Вырубка лесов Ленинградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 02:09, реферат

Описание работы

Рубки леса в России делятся на три категории - рубки главного пользования, рубки ухода и прочие. Официально вырубки леса главного пользования - это производственные товарные рубки. Объем рубок главного пользования, на долю которых приходится 80-95% общего объема рубок в стране, бурно увеличивался в послевоенное десятилетие.

Файлы: 1 файл

Вырубка лесов Ленинградская область.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  РФ

Вырубка лесов  Ленинградской области

 

 

 

 

Студента 4 курса

1 группы

 

 

 

 

 

 

 

2012-2013

СПб 
1.Вырубка лесов

 

Рубки леса в России делятся  на три категории - рубки главного пользования, рубки ухода и прочие. Официально вырубки леса главного пользования - это производственные товарные рубки. Объем рубок главного пользования, на долю которых приходится 80-95% общего объема рубок в стране, бурно увеличивался в послевоенное десятилетие.

Высокие значения показателя вырубок  леса в таких высокоиндустриальных областях, как Московская, Ленинградская и Свердловская внушает серьезные опасения. В Сибири свыше 10 м3 с 1 км2 берут лишь в Иркутской и Сахалинской областях и Приморском крае. Особенно тревожна ситуация с Приморским краем, в котором находятся основные массивы произрастания кедра корейского - очень ценного узко ареального вида деревьев, а также других лесных формаций со слабо представленной в России китайской флорой и фауной. Характеристика общей площади лесов, занятой не заросшими лесом вырубками дается в разделе по лесным ресурсам страны.

Прекращение рубок главного пользования  на юге - безусловно, благоприятный  признак, но, к сожалению, не все так  хорошо, как это кажется на первый взгляд. Как отмечалось выше, рубки  ухода часто отражают внедрение лесодобытчиков в охраняемые леса, а прочих рубок - уровень дезорганизации лесного хозяйства, с которым, несомненно, коррелирует и уровень незаконных рубок.

Юридическая ответственность за экологические  правонарушения и преступления - есть лишь одна из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны природной среды и рационального использования ее ресурсов. Она осуществляется наряду с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными, образовательными мерами, мерами по возмещению причиненного природе или здоровью человека вреда и иными

В комплексном виде законодательное  закрепление ответственности по экологическому праву произведено  в статье 81 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной  среды"

Она предусматривает, что за экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую в соответствии с названным законом и иными законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.

Введение специальной главы  об ответственности за экологические  преступления является одной из новелл нового УК РФ. В прежнем УК было более  десятка норм об охране природы, но содержались они в различных главах, в основном среди норм о хозяйственных преступлениях. Ныне в рассматриваемой главе семнадцать статей. Предусмотрена ответственность за экоцид (ст.358 УК), уничтожение или повреждение природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства (ст.243 УК), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей среды (ст.237 УК). Эти составы преступлений размещены в других главах УК, но они устанавливают ответственность за деяния также сопряженные с причинением вреда природной среде. Таким образом, появилось, наконец, четкое определение в законе круга экологических преступлений, позволяющее выстроить их в систему, и узаконено само название этих посягательств, прежде вызывавшее споры. Суть, однако, не в этом. Главное - изменился подход к общественной и правовой гонке экологических правонарушений и преступлений.

Прежнее уголовное экологическое  законодательство в основном было ориентировано  на то, чтобы пресечь расхищение природных ресурсов. Оно рассматривало природную среду как своеобразную "кладовку" природных богатств, отражало безнадежно устаревшую концепцию приоритета экономических интересов перед экологическими и интересами охраны прав человека на жизнь в благоприятных природных условиях. Игнорировало оно и особую важность защиты здоровья человека, экологического благополучия населения при решении хозяйственных, военных, научных и иных проблем.

В новом УК содержание главы "Экологические  преступления", как и других, приводится в соответствие с иерархией социальных ценностей, принятых в правовом демократическом государстве (личность, общество, государство), общепринятыми международными нормами и требованиями борьбы с современными формами и видами экологической преступности. УК ориентирован на признание окружающей природной среды биологической основой жизни, здоровья, деятельности человека. С этих позиций экологические преступления есть по сути преступления против человека и всего живого на земле путем воздействия на среду обитания. Существенно меняются и представления об общественной опасности данных преступлений, тогда как до сих пор они относились к разряду малозначительных, второстепенных, сил и средств на борьбу с ними выделялось мало, в государственных программах борьбы с преступностью они не значились.

Отношения по поводу использования  и охраны лесов регулируются Федеральным  законом "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г., Лесным кодексом Российской Федерации от 29 января 1997 г., правовыми актами Правительства РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции, а также земельным законодательством. Отношения в области использования, охраны, воспроизводства древесно-кустарниковой растительности, не входящей в лесной фонд и в леса, не включенные в лесной фонд, регулируются помимо названных актов также гражданским и водным законодательством (ст.5 Лесного кодекса РФ).

