Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 00:16, реферат
Целью данного реферата было изучить загрязнения природной среды и рассмотреть их влияние на здоровье человека.
В связи с целью реферата были поставлены следующие задачи, которые отразились в его структуре:
- рассмотреть антропогенные загрязнения окружающей среды и классифицировать их;
- подробно изложить влияние отдельных загрязнителей окружающей среды на здоровье человека. Изучить феномен «экологических ловушек»;
- дать определения патологическим воздействиям на организм человека;
- затронуть основные моменты экологической политики Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Классификация антропогенных загрязнений окружающей среды.. 6
Глава 2. Отдельные загрязнители окружающей среды и их влияние на здоровье человека. «Экологические ловушки»……………………………. 18
Глава 3. Экологическая патология………………………………………….. 22
Глава 4. Политика Республики Беларусь в сфере охраны окружающей среды
Заключение…………………………………………………………………… 26
Список источников и литературы………………………………………….. 27
1) Юго-восточный район с преимущественно наиболее неблагоприятной и относительно неблагоприятной экологической ситуацией, обусловленной высоким уровнем загрязнения всех природных компонентов. Он охватывает юго-восточную промышленную часть города, Шабаны, район МОСА; включает семь функционально-планировочных зон, преимущественно производственных, однако имеются и две жилые, которые находятся в санитарно-защитных зонах предприятий. В перспективе планируется расширение производственных территорий.
2) Восточный район с преимущественно наиболее неблагоприятной экономической ситуацией, обусловленной высоким уровнем загрязнения воздуха и почв, угнетением растительности. Он охватывает восточную промышленную часть города и включает пять производственных, семь жилых и три ландшафтно-рекреационные зоны. Здесь наиболее высокая концентрация машиностроительных предприятий: МТЗ, мотовелозавод, моторный, подшипниковый, инструментальный. Жилые и ландшафтно-рекреационные зоны частично находятся в санитарно-защитной зоне предприятий.
3) Центральный район с преимущественно неблагоприятной экологической ситуацией, обусловленной повышенным уровнем загрязнения воздуха и почв. Он охватывает центральную часть города и включает три общественные, три жилые и три производственные зоны. В данном районе преобладают общественные и жилые зоны. Однако в настоящее время использование смешанное, с сохранившимися отдельными предприятиями. Значительная часть находится в санитарно-защитной зоне.
4) Западный район с преимущественно относительно неблагоприятной экологической ситуацией, обусловленной повышенным и средним уровнем загрязнения воздуха и почв. Он охватывает западную часть города и включает три жилые и семь производственных зон. В целом преобладает жилая застройка, однако функционирует много предприятий, в том числе одно из них – второго класса опасности (ОАО «Минский завод отопительного оборудования»). Значительная часть жилых массивов находится в санитарно-защитной зоне предприятий.
Целью данного зонирования была разработка мероприятий по оптимизации окружающей среды, которые также представлены в данной монографии.
Глава 4. Политика Республики Беларусь в сфере охраны окружающей среды
Концепция устойчивого развития, ставшая новой идеологией 21 века, безусловно, выходит далеко за рамки экологии, но без экологической устойчивости не может быть и речи об устойчивом развитии цивилизации в целом. Исходя из этого и с учетом сложности экологической ситуации, в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь (НСУР), принятой в 1997 г., значительное место было отведено разработке мер по преодолению экологических угроз, созданию экологического базиса устойчивого развития страны. Для этого в документе оценены основные показатели и масштабы использования природных ресурсов с позиций устойчивого развития экономики, удовлетворения потребностей человека и создания здоровой среды обитания для нынешнего и будущих поколений людей. Помимо специального «природного» раздела «Сохранение и рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды», практически все разделы НСУР в той или степени затрагивают экологические аспекты рассматриваемых проблем устойчивого развития. Был принят также целый ряд законодательных актов, нацеленных на обеспечение экологической безопасности страны. Основу современного экологического законодательства составляют:
– Конституция Республики Беларусь (статьи 34, 46, 55)от 15.03.1994 г. с дополнениями и изменениями от 24 ноября 1996 г.;
– Законы Республики Беларусь: «Об охране окружающей среды» (от 26.11.1992 г.), «О государственной экологической экспертизе» (от 18.06.1993 г.), «Об обращении с отходами» (20.07.2007г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 23 мая 2000 г.), «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» (от 20.10.1994 г.), «Об охране и использовании животного мира» (от 19.09.1996 г.), «Об охране атмосферного воздуха» (от 16.12.2008 г.)1, «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 12 мая 1999 г.), «О радиационной безопасности» (1998 г.), «О питьевом водоснабжении» (1999 г.), «Об охране озонового слоя» (от 12.11.2001 г.), «О налоге за пользование природными ресурсами» (экологический налог) (от 23.12.1991 г.) , «О растительном мире» (от 14.06.2003 г.) и ряд других;
– Кодексы Республики Беларусь: «О недрах» (15.12.1997 г.), «Лесной кодекс» (в редакции 14 июля 2000 г.), «Водный кодекс» (15.07.1998 г.), «О земле» (04.01.1999 г.), «Гражданский кодекс» (1998г.).
