Архитектура двуречья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 12:06, реферат

Описание работы

Появившаяся во времена процветания Древнего Вавилона и Сирии архитектура Двуречья оставила мало памятников. Опустошительные войны, погодные катаклизмы и специфические природные условия привели к тому, что огромные башни и величественные дворцы оказались погребены под землей. Тем не менее, архитектура Двуречья оказала огромное влияние на зодчество последующих цивилизаций, а так же породила несколько воистину легендарных объектов, таких, как Вавилонская Башня и Сады Семирамиды.

Содержание работы

Введение.
Города и храмы Древнейшей Месопотамии.
Жилые и общественные здания древнего Двуречья.
Зиккураты древнего Двуречья.
Крепость царя Саргона II в Дур-Шаррукине.
Царские дворцы древнего Двуречья.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 42.64 Кб (Скачать файл)

Зиккураты древнего Двуречья.

Центром города в Двуречье являлся храм бога-покровителя, рядом с которым возвышалась многоступенчатая башня, так называемый зиккурат. Зиккурат мог насчитывать от трех до семи террас, соединенных широкими пологими пандусами. На самом верху располагалось святилище бога, место его отдыха. Туда допускались только посвященные жрецы. Облицовка зиккурата делалась из обожженного кирпича и раскрашивалась, причем каждый ярус окрашивался в свой цвет, черный, красный или белый. Площади террас занимали сады с искусственным орошением. Во время торжественных богослужений по пандусам храма поднимались к святилищу процессии богов. На вершине подобных ступенчатых башен располагались храмы, которые одновременно могли быть обсерваториями. Рядом с храмовым комплексом располагался и царский дворец. Цивилизации этого периода уже имели стройную религиозно-этическую систему, поэтому в городах при храмах существовали  многочисленные жреческие коллегии. Так как зиккурат становится ведущим архитектурным типом, композиционным центром ранних городов Двуречья то можно рассматривать его как главную архитектурную доминанту

Зиккурат в городе Уре имел основную платформу высотой в 15 метров и размером в плане 62.5х43 метра; грани платформы облицованы обожженным кирпичом, слегка наклонены внутрь дома – для большей устойчивости. Наверх зиккурата могли вести три лестницы, соединявшиеся у каменной террасы. Для того чтобы подняться к самому храму надо было пройти ещё две платформы.

Города Месопотамии возникали  на достаточно плоском рельефе, который  был лишён естественных преград. Поэтому все города защищались мощными  крепостными стенами. Самые мощные укрепления имел Вавилон. Они были возведены  в VII веке до н.э. царём Навуходоносором. В плане город имел форму неправильного прямоугольника, лежал на левом берегу реки Евфрат, но постепенно город распространился на правый берег. Всё это пространство было опоясано крепостной стеной протяжённостью 18 километров. Стены были двойными. Внешняя (наружная) стена толщиной в 3.5 м, внутренняя стена более мощная толщиной в 6.5 метров. Высота внутренней стены была около 25 метров. Стены укреплялись башнями, которые были расположены на расстоянии 25 метров друг от друга шагом и по отношению друг другу они были расположены со сдвижкой. Масштаб сооружения был огромен. Мы можем судить об этом, в том числе и по количеству башен. По внешним стенам, находилось 240 башен, - по внутренним 360 башен. Снаружи перед внешней стеной города располагался большой ров шириной в 25 метров.

Архитектурно-градостроительным  ядром города, в начальный период развития, являлся традиционный для  Двуречья зиккурат. Позднее он был превращён в своеобразный дворцово-храмовый комплекс. В состав этого комплекса входил храм в честь вавилонского божества Мардук, башня-зиккурат и царский дворец. С востока к этому комплексу подходила центральная улица Вавилона «дорога процессий», которая приводила к центральным священным северным воротам посвящённым богине плодородия Иштар. Это был центральный район города. Интересно, что в Вавилоне действовали градостроительные законы принятые ещё царём Хаммурапи, которые регулировали застройку центра города и подчиняли весь градостроительный план общим принципам регулярных приёмов застройки. Дворцово-храмовый комплекс начал возводиться в Вавилоне ещё в период развития старого города,  и был расположен на левом берегу Евфрата. Кстати, комплекс был окружён внутренней стеной и со стороны берега реки. Поэтому своё центральное значение он приобретает тогда, когда начинает возводиться новый город на правом берегу реки.

