Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 20:08, реферат
Конечно, все это не могло не сказаться на экологии нашего мира. Будущее биосферы стало предметом пристального внимания представителей многих отраслей научного знания. Появилась такая наука как экология для понимания и решения проблем окружающей среды и их прогнозирования, разработки принципов рационального использования природных ресурсов. Экология - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
ОЦЕНКА РЕФЕРАТА
РУКОВОДИТЕЛЬ
Доц., к.т.н., доц. |
Е.Н. Киприянова | |||
должность, уч. степень, звание |
подпись, дата |
инициалы, фамилия |
РЕФЕРАТ |
ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИИ В СОВЕРМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ |
по дисциплине: экология |
РЕФЕРАТ ВЫПОЛНИЛ(А)
СТУДЕНТ ГР. |
2035 |
С.Н. Федоров | |||
подпись, дата |
инициалы, фамилия |
Санкт-Петербург 2014
Содержание
Введение
За последний век произошел мощный рывок в развитии научно-технического прогресса, резкий демографический взрыв, две мировые войны, увеличилось количества природных ресурсов нужных для жизнеобеспечения человечества, и возвращаемые ими в окружающею среду отходы.
Конечно, все это не могло не сказаться на экологии нашего мира. Будущее биосферы стало предметом пристального внимания представителей многих отраслей научного знания. Появилась такая наука как экология для понимания и решения проблем окружающей среды и их прогнозирования, разработки принципов рационального использования природных ресурсов. Экология - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду. Всеобщее внимание к экологии повлекло за собой расширение первоначально довольно чётко обозначенной Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественнонаучные и даже гуманитарные науки.
Предмет экология
Экология изучает биологические макросистемы
(популяции, биоценоза, экосистемы). Закономерности,
по которым развиваются экосистемы. Это
влияния человека на природную среду.
Задачи:
1) Исследование закономерностей органической жизни на земле с условием
хозяйственной деятельности человека
.
2) Создание научной основы природного
пользование.
3) Восстановление научных
Методы экологии:
1) Полевые методы - это изучения популяции
в естественной среде обитания.
2) Эксперимент – это изучения влияние
отдельных факторов на организм в искусственно
созданных условиях(эксперименты в стационарных
лабораториях, где имеется возможность
не только варьировать, но и строго контролировать
влияние на живые организмы любых факторов
по заданной программе).
Сочетание полевых и экспериментальных методов исследования позволяет экологу выяснить все аспекты взаимоотношений между живыми организмами и многочисленными факторами окружающей среды, что позволит не только восстановить динамическое равновесие природы, но и управлять экосистемами.
Учение о биосфере земли
Биосфера-это наружная оболочка земли
область распространения жизни. Толщина
40-50 километров из них:30 километра атмосферы,
вся гидросфера, и 3 километров вглубь
литосферы.
Основные компоненты биосферы:
1. Живое вещество (растение, животные,
микроорганизмы и т.д.)
2. Биологическое вещество - это органические
и органно-минеральные вещества созданные
живыми организмами(нефть, уголь, торф).
3. Костное вещество (неорганические вещества
горная порода и вода)
4. Биокостное вещество – продукт синтеза живого и неживого (почвы, оксидные породы и др.)
Глобальной задачей биосферы является определения допустимых пределов воздействия на биосферу для предотвращения экологической катастрофы.
Проблемы современной экологии
Делятся на две группы:
1) Вызванные естественным ходом изменения
природных условий (климат, почва, засуха
озер).
2) Вызванные хозяйственной деятельностью
человека(загрязнения воды, воздуха, почвы)
Первая и вторая группа характеризуется
масштабностью.
Для природы масштабность это гибель растения,
животных, снижение продуктивности, соотношения
между видами и др. проблемы. Для человека
ухудшения здоровья, уровень, смертности,
уровень рождаемости.
Стратегические задачи современной экологии
является:
1) Подержания стабильного состояния биоционозы.
2) Не разрушающие природопользование.
3) Малоотходные технологии в промышленности.
4) Решение эколого-экономических задач.
5) Решение эколого-правовых
6) Биологического регулирование
7) Биоиндексация- оценка состоянии окружающий среды. Применения живых существ, для оценки состояния окружающей среды. Например много мха на деревьев чистый воздух. Мониторинг среды с целью прогнозирования и предупреждения кризисных ситуаций.
Экологическое образование
Интенсивное развитие экологического образования становится актуальной задачей всех цивилизованных стран и рассматривается как одно из средств преодоления глобального экологического кризиса. Экология как система научных и учебных дисциплин должна стать одним из главных компонентов содержания образования в XXI веке. Первоочередными считаются следующие меры:
♦ создание инфраструктуры для обеспечения системы непрерывного экологического образования;
♦ пересмотр всех школьных курсов с точки зрения идеи экологически безопасного, устойчивого развития;
♦ создание системы практической деятельности учащихся по улучшению состояния окружающей среды;
♦ координация школьной и внешкольной систем образования, начального, среднего, профессионального образования, эколого-просветительской деятельности неправительственных организаций;
♦ подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по вопросам экологического образования.
