Воздействие отраслей промышленности на окружающую среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 18:10, реферат

Описание работы

Промышленность (от русск. промышлять, промысел) – совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности, а также добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии, заготовкой леса и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве, производством потребительских товаров.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Загрязняющие вещества отраслей промышленности………………………..4
2. Влияние металлургических производств на окружающую среду…………..5
3. Экологические проблемы на различных этапах цикла реализации нефтедобычи и нефтепереработки……………………………………………….7
4. Воздействие машиностроения на окружающую среду ………………...….12
5. Угольная промышленность и ее воздействие на окружающую среду……………………………………………………………………………...16
6. Экологические проблемы газовой промышленности………………………18
7. Воздействие деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности на окружающую среду……………………………………...20
8. Влияние промышленности строительных материалов на окружающую среду………………………………………………………………………………22
9. Воздействие пищевой промышленности на окружающую среду………………………………………………………………………..……..23
10. Электроэнергетика. Влияние ТЭС и ГЭС на окружающую среду………………………………………………………………………………25
11. Воздействие атомной промышленности на окружающую среду……………………………………………………………………...……….28
12. Влияние предприятий химической промышленности на состояние окружающей среды……………………………………………………………...30
13 Меры решения проблем экологического ущерба наносимого промышленными предприятиями………………………………………………32
Список литературы………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

Реферат по дисциплине- «Экологические требования к хозяйственной.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

 

Другой опасной особенностью современных  российских условий является стремление мелких геологоразведочных компаний в случае обнаружения нефти при ее разведке, немедленно начать ее добычу, пытаясь заработать деньги. Поскольку при этом все осуществляется по временным, весьма ненадежным схемам, риск аварий и разливов очень велик.

 

4.1.3. Обустройство месторождения. 

 

Если месторождение открыто, и  его эксплуатация оказывается экономически эффективной, может быть принято  решение о его освоении. Это  означает коренное изменение природы  территорий, попавших в зону реализации такого проекта.

 

Развертывается строительство  дорог, площадок для нефтедобывающих  скважин, трубопроводов для перекачки  нефти. Все указанные в предыдущих разделах варианты антропогенного воздействия  усиливается многократно.

 

Из-за очень  большой стоимости работ, компании при выборе схем размещения создаваемых объектов стремятся максимально снизить затраты. Это регулярно входит в противоречия с ограничениями, вызванные необходимостью охраны природы либо сохранения социальных и культурных ценностей.

 

Острые  дебаты возникают по поводу экологической  безопасности выбираемых решений. При  отсутствии действенной системы  ответственности за экологические  нарушения и катастрофы (например, разливы, при которых огромное количество нефти может попасть в воду), компании опять-таки стремятся снизить расходы и предпочитают наиболее дешевые, хотя и экологически более опасные варианты.

 

В любом  случае, при строительстве и налаживании  работы нового оборудования, риск аварий и связанных с ними экологических  последствий будет более высоким. Наиболее серьезными являются разливы нефти.

 

Массовое  прибытие приезжих работников в корне  меняет социальную обстановку. Традиционный образ жизни местных жителей  испытывает сильное влияние с  их стороны, и, как правило, начинает разрушаться.

 

Антропогенные воздействия на природу, социальные последствия реализации проектов нефтедобычи  будут сильно зависеть от того внимания, которое нефтяные компания уделяет  этим вопросам. Возможны как идиллические картины пасущихся стад диких  оленей, для которых под нефтепроводами сделаны специальные проходы, вполне довольное местное коренное и старожильческое население, получающие свою доли прибыли, и, что более важно, работу, так и прямо противоположные ситуации.

 

4.1.4. Эксплуатации  месторождений

 

На фазе эксплуатации месторождений каких-либо принципиально новых проблем, в  дополнение к появившимся на предыдущих этапах, не возникает.

 

Из чего-то нового, необходимо упомянуть такую  характерную особенность российской нефтедобычи, как сжигание в факелах попутных газов. Это ценное сырье для химической переработки, топливо, агент для повышения нефтеотдачи (при закачке его под высоким давлением в пласты) сгорает в огромных количествах, загрязняя атмосферу. Причина заключается в отсутствии стимулов, прежде всего экономических, для освоения современных технологий и более эффективного использования добываемого сырья. Однако, несмотря на ее зрелищность, в целом эта проблема носит достаточно локальный характер.

 

По мере старения оборудования, повышается вероятность утечек нефти, особенно на внутри и межпромысловых трубопроводах. Добывающие компании, которым они принадлежит, не заинтересованы в обнародовании таких фактов и располагают всеми возможностями для их сокрытия. Такие аварии получают огласку в основном в случаях особо сильного загрязнения, как правило, связанных с попаданием нефти в поверхностные воды, когда не замечать проблемы становится просто сложно.

