Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 07:20, контрольная работа
Неумолимая поступь научно-технического прогресса породила одну из сложнейших проблем - человек и окружающая его природная среда. Неизбежное вмешательство человека в ход естественных процессов сопряжено с нарушением сложившегося в природе равновесия, с развитием стихийно-разрушительных процессов (загрязнение атмосферы, истощение водных и лесных ресурсов и т.п.).
Введение…………………………………………………………………...3-4стр.
Глава 1. Источники загрязнения атмосферы………………………..…5стр.
Природные источники загрязнения……………………………....5стр.
Антропогенные источники загрязнения………………………..5-9стр.
Глава 2. Мероприятия по охране атмосферного воздуха……..10-14стр.
Заключение……………………………………………………….……..15-16стр.
Литература…………………………………………………………...…….17 стр.
Российский Государственный Социальный Университет
Филиал в г. Чебоксары
Специальность «Экология»
Кафедра Экологии и экологического права
Контрольная работа
По дисциплине «Экологический мониторинг»
На тему: «Загрязнение и охрана воздуха»
Выполнил студент
3 курса гр. 3Эсп-1-10
Ванюхина Н.А.
Проверил доц. Миронов А.А
Чебоксары 2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Источники загрязнения атмосферы………………………..…5стр.
Глава 2. Мероприятия по охране атмосферного воздуха……..10-14стр.
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Неумолимая поступь научно-технического
прогресса породила одну из сложнейших
проблем - человек и окружающая его природная
среда. Неизбежное вмешательство человека
в ход естественных процессов сопряжено
с нарушением сложившегося в природе равновесия,
с развитием стихийно-разрушительных
процессов (загрязнение атмосферы, истощение
водных и лесных ресурсов и т.п.). Поэтому
вопросам охраны и рационального использования
природных ресурсов в современных условиях
придается особое значение.
К числу жизненно важных
элементов окружающей природной
среды принадлежит атмосферный
воздух. Он ничего не стоит, однако нет
ничего драгоценнее для человека,
ибо воздух - это жизнь.
Современное состояние атмосферного воздуха характеризуется изменением его природного состава, в частности, увеличением количества диоксида углерода. Вредные вещества от источников выбросов промышленных предприятий сосредотачиваются в тропосферном слое и создают опасные облака примесей. С течением времени количество загрязняющих веществ накапливается и распределяется неравномерно, в некоторых местах их концентрация уже теперь является недопустимо высокой.
Таким образом, научно-техническая
революция, затрагивающая все стороны
жизни общества, высокие темпы
развития производства, рост городов,
расширяющееся использование
Глава1. Источники загрязнения атмосферы.
1.1. К природным источникам загрязнения относятся: извержения вулканов, пыльные бури, лесные пожары, пыль космического происхождения, частицы морской соли, продукты растительного, животного и микробиологического происхождения.
Уровень такого загрязнения рассматривается в качестве фонового, который мало изменяется со временем.
Главный природный процесс загрязнения приземной атмосферы – вулканическая и флюидная активность Земли. Крупные извержения вулканов приводят к глобальному и долговременному загрязнению атмосферы, о чем свидетельствуют летописи и современные наблюдательные данные (извержение вулкана Пинатубо на Филиппинах в 1991 году). Это обусловлено тем, что в высокие слои атмосферы мгновенно выбрасываются огромные количества газов, которые на большой высоте подхватываются движущимися с высокой скоростью воздушными потоками и быстро разносятся по всему земному шару. Продолжительность загрязненного состояния атмосферы после крупных вулканических извержений достигает нескольких лет.
1.2. Антропогенные источники (табл.1.) загрязнения обусловлены хозяйственной деятельностью человека. К ним следует отнести:
1. Сжигание горючих ископаемых, которое сопровождается выбросом 5 млрд. т. углекислого газа в год. В результате этого за 100 лет (1860 – 1960 гг.)
содержание СО2 увеличилось на 18 % (с 0,027 до 0,032%). За последние три десятилетия темпы этих выбросов значительно возросли. При таких темпах к 2000 г. количество углекислого газа в атмосфере составит не менее 0,05%.
2. Работа тепловых
электростанций, когда при сжигании
высокосернистых углей в
3. Выхлопы современных турбореактивных самолетов с оксидами азота и
газообразными фторуглеводородами из аэрозолей, которые могут привести к
повреждению озонового слоя атмосферы (озоносферы).
4. Производственная деятельность.
5. Загрязнение взвешенными частицами (при измельчении, фасовке и загрузке, от котельных, электростанций, шахтных стволов, карьеров при сжигании мусора).
6. Выбросы предприятиями различных газов.
7. Сжигание топлива
в факельных печах, в
массовый загрязнитель – монооксид углерода.
8. Сжигание топлива
в котлах и двигателях
сопровождающееся образованием оксидов азота, которые вызывают смог.
9. Вентиляционные выбросы (шахтные стволы).
10. Вентиляционные выбросы с чрезмерной концентрацией озона из помещений с установками высоких энергий (ускорители, ультрафиолетовые источники и атомные реакторы) при ПДК в рабочих помещениях 0,1 мг/м3. В больших количествах озон является высокотоксичным газом.
Табл.1.
Основные антропогенные источники загрязнения атмосферы.
