Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:15, курсовая работа
XVII век явился веком потрясений и огромных изменений в России. Это век смуты, восстаний, появления самозванца, вторжения иноземцев, но вместе с тем век прославлен необыкновенной стойкостью и способностью русского народа к возрождению. Многочисленные потрясения России в начале XVII в., ее вступление в эпоху Нового времени сказалось и на культуре, главной особенностью которой стал отход от церковной каноничности.
«Архитектура XVII века»
XVII век явился веком потрясений и огромных
изменений в России. Это век смуты, восстаний,
появления самозванца, вторжения иноземцев,
но вместе с тем век прославлен необыкновенной
стойкостью и способностью русского народа
к возрождению. Многочисленные потрясения
России в начале XVII в., ее вступление в
эпоху Нового времени сказалось и на культуре,
главной особенностью которой стал отход
от церковной каноничности. Во всех областях
культуры шла борьба между старыми церковными
и новыми светскими формами, которые постепенно
побеждали, что привело к дальнейшему
усилению реалистических тенденций в
искусстве.
Русская наука в XVII в. испытывала подъем.
Произошли изменения и в области архитектуры.
Начали зарождаться новые стили
Архитектура - явление производное от
конкретной функциональной необходимости,
зависящее как от строительно-технических
возможностей (строительных материалов
и конструкций), так и от эстетических
представлений, определяемых художественными
взглядами и вкусами народа, его творческими
представлениями.
Архитектура Руси
В XVII в. переход к товарному хозяйству,
развитие внутренней и внешней торговли,
усиление центральной власти и расширение
границ страны привели к росту старых
городов и возникновению новых на юге
и востоке, к постройке гостиных дворов
и административных зданий, каменных жилых
домов бояр и купцов. Развитие старых городов
шло в рамках уже сложившейся планировки,
а в новых городах-крепостях пытались
внести регулярность в планировку улиц
и форму кварталов. В связи с развитием
артиллерии, города окружались земляными
валами с бастионами. На юге и в Сибири
строились и деревянные стены с земляной
засыпкой, имевшие башни с навесным боем
и низкими шатровыми крышами. Каменные
стены среднерусских монастырей в то же
время теряли свои старые оборонительные
устройства, становились более нарядными.
Планы монастырей стали регулярнее. Укрупнение
масштабов Москвы вызвало надстройку
ряда кремлевских сооружений. При этом
больше думали выразительности силуэта
и нарядности убранства, чем об улучшении
оборонительных качеств укреплений. Сложный
силуэт и богатую белокаменную резьбу
карнизов, крылец и фигурных наличников
получил теремной дворец, построенный
в Кремле. Возрастает число каменных жилых
зданий. B XVII в. они обычно строились по
трехчастной схеме (с сенями посередине),
имели подсобные помещения в нижнем этаже
и наружное крыльцо. Третий этаж в деревянных
зданиях часто был каркасным, а в каменных
- с деревянным потолком вместо сводов.
Порой верхние этажи каменных домов были
деревянными. В Пскове дома XVII в. почти
лишены декоративного убранства, и лишь
в редких случаях окна обрамлялись наличниками.
Среднерусские кирпичные дома, часто асимметричные,
с разными по высоте и форме крышами, имели
карнизы, междуэтажные пояса, рельефные
наличники окон из профильного кирпича
и украшались раскраской и изразцовыми
вставками. Иногда применялась крестообразная
схема плана, соединение под прямым углом
трехчастных зданий, внутренние лестницы
вместо наружных.
Дворцы в XVII в. эволюционировали от живописной
разбросанности к компактности и симметрии.
Это видно из сравнения деревянного дворца
в селе Коломенском с Лефортовским дворцом
в Москве. Дворцы церковных владык включали
церковь, а иногда, состоя из ряда зданий,
окружались стеной с башнями и имели вид
кремля или монастыря. Монастырские кельи
часто состояли из трехчастных секций,
образующих длинные корпуса. Административные
здания XVII в. походили на жилые дома. Гостиный
двор в Архангельске, имевший 2-этажные
корпуса с жильем наверху и складами внизу,
был в то же время и крепостью с башнями,
господствовавшей над окружающей застройкой.
Расширение культурных связей России
с Западом содействовало появлению на
фасадах домов и дворцов ордерных форм
и поливных изразцов, в распространении
которых известную роль сыграли белорусские
керамисты, работавшие у патриарха Никона
на постройке Ново-Иерусалимского монастыря
в Истре. Убранству патриаршего собора
стали подражать и даже стремились превзойти его
нарядностью. В конце XVII в. ордерные формы
выполнялись в белом камне.
В церквах на протяжении XVII в. происходила
та же эволюция от сложных и асимметричных
композиций к ясным и уравновешенным,
от живописного кирпичного «узорочья»
фасадов к четко размещенному на них ордерному
убранству. Для первой половины XVII в. типичны
бесстолпные с сомкнутым сводом «узорочные»
церкви с трапезной, приделами и колокольней.
Они имеют пять глав, главки над приделами,
шатры над крыльцами и колокольней, ярусы
кокошников и навеянные жилой архитектурой
карнизы, наличники, филированные пояски.