 

Одним из вопиющих примеров такого рода может служить  разлив десятков тысяч тонн нефти  под Усинском (республика Коми). Местное население было обеспокоено сильнейшим загрязнением Печоры, однако на этот факт ни официальные власти, ни компании не реагировали. Скандал начался после публикации в американской прессе, которая при обнаружении этого разлива ссылалась на данные космической съемки. Интересно, что до этого потеря десятков тысяч тонн нефти, стоимостью несколько миллионов долларов США, настойчиво закачивавшейся в проржавевший трубопровод, и столь же устойчиво вытекавшей наружу, ни у кого особой тревоги не вызывала.

 

4.1.5. Ликвидация  выработанных нефтепромыслов.

 

Среди проблем, которые характерны для этого этапа - ликвидация выработанных скважин (если их просто бросить, то остаточное выделение нефти может вести к загрязнению как земной поверхности, так и грунтов и грунтовых вод), уборка помоек и брошенного оборудования, ликвидация разливов нефти, рекультивация земель, приведение экосистем в сколь-нибудь приближенное к исходному состоянию.

 

Автор не располагает информацией  об успешных широкомасштабных программах по ликвидации выработанных нефтепромыслов на территории России.

 

При знакомстве с состоянием этого  вопроса на Аляске, выяснилось, что с самого начала освоения новых месторождений, там осуществляется накопление средств, необходимых для максимального воссоздания естественно-природной обстановки после окончания нефтедобычи. Необходимость таких отчислений предусматривается при анализе экономической эффективности проектов.

 

После завершения эксплуатации месторождения, все оборудование будет демонтировано. Созданные для обеспечения нефтедобычи  искусственные острова и соединяющие  их дамбы могут быть разобраны, если эта операция не нанесет больший ущерб для окружающей среды, чем оставление их на месте. Средства имеются для любого варианта.

 

В то же время столь идиллическая картина опять-таки не является обязательным правилом, даже, казалось бы, в экологически вполне цивилизованных странах. Несколько лет назад природоохранные организации резко протестовали против варианта ликвидации выработанного нефтепромысла в Северном море у берегов Великобритании, при котором огромную нефтедобывающую платформу просто собирались затопить на дне моря.

 

4.2. Транспортировка, переработка,  потребление нефти и нефтепродуктов.

 

4.2.1. Транспортировка сырой нефти. 

 

После того, как нефть добыта, ее необходимо доставить до потребителей. Для этого, прежде всего, используется система трубопроводов, способная наиболее эффективно транспортировать столь огромные объемы.

 

При строительстве новых магистральных  трубопроводов могут возникать  проблемы, связанные с выбором  их трассы. Опять-таки экономические  интересы сделать ее максимально  удобной и короткой входят в противоречие с недопустимостью прокладки трубы по особо ценным в природном, историческом или культурном плане территориям. Серьезной, хотя и технически вполне разрешимой проблемой является экологическая безопасность используемой трассы. Дело снова упирается в дополнительные расходы.

 

После того как трубопровод создан, экологической проблемой, связанной  с его работой, являются утечки нефти, размеры которых по официальным  данным могут достигать нескольких сотен тонн. В основном они привлекают значительное общественное внимание, когда в результате происходит серьезное загрязнение поверхностных вод. Это случается практически каждый год. Значительная часть российских трубопроводов создана более 20 лет назад и приближается к завершению проектных сроков своей эксплуатации, после чего риск аварий будет резко нарастать. В то же время, современная диагностика и ремонт, по крайней мере, на определенное время позволяют решить эту проблему.

 

Вместе с тем, есть основания  полагать что утечки на внутрипромысловых трубопроводах имеют гораздо большие масштабы, и большее внимание в авариям на магистральных трубопроводах связано просто с гораздо более широким освещением таких событий в средствах массовой информации.

 

Определенное количество сырой  нефти перевозится железнодорожным транспортом. Как правило, внимание средств массовой информации привлекают аварии на железной дороге и связанные с ними экологические последствия. Вместе с тем, разовые разливы нефти при этом, как правило, не велики - не более 100 т.

 

Гораздо более серьезной представляется менее очевидная и красочная  проблема утилизации растворов после  промывки цистерн, а также дождевых стоков с их, как правило, до изумления  загрязненных поверхностей (что опять-таки указывает на серьезные проливы  нефти при ее загрузке в эти цистерны).

 

Значительным компонентом системы  транспортировки российской нефти  является перевозка ее танкерами  по воде.

 

Стандартными проблемами танкерного флота является очистка балластных вод, и последствия аварий танкеров с крупномасштабными разливами прямо в воду. Аварии могут происходить и на самих нефтяных терминалах.

 

Важнейшим стратегическим направлением снижения такого рода аварийности является выбор места расположения терминала. С одной стороны он должно снижать  риск аварий, а с другой - сводить к минимуму тяжесть возможных последствий.

 

К сожалению, оба наиболее крупных  проекта такого рода, реализуемых  в настоящее время на территории России, этим требованиям не соответствуют.

 

Терминал для отгрузки в основном казахстанской нефти в районе Озерейки (под Новороссийском) находится в сейсмически опасной зоне. Погрузка нефти на танкеры будет осуществляться на открытом рейде, не защищенном от внезапных штормов. В случае крупной аварии, загрязнение с большой вероятностью может достичь курорта Анапа.

