеком и окружающей средой устанавливаются связи и отношения, которые дают человеку жить. Человек и природа – одно целое, неделимое.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

Файлы: 1 файл

программа Лаппо.docx

— 32.68 Кб (Скачать файл)

 

Пояснительная записка

 

Между человеком и окружающей средой устанавливаются связи и  отношения, которые дают человеку жить. Человек и природа – одно целое, неделимое.

В дошкольном возрасте закладывается  фундамент конкретных представлений  о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы  дети получали достоверные знания и  представления, приобретали  навыки доброжелательного отношения  к  природе. 

Рост и развитие живых  существ, сезонные изменения в природе  сопровождаются яркими внешними проявлениями и представляют собой интересный познавательный материал. Это дает возможность развивать у детей  наблюдательность, мышление, умственную активность, любознательность, формировать  интересы и способности. Умение наблюдать  рождает привычку сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребенок учиться рассуждать  и описывать.

Еще очень давно  человек  пришел к мысли об охране природы. Но в наши дни эта проблема приобрела  глобальный характер.  Стали редкими  многие растения и животные, оскуднели  некоторые богатые природные  угодья и поэтому за комплексом экологических  проблем скрывается, прежде всего, ценностная, чувственная проблематика. Пришла пора воспитывать детей в гармоническом  сосуществовании с природой.

Данная программа  является модифицированной (индивидуальной) со сроком реализации 2 года. Программа  разработана на основе программы  дошкольного образования «Пралеска» .

Ведущие педагогические идеи, ценности, принципы обучения и воспитания, следование которым обеспечивает реализацию целевого назначения программы:  личностно-ориентированный  подход, системность, принцип гуманизации:

Личностно-ориентированный  подход. Принцип предполагает помощь педагога воспитаннику в выявлении  своих возможностей, реализации своих  интересов и фантазий.

Системность. Все знания, получаемые кружковцами, систематизированы  от простого к сложному, от главного к второстепенному, от общего представления  к достаточно детальному изучению и  приобретению навыков использования  полученных знаний.

Принцип гуманизации межличностных  отношений – уважительные отношения  между педагогам и детьми, терпимость к мнению детей, создание ситуации успеха.

 

 

Цель программы:

 

  • расширить знания о многообразии мира природы;
  • развивать интерес к ее познанию и стремление сохранить ее.

 

Задачи:

 

  • развивать способности видеть прекрасное в окружающих предметах и явлениях;
  • развивать творческие способности детей, умение сравнивать и обобщать;
  • развивать воображение, зрительную память, наблюдательность, внимание, логическое мышление, моторику рук;
  • познакомить детей с произведениями отечественной художественной культуры;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
  • формировать умения применять полученные знания на практике.

Программа рассчитана на детей  – 3-4 лет, воспитанников ДДУ

Общее количество часов – 72

Периодичность проведения занятий -  2 раза в неделю

Продолжительность одного занятия  – 1 час (по 35 мин)

Нормы наполняемости группы – 10 детей

Форма организации учебно-воспитательного  процесса – коллективная и групповая.

Занятия проводятся в кабинете, оборудованном в соответствии с  санитарно-гигиеническими требованиями, нормами техники безопасности и  пожарной безопасности.

Необходимо также наличие:

  • просторного, хорошо освещенного помещения;
  • умывальника, мыла, полотенца для рук;
  • соответствие размера столов и стульев росту детей;
  • аптечки для оказаний первой медицинской помощи;

С кружковцами регулярно  проводится инструктаж по ТБ и охране труда, по правилам дорожного движения, по противопожарной безопасности.

Для проведения занятий необходимо следующее ресурсное обеспечение: игрушки, другие атрибуты в необходимом для занятий количестве, магнитофон и прочее.

 

 

 

Учебно-тематический план

 

 

№ п/п

Название темы

Количество часов 

всего

теоретич.

практич.

1.

Вводное  занятие

2

2

-

2.

Путешествие в осень

19

4

15

3.

Зимняя сказка

25

8

17

4.

Весенние заботы и радости

24

10

14

5.

Итоговое занятие

2

2

-

                             Всего

72

26

46


 

 

 

Содержание программы

 

  1. Вводное занятие.

Знакомство детей с  работой кружка и экологическим  героем «Экотопиком». Техника 

безопасности на занятиях кружка.

  1. Путешествие в осень.

Осень  в стихах и музыкальных произведениях. Экскурсия «Осень в природе». Проведение инструктажа по правилам поведения в природе. Сбор и заготовка природного материала, корма для зимующих птиц. Изготовление поделок из природного материала на тему: «Осеннее царство». Подготовка и проведение выставки «Осеннее царство»

  1. Зимняя сказка.

Экскурсия «Зима в природе». Зимние забавы, игры, стихи, песни. Зеленая красавица – хозяйка леса.  Жизнь животных и растений зимой. Зимние денечки – журнал наблюдений. Изготовление гирлянд, елочных игрушек и кормушек. Украшение группы к новогодним праздникам.