Отрасль промышленности |
Аэрозоли |
Газообразные выбросы |
|
Теплоэнергетика |
Зола, сажа (Pb, Mo, Ve, Li, V, Ni,Cu Zn, Sn, Hg,N2O5),радионуклиды |
N02, C02, CO, NO, SO3, бенз(а) пирен, альдегид, органические кислоты |
|
Транспорт |
Сажа (Pb) |
СО, N02, CxHy бенз(а) пирен |
|
Химическая промышленность |
Пыль, сажа (Zn, Sn, Sb, Mo, Co, Ni, Cu, Bi, W, Hg, Cd) |
H2S, CS2, CO, NH3, кислоты, растворители, летучие сульфиды |
|
Металлургия |
Пыль, оксиды железа (Mn, Zn, Pb, Mo) |
S02, CO, NH3, NOх, фтористые соединения, цианистые соединения, органические вещества, бенз(а) пирен |
|
Промышленность строительных материалов |
Пыль (Zn, Bi, Mo, Ca, Ba) |
СО, органические соединения |
Тепловые электростанции и теплоцентрали, сжигающие органическое ископаемое топливо, относятся к наиболее мощным источникам выбросов вредных веществ в атмосферу и составляют около 90% общего выброса по энергетической промышленности.
Автомобильный транспорт выделяет 60% газообразных загрязнителей воздуха. В состав выхлопных газов карбюраторных и дизельных двигателей входит до 200 химических соединений, из которых наиболее токсичны Pb, COx, NOx, CxHy, бенз(а) пирен. В выхлопных газах содержится большое количество углеводородов, их доля резко возрастает, если двигатель работает на малых оборотах или в момент увеличения скорости при старте.
Табл.2.
Концентрация оксида углерода и бенз(а)пирена в выхлопных газах бензиновых двигателей.
Режим работы |
Концентрация |
||
СО, % |
бенз(а) пирена, мкг/100м3 |
||
Холостой ход |
2,5-3,0 |
4000 |
|
Разгон |
2,0-5,0 |
10000 |
|
Равномерное движение |
0,5-1,0 |
>4000 |
|
Торможение |
до 4 |
28000 |
|
Крайне опасной частью выхлопных газов являются соединения свинца, образующиеся при сгорании в двигателе автомобиля тетраэтилсвинца Рb (С2Н5)4, добавляемого к бензину для повышения октанового числа. При этом при сжигании 1 л бензина в воздух поступает 200 - 700 мг свинца.
Содержание вредных веществ в составе отработавших газов зависит от типа двигателя, режима его работы, общетехнического состояния автомобиля, марки бензина.
Черная металлургия. Процессы выплавки чугуна и переработки его на сталь также сопровождаются выбросом в атмосферу пыли и различных газов. Выброс пыли в расчете на 1т чугуна составляет 4,5 кг, С02 - 2,7 кг и Мп - 0,5 - 1 кг. Вместе с доменным газом в атмосферу в небольших количествах выбрасываются также соединения As, P, Sb, Pb, пары Hg и редких металлов, HCN и смолистые вещества. Выброс вредных веществ по отрасли составляет около 15% общепромышленного объема выбросов.
Целлюлозно-бумажная промышленность. Производство целлюлозы - крупный источник загрязнения атмосферы, характер которого обусловлен двумя основными способами производства целлюлозы - сульфитным и сульфатным. Другие способы производства целлюлозы по характеру выбросов близки к основным. Кроме того, в комплекс выбросов, как правило, входят выбросы теплоэлектростанций и побочных химических производств, что осложняет характер выбросов и увеличивает их количество.
Цветная металлургия, служит источником загрязнения атмосферы пылью и газами. Выбросы предприятий цветной металлургии содержат токсичные пылевидные вещества As, Pb и др., поэтому они особо опасны. При получении металлов электролизом образуется большое количество газообразных и фтористых соединений. Выброс вредных веществ по отрасли составляет около 20,5% от объема выбросов в России.
Угольная промышленность. Источ
Промышленность строительных материалов. Основные технологические процессы здесь - измельчение и термическая обработка шихт, полуфабрикатов и продуктов в потоках горячих газов, которые сопровождаются выбросом пыли в атмосферу.
Глава 2. Мероприятия по охране атмосферного воздуха
Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. (статья 1 Федерального закона №96-ФЗ от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха»).
В соответствии со статьей
4 Федерального закона «Об охране окружающей
среды» атмосферный воздух относится
к объектам охраны окружающей среды
от загрязнения, истощения, деградации,
порчи, уничтожения и иного
Законодательные. Наиболее важным в обеспечении нормального процесса по охране атмосферного воздуха является принятие соответствующей законодательной базы, которая бы стимулировала и помогала в этом трудном процессе. Однако в России, как ни прискорбно это звучит, в последние годы не наблюдается существенного прогресса в этой области. Те последние загрязнения, с которыми мы сейчас столкнулись, мир уже пережил 10-20 лет назад и принял защитные меры, так что нам не нужно изобретать велосипед. Следует использовать опыт развитых стран и принять законы, ограничивающие загрязнение, дающие государственные дотации производителям экологически более чистых машин и льготы владельцам таких машин.
В США в 1998 году вступил в силу закон по предупреждению дальнейшего загрязнения воздуха, принятый конгрессом четыре года назад. Этот срок дал возможность автопромышленности адаптироваться к новым требованиям, и к 1998 году автомобильные концерны стали выпускать более 2 процентов электромобилей и примерно 30 процентов автомобилей на газовом топливе.
В Евросоюзе в 1992 году был принят экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах - Евро-1. С течением времени стандарт заменялся и изменялся и в 2009 году Евросоюз принял Евро-5. В 2015 планируется принять еще более ужесточенные меры под названием Евро-6.