В 707 году до н.э. при царе Саргоне П, недалеко от Вавилона, был возведён новый город Дар-Шаррукин, который многие историки архитектуры именуют «Вавилонским Версалем». В этом городе-резиденции было принято принципиально иное решение возведения и расположения дворцово-храмового комплекса. Комплекс был расположен не в центре, а на окраине города возле городской стены и размещён он был на высокой искусственной насыпной платформе высотой в 14 метров. Платформа была облицована камнем. Таким образом,  дворец и храм были защищены от внешних врагов городской стеной, а от возможных восстаний горожан платформой и глухими стенами самого дворцового комплекса.

Непрочность материала обусловила особенности архитектуры Двуречья. Здесь нет мощных колоннад, только большие прямоугольные массы кирпича. Архитекторами Месопотамии была изобретена и новая конструкция: полукруглая арка, которая впоследствии была позаимствована Римом, затем арабским Востоком и романской Европой.  Архитектурно – конструктивное, а так же и символическое решение зиккурата было востребовано в 20 годы ХХ века. Выдающийся русский и советский архитектор А.В. Щусев – автор проекта мавзолея В.И. Ленина в своём проекте использовал идеи древневавилонского культового зодчества. Особенно связь мавзолея с Вавилонской башней заметна в первом проекте деревянного мавзолея, который был реализован как временная усыпальница Ленина в 1929 году.

Крепость царя Саргона II в Дур-Шаррукине.

В середине XIX в. французским  археологом Ботта была раскопана древняя столица Дур-Шаррукин (соврем. Харсабад, к северу от Ниневии) с грандиозным дворцовым комплексом, резиденция царя Саргона II (VII вв. до н. э.). Руины этого города, окруженного стенами, имевшими семь входных ворот, дают представление о характере ассирийской архитектуры. Город строился около 6 лет (713—707 гг. до н. э.), после смерти царя Саргона II он был заброшен, вероятно, именно поэтому он сохранился от полного разрушения.

Построенный по единому замыслу, город имел в плане форму, близкую  к квадрату, со сторонами 1780 Х 1685 м. и  был окружен гигантской, мощной крепостной стеной, высота и толщина которой  равнялись 23 м, усиленной контрфорсами. Крепостные стены на высоте 1,1 м были сложены из камня, выше - кладка из сырцового  кирпича. В город вели семь ворот, на стенах были построены 167 башен, следов рва не было обнаружено. Мощенные улицы города достигали до 12 м в ширину.

В северной части города, на глинобитной террасе площадью 10 га, возвышалась доминирующая над  городом цитадель, где находились храмы, грандиозный царский дворец Саргона II и дома его особо приближенных. Только для создания основания для дворца площадью 100 000 кв. м. было насыпано (затем утрамбовано) приблизительно 1,5 млн. куб. м глины. Платформа цитадели, поднимавшиеся на высоту 14 м, была сложена из кирпича-сырца и облицована в нижней части огромными блоками тщательно отесанного камня (каждая каменная глыба весом до 14 т, некоторые блоки имеют в длину до 3 м). Кладка платформы пронизана системой сточных и вентиляционных каналов. К платформе вели широкие пандусы, по которым могли проехать колесницы. Стены построек в цитадели были сложены из необожженного кирпича, некоторые достигают в толщину 3 м.

Ансамбль дворца отличался  асимметричной планировкой, что  типично для глинобитной архитектуры  Древнего Двуречья. Отдельные части дворца располагались симметрично, но его расположение во дворе цитадели было ассиметрично. Здание дворца наполовину выступало за уровень северной стены города.

Прямоугольный в плане  дворец состоял из трех частей - группы помещений для приемов, жилых  покоев царской семьи (и гарема правителя), хозяйственных и служебных помещений. Всего во дворце насчитывалось ок. 210 залов и 30 внутренних дворов. Парадная лестница со стороны города ведет к главному входу царской резиденции. Самый обширный парадный двор, расположенный сразу за главным входом, объединял покои царя, роскошные официальные залы, служебные помещения и культовые постройки. В западной части террасы располагался отдельно стоящий павильон, типа хеттского битхилани, возможно, летнее жилище царя. Служебные помещения дворца располагались на юго-восточной части террасы, со стороны города, к этой части вел длинный и широкий пандус, по которым поднимались на террасу колесницы и повозки с продовольствием.

