Загрязнение и охрана воздуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 07:20, контрольная работа

Описание работы

Неумолимая поступь научно-технического прогресса породила одну из сложнейших проблем - человек и окружающая его природная среда. Неизбежное вмешательство человека в ход естественных процессов сопряжено с нарушением сложившегося в природе равновесия, с развитием стихийно-разрушительных процессов (загрязнение атмосферы, истощение водных и лесных ресурсов и т.п.).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3-4стр.
Глава 1. Источники загрязнения атмосферы………………………..…5стр.
Природные источники загрязнения……………………………....5стр.
Антропогенные источники загрязнения………………………..5-9стр.
Глава 2. Мероприятия по охране атмосферного воздуха……..10-14стр.
Заключение……………………………………………………….……..15-16стр.
Литература…………………………………………………………...…….17 стр.

Файлы: 1 файл

Российский Государственный Социальный Университет.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Российский Государственный  Социальный Университет

Филиал в г. Чебоксары

 

 

Специальность «Экология»

Кафедра Экологии и экологического права

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Экологический мониторинг»

На тему: «Загрязнение и охрана воздуха»

 

Выполнил студент

3 курса гр. 3Эсп-1-10

Ванюхина Н.А.

Проверил доц. Миронов  А.А

 

 

Чебоксары 2012

Содержание:

Введение…………………………………………………………………...3-4стр.

Глава 1. Источники загрязнения атмосферы………………………..…5стр.

    1. Природные источники загрязнения……………………………....5стр.
    2. Антропогенные источники загрязнения………………………..5-9стр.

Глава 2. Мероприятия по охране атмосферного воздуха……..10-14стр.

Заключение……………………………………………………….……..15-16стр.

Литература…………………………………………………………...…….17 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Неумолимая поступь научно-технического прогресса породила одну из сложнейших проблем - человек и окружающая его природная среда. Неизбежное вмешательство человека в ход естественных процессов сопряжено с нарушением сложившегося в природе равновесия, с развитием стихийно-разрушительных процессов (загрязнение атмосферы, истощение водных и лесных ресурсов и т.п.). Поэтому вопросам охраны и рационального использования природных ресурсов в современных условиях придается особое значение.                                                                                           

К числу жизненно важных элементов окружающей природной  среды принадлежит атмосферный  воздух. Он ничего не стоит, однако нет  ничего драгоценнее для человека, ибо воздух - это жизнь.                                             Загрязнение атмосферы происходит в силу естественных причин, но оно за исключением катастрофических случаев, не нарушает сложившегося в природе равновесия, не влечет качественных изменений воздуха. Основным и наиболее опасным источником загрязнения атмосферы являются промышленные, транспортные и бытовые выбросы.                                  

         Современное состояние атмосферного воздуха характеризуется изменением его природного состава, в частности, увеличением количества диоксида углерода. Вредные вещества от источников выбросов промышленных предприятий сосредотачиваются в тропосферном слое и создают опасные облака примесей. С течением времени количество загрязняющих веществ накапливается и распределяется неравномерно, в некоторых местах их концентрация уже теперь является недопустимо высокой.

Таким образом, научно-техническая  революция, затрагивающая все стороны  жизни общества, высокие темпы  развития производства, рост городов, расширяющееся использование атмосферы  и возрастающие масштабы воздействия человека на окружающую среду требуют повышенного внимание на охрану атмосферного воздуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Источники загрязнения атмосферы.

1.1. К природным источникам загрязнения относятся: извержения вулканов, пыльные бури, лесные пожары, пыль космического происхождения, частицы морской соли, продукты растительного, животного и микробиологического происхождения.

Уровень такого загрязнения рассматривается в  качестве фонового, который мало изменяется со временем.

Главный природный процесс загрязнения приземной атмосферы – вулканическая и флюидная активность Земли. Крупные извержения вулканов приводят к глобальному и долговременному загрязнению атмосферы, о чем свидетельствуют летописи и современные наблюдательные данные (извержение вулкана Пинатубо на Филиппинах в 1991 году). Это обусловлено тем, что в высокие слои атмосферы мгновенно выбрасываются огромные количества газов, которые на большой высоте подхватываются движущимися с высокой скоростью воздушными потоками и быстро разносятся по всему земному шару. Продолжительность загрязненного состояния атмосферы после крупных вулканических извержений достигает нескольких лет.

