Зеленый покров мира в опасности. Пути решения этой проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 18:52, реферат

Описание работы

Судьба лесов и история человечества на всех континентах были между собой теснейшим образом взаимосвязаны. Окунемся в прошлое. Леса служили основным источником продовольствия для первобытных общин, живших охотой и собирательством. Они являлись источником топлива и строительных материалов для сооружения жилищ. Леса служили убежищем для людей и в большой мере — основой их экономической деятельности. Жизнь лесов и жизнь людей, связи между ними нашли отражение в культуре, мифологии, религии большинства народов мира. Около 10 тыс. лет назад, до зарождения сельскохозяйственной деятельности, густые леса и другие покрытые лесом пространства занимали более 6 млрд. га поверхности суши.

Содержание работы

Введение 3
Лесные ресурсы 4
Значение зелёного покрова 4
- Спасение тропических лесов 5
Последствия массовых вырубок леса. Изменение состава атмосферы 6
Эффект альбедо 7
Эрозия почв 7
Вспышки болезней 7
Опустынивание 8
Способы решения проблемы 8
Гринпис России .8
Проекты уменьшения негативных последствий хозяйственного воздействия 10
Есть ли результаты 11
Заключение 12

Файлы: 1 файл

Реферат на тему Зеленый покров мира в опасности. Пути решения эт.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Почвенная эрозия — сугубо местное явление — ныне приобрела всеобщий характер. Например, в результате вырубке лесов некогда процветавшие страны бывшего Востока и Северной Африки наполовину превратились в пустыни. Сирия, к примеру, снабжала Египет лесом, а Северная Африка была житницей Рима. Усиливающееся истощение посевных площадей этих стран привело к упадку земледелия. Здесь уместно напомнить, что леса, кроме того, являются важнейшими аккумуляторами влаги. Например, 1 га бука удерживает от 3000 до 5000 мЗ воды, испаряя 2000 мЗ. В США около 44% обрабатываемых земель подвержено эрозии. В России исчезли уникальные богатые чернозёмы с содержанием гумуса в 14-16%, которые называли цитаделью русского земледелия. В России площади самых плодородных земель с содержанием гумуса 10-13% сократились почти в 5 раз.

Почвенная эрозия не только уменьшает плодородие и снижает  урожайность. В результате почвенной эрозии гораздо быстрее, чем обычно предусматривается в проектах, заиливаются искусственно сооружаемые водные резервуары, сокращаются возможность орошения получения электроэнергии от гидроэлектростанций.

При сведении лесов в  таких регионах, как влажные тропики, которые характеризуются интенсивными дождями, резко усиливается плоскостной  смыв. Учитывая то обстоятельство, что  плодородный слой почвы очень  мал, смыв ведет к полному уничтожению плодородия и отчуждению земельных угодий. Если же в почве есть латеритный горизонт, на дневную поверхность выходит твердый панцирь и восстановление лесного ландшафта невозможно вообще.

Амазонка несет 1/5 часть  объема речной воды на планете. Вырубка водораздельных лесов порождает выраженную эрозию почв и заиливание реки. В результате снижается численность рыбы.

Вспышки болезней.

Очень часто  сведение лесов ведет за собой  резкие вспышки инфекционных болезней, переносчиками которых являются, главным образом, насекомые. В обычных условиях, последние обитают в верхних ярусах, и вероятность попадания их на поверхность земли мала. Так,

 

малярийные  комары размножаются в стоячей воде, количество которой резко увеличивается  в процессе сведения леса, так как нет водозадерживающих агентов - деревьев верхнего яруса.

Опустынивание.

С массовым сведением  леса параллельно идет опустынивание, которое на данный момент является одной из самых значимых глобальных проблем человечества.

Опустынивание сопровождается многосторонними тяжелыми последствиями. Уменьшается урожайность культур, бывают неурожайные годы и на орошаемых, и на суходольных (т.е. неорошаемых) землях. Снижается продуктивность пастбищ и соответственно все меньше кормов остается для скота. Все меньше становится кустарников и деревьев, и поэтому людям приходится все дальше уходить в поисках топлива для приготовления пищи. Все меньше и вода, поскольку уменьшается поверхностный сток и снижаются запасы грунтовых вод. Пески наступают на сельскохозяйственные земли, на жилища людей и дорожную сеть.

Опустынивание - это процесс  деградации всех природных систем жизнеобеспечения: чтобы выжить местное население должно или получить помощь со стороны, или уйти в поисках земель, пригодных для жизни. В мире все больше людей становится экологическими беженцами

Один из самых глобальных и быстротечных процессов современности - расширение опустынивания, падение и, в самых крайних случаях, полное уничтожение биологического потенциала Земли, что приводит к условиям, аналогичным условиям естественной пустыни.

