Архитектура Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 13:55, доклад

Описание работы

Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в разумной целесообразности, в логике структуры сооружений, в точно найденных пропорциях и масштабах. Огромным завоеванием римлян было удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского населения. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. В процессе постоянных войн и экспансий, проводившихся Римом, сложилась система сухопутных дорог. В тех случаях, когда на пути встречались препятствия в виде рек и долин, римляне строили мосты.

Файлы: 1 файл

архитектура древнего Рима.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)


ОСОБЕННОСТИ РИМСКОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

 

 

Общая характеристика

 

  Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в разумной целесообразности, в логике структуры сооружений, в точно найденных пропорциях и масштабах. Огромным завоеванием римлян было удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского населения. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. В процессе постоянных войн и экспансий, проводившихся Римом, сложилась система сухопутных дорог. В тех случаях, когда на пути встречались препятствия в виде рек и долин, римляне строили мосты.

 

Градостроительство

 

   Планировка многочисленных городов восходит к нехитрому устройству военного лагеря. Прямоугольная сетка кварталов, аккуратно нарезанных взаимно перпендикулярными улицами.

    Разбивка городской территории начиналась с определения геометрического центра города. После определяли направления двух главных улиц: «кардо» (северо-южного направления) и «декуманус максимус» (западно-восточного направления).  После параллельно им проводились улицы второстепенного значения. Ширина улицы регламентировалась. Главный перекресток города часто был отмечен специальным архитектурным сооружением - тетрапилом, представлявшим собой кубическое здание со сквозными проездами, иногда он заменялся четырьмя монументальными столбами. Въезды в город, в особенности главные, были отмечены триумфальными арками или архитектурно оформленными городскими воротами.

 

 

Форумы

   Около перекрестка располагалось основное общественное пространство – форум. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной тремя холмами, где образовалась центральная площадь - Римский форум. Форум имел назначение торговой и общественной площади. Здесь строились храмы, триумфальные арки и колонны, базилики (торговые или судебные дома), библиотеки с просторными портиками, поглощающими звук, так как римляне умели читать только вслух В дальнейшем были построены императорские форумы Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы и Траяна. Императоры старались построить форумы один пышнее другого..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архитектура Древнего Рима

 

КОЛИЗЕЙ

   Крупнейший и наиболее знаменитый из римских амфитеатров. Название "Колизей" было в Средние века, в Древнем Риме его называли амфитеатром Флавиев. Был заложен императором Веспасианом в 75 и торжественно открыт его сыном Титом в 80.  

   Сооружение было окончательно завершено вторым сыном Веспасиана - Домицианом. Перестройки и ремонты, необходимость в которых возникала из-за пожаров или землетрясений, продолжались здесь до начала 6 в. К 523 относится последнее упоминание о проведенной травле диких зверей, а гладиаторские игры были запрещены еще в 404. Несмотря на то, что в позднейшие эпохи Колизей многого лишился из-за плохого присмотра, землетрясений и, главное, строителей, растаскивавших здание на камни, более трети внешних аркад уцелели до наших дней. Сохранился внутренний каркас сооружения, некогда несший на себе ряды скамей. Однако мрамор, лепнина и металлические украшения изчезли полностью.

      Амфитеатр Флавиев представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. Это самый грандиозный античный амфитеатр. Он мог вместить около 50 тысяч зрителей.

   Амфитеатр Флавиев построен на бетонном фундаменте. Стены воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. Блоки соединялись между собой стальными связями; для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич. Использованы типичные для римской архитектуры ордерные аркады с ордерной суперпозицией.

   Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее, применяется при строительстве стадионов до сих пор: множество входов располагаются равномерно по всему периметру здания. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5. Колизей имел 80 входов, из которых 4 были предназначены для высшей знати и вели в нижний ряд. Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на неё животных. Далее следовали места вообще для публики, образующие три яруса. В первом ярусе (20 рядов скамей) сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников; второй ярус (16 рядов) - для людей, имеющих права римского гражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим сословиям. . Места для зрителей подпирались мощной сводчатой конструкцией, заключавшей в себе проходные коридоры, камеры различного назначения и лестницы, ведшие в верхние ярусы.

   На его крыше Колизея, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для натягивания над амфитеатром огромного тента для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены

   Колизей издревле считался символом величия Рима. «Пока Колизей стоит» — говорили пилигримы в VIII столетии — «будет стоять и Рим, исчезни Колизей — исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».

 

 

 

 

 

 

КОЛОННА ТРАЯНА

   Колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками.

Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день.

В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.

  Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками (101—102 и 105—106 годов). Секции, посвящённые войнам, разделены изображением фигуры крылатой Победы, пишущей на щите, окружённом трофеями, имя победителя. Изображаются в основном действия римской армии: передвижение, постройка укреплений, переправы через реки, сражения. Всего на колонне около 2 500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 59 раз. Помимо Победы в рельефе присутствуют и иные аллегорические фигуры: Дунай в образе величественного старца, Ночь — женщина с закрытым покрывалом лицом, и др.

   Отдельные фигуры переданы весьма реалистично, так что рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов, костюмов — как римлян, так и даков того времени. Перспективой же скульпторы сознательно пожертвовали для достижения большей информативности. Детали пейзажа, крепостные стены даны вне масштаба. Близкие и дальние человеческие фигуры имеют одинаковую четкость и размеры и расположены одна над другой.

 

 

ПАНТЕОН

(др.-греч. — храм или место, посвящённое всем Богам) — «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный во II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Представляет собой большое инженерное достижение античности. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда.

     Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м). Купол состоит из окружностей, которые легко прочитываются благодаря кессонированному потолку. Купол со стенами образует единую оболочку, содержащую внутри всё пространство, соответствующее внутреннему объёму цилиндра и половине сферы. Ранее поверхность купола украшали звезды, но позже их растащили.

    Отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа.

   1 ноября 609 года языческий храм был переосвящён как церковь всех мучеников. С того времени дата 1 ноября у католиков и протестантов празднуется как День всех святых.

   В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, Рафаэль и короли Виктор Эммануил II и Умберто I.

    Одна из особенностей Пантеона — отверстие в крыше. В полдень через него проникает наиболее сильный световой столб (ориентация на юг). Свет очень ощутим, он «не растекается», а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым.

 

 

АРКА ТИТА

  Одна из двух сохранившихся арок на римской площади Форум. Арка Тита является мраморной триумфальной аркой с одним арочным проходом. Расположена она на самой высокой точке улицы Виа Сакра, которая ведет к площади Форум. Арка построена императором Домицианом в 81 году н.э., через год после смерти Тита.

   Домициан возвел Арку в честь Тита, своего старшего брата и предыдущего римского императора. Причиной строительства Арки в честь Тита стала его победа в 70 году над Иерусалимом, что прекратило войну с евреями, длившуюся с 66 года. Это единственная в то время арка, высота которой 15,4 м, ширина -13,5 м и глубина - 4.75 м.

   На углах Арки расположены колоны, которые стоят на высоком каменном основании. Колоны являются ранним примером композитного стиля с характерным ему лиственным орнаментом.

    На внутренней стороне Арки расположены две панели с рельефами, приуроченные совместной победе Тита и его отца Веспасиана в 70 году. На одном рельефе изображено триумфальное шествие римлян, возвращающихся с трофеями из еврейского храма в Иерусалиме. На другом рельефе изображено Тита-триумфатора в колеснице, которого сопровождает богиня Виктория.

   По середине потолка арки расположен рельеф, изображающий апофеоз (канонизацию) Тита.

   Часть Арки над основным карнизом имеет высоту 4,4 м, и здесь находится центральная табличка с надписью, что строительство Арки посвящается Титу и Веспасиану. Надпись сохранилась на восточной стороне Арки, буквы для нее изготовлены были из серебра, некоторые из золота и других металлов.

   Скульптуры, которые были на наружной стороне Арки Тита, были утеряны в период Средневековья, когда Арка была превращена в оборонительную башню семьей Франгипани.

   На Арке Тита появились новая надпись в 1821 году в ходе ее восстановления в период, когда она была в распоряжении Папы Пия VII. Надпись увековечила имя Папы Пия VII, который инициировал реставрацию Арки. Во время этой реставрации некоторые части Арки были восстановлены в их оригинальном виде, а некоторые были намерено изменены.

    В течение 1822-1823 годов наружная сторона арки Тита была отреставрирована. Но вместо мрамора использовали травертин (минерал осадочных пород), поэтому вид Арки изменился и стал отличаться от оригинала.

   Арка Тита была использована как образец для строительства триумфальных арок, созданных, начиная с XVI века. К примеру, используя модель Арки Тита, были построены Триумфальная арка в Париже в 1806 году и Арка национальной памяти в американском штате Пенсильвания в 1910 году.

Колизей, Пантеон, Триумфиальная арка Тита, Колонна ТроянаКолизей, Пантеон, Триумфиальная арка Тита, Колонна Трояна



Информация о работе Архитектура Древнего Рима