Под лесом понимается совокупность плотнорастущих деревьев и древесно-кустарниковой  растительности на определенной земельной площади. Лесной фонд состоит из лесов и предоставленных для ведения лесного хозяйства земель лесного фонда, не покрытых растительностью.

Исходя из природоохранного, экологического, экономического и социального значения лесного фонда, его местоположения, производится деление лесного фонда на первую, вторую и третью группы. Леса первой группы, в свою очередь, делятся на категории защитности, а леса третьей группы - на освоенные и резервные. К первой группе относятся леса, выполняющие защитные функции, и леса особо охраняемых территорий. В лесах этой группы, как правило, допускается лишь санитарная рубка деревьев и кустарников и рубки ухода. В частности, к лесам первой группы и особо защитным участкам лесов всех групп относятся: водоохранные защитные полосы по берегам водных объектов; защитные противоэрозийные леса, защитные полосы вдоль железных и автомобильных дорог, леса в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных районах, лесопарки, зеленые зоны вокруг городов и населенных пунктов; леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, курортные леса; леса особо охраняемых природных территорий - особо ценные лесные массивы в лесах любой категории, памятники природы, леса, имеющие научное или историческое значение, орехопромысловые зоны, лесоплодовые насаждения и притундровые леса; леса природно-заповедного фонда - заповедников, заповедных лесных участков, заказников, национальных природных парков. Особо защитные участки леса с ограниченным режимом лесопользования выделяются государственным органом управления лесным хозяйством Федерации на основании материалов лесоустройства или специальных обследований, согласованных с государственными органами охраны окружающей природной среды, и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Федерации.

На этих участках может быть полностью  или частично запрещено применение сплошно-лесосечных рубок, а в необходимых  случаях и применение других рубок. Решение о запрещении рубок принимается  соответствующими органами государственной власти субъектов Федерации по предложению государственных органов управления лесным хозяйством. Леса второй группы помимо защитных функций имеют ограниченное эксплуатационное значение. К третьей группе отнесены леса многолесных районов страны, имеющие в основном эксплуатационное значение. Кроме перечисленных групп лесов имеются насаждения, не входящие в лесной фонд: лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях обороны и городских поселений (городские леса). Использование указанных насаждений, уход за ними, их охрана регулируются ст.10-12 и гл.10 Лесного кодекса РФ.

 В лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая  растительность, расположенная на  землях сельскохозяйственного назначения, в том числе для садоводства и личного подсобного хозяйства; землях транспорта (полосы отвода); землях населенных пунктов, в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов); землях водного фонда (полосах отвода каналов); землях иных категорий (ст.11 Лесного кодекса РФ).

Статья 260 УК устанавливает ответственность  не за все виды нарушений правил лесопользования, а только за незаконную порубку, либо повреждение до степени роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы, либо в особо защитных участках лесов всех групп, либо тех, которые не входят в лесной фонд или запрещены к порубке вообще.

Аналогичный вывод вытекает и из содержания п.11 постановления  Пленума Верховного Суда РФ "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" от 5 ноября 1998 г. При этом имеются в виду деревья, кустарники, лианы, находящиеся в естественном природном состоянии, включая и те, которые высажены человеком для пополнения лесного и нелесного растительных фондов или для выполнения защитных функций.

Данный признак предмета позволяет отграничить порубку  от смежных преступлений, в частности  от хищения. Принципиальные суждения по этому вопросу высказаны президиумом Краснодарского краевого суда по делу Я. и П., ошибочно осужденных за хищение леса в крупном размере. "УК РФ не предусматривает ответственности за хищение леса на корню. Хищением может быть признано завладение теми деревьями, которые срублены,. т.е. приготовлены к сбыту или вывозу другими лицами".

Таким образом, объектом данного преступления являются общественные отношения, складывающиеся в сфере  охраны общественного порядка и  общественной безопасности.

Порубкой признается любой способ отделения дерева, кустарника или лианы от корня (срубание, спиливание, корчевание и т.п.). Незаконной признается порубка без разрешения либо хотя бы и при наличии разрешения, но произведенная не на отведенном участке или за его границами; не в том количестве; не тех пород деревьев, кустарников и лиан, какие указаны в разрешении; по разрешению, выданному с нарушением действующих правил рубок; рубка до или после установленных в лесорубочном билете, ордере, лесном билете сроков рубки; деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации (Постановлений Правительства РФ от 18.11.2006 N 698); а также после вынесения решения о приостановлении, об ограничении или о прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

Право на порубку дают лесорубочный билет (ордер), лесной билет. К разрешительным документам также  относится лицензия (ст.34, 81 Лесного  кодекса РФ), удостоверяющая право  ее владельца на долгосрочное пользование участком лесного фонда (аренду).

Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного  билета являются договор аренды участка  лесного фонда, договор безвозмездного пользования им, договор концессии, протокол о результатах лесного аукциона или решение органа государственной власти субъекта Федерации.

Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет удостоверяют право  их владельцев на краткосрочное (до 1 года) пользование участками лесного  фонда и (или) лесными ресурсами, причем только установленным в них видом пользования. При долгосрочном пользовании (аренде) лесорубочный билет (ордер) и лесной билет выдаются владельцу лицензии ежегодно на осуществление разрешенного вида пользования в конкретных объемах и месте работы.

Лесорубочный билет является документом, дающим право владельцу на проведение заготовки и вывозки древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. В разрешении указывается место нахождения участка лесного фонда, количественная и качественная характеристики отпускаемой древесины, живицы и второстепенных лесных материалов, их стоимость, сроки производства работ, объем и др.

 Лесорубочный билет  выдается лесхозом федерального  органа управления лесным хозяйством. Ордер на отпуск древесины  дает право его владельцу на  проведение в мелком размере на корню заготовки и вывозки древесины и производной продукции. Ордер выдается лесничеством на основании выданного лесопользователю лесорубочного билета.

Лесничеством на основании  ордера без выдачи лесорубочного  билета может производиться отпуск древесины на корню мелкими партиями, в порядке очистки леса от валежника, пней, сухостоя и бурелома. Формы лесорубочного билета, ордера и лесного билета, порядок их хранения, заполнения и выдачи лесопользователю устанавливаются федеральным органом управления лесным хозяйством. Иные документы либо устные разрешения должностных лиц органов лесного хозяйства или местного самоуправления не могут служить основанием приобретения права на порубку. Аналогичное положение закреплено и в Инструкции (п.11) о порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденной Госналогслужбой России 19 апреля 1994 г. N 25, согласно которой заготовка древесины по таким разрешениям считается самовольной и лесопользователи должны возместить причиненный лесному хозяйству ущерб.

 

Разработчиками Лесного  плана Ленинградской области  было предусмотрено необоснованное 43-кратное сокращение площади зеленых  зон городов и поселков с заменой  их на категории защитных лесов с  менее строгим режимом, в меньшей  степени обеспечивающим сохранение благоприятной окружающей среды и условий для отдыха граждан. Прямое требование Федерального закона № 32-ФЗ от 14 марта 2009 г., в соответствии с которым лесопарковые и лесохозяйственные части зеленых зон, созданные на землях лесного фонда до введения в действие Лесного кодекса РФ, подлежат преобразованию соответственно в лесопарковые зоны и зеленые зоны, до сих пор не выполнено, соответствующие изменения в документы лесного планирования не внесены. Прямое требование этого же закона, в соответствии с которым не допускается уменьшение площади лесопарковых зон и зеленых зон, на территории Ленинградской области также не выполняется.

 

Важнейшей проблемой  Ленинградской области являются незаконные рубки. Согласно обнародованным данным ЛОГУ "Ленобллес", в 2008 году в Ленинградской области было зафиксировано 1350 случаев незаконной рубки леса, за первые пять месяцев 2009 года - уже 628 случаев, т.е. среднемесячное количество случаев незаконной рубки увеличилось, даже несмотря на существенное снижение спроса на необработанную древесину. Более поздние данные о незаконных рубках пока недоступны, но информация, поступающая с мест, подтверждает, что количество незаконных рубок остается примерно на уровне прошлого года.

 

Официальная статистика отражает только выявленные самовольные рубки. Кроме них, имеется значительное количество не выявленных самовольных рубок, а также рубок, отведенных или проведенных с грубыми нарушениями действующего законодательства.

 

В 2009 году по объемам кубических метров незаконных рубок будет значительно меньше, а по количеству случаев — больше, так как мы регистрируем каждое незаконно вырубленное дерево. Так, в текущем году зафиксировано 1,9 тысячи незаконных рубок — от одного дерева до нескольких сотен. Площадь Ленинградской области — 86 тысяч квадратных метров, две трети площади занимает лес. Возле каждого дерева поставить охрану невозможно.

Вплоть до начала 2010 года органам государственной власти Ленинградской области не удалось  организовать эффективную систему  государственного лесного надзора и контроля, не противоречащую требованиям законодательства. Верховным судом РФ дважды призналось недействующим положение об областном Комитете по природным ресурсам, то есть признавалось, что созданная в регионе система государственного лесного надзора и контроля не соответствовала требованиям действующего законодательства. Лишь в начале 2010 года Правительство Ленинградской области, по предварительной информации, приступило к формированию новой системы управления лесами, обеспечивающей разделение контрольно-надзорных и управленческих функций.

Информация о работе Вырубка лесов Ленинградской области