Все эти законы и кодексы постоянно совершенствуются и претерпевают изменения в связи с ситуацией в Республике Беларусь.
Реализация конституционного права наших граждан на благоприятную окружающую среду сегодня уже невозможна без международного экологического сотрудничества. Одной из основных форм такого сотрудничества является заключение договоров и других видов многосторонних соглашений. Нашей республикой подписаны: Рамочная Конвенция ООН об изменении климата (25.04.2000 г.), Венская Конвенция об охране озонового слоя (20.06.1986 г.), Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (31.10.1988 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (14.05.1980 г.), Протокол о сокращении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979г. (8.06.1989 г.), Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (26.02.1992 г.), Конвенция о биоразнообразии (10.06.1993 г.), Конвенция по международной торговле редкими видами флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (10.08.1995 г.), Конвенция по водно-болотным угодьям международного значения, Рамсар (25.05.1999 г.), Базельская Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (15.10.1999 г.), Орхусская Конвенция о доступе к информации (14.12.1998 г.), Конвенция о всемирном культурном и природном наследии (12.10.1988 г.), Конвенция по борьбе с опустыниванием (17.07.2001г.) и др.
Многое из запланированного принято к реализации, что, естественно дало определенные позитивные результаты. Следует также отметить, что последнее десятилетие прошедшего века знаменовалось формированием в Беларуси нового экономического механизма природопользования, направленного прежде всего на обеспечение материальной заинтересованности субъектов хозяйствования в экологобезопасной производственной деятельности и ресурсосбережении. Это связано с формированием рыночной модели экономики и распространением товарно-денежных отношений в сфере природопользования, в частности, с введением платности использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды, закрепленным законодательно принятием законов «О платежах за землю», «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)», «Об отходах производства и потребления». Все вышеназванные меры способствовали положительной динамике в экологической сфере.
Однако, Е. Э. Васильева в своей статье «Беларусь и глобальные экологические проблемы (на примере глобального потепления)» утверждает, что «вопреки своему названию, экологический налог в Республике Беларусь является по своей сути платой за пользование окружающей средой. В его структуру входят платежи:
1) за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов в
пределах установленных лимитов;
2) за превышение установленных лимитов (в 10- и 15-кратном
размере;
3) выбросы (сбросы) в окружающую среду загрязняющих ве-
ществ в пределах установленных лимитов;
4) превышение лимитов на эмиссию загрязняющих веществ;
5)
переработку нефти и
Очевидно, что данной интерпретации экологический «налог» выполняет сугубо фискальную функцию и не может служить инструментом интернализации отрицательного внешнего эффекта. Теоретически возможно включить в структуру этого платежа еще один элемент, к примеру, налог на углерод. Но это не позволит решить проблему мотивации субъектов экономики к сокращению эмиссий СО2 и других парниковых газов»[1, 155].
Тем не менее, проанализировав состояние всех компонентов природной среды и динамику параметров антропогенного воздействия на экосистемы страны, можно сделать определенный вывод о том, что «последнее пятилетие прошедшего века ознаменовалось очевидным прогрессом в реализации нашей экологической политики на пути к устойчивому развитию» [6, 314].
Заключение
Проблема сохранения здоровья человека в эпоху научно-технического прогресса становится все более актуальной в связи с ухудшающимся качеством окружающей среды. И в связи с этим, организациями, подведомственными Минприроды Республики Беларусь, другими государственными структурами, хозяйственниками, гражданским обществом Беларуси уже сделано немало для ее оздоровления, однако еще очень много проблем необходимо решить для обеспечения экологической безопасности.
Безопасность в экологической сфере сегодня – это не только вопрос ценностной ориентации общества, но в конечном счете, задача выживания человечества, поэтому и касается она всех и каждого. И для осознания этого факта необходимо формировать у населения экологическое мировоззрение как важнейшей составляющей устойчивого развития нашей республики. Решение этой задачи осуществимо при помощи пропаганды идей устойчивого эколого-экономического развития через средства массовой информации, издание научно-популярной и специальной литературы, осуществление общественного диалога в рамках данной проблематики.
Список источников и литературы:
1 Данный закон отменил действие закона Республики Беларусь от 15 апреля 1997 года "Об охране атмосферного воздуха". [8, Статья 44]
Информация о работе Загрязнение природной среды и здоровье человека