     1.2. Антропогенные источники (табл.1.) загрязнения обусловлены хозяйственной деятельностью человека. К ним следует отнести:

1. Сжигание горючих  ископаемых, которое сопровождается  выбросом 5 млрд. т. углекислого газа  в год. В результате этого  за 100 лет (1860 – 1960 гг.)

содержание  СО2 увеличилось на 18 %  (с 0,027 до 0,032%). За последние три десятилетия темпы этих выбросов значительно возросли. При таких темпах к 2000 г. количество углекислого газа в атмосфере составит не менее 0,05%.

2. Работа тепловых  электростанций, когда при сжигании  высокосернистых углей в результате  выделения сернистого газа и  мазута образуются кислотные дожди.

3. Выхлопы современных  турбореактивных самолетов с  оксидами азота и

газообразными фторуглеводородами из аэрозолей, которые  могут привести к

повреждению озонового  слоя атмосферы (озоносферы).

4. Производственная  деятельность.

5. Загрязнение взвешенными частицами (при измельчении, фасовке и загрузке, от котельных, электростанций, шахтных стволов, карьеров при сжигании мусора).

6. Выбросы предприятиями  различных газов.

7. Сжигание топлива  в факельных печах, в результате  чего образуется самый

массовый загрязнитель – монооксид углерода.

8. Сжигание топлива  в котлах и двигателях транспортных  средств,

сопровождающееся  образованием оксидов азота, которые  вызывают смог.

9. Вентиляционные  выбросы (шахтные стволы).

10. Вентиляционные  выбросы с чрезмерной концентрацией озона из помещений с установками высоких энергий (ускорители, ультрафиолетовые источники и атомные реакторы) при ПДК в рабочих помещениях 0,1 мг/м3. В больших количествах озон является высокотоксичным газом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табл.1.

Основные антропогенные источники загрязнения атмосферы. 

Отрасль промышленности

Аэрозоли

Газообразные  выбросы

 

Теплоэнергетика

Зола, сажа (Pb, Mo, Ve, Li, V, Ni,Cu Zn, Sn, Hg,N2O5),радионуклиды

N02, C02, CO, NO, SO3, бенз(а) пирен, альдегид, органические кислоты

 

Транспорт

Сажа (Pb)

СО, N02, CxHy бенз(а) пирен

 

Химическая промышленность

Пыль, сажа (Zn, Sn, Sb, Mo, Co, Ni, Cu, Bi, W, Hg, Cd)

H2S, CS2, CO, NH3, кислоты, растворители, летучие сульфиды

 

Металлургия

Пыль, оксиды железа (Mn, Zn, Pb, Mo)

S02, CO, NH3, NOх, фтористые соединения, цианистые соединения, органические вещества, бенз(а) пирен

 

Промышленность строительных материалов

Пыль (Zn, Bi, Mo, Ca, Ba)

СО, органические соединения

 

Тепловые электростанции и теплоцентрали, сжигающие органическое ископаемое топливо, относятся к наиболее мощным источникам выбросов вредных веществ в атмосферу и составляют около 90% общего выброса по энергетической промышленности.

Автомобильный транспорт выделяет 60% газообразных загрязнителей воздуха. В состав выхлопных газов карбюраторных и дизельных двигателей входит до 200 химических соединений, из которых наиболее токсичны Pb, COx, NOx, CxHy, бенз(а) пирен. В выхлопных газах содержится большое количество углеводородов, их доля резко возрастает, если двигатель работает на малых оборотах или в момент увеличения скорости при старте.

Табл.2.

Концентрация  оксида углерода и бенз(а)пирена в  выхлопных газах бензиновых двигателей.

