Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 14:27, доклад
Архитектура древнего Китая пустила корни своего развития в глубину веков. Китайское искусство весьма своеобразно и не похоже ни на какое другое. Виды древних китайских сооружений очень многообразны: это и дворцы, храмы, жилища и садовые сооружения. По своему внешнему облику эти сооружения или торжественны и великолепны, или изящны, изысканы и динамичны. Тем не менее, они обладают характерной особенностью, которая, так или иначе, сближает их друг с другом, - это те строительные идеи и эстетические устремления, присущие исключительно китайской нации.
Архитектура древнего Китая пустила корни своего развития в глубину веков. Китайское искусство весьма своеобразно и не похоже ни на какое другое.
Виды древних китайских сооружений очень многообразны: это и дворцы, храмы, жилища и садовые сооружения. По своему внешнему облику эти сооружения или торжественны и великолепны, или изящны, изысканы и динамичны. Тем не менее, они обладают характерной особенностью, которая, так или иначе, сближает их друг с другом, - это те строительные идеи и эстетические устремления, присущие исключительно китайской нации.
В древнем Китае наиболее типичной конструкцией дома считалась каркасно-столбовая, использующая для этого древесину. Такая каркасная система не только позволяла китайским архитекторам свободно проектировать стены дома, но способствовала предотвращению разрушения дома при землетрясениях. Например, в северной провинции Китая Шаньси находится буддийский храм высотой более 60 метров, каркас которой был деревянным. Этой пагоде уже 900 с лишним лет, но она очень хорошо сохранилась до сегодняшнего дня.
Другая особенность китайского древнего зодчества - это эффект, дающий целостную композицию, т, е. создается некий ансамбль из множества домов. В Китае не принято строить отдельно стоящие здания: будь это дворцовые сооружения или частные помещения они всегда обрастают дополнительными строениями.
Главное здание окружается дворовыми постройками, которые равномерно отделены от него и симметричны. Погоня за разнообразием форм в ходе строительства домов привела не только к созданию единого строительного стиля в китайском древнем зодчестве, но и одновременно с этим продемонстрировала его многообразие. Именно китайские строители считаются пионерами в возведении многоэтажных зданий.###
Застройка и планировка китайских домов основана на древнем философском учении Фэн-шуй, согласно которому окружающее пространство поделено на четыре зоны, ориентированные по сторонам света, и находящиеся под покровительством определённых сил. На востоке правил синий дракон, на западе белый тигр, на севере чёрная черепаха, ну а юг подчинялся птице красного цвета. Только при правильном и гармоничном взаимодействии этих символических сил возможны нормальные условия для проживания в построенном помещении.###
Социальная структура общества очень хорошо прослеживалась в архитектуре древнего Китая и планах городской застройки. В центре возводились дворцы и административные сооружения, а с запада и востока уже строились дома простых людей и рынки. Были разработаны правила, определяющие внешний вид возводимых зданий. Так называемый архитектурный приём «догун» - принцип многоярусного карниза разрешалось использовать при постройке дворцов, храмов, и строго запрещалось при строительстве жилищ для обычных людей.
Отличительной особенностью, по которой легко узнать китайские постройки, является изогнутая поверхность крыши. Цвет черепицы, покрываемой крыши зданий также был строго регламентирован по социально-общественному принципу. Крыши дворцов членов императорской семьи были покрыты жёлто-золотистой черепицей, черепица крыш храмов и домов важных сановников имела зелёный цвет, ну, а покрытием крыш охранных городских застроек типа башен окружающей город стены служила синяя черепица. В качестве декора крыш культовых сооружений и дворцов использовались скульптурные изображения людей и символических животных, поэтому архитектура древнего Китая кажется такой необычной.###
Дворцы
Дабы акцентировать внимание на высоком положении императора, в стилистике дворцовых построек обязательно присутствует особое величие и пышность.
Старинные китайские дворцы, как правило, разделяются на две части – парадную и повседневную. План дворца выстраивался вокруг оси, которая определяла принцип расположения всех остальных построек.
Крыши дворцов часто делали многоуровневыми, с загнутыми вверх углами, которые часто украшали фигурками птиц и зверей. Такие крыши придавали контуру постройки изящество и одновременно несли защитные функции – под такими крышами внутренние сооружения были долговечнее. Дождевую воду, стекавшую с крыш, отводили подальше от стен и фундаментов, за счет чего деревянные стены не портились от влаги.
На протяжении многих тысячелетий императоры не жалели человеческого труда и материальных затрат на возведение дворцов, поражающих своей масштабностью. К великому сожалению, большинство из них стали жертвами огня, поскольку такие постройки традиционно возводились из дерева.### По сей день полностью уцелел лишь Дворец Гугун в центре Пекина (другое название дворцового ансамбля – «Запретный город»). Сейчас там находится государственный музей.###
Храмы
Буддистская архитектура щедро впитала в себя национальные китайские традиции. При постройке храмов в древности использовался один и тот же принцип или план: по центру передней стены располагались главные ворота «шаньмэнь», а во дворе храма, по обе стороны от ворот, строили две колокольни. По бокам от дворов располагались кельи и трапезная. По своему архитектурному облику буддистские храмы Китая близки к императорским дворцовым застройкам, они так же блистательны и великолепны – в этом важное отличие китайских буддистских храмовых комплексов.
Как правило, подобные сооружения возводились в удалении от шумных поселений, часто такие постройки можно встретить в горах. Среди таких храмов наиболее известны четыре: Утайшань, Цзюйхуашань, Эмэйшань, Путошань.###
Типичный дом китайского горожанина имел форму прямоугольника и состоял из пяти комнат, в число которых входили приёмная, гостиная, комната для молитв предкам, спальня и комната прислуги. Здание всегда было ориентировано основным фасадом на юг, а северная стена лишена окон, что защищало обитателей от холода, приносимого ветром с севера.
Дома деревенских жителей не разделялись на комнаты и состояли из единого помещения, но перед всем фасадом жилища обычно тянулась терраса, имеющая посередине вход в дом. Сыновья, отделяясь от родителей, строили такой же дом недалеко от родительского, и в итоге образовывался целый ряд почти идентичных построек. При входе во двор с улицы строилась отдельная традиционная стенка, которая должна была защитить от мифических, злых духов и реальных посторонних взглядов с улицы. Красить стены домов позволялось лишь людям знатного происхождения, а в обычных случаях они оставались натурального цвета используемого строительного материала.
Благодаря всему перечисленному выше, архитектура древнего Китая производит на людей неизгладимое впечатление.###