Естественные  пустыни и полупустыни занимают более 1/3 земной поверхности. На этих землях проживает около 15% населения мира. Пустыни — это территории с крайне засушливым континентальным климатом, обычно получающие в среднем всего 150-175 мм осадков за год. Испарение с них гораздо выше, чем их увлажнение. Наиболее обширные массивы пустынь располагаются по обе стороны от экватора, между 15 и 45 северной широты, а в Средней Азии и Казахстане пустыни достигают 50° северной широты. Пустыни - естественные образования, играющие определённую роль в общей экологической сбалансированности ландшафтов планеты.

В результате деятельности человека к последней четверти XX в. появилось ещё свыше 9 млн. км2 пустынь, и сего они охватили уже 43% общей площади суши.

Способы решения проблемы.

Вообще, все глобальные проблемы мира должны решать все страны вместе, одновременно и сообща. Действия должны быть хорошо организованы и все последствия должны быть предусмотрены. Иначе выйдет, как в басне Крылова про лебедя, рака и щуку, т.е. если каждая страна будет решать проблему самостоятельно "воз" никуда не двинется.

Но прежде, чем переходить на мировое решение проблемы, нужно разобраться в собственной стране. А у нас в России, на мой взгляд, есть только одна организация, которая реально пытается решать экологические проблемы - Гринпис России. Вот один из ее проектов.

Гринпис России:

Формирование системы  устойчивого, социально и экологически ответственного лесопользования.

Современная система организации лесного  хозяйства и лесопользования  в России крайне далека от принципов устойчивого управления лесами (хотя эти принципы и декларируются Лесным Кодексом РФ). Несмотря на явно "успокаивающие" данные государственного учета лесного фонда, в большинстве регионов состояние лесов с каждым годом ухудшается, а количество экологических проблем увеличивается. Даже с чисто экономической точки зрения современная система управления лесами России не может быть названа устойчивой и рациональной. Благодаря бесконтрольной и прямой коммерческой заинтересованности органов лес- 

8

 

ного хозяйства в  заготовке деловой древесины  при уходе за лесом получили широкое распространение приисковые рубки (т.е. рубки, при которых из леса выбирается лучшая древесина, а оставляется в первую очередь то, что трудно или невозможно продать).

Главной причиной неустойчивости системы управления лесами является практическая бесплатность лесопользования. Лес продается лесопользователям 'на корню" практически за бесценок, за символическое вознаграждение - средняя цена леса, продаваемого на корню в Карелии, например, составляет около 32 рублей за кубометр, а во многих таежных регионах не превышает 20 рублей за кубометр. Для сравнения: в Канаде, близкой к России по природным условиям и условиям заготовки древесины, эта цена составляет около 17$ за кубометр (в 15-25 раз выше); в северной Европе за соответствующую по качеству древесину "на корню" цена может быть в 40-50 раз выше, чем в России. Более того: в России очень многие лесозаготовители получают право рубки леса вообще бесплатно. Так, ничего не платят за право рубки лесхозы Федеральной службы лесного хозяйства, обязанные (формально) направлять заработанные при рубках средства на нужды лесного хозяйства.

Современная система  управления лесами настолько далека от принципов устойчивого развития, что необходимо ее коренное преобразование, а не исправление отдельных недостатков. В связи с этим Гринпис России рассматривает реформу российской лесной службы и всей системы управления лесами как важнейшую природоохранную задачу. В рамках этой задачи Гринпис России считает необходимым (и активно работает над этим) прежде всего устранить коммерческую заинтересованность государственных органов управления лесами в получении максимальных сиюминутных выгод от заготовки древесины, а также поднять цену за право эксплуатации лесных ресурсов до уровня, обеспечивающего компенсацию затрат на охрану, выращивание и воспроизводство лесов, работы по сохранению их биологического разнообразия и средообразующих функций.

Однако, на общем фоне развала государственной лесной охраны, сомнительного характера деятельности федеральной службы лесного хозяйства, почти повальной криминализации лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, в России есть и положительные примеры предприятий, действительно стремящихся работать с лесами как с общечеловеческим достоянием и уникальным природным объектом. Гринпис России считает одной из важнейших своих задач создание системы поддержки таких предприятий, в первую очередь - за счет внедрения добровольной независимой сертификации управления лесами. В настоящее время Гринпис России активно содействует развитию в России одной из наиболее признаваемых в мире систем лесной сертификации, разработанной Лесным попечительским советом (FSC). Совместными усилиями всех заинтересованных сторон в России уже сформирована и действует рабочая группа по этой системе сертификации. Однако, Гринпис России рассматривает и возможность создания самостоятельной российской системы сертификации, и заинтересованность в этом уже проявили некоторые крупные российские предприятия.

