Взаимоотношениях природы и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:41, реферат

Описание работы

Основу существования человеческого общества на всем протяжении палеолита составляла охота на крупных животных, сопровождавшаяся собирательством. Один из наиболее ранних способов ведения хозяйства в истории человечества складывался из охоты на медведя, крупных копытных (дикая лошадь, косуля, олень, тур, бизон, мускусный бык и др.) и хоботных животных (мамонт, мастодонт), рыбной ловли, добычи водоплавающей дичи, сбора насекомых и их личинок, улиток, съедобных моллюсков, растительной пищи (ягод, плодов, желудей, корневищ, лесных орехов, дикого риса и т.д.).

Содержание работы

•Введение…………………………………………………..
•Эпоха охотничье-собирательской культуры…………...
•Эпоха аграрной культуры……………………………….
•Эпоха индустриального общества………………………
•Постиндустриальная эпоха………………………………

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 53.52 Кб (Скачать файл)

Значительный прогресс в  развитии представлений об окружающей человека действительности произошел  в эпоху античности ( VI в. до н.э. - V в. н.э.). Человечество, расселяясь, расширяло свои познания об окружающем мире. Люди создали мощную цивилизацию и уверовали в свое могущество. Главными персонажами античной мифологии стали боги, чрезвычайно похожие на людей. В это время зарождались науки, поскольку дальнейшее развитие мореплавания и земледелия было невозможно без научной основы. На всем протяжении эпохи средневековья духовная жизнь Европы была под контролем христианства, церковная догматика определяла общественную деятельность и мораль. Отношения общества и природы объяснялись исключительно Библией, повествующей о том, что Бог отдал человеку всю землю и всех ее обитателей в полное и безраздельное владение. В это время религия сильно сковывала развитие осмысления отношений общества и природы, так как считалось, что любое объяснение есть в Библии и только там может быть единственно верное объяснение.

В эпоху Возрождения ( XV - XVI вв.) на первый план выдвинулась человеческая личность. На смену теоцентризму пришли антропоцентризм и гуманизм, человек начал освобождаться от жестких оков религиозной догматики, культура стала приобретать светский характер. Началась эра Великих географических открытий, зародился протестантизм, сильно поколебавший доселе незыблемые устои католицизма. Открытия Галилея и Коперника перевернули представления людей о Вселенной. В эпоху Возрождения понимание человечеством своих отношений с природой вышло на качественно новый этап, в это время люди стали природу изучать, применяя для этого научные методы, сформулированные Ф. Бэконом.

С конца XVI в. в странах  Западной Европы наблюдается быстрый  подъем творческой мысли. Расширение географического  кругозора человечества, последовавшее  за великими географическими открытиями (Америки, Австралии, морских путей  в Индию, Китай и др.), и накопление огромного багажа эмпирических знаний и фактов нуждались в теоретическом  осмыслении. Этого требовали также  запросы быстро развивавшихся сельского хозяйства и промышленности. Однако и в XVII - XVIII вв. естествознание все еще находилось под контролем религиозных догм.

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ  ОБЩЕСТВО

Наступление индустриальной эпохи во взаимоотношениях человека и природы принято связывать  с победой и окончательным  утверждением во второй половине XVIII в. капиталистического способа производства. В это время возникает и  начинает быстро развиваться крупная  машинная индустрия. Основой новой  формы организации общественного  производства стала капиталистическая  фабрика.

Характерной чертой техники  этого периода явилось изобретение  и распространение в основных отраслях промышленности (текстильной  и машиностроительной) и сельского  хозяйства рабочих машин. Применение механического ткацкого станка, парового двигателя, сельскохозяйственных машин (парового плуга, механических сеялок, жатвенных машин) привело к резкому  увеличению промышленного и сельскохозяйственного  производства, что сказалось на повышении  уровня жизни и увеличении численности  населения, составившей к 1800 г. 954 млн. человек, а уже к 1900 г. - 1633 млн. человек.

В XIX в. существенно возрос объем выработки ряда полезных ископаемых, прежде всего железной руды и угля. Уголь использовался в паровых  двигателях и при производстве чугуна, поэтому его добыча, по словам П. Кууси, определяла всё экономическое развитие в эту эпоху. Во второй половине XIX в. начинает развиваться добыча нефти и газа, растет добыча цветных металлов.

Характерной чертой этого  времени являются рост числа городов, их укрупнение, а также повышение  концентрации в них населения. Многие новые города образуются в это  время вокруг промышленных предприятий, превращаясь впоследствии в крупные  промышленные центры. На всем протяжении XIX в. продолжалось развитие городской  инфраструктуры, совершенствование  систем удаления отходов, обеспечения  городов сельскохозяйственной продукцией и налаживание сбыта промышленных товаров в аграрный сектор. Развивается  система транспортных коммуникаций; строятся дороги, мосты. Строительный материал изымается из карьеров и  каменоломен, в окрестностях городов  осуществляются вырубки леса, необходимого для постройки деревянных сооружений. Все это деструктивно воздействует на естественные ландшафты и в конечном счете ведет к их разрушению. Им на смену приходят «антропогенные» ландшафты, в большей степени пригодные для проживания современного человека.