Своим дробным декором, живописным силуэтом
и сложностью объема эти церкви напоминают
многосрубные богатые хоромы, отражая
проникновение в церковное зодчество
светского начала и утрачивая монументальную
ясность композиции.
Архитектура Москвы, наследуя черты зодчества
наиболее развитых феодальных княжеств,
обретает и свой самобытный стиль, в котором
переплетаются традиции зодчества домонгольской
Руси, и градостроительные достижения
Новгорода и Пскова, а также находят отражение
идеи объединения и освобождения земель,
централизации государства и образования
единой нации. Архитектура Московского
государства отличалась сравнительным
постоянством основных типов строительства,
характерных для феодального уклада. Это
- жилые дома и хозяйственные постройки,
церкви и звонницы, палаты и монастырские
здания, крепостные сооружения, однако
структура зданий и сооружений, их стилевой
характер развивались вместе с изменением
жизненных реалий, социальных и идеологических
условий, оборонительных требований. Изменялись
конструкции и строительные материалы,
а вместе с ними -- архитектоника зданий
и сооружений. Наряду с каменными огромное
значение имели деревянные постройки,
которые на Руси всегда оставались основным
видом массового строительств, оказывая
влияние на развитие каменных зданий к
сооружений.
Общий подъем национальной культуры, вызванный
укреплением русского национального государства,
получил выражение и в развитии архитектуры.
Ко второй половине XVII в. относится сооружение
ряда замечательных памятников архитектуры:
царского дворца в Коломенском, грандиозного
и оригинального комплекса архитектурных
сооружений так называемого Нового Иерусалима
в подмосковном Воскресенском монастыре,
церквей Грузинской Божьей Матери в Москве
и Покрова в Филях, многих интереснейших
произведений гражданской и церковной
архитектуры в Звенигороде, Ярославле,
Вологде и других городах. Характерными
чертами, присущими различным по назначению
и художественной форме произведениям
архитектуры, являлись нарядная пышность,
эффективная декоративность, красочность
и богатство отделки, хорошо передающие
общий жизнеутверждающий характер быстро
развивавшегося русского национального
искусства XVII в.
Свойственное русской архитектуре XVII
в. стремление к пышности и нарядности
получает яркое выражение в украшении
монументальных кремлевских башен шатрами,
имеющими чисто декоративное значение,
а также в украшении белых стен Покровского
собора на Красной площади (храм Василия
Блаженного) пестрым и ярким орнаментальным
узором (2). Архитекторами Ба-женом Огурцовым,
Антипом Константиновым, Трефилом Шарути-ным
и Ларионом Ушаковым был построен в 1635--1636
годах Теремной дворец Московского Кремля.
Его трехэтажный объем носит явно выявленный
ступенчатый характер. Со всех сторон
дворец окружает гульбище. Два пояса разноцветных
поливных изразцов венчают верхний ярус
здания. Первоначально стены дворца, интерьер
которого особенно уютен, были расписаны.
Для второй половины века типичным становится
небольшой храм -- пятиглавый и бесстолпный,
с трапезной, приделами, галереей, колокольней
и крыльцами с шатрами. Таковы церкви Троицы
в Никитниках и Рождества Богородицы в
Путниках (Москва), соборы Ростовского
кремля.
В эти годы в Ярославле, который особенно
расцветает и богатеет, широко ведется
храмовое строительство. Для храмов Иоанна
Златоуста в Коровниках и Иоанна Предтечи
в Толчкове характерно введение яркого
узора из поливных изразцов. Разнообразные
по форме изразцы составляют орнаменты,
рельефом часто изображены фантастические
животные или растения. В колорите преобладает
сочетание желтого с зелеными и синими
тонами. Яркие цветные изразцы придают
зданиям подчеркнуто нарядный характер.
Типичный памятник ярославского зодчества
-- церковь Ильи Пророка в Ярославле -- представляет
обширный, хорошо освещенный внутри четырехстопный
храм, окруженный крытыми галереями.
XVII в. был периодом расцвета деревянной
архитектуры. К наиболее значительным
светским постройкам принадлежал несохранившийся
дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском.
Дворец состоял из семи хором и представлял
собой сложное по композиции здание, сочетавшее
большое количество срубов-клетей, примыкавших
друг к другу и соединенных переходами.
Подводя итоги развитию архитектуры XVII
в., нельзя не отметить постоянное возникновение
в ней новых типов, форм, приемов, непрекращающийся
поиск средств перехода на качественно
новый уровень -- то есть подготовка зодчества
Нового времени. Принципиально важно,
что при всем отличии локальных вариантов
эта архитектура обладала значительным
художественным единством, в ней отражались
одни и те же тенденции, по-разному преломлявшиеся
в зависимости от материала, типа постройки,
местных традиций и вкусов. Поэтому зодчество
XVII в. можно рассматривать как целостный
этап истории русской архитектуры, сформировавший
собственные ценности, отличные и от традиционных
древнерусских, и от сменивших их архитектурных
идеалов Петровской эпохи.
Архитектура преобразовывалась во времени,
но, тем не менее, некоторые особенности
русского зодчества бытовали и развивались
на протяжении столетий, сохраняя традиционную
устойчивость вплоть до XX века, когда космополитическая
сущность империализма не стала их постепенно
истирать.