Для сохранения лесов  России Гринпис считает наиболее важным выполнение следующих задач:

Реформа государственных  органов управления лесами. Разделение функций государственного контроля за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов и функций ведения лесного хозяйства между разными ведомствами.

Увеличение минимальных ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, до размеров, соответствующих или превышающих реальные затраты на охрану, защиту, воспроизводство и контроль за использованием лесов. Создание механизма, обеспечивающего направление средств на эти цели. Лишение государственных органов, осуществляющих ведение лесного хозяйства, льгот по оплате древесины, отпускаемой на корню.

Приведение нормативно-технической  базы лесного хозяйства в соответствие с действующим законодательством (в частности, Законами "Об охране окружающей природной среды", "Об особо охраняемых природных территориях", "О животном мире", Водным кодексом РФ и другими), а также нормами международного права. Разработка и введение в действие

 

нормативно-правовых актов, реализующих декларированные в Лесном Кодексе РФ положения о комплексном многоцелевом лесопользовании и сохранении биологического разнообразия.

Введение практики добровольной негосударственной сертификации управления лесами и лесопользования, обеспечивающей потребителя независимой информацией о соблюдении экологических, социальных и экономических норм и требований предприятиями, осуществившими продажу на корню и заготовку древесины.

Запрет установления ограниченного доступа к информации о состоянии лесного фонда  и лесопользовании. Обеспечение права граждан России на получение информации о лесном фонде и лесопользовании по цене, не превышающей технические расходы по подбору и копированию соответствующих материалов.

Создание  системы независимых проверок деятельности государственных органов лесного хозяйства, при участии общественности или силами общественных организаций. Создание во всех регионах общественных лесных инспекций, имеющих доступ ко всей некоммерческой и не секретной информации об управлении лесами и лесопользовании.

Проведение инвентаризации сохранившихся в России крупных  лесных территорий, слабо преобразованных хозяйственной деятельностью человека, а также других лесных территорий, особо важных с точки зрения сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. Создание нормативно-правовой базы для сохранения этих территорий. Резервирование этих территорий с запретом любой хозяйственной деятельности до окончательного решения вопроса об оптимальных формах и методах их охраны.

Проекты уменьшения негативных последствий хозяйственного воздействия.

В первую очередь, наверное, следует привести в пример политику Коста-Рики. Эта страна, занимающая всего 50700 кв. км., является обладательницей одного из богатейших биологических наследий. Растений насчитывается 12 тысяч видов. Страна взяла под охрану в той или иной форме почти 1/5 часть территории, создав 22 резервата и заказника.

10 процентов территории  полностью отданы под национальные  парки. Что касается нехватки земель, известно, что затопляемые территории пойм - "варзеа-кампы" - настолько плодородны, что выдерживают любую сельскохозяйственную нагрузку. Там можно собирать рис трижды в год по 18 тонн с гектара (на орошаемых землях -3-4тонны).

Существует 4 принципа ведения интенсивного земледелия в тропиках:

  • -круговорот питательных веществ должен оставаться замкнутым.
  • -нельзя открывать лесной полог во избежание гибели подстилки.
  • -необходим строгий расчет вносимых удобрений.
  • -следует поддерживать биотическое разнообразие на уровне, тормозящем чрезмерную активность и конкуренцию вредителей.

К настоящему времени разработана методика сохранения плодородия, воспроизводящая цикл естественной регенерации. При этом копируют систему "от фермы к лесу", последовательно используя полезные растения в каждой стадии цикла:

  • -высаживание травянистых культур (Ananas comosus, Saccharum officinaram и др.).
  • -на второй год фермерам рекомендуют сажать бананы и папайю, сохраняющие продуктивность в течение 5-10 лет.
  • -одновременно интродуцируют входящие в состав коренного леса деревья (персиковая пальма, бразильский орех и др.).

В Индийском  штате Гуджарат практикуют хорошо зарекомендовавшую  себя систему ле-совосстановления. На вырубленных участках высаживают эвкалипты, которые за 4.5 года поднимаются на 25 метров. После заготовки остается подрост, позволяющий производить еще несколько вырубок, прежде чем возникает необходимость в новой посадке.

На Новой Гвинее ведется  опытная проверка системы севооборота. После снятия урожая пищевой культуры сажают быстрорастущую азотфиксирующую казуарину папуасскую, чтобы восстановить круговорот питательных веществ.

В общем, нереально сохранить  тропические леса, не обеспечив устойчивости сельскохозяйственных участков.

 

Для повсеместного регулирования  природопользования во влажных тропиках необходимо создание международной Комиссии по изучению и охране тропических лесов. Работа этой комиссии должна состоять в следующем:

Информация о работе Зеленый покров мира в опасности. Пути решения этой проблемы