Прогресс в сельском хозяйстве  во многом определил особенности  питания людей в этот период. Рост производительности труда, достигнутый  за счет использования сельскохозяйственных машин, вёл к удешевлению продукции, делая ее более доступной широким  слоям населения. Основу рациона  большинства людей по-прежнему составляли хлеб, овощи и фрукты, ягоды, рыба. Широкое распространение в этот период получил картофель, новая  культура, завезённая в Европу с  Американского континента и отсюда уже распространившаяся по всему  остальному миру. В странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии особую статью рациона составляла традиционная для этих регионов культура - рис. Мясо птицы и скота по-прежнему оставалось достаточно дорогим.

Заслуживают внимания определенные изменения в состоянии здоровья человека индустриальной эпохи. Для  этого периода характерно появление  относительно нового явления - производственного  травматизма, обусловленного неудовлетворительными  условиями труда на промышленных предприятиях, а также недостаточным  уровнем подготовленности работников к использованию в своей деятельности сложных технических устройств.

Значительную проблему для  человечества на этом этапе стали  представлять разнообразные вирусные инфекции (например, грипп) вызывавшие обширные эпидемии и пандемии и приводившие  к гибели большого количества людей. Одним из ключевых факторов, обусловившим столь неблагоприятную для человечества ситуацию, была сверхвысокая концентрация населения в крупных промышленных центрах, способствовавшая быстрому распространению возбудителей заболевания. Ситуация осложнялась также тем, что в то время не были известны сколько-нибудь эффективные средства лечения болезней, вызванных вирусными инфекциями.

Вторую половину XVIII в. и  весь XIX в. принято называть веком  естествознания. В это время небывалый  расцвет переживают науки о Земле (геология и география), биология, химия, астрономия, физика и др. Складывается эволюционно-исторический подход к  анализу явлений природной и  социальной действительности. В этот период многими исследователями, представителями  различных научных направлений  и специальностей, разрабатываются  отдельные аспекты предмета будущей  единой экологической науки. Э. Геккель  вводит термин «экология», которым  обозначает новую отрасль знания о взаимоотношениях организмов со средой их обитания. Идет накопление данных о  влияниях, оказываемых природой на человека и человеком на природу.

Период в истории становления  взаимоотношений человека и природы, начавшийся одновременно с наступлением XX столетия и продолжающийся на всем его протяжении, в общем характеризуется расширением экспансии человечества в природе, заселением всех доступных для проживания территорий, интенсивным развитием промышленного и сельскохозяйственного производства, открытием и началом эксплуатации новых способов высвобождения и преобразования энергии (в том числе энергии связей частиц атомного ядра), началом освоения околоземного космического пространства и Солнечной системы в целом, а также невиданным ранее ростом численности населения. Статистика показывает, что в 1920 г. Землю населяло 1862 млн. человек, в 1940 г. - 2295 млн., в 1960 г. - 3049 млн., в 1980 г. - 4415 млн. человек. В 1987 г. человечество перешагнуло 5-миллиардный рубеж численности. Такие показатели прироста населения дают основание говорить о «демографическом буме» и строить чрезвычайно неблагоприятные прогнозы развития ситуации на ближайшую перспективу. Так, принято считать, что уже к 2000 г. число людей превысило 6 млрд. человек, и демографы предполагают, что к 2025 г. человечество перешагнет 8-миллиардный рубеж. Непрекращающийся процесс увеличения числа живущих на земле людей, по мнению большинства ученых, исследующих эту проблему, наряду с увеличением промышленного производства и потребления разнообразных природных ресурсов, а также с ростом количества отходов «жизнедеятельности» цивилизации поставит в ближайшие 100 лет вопрос о выживании человечества в целом.

В XX в. успехи медицины, биологии, химии способствовали повышению  устойчивости по отношению ко многим инфекционным заболеваниям: были открыты высокоэффективные антибактериальные и противовирусные препараты, разработаны способы предотвращения распространения инфекций и их носителей, окончательно истреблен возбудитель оспы и т.д. Однако на смену им пришли неинфекционные болезни, порожденные, как принято считать, прогрессом цивилизации. К их числу прежде всего следует отнести различные заболевания нервной системы, причиной которых часто становятся длительные стрессы; онкологические заболевания, возникающие вследствие воздействия на организм человека веществ и излучений (преимущественно промышленного происхождения), способных вызывать нежелательные мутации в гена x ; и, наконец, заболевания сердечно-сосудистой системы, провоцируемые не в последнюю очередь неправильным рационом и режимом питания современного человека.