  1. Весенние забавы и радости.

Экскурсия «Весна в природе». Подготовка и проведение праздника  «Масленица». Пробуждение природы  от зимнего сна. Посадка семян  на рассаду. Встреча с пернатыми  друзьями. Подготовка и проведение праздника «День птиц». Почему плачут березы? Зеленая аптека под ногами. Весенняя природа в стихах, изобразительном  искусстве, музыке. Изобразительное  творчество детей на тему: «Весенние  краски».

  1. Итоговое занятие

Проведение выставки детского творчества «Мы друзья природы».Эколого-психологический  тренинг «Я  - часть природы». Игра.

 

 

Прогноз результативности 

 

Дети должны знать:

  • сезоны и их характерные особенности, о явлениях в природе;
  • изменения в природе, растительном и животном мире;
  • природные сообщества: парк, огород, цветник;
  • о многообразии мира;
  • правила охраны природы и

 

Дети должны уметь:

  • различать сезоны и их характеризовать;
  • различать природные сообщества;
  • мастерить кормушки;
  • сравнивать и обобщать полученный материал;
  • применять полученный знания на практике.

 

 

Методические условия реализации программы

 

Направленность и содержание программы определяются задачами познавательно-творческого  и духовно-нравственного развития, задачами, способными культивировать внутренний мир и смыслотворчество конкретной личности ребёнка.

Осмысление, переживание  и воспроизведение материала активизирует процесс творческого, духовного развития. Поэтому при организации учебной деятельности важный аспект - опора на эмоциональную сферу:

  • увлекательный, эмоциональный рассказ (наглядность, образность, занимательность и т.п.);
  • вызов удивления, восхищения;
  • вызов заинтересованности в изучении предмета;
  • стимулирование положительных переживаний, связанных с результатами труда;
  • использование игр и игровых приёмов;
  • использование функциональной музыки и т.д.

Иными словами, для реализации программы используются следующие методы обучения и воспитания:

  • наглядные:

-объяснительно-иллюстративный;

  • практические:

-упражнения;

  • познавательные игры;
  • создание «ситуации успеха»;
  • словесные:
  • наблюдение;
  • рассказ;
  • беседа.

Выбор заданий определяется направленностью на развитие творческих способностей через следующие способы организации педагогического взаимодействия:

  • стимулирование проявлений образного мышления, эмоционально окрашенной интуиции, воображения;
  • создание условий, позволяющих детям проявить инициативу к творчеству и поиску;
  • учёт психологических особенностей, индивидуальных предпочтений, интересов и склонностей кружковцев;
  • включение в работу эффективных методов и приёмов;
  • создание особого психологического климата в детском коллективе, способствующего свободному обмену мнениями, формированию чувства внутренней свободы.
  • создание условий для правильной организации творческой деятельности.

 

Методы диагностики  личностного развития кружковцев:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • сравнение и анализ работ, выполненных к выставкам; анализ уровня работ на итоговой выставке.

Виды и формы  контроля освоения программы:

  • текущий (после изучения каждой темы);
  • итоговый (в конце учебного года проводится обобщающее занятие).

 Формой проведения  обобщающего занятия является  выставка работ кружковцев. Организация  выставки, просмотр выставки вместе  с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА и  информационные ресурсы

  1. Программа дошкольного образования «Пралеска»
  2. В.С. Варивода «Экологическое воспитание дошкольников», «Белый ветер», 2002г
  3. З.Н. Котляр «Мой теплый дом» Ч1, «Белый ветер», 2002г
  4. В.С. Варивода «Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста», «Белый ветер», 2004г
  5. Г.А. Никошина «Весь мир в игре» Ч1, «Белый ветер»,2005г
  6. С.Н. Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников», М., 2002г
  7. Т.В. Пятница «Лексика + грамматика = …» В 3-х частях, «Белый ветер», 2006г
  8. Организация работы с дошкольниками по программе «Пралеска»: «Человек и природа», «Белый ветер», 2005г
  9. И.В. Штанько «Воспитание искусством в детском саду» (интегрированный подход) , М., 2007г
  10. С.А. Гомозова, Ю.Б. Гомозова «Изобразительная деятельность в игре», «Белый ветер», 2002г
  11. «Экологическое воспитание дошкольников через подвижные игры»,  Мозырь., «Содействие»,2009г
  12. Журналы:

«Пралеска», 2008/2009гг

«Дошкольное воспитание», 2008/2010гг

«Воспитатель в ДОУ», 2009/2010гг

  1. «Живая душа природы» (этические беседы по экологии для детей дошкольного возраста), «Белый ветер», 2001г
  2. Л.А. Уланова, С.О. Нордан «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет», Санкт –Петербург, 2008
  3. А.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова «Современные подходы к образовательному процессу», Минск, 2009г

Информация о работе Воспитание основ экологии у детей дошкольного возраста