Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 18:29, реферат
Архитектоника (от др.-греч. ἀρχιτεκτονική — строительное искусство) — построение художественного произведения. Чаще употребляется в том же значении термин «композиция», причём в применении не только к произведению в целом, но и к отдельным его элементам: композиция образа, сюжета, строфы и т. п. Близкородственным, хотя и более узким понятием в применении к искусству является также термин тектоника.
Введение …………………………………………………………………..3
Коротко о художнике …………………………………………………….4
Что такое архитектон? ................................................................................5
Архитектоны Казимира Малевича ………………………………………6
Заключение ………………………………………………………………..11
Список литературы ………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)»
Кафедра «Мосты и транспортные тоннели»
Р Е Ф Е Р А Т
на тему: «Архитектоны Казимира Малевича»
Студент гр. 2МС1 ДСФ
Бондарев Алексей
Преподаватель: Агеев А.В.
Москва 2015 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………..3
Коротко о художнике …………………………………………………….4
Что такое архитектон? ..............................
Архитектоны Казимира Малевича ………………………………………6
Заключение ………………………………………………………………..11
Список литературы ……………………………………………………….12
Введение
Архитектоника (от др.-греч. ἀρ
В многочисленных теоретических
работах Казимир Малевич все больше отдаляется
от практических задач и погружается в
метафизические размышления о сути Бытия,
о мировом Духе и мировой энергии. Он уходит
к проблемам мироздания, космоса, мыслям
о бесконечности мира, открывающих безграничность
возможностей искусства и науки.
От супрематических построений
на плоскости К. Малевич переходит к объемным
(стерео-метрическим) архитектонам – гипсовым
моделям в реальном пространстве. Эти
замечательные по красоте соотносимых
объемов и пропорций пластические комбинации
представляют бесконечные вариации прямоугольных
кубических форм. При отсутствии практической
значимости они изначально обнаруживают
связь с архитектурой будущего – архитектурой
XXI века.
Коротко о художнике
Казимир Северинович Малевич (1878 — 1935) – художник, прославленный в жанре авангардизма, импрессионизма, футуризма, кубизма.
Родился Казимир 23 февраля 1878 года в Киеве в семье с польскими корнями. Первый рисунок красками в своей биографии Казимир Малевич выполнил в 15-летнем возрасте. С тех пор начал осваивать искусство живописи самостоятельно. Недолго учился в художественной школе Мурашко. Спустя некоторое время после переезда в Курск вместе с семьей Малевич стал посвящать все больше времени рисованию. Сначала он писал картины в импрессионистском стиле, затем увлекся футуризмом.
Несколько лет Малевич преподавал в Витебской художественной школе (1919 — 1922). Затем руководил институтом художественной культуры в Ленинграде (1923 — 1927). Малевич с единомышленниками образовал группу авангардистов, распространявших идею нового видения искусства.
Самой известной работой в биографии и творчестве Малевича является произведение «Черный квадрат». Эту работу дополняют полотна «Черный круг», «Кельтский крест». Среди других известных картин художника – «Красный квадрат», «Скачет красная конница». Скончался Малевич 15 мая 1935 года в Ленинграде.
Что такое Архитектон?
Архитектон — супрематическая архитектурная модель. Первые архитектурные модели такого рода и сам термин появились в 1925 году — их автором стал Малевич. Объемные композиции включали в себя геометрические фигуры, которые врезались друг в друга под прямым углом. Художник определял эти конструкции как архитектурные формулы, с помощью которых строениям может быть придана форма. Первый гипсовый архитектон, созданный в 1923 году, назывался «Альфа».
Свой "единый стиль" Малевич с помощью мысленных операций также выводил из главной супрематической первоформы, Черного квадрата.
При движении в пространстве квадрат образовывал куб, из которого, в свою очередь, путем делений и трансформаций проистекало все многообразие правильных стереометрических тел; бруски, кубы и плиты складывались затем в органичные объемно-пространственные композиции.
Малевич представлял некоторые свои работы как модели космических строений. Он считал, что в недалеком будущем их можно будет использовать в космической индустрии как основы для планов космических станций, на которых будут жить люди, а также посадочных площадок для таких станций.
К. Малевич. Черный супрематический квадрат. 1915
"Черный квадрат",
по мысли Малевича, являл собой
нуль форм; он радикально очистил
работы художника от каких-
Архитектоны Казимира Малевича
Концепция новой супрематической архитектуры, начала складываться в витебский период жизни Малевича. Сам термин и первые объемные композиции появились в начале 1920-х годов. Архитектоны могли иметь различное применение в архитектуре и строительстве, дизайне интерьеров, в монументально-декоративных композициях, они представлялись Малевичу и его единомышленникам также в качестве моделей объектов космически-динамической архитектуры. Выход супрематизма в реальный объем архитектонов продолжил развитие утопических идей русского авангарда. Архитектоны оказали большое влияние на последующее развитие отечественной архитектуры и дизайна.
К. Малевич. Архитектона. 1923. Перспектива.
К. Малевич. Горизонтальные архитектоны. Середина 20-х годов.
Созданные в основном в середине 20-х годов архитектоны Малевича знаменовали собой новый шаг в процессе "выхода" супрематизма в архитектуру. Это были уже реальные объемные композиции в реальном пространстве, своеобразные эскизные модели экспериментальных архитектурных композиций ("архитектура как проблема"), в которых различные по форме и размерам параллелепипеды (горизонтальные и вертикальные) примыкают или как бы врезаются друг в друга под прямым углом.