Питание людей современной  эпохи существенно видоизменилось по сравнению с предшествующими  периодами. Доля мясной пищи в рационе  значительно возросла, что явилось  следствием ее удешевления. А это, в  свою очередь, стало возможно в результате тотальной механизации сельскохозяйственного  производства. В то же время чрезмерное употребление мяса птиц и скота ведет  к развитию неблагоприятных процессов  в организме человека, в частности  к повышению содержания холестерина  в крови, способного существенно  затруднять нормальное функционирование системы кровообращения. Специалисты  обращают также внимание на то, что  многие продукты животного и растительного  происхождения могут содержать  в себе вредные для организма  человека микроэлементы, попавшие в  них из внешней среды, загрязненной продуктами функционирования промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ  ОБЩЕСТВО, ИДЕАЛ НООСФЕРЫ И КОНЦЕПЦИЯ  УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Некоторые исследователи характеризуют современную нашу эпоху как этап перехода к постиндустриальной (информационной) цивилизации, подразумевая под этим, что уже сегодня фактически осуществляется переход к главенству производства информации, знаний и гармонизации на этой основе взаимоотношений человека и природы.

Еще Ф. Бэкон обращал внимание на особую роль, которую призвано играть научное знание в развитии взаимоотношений  общества и природы. Он считал, что  знание законов природы позволит людям удовлетворить свои насущные потребности и интересы. При этом Ф. Бэкон считал, что увеличение могущества человека невозможно без подчинения этим естественным законам. Познавая их, наука должна помочь человеку двигаться  к поставленным целям по наикратчайшему пути, обходя препятствия, избегая ошибок, многие из которых могут поставить  под угрозу само существование человеческого  рода.

Эти представления были конкретизированы и развиты в получившей в XX в. широкое  распространение и научное признание  концепции ноосферы. Понятие ноосферы было введено в науку в 1927 г. французским  философом, математиком и антропологом Э. Леруа (1870 - 1954), предложившим называть ноосферой оболочку Земли, включающую человеческое общество с его индустрией, языком и прочими атрибутами разумной деятельности. Но главным творцом ноосферной концепции по праву считается русский естествоиспытатель и мыслитель В.И. Вернадский (1863 - 1945), развивший в своих трудах идею ноосферы как «биосферизированного общества».

В.И. Вернадский одним из первых осознал, что человечество стало  мощной геологической и, возможно, космической  силой, способной преобразовывать  природу в больших масштабах. Он отмечал, что человек охватил  своей жизнью, культурой всю биосферу и стремится еще больше углубить и расширить сферу своего влияния. Биосфера, с его точки зрения, постепенно преобразуется в ноосферу - сферу разума. В.И. Вернадский рассматривал ноосферу как высшую стадию развития биосферы, когда определяющим фактором становится разумная деятельность человека. Преобразование биосферы в ноосферу он связывал с развитием науки, углублением  научного проникновения в суть происходящих в природе процессов и организацией на этой основе рациональной человеческой деятельности. В.И. Вернадский был убежден, что ноосферное человечество найдет путь к восстановлению и сохранению экологического равновесия на планете, разработает и осуществит на практике стратегию бескризисного развития природы и общества. При этом он полагал, что человек вполне способен принять на себя функции управления экологическим развитием планеты в целом.

Одновременно с В.И. Вернадским разработкой проблемы ноосферогенеза занимался видный французский палеонтолог, философ и богослов П. Тейяр де Шарден (1881 - 1955). Результаты своих изысканий он обобщил в работе «Феномен человека», опубликованной в 1956 г. уже после смерти автора. Он считал, что первоначально ноосфера формируется как тонкий, обособленный от всех земных оболочек слой мыслящей материи («покров сознания»).

Однако по мере все более глубокого проникновения мысли в суть процессов, происходящих во всех земных сферах, ноосфера переходит в свое высшее состояние, перерастая в Дух Земли. Как и Вернадский, Тейяр де Шарден особо отмечает роль науки в решении этой задачи. Она, по его мнению, должна выступить не только действенным инструментом познания мира, но и стать средством единения, синтеза мысли.

На протяжении XX в. еще  многие мыслители, представители различных  научных специальностей обращались к проблеме ноосферы, пытались определить пути ее возникновения и последующего становления. В нашей стране в  разработку этих проблем значительный вклад внесли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

  • Будыко М.И. Глобальная экология. - М., 1977.
  • Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира. - М., 1991.
  • Горелов А.А. Экология. - М., 1998.
  • Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. - М., 1953.
  • Петров К.М. Общая экология. - М., 1998.
  • Прохоров Б.Б. Экология человека: эволюционный аспект / Эволюционная и историческая антропоэкология.- М., 1994. - С. 47 - 65.

Информация о работе Взаимоотношениях природы и общества