Концепции общего среднего экологического образования, под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. Целью экологического образования является необходимость формирования экологической культуры на основе овладения экологическими знаниями, умениями и ценностными ориентациями в отношениях с природой, поскольку существование человека без природы невозможно. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. Ведущими идеями развития экологического образования являются:
♦ осмысление единства всего живого, а также живого и неживого в природе;
♦ понимание многообразия ценностей природы и невосполнимости жизни;
♦ понимание экологических взаимодействий, обеспечивающих целостность живых систем и устойчивость жизни;
♦ воспитание экологической ответственности за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
♦ осознание морального выбора способа целесообразной деятельности, согласующейся с экологическим и нравственным императивом.
Актуальность экологического образования обусловлена глобальностью экологических проблем, стоящих перед человечеством, и невозможностью их решения без сформированности экологической ответственности, экологической культуры. Государство должно особое внимание уделять воспитанию экологического сознания своих граждан и, особенно, детей, так как именно детям необходимо осознать, что в первую очередь от экологии зависит их будущее и будущее следующих поколений.
Современные экологические проблемы
На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим
миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное
вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого
вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной
опасностью для человечества. Расход невозобновимых видов сырья
повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так как на них строятся города и заводы. Человеку приходится все больше вмешиваться
в биосферу - ту часть нашей планеты, в которой существует жизнь. Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию.
Наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них -
газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно бытового происхождения. Прогрессирует и накопление углекислого газа в атмосфере.
Дальнейшее развитие этого процесса будет усиливать нежелательную
тенденцию в сторону повышения среднегодовой температуры на планете.
Вызывает тревогу у экологов и продолжающееся загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, достигшее уже 1/5 его общей поверхности. Нефтяное загрязнение таких размеров может вызвать существенные нарушения газо- и водообмена между гидросферой и атмосферой. Не вызывает сомнений и значение химического загрязнения почвы пестицидами и ее повышенная кислотность, ведущая к распаду экосистемы. В целом, все рассмотренные факторы, которым можно приписать загрязняющий эффект, оказывают заметное влияние на процессы, происходящие в биосфере.
Загрязнение окружающей среды
Несбалансированные взаимоотношения общества и природы, то есть нерациональное природопользование, часто приводят к экологическому кризису и экологической катастрофе. Экологический кризис (чрезвычайная экологическая ситуация) – это экологическое неблагополучие, характеризующееся устойчивыми отрицательными изменениями окружающей среды и представляющее угрозу для здоровья людей. Под экологической катастрофой (экологическим бедствием) понимают экологическое неблагополучие, характеризующееся необратимыми изменениями окружающей среды и существенным ухудшением здоровья населения.
Основным и наиболее распространенным видом отрицательного воздействия человека на биосферу является загрязнение. Под загрязнением понимают поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду (Закон «Об охране окружающей среды»). Загрязнением также называют поступление в окружающую природную среду любых твердых, жидких и газообразных веществ, микроорганизмов или энергий (в виде звуков, шумов, излучений) в количествах, вредных для здоровья человека, животных, состояния растений и экосистем. Обычно рассматривают два различных по происхождению вида загрязнения: естественное, возникающее в результате действий природных явлений без участия людей; антропогенное, связанное с человеческой деятельностью, главной составной частью которого является техногенное загрязнение, обусловленное деятельностью промышленных производств. По агрегатному состоянию все загрязняющие вещества антропогенного происхождения подразделяются на твердые, жидкие и газообразные. По природе загрязнителей различают следующие виды загрязнения: биологическое (патогенные микроорганизмы, продукты генной инженерии и др.), химическое (загрязнение биосферы пестицидами, тяжелыми металлами, пластмассами, отдельными химическими веществами и элементами), физическое (шумовое, тепловое, электромагнитное, радиационное). По пространственному признаку выделяют глобальное, региональное, локальное (наблюдаемое на небольшой территории) загрязнения. По объектам загрязнения различают загрязнение атмосферного воздуха, загрязнение поверхностных и подземных вод, загрязнение почв и т. д. и даже загрязнение околоземного космического пространства
Загрязнение атмосферы
Известно, что загрязнение атмосферы
происходит в основном в
работы промышленности, транспорта и т. п., которые в совокупности
выбрасывают ежегодно
газообразных частиц.
Основными загрязнителями атмосферы на сегодняшний день являются окись
углерода и сернистый газ. Сейчас общепризнанно, что наиболее сильно
загрязняет воздух
теплоэлектростанции, которые вместе с дымом выбрасывают в воздух
сернистый и углекислый газ; металлургические предприятия, особенно
цветной металлургии, которые выбрасывают в воздух оксилы азота,
сероводород, хлор, фтор, аммиак, соединения фосфора, частицы и соединения ртути и мышьяка; химические и цементные заводы. Вредные газы попадают в воздух в результате сжигания топлива для нужд промышленности, отопления жилищ, работы транспорта, сжигания и переработки бытовых и промышленных отходов.
Информация о работе Значение экологии в современном обществе