Архитектоны Малевича вряд ли будет правильно рассматривать как прообразы определенных архитектурных сооружений. Он стремился найти высокоценностную художественную систему... Искомая Малевичем новая тектоника должна была быть эстетически действенной по отношению к любому проектированию, к любому формообразованию. Художник определял свои пластические модели-архитектоны - как "архитектурные формулы, согласно которым архитектурным строениям может быть придана форма"...
Занимаясь архитектурой как проблемой, Малевич с самого начала не был чужд и той области архитектурного творчества, которую он называл "архитектурой в жизни". Он всячески поощрял занятия ею своих коллег и учеников".
Первая гипсовая архитектона ("Альфа") была создана в 1920 г. В 1925-1926 гг. были отлиты основные гипсовые модели архитектон (более десяти), работа по их созданию продолжалась и в 1927 г.
К. Малевич. Архитектон «Альфа». 1920г.
Одновременно с созданием архитектон, т. е. с разработкой "архитектуры как проблемы", Малевич в эти же годы делает шаг и в область "архитектуры в жизни". Это прежде всего планиты: в отличие от архитектон не модели, а графические чертежи (аксонометрии, фасады, разрезы). 18 чертежей планит были показаны летом 1924 г. на выставке ГИНХУКа.
К. Малевич. Вертикальные архитектоны. Середина 20-х годов.
К. Малевич. Планита - сегодняшние сооружения. 1924г.
Планиты - это жилые дома землянитов(людей), представляющие собой сложные композиции из примыкающих друг к другу и взаимопересекающихся параллелепипедов. Практически это были первые в мировой архитектуре XX в. архитектурные проекты с использованием предельно лаконичных геометрических форм, что придавало им принципиально новый художественный образ. "Однако, - как отмечает Л. Жадова, - с середины 20-х годов и явно в связи с развитием тенденций техницизма Малевич снова стал все более сосредоточиваться на разработке "архитектуры как проблемы" и не раз печатно настаивал на этом".
Супрематические формально-эстетические опыты Малевича в области сочетания геометрических фигур и пространств с использованием цвета в качестве ритмико-пластического организующего начала оказали значительное влияние на формирование художественно-стилевых приемов и форм современной архитектуры и дизайна. Четкие геометрические формы супрематических композиций, архитектон и планит Малевича сыграли роль своеобразных кристаллов, брошенных в перенасыщенный раствор. Их влияние сказалось и на творческих поисках голландской группы "Де Стиль", и на художественных принципах немецкого Баухауза, и на работах многих советских архитекторов (Н. Ладовского, И. Леонидова, К. Мельникова, Л. Лисицкого, М. Гинзбурга, А. Никольского, И. Голосова, Л. Руднева, Л. Хидекеля, И.
Малевич видел в своих экспериментах поиски нового художественного языка, рассматривая, например, архитектоны, как "супрематическое искусство объемостроения", некий "супрематический ордер". "Утилитарная форма, - писал Малевич в 1919 г., - не создается без эстетического действа... Эстетическое действо не стоит, а вечно движется и участвует в новообразованиях форм ...Мы растем, и рост наш изменяет вид свой, и поэтому немыслимо возвратиться к прошлому, и ни одна мысль, ни одна попытка не может осуществить возврата назад и идти в искусство под флагом прошлого или достигать сегодня того, что было достигнуто вчера, ибо жизнь растет и рост ее виден в новообразовании вырастающей формы. В новой форме и есть отличие ее от прошлого дня... Следуя старому эстетическому действу, искусство не участвует в строительстве сегодняшнего мира". "Художники, - писал К. Малевич в начале 20-х годов, - совершили великую революцию в искусстве, подражая предметам, и пришли однажды к беспредметной живописи. Они нашли новые элементы, которые отныне поднимают проблемы архитектуры будущего". Он считал, что супрематизм, создав новые формы и зависимости форм, с плоскости полотна переходит в пространство, становится новой архитектурой.
К. Малевич. Архитектон «Гота», гипс, 1923 год.
Выход супрематизма в реальный объем архитектонов продолжил развитие утопических идей русского авангарда. Архитектоны оказали большое влияние на последующее развитие отечественной архитектуры и дизайна.
Заключение
Архитектурные концепты Малевича – архитектоны – не были осуществлены и дошли до нас только в фотографиях и макетах. И дело не только в изменении парадигмы советской художественной культуры. В гинхуковской группе Малевича не было ни одного профессионального архитектора, лишь Л.М. Хидекель, бывший в то время студентом архитектурного ВУЗа. Зодчество – единственный род изящных искусств, не терпящий дилетантства; таким образом, архитектурное творчество Малевича при отсутствии профессиональной поддержки было обречено на провал.
Создание архитектона — первый шаг в продвижении супрематизма в архитектуру. Малевич изготавливал архитектоны из картона, гипса и дерева. Со временем стало ясно, что архитектурные проекты художника — утопия и они не могут использоваться на практике. Хотя существует версия, что архитекторы главного здания МГУ использовали супрематические работы Малевича при проектировании здания.
Главное здание МГУ, 1953г.
Список литературы
1. Малевич К. Рукопись «Заметки об архитектуре». 1924 г.
2. Малевич К. «Живопись и проблемы архитектуры». 1928 г.
3. www.alyoshin.ru
4. www.k-malevich.ru
5. www.art-catalog.ru
6. www.kazmalevich.info