Восстановление лесных ресурсов в РФ в 2011-2012 годах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 13:11, реферат

Описание работы

Леса покрывают свыше 30% суши Земли. В Российской Федерации земли, покрытые лесной растительностью, занимают около 800 млн. га. Вопросами охраны растительного мира занимается не только внутригосударственное законодательство, но и международное. Леса обладают "средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, оздоровительными и иными полезными природными свойствами. Так, леса создают почву, смягчают климат, предотвращают наводнения, сохраняют влагу, противодействуя засухам, уменьшают эрозионное воздействие дождей, удерживают почву на склонах и предохраняют реки и морские побережья от заиления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
1.Рациональное использование лесных ресурсов……………………….3
2.Проблемы обезлесения…………………………………………………….7
3.Охрана лесных ресурсов…………………………………………………..9
4.Восстановление лесных ресурсов в РФ в 2011-2012 годах……………..19
Заключение…………………………………………………………………..22
Список используемой литературы …………………………………………24

Файлы: 1 файл

реферат экология.docx

— 40.32 Кб (Скачать файл)

От земель лесного фонда следует отличать понятие самого лесного фонда и понятие леса.

Следует отметить, что с вступлением в силу 29 октября 2001 г. (со дня первого официального опубликования его в Собрании законодательства РФ) Земельного кодекса Российской Федерации некоторые нормы Лесного кодекса Российской Федерации 1997 г. вошли с ним в противоречие.

Так, согласно ст. 7 ЛК РФ, включение земель в состав лесного фонда (как категории земель) и их изъятие из него осуществляется в порядке, установленном лесным и земельным законодательством Российской Федерации. Согласно п. 4 ст. 101 ЗК РФ перевод земель лесного фонда в земли других категорий осуществляется в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 8 ЗК РФ с учетом требований охраны окружающей среды, установленных федеральными законами.

Статья 8 ЗК РФ регулирует порядок отнесения земель к категориям и перевод их из одной категории в другую. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 8 ЗК РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством Российской Федерации. Поскольку в соответствии со ст. 19 ЛК РФ лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности и передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации не произошла, то все земли лесного фонда (как собственность Российской Федерации) могут быть переведены в земли иных категорий, т.е изъяты из земель лесного фонда, только по решению Правительства Российской Федерации (независимо от группы лесов). В связи с чем ст. 63 Лесного кодекса Российской Федерации в части изъятия земель лесного фонда в лесах второй и третьей групп органом государственной власти субъекта Российской Федерации некоторое время стала противоречить земельному законодательству и не должна была применяться.

Приводим текст новой редакции ст. 63 ЛК РФ 2004 г.

Статья 63. Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом

Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, осуществляется:

§   в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства;

§   в лесах второй и третьей групп - территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства.

Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется Правительством Российской Федерации.

При переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, а также при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется перевод, возмещают потери лесного хозяйства. Порядок расчета и возмещения потерь лесного хозяйства при указанных переводах устанавливается Правительством Российской Федерации.

Как видим, из статьи полностью исключен порядок перевода земель лесного фонда в земли иных категорий. Данный вопрос предоставлен в правовое поле специального федерального закона. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается:

1) если изменение их целевого  назначения предусмотрено лесоустроительной  документацией или документами  территориального планирования  и документацией по планировке  территории для строительства  и эксплуатации объектов здравоохранения, объектов культурно-бытового, жилищно-коммунального, социального назначения, дорог и  других линейных объектов;

2) в связи с установлением  или изменением черты поселений.

В иных помимо предусмотренных выше случаях перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляется в соответствии с лесоустроительной документацией .

Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:

1) установления в соответствии  с федеральными законами ограничения  перевода земель или земельных  участков в составе таких земель  из одной категории в другую  либо запрета на такой перевод;

2) наличия отрицательного заключения  государственной экологической  экспертизы в случае, если ее  проведение предусмотрено федеральными  законами;

3) установления несоответствия  испрашиваемого целевого назначения  земель или земельных участков  утвержденным документам территориального  планирования и документации  по планировке территории, землеустроительной  либо лесоустроительной документации.

Леса первой группы - леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой группы разделяются на 20 категорий защитности. Леса данной группы имеют наибольшую ценность в плане экологического значения и направлены прежде всего на выполнение природоохранных функций. Так, например, к данной группе лесов относятся: противоэрозионные леса; леса зеленых зон поселений; леса национальных парков; заповедные лесные участки.