Режим работы

Концентрация

 
 

СО, %

бенз(а) пирена, мкг/100м3

 

Холостой ход

2,5-3,0

4000

 

Разгон

2,0-5,0

10000

 

Равномерное движение

0,5-1,0

>4000

 

Торможение

до 4

28000

 
       

Крайне опасной частью выхлопных газов являются соединения свинца, образующиеся при сгорании в двигателе автомобиля тетраэтилсвинца  Рb (С2Н5)4, добавляемого к бензину для повышения октанового числа. При этом при сжигании 1 л бензина в воздух поступает 200 - 700 мг свинца.

Содержание вредных веществ  в составе отработавших газов  зависит от типа двигателя, режима его  работы, общетехнического состояния  автомобиля, марки бензина.

Черная металлургия. Процессы выплавки чугуна и переработки его на сталь также сопровождаются выбросом в атмосферу пыли и различных газов. Выброс пыли в расчете на 1т чугуна составляет 4,5 кг, С0- 2,7 кг и Мп - 0,5 - 1 кг. Вместе с доменным газом в атмосферу в небольших количествах выбрасываются также соединения As, P, Sb, Pb, пары Hg и редких металлов, HCN и смолистые вещества. Выброс вредных веществ по отрасли составляет около 15% общепромышленного объема выбросов.

Целлюлозно-бумажная промышленность. Производство целлюлозы - крупный источник загрязнения атмосферы, характер которого обусловлен двумя основными способами производства целлюлозы - сульфитным и сульфатным. Другие способы производства целлюлозы по характеру выбросов близки к основным. Кроме того, в комплекс выбросов, как правило, входят выбросы теплоэлектростанций и побочных химических производств, что осложняет характер выбросов и увеличивает их количество.

Цветная металлургия, служит источником загрязнения атмосферы пылью и газами. Выбросы предприятий цветной металлургии содержат токсичные пылевидные вещества As, Pb и др., поэтому они особо опасны. При получении металлов электролизом образуется большое количество газообразных и фтористых соединений. Выброс вредных веществ по отрасли составляет около 20,5% от объема выбросов в России.

Угольная промышленность. Источником загрязнения являются промышленные отвалы пустой породы, или так называемые терриконы. Внутри террикона вследствие самовозгорания длительное время идет горение угля и пирита, сопровождающееся выделением S02, СО и продуктов возгорания смолистых веществ (бенз(а)пирен). Химическая промышленность. Состав промышленных выбросов весьма разнообразен; большинство химических соединений является весьма токсичным для организма человека: СО, NO2, S02, NH3, пыль неорганических веществ, H2S, соединения галогенов, органические вещества, цианистые соединения.

Промышленность строительных материалов. Основные технологические процессы здесь - измельчение и термическая обработка шихт, полуфабрикатов и продуктов в потоках горячих газов, которые сопровождаются выбросом пыли в атмосферу.

Глава 2. Мероприятия по охране атмосферного воздуха

Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. (статья 1 Федерального закона №96-ФЗ от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха»).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух относится  к объектам охраны окружающей среды  от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного  воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Законодательные. Наиболее важным в обеспечении нормального процесса по охране атмосферного воздуха является принятие соответствующей законодательной базы, которая бы стимулировала и помогала в этом трудном процессе. Однако в России, как ни прискорбно это звучит, в последние годы не наблюдается существенного прогресса в этой области. Те последние загрязнения, с которыми мы сейчас столкнулись, мир уже пережил 10-20 лет назад и принял защитные меры, так что нам не нужно изобретать велосипед. Следует использовать опыт развитых стран и принять законы, ограничивающие загрязнение, дающие государственные дотации производителям экологически более чистых машин и льготы владельцам таких машин.

В США в 1998 году вступил  в силу закон по предупреждению дальнейшего загрязнения воздуха, принятый конгрессом четыре года назад. Этот срок дал возможность автопромышленности адаптироваться к новым требованиям, и к 1998 году автомобильные концерны стали выпускать более 2 процентов электромобилей и примерно 30 процентов автомобилей на газовом топливе.

В Евросоюзе в 1992 году был принят экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ  в выхлопных газах - Евро-1. С течением времени стандарт заменялся и  изменялся и в 2009 году Евросоюз принял Евро-5. В 2015 планируется принять еще более ужесточенные меры под названием Евро-6.

Информация о работе Загрязнение и охрана воздуха