 

Терминал под Приморском (Карельский перешеек, Ленинградская область), ориентированный  на экспорт в страны Европейского сообщества, находится в очень  сложных для навигации условиях (множество мелей и мелких островов). В зимний период может возникать достаточно сложная ледовая обстановка.

 

В случае крупной аварии загрязнение  может затронуть не только тот  единственный небольшой легкодоступный участок первоклассного в рекреационном  плане побережья Балтийского  моря, которым располагает Россия, но и территории соседней Финляндии. В окрестностях нефтяного терминала находятся признанные природоохранные объекты мирового значения (места массового пролета птиц).

 

Если все-таки принимается решение  о реализации проектов в столь  сложных условиях, когда риск серьезных аварий и тяжесть возможных последствий очень велики, острота ситуации частично может быть снижена благодаря наличию эффективных спасательно-аварийных служб. Однако события последнего времени показали, что такой системы, способной не только на телевизионные шоу, а на реальную работу при серьезных катастрофах на море, в России сейчас нет.

 

4.2.2. Переработка сырой нефти 

 

Значительная часть добываемой в России поступает на нефтеперерабатывающие  заводы (НПЗ). Наиболее очевидными экологическими результатами их деятельности являются плановое загрязнение (выбросы в атмосферу и воду). Периодически НПЗ предоставляют местным жителям и средствам массовой информации красочные картины аварий (огромное пламя, взрывы, дым и т.д.).

 

Однако гораздо более тяжелой, хотя и менее известной проблемой являются отходы, хранящиеся в прудах-накопителях и загрязнения грунтов в результате утечек.

 

Образцом первой проблемы может  служить Ярославский НПЗ, где  никто не знает, что реально делать с огромным количеством кислых гудронов, которые кроме остатков переработки нефти содержат высокую концентрацию использовавшейся для этой цели кислоты. Другим примером является НПЗ в Волгограде, где несколько лет назад накопившиеся на поверхности прудов-отстойников нефтепродукты загорелись на весьма значительной площади. Тушение их продолжалось длительное время и было очень сложной задачей.

 

В грунтах вокруг многих НПЗ за многие десятилетия их работы накопились огромные количества нефти и нефтепродуктов. В США известны случаи, когда их количества измеряются сотнями тысяч тонн. Однако грунты под городом Грозным в Чечне являются одним из крупнейших в мире таких нефтяных "месторождений", созданных человеком. Как уже упоминалось ранее, оценки его запасов достигают одного миллиона тонн. Сейчас уже сложно разделить, в какой степени эта огромная линза является результатом работы расположенного в Грозном НПЗ, а в какой - связана с последствиями деятельности мелких "самогонных" установок последнего десятилетия. Очевиден результат - отравленные грунтовые воды, которые просачиваются в р. Сунжа, ядовитые испарения в воздух.

 

4.2.3. Перевозка нефтепродуктов.

 

При всей ее схожести с транспортировкой нефти, транспортировка нефтепродуктов имеет свои особенности, связанные  тем, что они непосредственно пригодны для употребления, а также легковоспламеняемы.

 

Если воровство нефти из трубопроводов  является в основном спецификой Северного  Кавказа, где народные методы ее переработки  достигли высокого технического уровня и значительных объемов, то нефтепродукты из трубопроводов воруют, либо пытаются воровать везде. По сути, по трубам текут жидкие деньги, которые надо только оттуда извлечь. Что и делается. Врезки в находящиеся под высоким давлением продуктопроводы, естественно приводят к многочисленным утечкам. В отличие от нефти, нефтепродукты довольно легко испаряются и связанное с ними загрязнение тех же вод постепенно само собой превращается уже в загрязнение атмосферы. Однако легкая испаряемость нефтепродуктов создает новую угрозу - уже не столько экологическую, сколько безопасности людей. В начале 90х годов под станцией Аша в Башкирии два поезда попали в такое облако из паров нефтепродуктов, образовавшееся вследствие утечки на трубопроводе. Произошел их взрыв и пожар, в огне которого погибло несколько сотен пассажиров.

 

Более мелкие аварии такого рода происходят регулярно, как при перевозке  нефтепродуктов по железной дороге, так  и автотранспортом.

 

4.2.4. Сбыт и потребление нефтепродуктов.

 

Утечки в грунт могут происходить  не только вокруг НПЗ, но и вокруг любых хранилищ нефти и нефтепродуктов. В России наиболее известны случаи образования крупных (до нескольких тысяч тонн) линз топлива вокруг топливохранилищ воинских частей. Можно предполагать, что не особо лучше ситуация и вокруг бензозаправочных станций, особенно старых, хотя конечно там утечки не достигают такого размера.

 

Значительное количество бензина  и особенно смазочных масел, протекающих  в процессе эксплуатации автотранспорта попадает на поверхность машин и  дорог, а затем с дождевой водой в канализацию и в реки. Отсутствие хорошо организованной системы сбора отработанного моторного масла, создает условия для его попадания в окружающую среду самым непредсказуемым образом. Как правило, оно просто сливаются в грунт, либо попадает на свалки бытовых отходов.

Информация о работе Воздействие отраслей промышленности на окружающую среду