Леса второй группы - леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования. Леса второй группы в силу своего местоположения и являются менее ценными. Законодатель, указывая на их ограниченное эксплуатационное назначение, тем самым подчеркнул, что эти леса, несмотря на меньшую ценность, не должны расцениваться в качестве возможности для их прямого, хозяйственного использования. Целевое назначение данной группы лесов выражается как в экологической функции, так и возможной народнохозяйственной принадлежности.

Леса третьей группы - леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное назначение. Именно леса данной группы используются для заготовки древесины, и в отличие от лесов второй группы основой целевого назначения имеют хозяйственное использование. Леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные, название которых говорит само за себя.

Участки лесного фонда, как объекты лесных отношений, представляют собой участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Именно участки лесного фонда могут предоставляться в пользование. Через предоставление участков лесного фонда в пользование выражается специальное лесопользование. В отличие от общего лесопользования, для которого не требуется получения специальных разрешительных документов, правоудостоверяющих документов на участки лесного фонда (например, для сбора гражданами грибов и ягод), специальное лесопользование требует получение соответствующих документов. Фактически общее лесопользование является публичным лесным сервитутом (ст. 21 ЛК РФ). Вид документов для специального лесопользования зависит от вида предоставляемого права на участок лесного фонда.

В соответствии с действующим лесным законодательством видами прав на участки лесного фонда являются:

1) аренда (от 1 года до 99 лет);

2) безвозмездное пользование (с  максимальным сроком до 99 лет);

3) концессия (от 1 года до 99 лет);

4) краткосрочное пользование (на  срок до 1 года).

 

4.Восстановление лесных ресурсов.

Воспроизводство лесных ресурсов – неотъемлемая часть лесных полномочий. За систематическое невыполнение этих функций регионы должны нести полную ответственность. Такое заявление сделал заместитель руководителя Рослесхоза Виктор Чикалюк на селекторном совещании, посвященном результатам работ по воспроизводству лесов в 2011 году и подготовке регионов к выполнению этих мероприятий в нынешнем году. Ряд регионов не выполнили взятых на себя обязательств по лесовосстановлению, в некоторых – площади погибших лесных культур превышают объемы посадок в 2011 году. 
 
Подводя итоги прошлого года, Виктор Чикалюк отметил, что лесовосстановительные работы в целом по России выполнены на площади 848 тысяч гектаров – это 102% от запланированного. Однако качество работ оставляет желать лучшего. Основные причины – использование нестандартного или нерайонированного посадочного материала, нарушение технологии и сроков посадки (оптимальными для повышения приживаемости саженцев являются весенние работы), малая кратность проведения уходов за саженцами. Такой подход наблюдается во многих регионах, но наиболее острая ситуация в Ростовской, Волгоградской областях, а также Краснодарском крае и Республике Калмыкия. 
 
Глава департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу Петр Костенич сообщил, что в ходе проверки этих регионов установлено, что создание лесных культур проводилось с грубыми нарушениями. Например, количество посадочного материала на единицу площади нередко уменьшалось на 20-30%. Для посадки лесных культур зачастую использовался  нестандартный посадочный материал, с нарушением технологии. По итогам контрольных замеров площадь созданных лесных культур меньше отчетных данных. Например, в Ростовской области – на 20 процентов, а в Республике Калмыкия – на 41 процент. При планировании и создании лесных культур нарушались требования Правил пожарной безопасности – обустройство противопожарных разрывов, минполос не осуществлялось. Агротехнические уходы за лесными культурами ведутся низкими темпами, в связи с чем отмечается сильная засоренность лесных культур сорной растительностью (в Республике Калмыкия и Краснодарском крае). 
 
Такой низкоквалифицированный подход в самом начале лесовосстановительных работ сказывается и на дальнейшей судьбе этих лесных культур. Так, в ряде субъектов РФ наблюдается достаточно высокий процент списания лесных культур.  
 
