Здоровый образ жизни студентов и его формирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 16:35, доклад

Описание работы

В современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности нашего общества эта группа молодежи испытывает наибольшее отрицательное воздействие окружающей среды, так как их половое и физическое становление совпадает с периодом адаптации к новым, изменившимся для них условиям жизни, обучения, высоким умственным нагрузкам.
Многие ученые ( Агаджанян Н.А. с соавт., 1996; Гринина О.В., Кича Д.И., 1995; Розенфельд Л.Г., Круглякова И.П., 2000; Ваганова Л.И., 2003 и др.), изучавшие здоровье студентов, отмечали более высокие показатели и темпы прироста заболеваемости, распространения негативных тенденций в образе жизни, недостаточный уровень гигиенического воспитания студентов первых лет обучения.

Файлы: 1 файл

ЗОЖ и его формирование.doc

— 36.00 Кб (Скачать файл)

 

Здоровый образ жизни  студентов и его формирование

Л.А. ТЕРЕНТЬЕВ, Н.В. ДОЛМАТОВА

Московский государственный социальный университет - филиал в г.Анапа

В современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности нашего общества эта группа молодежи испытывает наибольшее отрицательное воздействие окружающей среды, так как их половое и физическое становление совпадает с периодом адаптации к новым, изменившимся для них условиям жизни, обучения, высоким умственным нагрузкам.

Многие ученые ( Агаджанян Н.А. с соавт., 1996; Гринина О.В., Кича Д.И., 1995; Розенфельд Л.Г., Круглякова И.П., 2000; Ваганова Л.И., 2003 и др.), изучавшие здоровье студентов, отмечали более высокие показатели и темпы прироста заболеваемости, распространения негативных тенденций в образе жизни, недостаточный уровень гигиенического воспитания студентов первых лет обучения.

Проблема сохранения и  укрепления здоровья подростковой студенческой молодежи сложна и многогранна. В  современных условиях в связи  с изменившейся экономической ситуацией она требует нового подхода к ее решению, ставит перед отечественным здравоохранением задачу гарантированного обеспечения подростковой студенческой молодежи качественной медицинской помощи, поиска новых форм ее организации, в том числе разработка эффективных методов массовых профилактических обследований, гигиенического обучения и воспитания.

Россия к концу второго  тысячелетия прошла стадию индустриального  общества и вступает в постиндустриальное, информационное общество, где на первое место выдвигается человеческий фактор. При этом современный образовательный уровень, условия труда и все возрастающая напряженность умственной деятельности требуют от специалиста социальной сферы не только соответствующей квалификации, высокого образовательного и культурного уровня, но и крепкого здоровья, хорошей физической и функциональной подготовленности, высоких моральных и волевых качеств.

Эти качества и способности  могут быть развиты и воспитаны  только специальными или специфическими средствами.

В ноябре 2003 г. состоялась научно-практическая конференция студентов Анапского филиала Московского Государственного Социального Университета, которая отметила, что проблема состояния здоровья студентов была и остаётся одной из приоритетных и носит поистине стратегический характер.

Обороноспособность, экономический  и интеллектуальный потенциал России, здоровье последующего поколения в  значительной степени определяются количественными и качественными  характеристиками здоровья, которыми обладает молодёжь сегодня. К сожалению, психология человека такова, что, пока он молод и здоров, проблема здоровья его мало интересует. До тех пор, пока «вдруг» не появляются конкретные признаки ухудшения самочувствия.

Студенты - это социальный слой населения, который можно отнести  к группе повышенного риска, так как на непростые возрастные проблемы студентов (адаптацию к физиологическим и анатомическим изменениям, связанных с процессами созревания: высокая психоэмоциональная и умственная нагрузка, приспособления к новым условиям проживания и обучения; формирование межличностных взаимоотношений вне семьи) накладывается негативное влияние кризиса практически всех основных сфер общества и государства.

Это ведёт к значительному усилению возрастного ухудшения адаптации  студентов, следствием чего являются серьёзные медицинские и социально - психологические проблемы , возникающие в той или иной форме у студентов.

По данным анкетирования, проведённого в Анапском филиале МГСУ, уровень  факторов риска среди студентов  достаточно высок: распространенность курения составляет 23%, алкогольные напитки употребляют более 60%, число студентов, проявляющих активную физическую деятельность - не более 25%.

В тоже время, большинство студентов  считает, что за своё здоровье отвечают они сами, готовы и хотят получать информацию по формированию здорового образа жизни.

Студенты отметили, что без активного  и созидательного отношения человека к своему здоровью и здоровью других людей, без формирования у каждого  привычки и стремления к здоровому  образу жизни, без активного участия населения в проведении санитарно гигиенических и профилактических мероприятий, надеяться на успех в охране и укреплении индивидуального и общественного здоровья нельзя.

Только хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических  знаний способствует снижению заболеваний, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.

В формировании здорового образа жизни  приоритетной должна стать роль образовательных  программ, направленных на сохранение и укрепление здоровье студентов, формирование активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.

Студенты обратились к руководству  АФ МГСУ с просьбой:

- о введении в учебные программы всех факультетов дисциплину, пропагандирующую здоровый образ жизни и его формирование;

- о проведении ежегодной конференции «Здоровый образ жизни студентов и его формирование» ноябре.

В городе-курорте Анапа имеются  все предпосылки и практические возможности для организации  профилактических, спортивно-оздоровительных  и рекреационных направлений.

Предлагается создать в городе-курорте Анапа студенческий социальный оздоровительно-реабилитационный центр Московского государственного социального университета.  
Основными задачами которого будут:

- организация социально-медицинской и психолого-педагогической помощи участникам образовательного и социального пространства;

- комплексная диагностика: клиническая, физическая, биоэнергетическая, психолого-педагогическая;

- оценка уровня пограничного и патологического состояния здоровья;

- разработка индивидуальных электронных программ оздоровления, коррекции и реабилитации.

Центр должен иметь обучающий, лечебно-оздоровительный, просветительский, профилактический и  экспертно-консультативный статус по проблемам формирования здорового  образа жизни, воспитания, общения социальной среды, а также научно-методический и опытно-экспериментальный, диагностический, коррекционно-оздоровительный статус.

Центр должен заниматься разработкой оздоровительных технологий, методов и методик формирования мотивации и навыков здорового  образа жизни, организацией обучения и помощи педагогическому коллективу по их применению в учебном воспитательном процессе;

Центр организует контроль над влиянием организованного  учебно-воспитательного процесса на состояние здоровья его участников.


Информация о работе Здоровый образ жизни студентов и его формирование