Самая большая площадь погибших насаждений – в Саратовской области. Там было списано 1853 га при объеме посадки в 2011 году 1500 гектаров. Понятно, что это итог не только прошлогоднего лесовосстановительного сезона, но и всех лет ревизионного периода. Регионы пытались возражать: виноваты и объективные факторы – пожары, засухи, животные, повредившие молодые саженцы. 
Однако заместитель руководителя Рослесхоза Николай Кротов истинной причиной гибели лесных культур назвал именно низкое качество посадочных работ. Здесь открывается и скрытая причина того, почему регионы не спешат на бумаге переводить лесные культуры в площадь, покрытую лесом. В Рослесхозе видят в этом факте сокрытие погибших культур, идущих под списание. 
Заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Виктор Чикалюк призвал глав подведомственных департаментов взять «отличившиеся» регионы на особый контроль и в ходе плановых проверок уделить особое внимание качеству исполнения полномочий субъектов РФ в части воспроизводства лесных ресурсов. 
«Мы должны сравнить объемы сплошных рубок, пройденных за последнее время, с планируемыми объемами лесовосстановления, – дал установку Виктор Чикалюк, – поскольку согласно Правилам лесовостановления посадки нужно проводить в течение двух лет после рубок». Кроме того, важно посмотреть, как планы по лесовосстановлению увязаны с лесными планами субъектов РФ, которые регионы согласовывали в Рослесхозе. Если они не бьются с реальной картиной – это сигнал для привлечения к ответственности должностных лиц, предупредил замглавы Рослесхоза. 
 
В завершение встречи руководство Федерального агентства лесного хозяйства призвало глав департаментов в федеральных округах проверить готовность регионов к лесовосстановительному сезону 2012 года – наличие у них техники и посадочного материала, страховых фондов семян, проверить технологию посадки, качество и сроки проведения агротехнического ухода. Вместе с тем заместитель руководителя Рослесхоза Николай Кротов рекомендовал регионам применять новые схемы смешения породного состава при восстановлении, особенно в местах, пройденных пожарами или ветровалом. Оптимальные схемы смешения пород обеспечат лесным культурам устойчивость к болезням и вредителям леса, а также к огню. Это позволит в конечном итоге максимально сократить гибель лесных культур, повысить уровень приживаемости и увеличить размеры площадей, покрытых лесом.

Заключение:

Леса России размещены весьма неравномерно, что обусловлено большими различиями в природных условиях и условиях хозяйственного освоения земель. Лесистость в целом по стране (отношение покрытой лесом к общей площади составляла к концу ХХ в. 41,4%). Лесистость снижается, как правило, в направлении с севера на юг. В северных и сибирских таежных районах она достигает 60-76%, в центральных нечерноземных областях России уменьшается до 25-40%, в центральных черноземных областях составляет 7-15%. В сухих степях и полупустынях древесной и кустарниковой растительностью занято лишь 1-2% территории. На севере страны находятся огромные безлесные пространства тундры.

Большая часть лесов сосредоточена в азиатской части России (более 80% по площади и запасам древесины). Основные лесные районы страны - Сибирь и Дальний Восток. В связи с тем, что плотность населения во многих северных районах ниже, чем в южных, обеспеченность лесом в расчете на душу населения колеблется в еще больших пределах, чем лесистость: от 100 м2 (некоторые районы Астраханской области) до 240 га (Якутия).

Породный состав лесов России отличается большим разнообразием: около 1000 видов деревьев и кустарников произрастают в различных географических зонах страны. Преобладают хвойные породы, основными из них являются лиственница, сосна, ель, кедр, пихта. Из твердолиственных пород распространены дуб, граб, клен, бук, ясень. В Сибири выделяют семь порода лесообразователей: сосна, береза, осина, кедр (сосна кедровая), лиственница, пихта, ель. Продуктивность лесов характеризуется общим запасом древесины на 1 га/м3 и приростом за год. Наиболее продуктивные леса сосредоточены в некоторых горных районах Северного Кавказа, где запас древесины в спелых пихтово-еловых лесах доходит до 900 м и более на 1 га, а прирост за год - до 10 м на 1 га. Хорошей продуктивностью характеризуются леса центральных областей России, Алтая и Дальнего Востока. Ежегодный прирост древесины в лесах России составляет около 700 млн м. Общий запас древесины к концу ХХ столетия составлял около 70 млрд м или 28-30% мировых запасов.  Но, к сожалению в  настоящее время проблема обезлесения и не рационального использования лесных ресурсов наиболее актуальна для РФ. Необходимо в срочном порядке принимать решения, которые помогут остановить исчезновение лесного покрова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

       1. Алисов Н. В., Хореев Б. С. – Экономическая и социальная география     мира       – Москва, 2000 г.

2.О.С. Шимова, Н.К. Соколовский «Основы экологии и экономика природопользования» Минск БГЭУ 2001.

3.Экология / Ecologia: О. П. Стреж, А. А. Луговых — Санкт-Петербург, АСТ, Восток-Запад, 2007 г.- 192 с.

Информация о работе Восстановление лесных ресурсов в РФ в 2011-2012 годах