Во дворце Саргона часто встречаются арки, ложные и клинчатые своды. Входные проемы чаще всего перекрывались арками, тяжелые створки дверей оббивали медными полосами. В некоторых случаях залы были очень длинными (до 50 м) и высокими, но относительно узкими, так как ассирийцы перекрывали все помещения кирпичным сводом небольшого пролета, редко превышающего 6 м. Помещения не имели окон и освещались через дверные проемы и, возможно, через отверстия в сводах.

На стенах внутренних помещений  были обнаружены остатки росписей и  облицовки разноцветными поливными  изразцами по низу. Проемы внутренних помещений также оформляли лентой из цветных глазурованных плиток. Дворец был оснащен хорошо устроенной дренажной системой (отверстия для  стока воды в полах внутренних дворов, выходящие в отводные каналы внутри насыпной террасы), а также  вентиляционной системой.

В юго-западной части террасы  располагались три небольших  храма и 40-метровый зиккурат, окруженный спиралевидным пандусом. Зиккурат дворца Саргона относительно хорошо сохранился. Квадратный нижний ярус-основание по площади ок. 42 кв.м. Вероятно, зиккурат был семиярусным, сохранилось четыре, каждый ок. 6 м в высоту, Вероятно, каждый ярус был окрашен в разные цвета. Зиккурат был сдвинут к краю платформы, и создавалось впечатление, что он венчает дворцовый ансамбль, но не доминирует над ним.

Главный портал дворца, соединенный  с примыкающей частью города парадными  лестницами, представлял собой торжественную  арку (пролет 4,3 м при высоте 6,46 м), обрамленную двумя мощными башнями, снизу облицованными цветными поливными  плитками.

Царские дворцы древнего Двуречья.

С середины III тыс. до н.э. цари в Месопотамии начали строить первые дворцы. Эти сооружения представляли собой разросшийся дом, с несколькими внутренними дворами. Зачастую их окружали крепостной стеной.

Один из наиболее ранних дворцов Междуречья - дворец в Уре, находился на территории священного участка, рядом с зиккуратом. Общий план дворца нерегулярный, однако, отдельные части симметричны. Внутренние помещения дворца - небольшие по размеру, отделенные друг от друга - перекрыты цилиндрическими сводами. Некоторые помещения образуют анфилады. Наружные стены оформлены уступами.

Дворец в Кише относится к середине III тыс. до н.э. Перед ним был расположен двор для собраний, от которого к парадному входу дворца вела широкая лестница. Под углом к парадной лестнице примыкала дворцовая терраса, навес над которой опирался на сырцовые столбы. Во дворце также был построен большой приемный зал, по оси которого были установлены 4 массивных столба, благодаря чему пролет зала увеличился. Круглые столбы были сложены кирпичей.

Дворец царя Зимрилима в Мари относится к началу XVIII в. до н.э. Город-государство Мари располагался на северной окраине страны, на среднем течении Евфрата, и развитие искусства в этом городе шло особым путем, объединившим традиции юга и севера Месопотамии.

Стены обширных внутренних дворов и комнат марийского дворца были расписаны красочными религиозными изображениями, довольно статичного характера, что типично для искусства  Двуречья. Чаще всего в росписях использовались краски трех цветов - белого, черного и красно-коричневого, причем краска наносилась на стены посуху. В XVIII в. до н.э. город и дворец были разрушены войсками вавилонского царя Хаммурапи.

Заключение.

На конструктивные особенности  зданий и общественных сооружений Двуречья повлияли такие факторы как, географическое местоположение, ресурсы и полезные ископаемые. Так как, отсутствовали камень и древесина, то приходилось использовать глину песок и битум, это повлияло на весь архитектурный облик древнего Двуречья. Преобладание в сооружениях Месопотамии сырцового кирпича, как основного строительного материала, привело к ряду характерных особенностей для архитектуры этого региона. Ниши и выступы, расчленявшие стены, сооружались в строгом линейном ритме, отсутствовали криволинейные элементы, редко применялись отдельно стоящие колонны и столбы, широкое распространение сводчатых покрытий, чаще ложных. К сожалению до наших времен сохранилось очень мало сооружений и сложно судить о особенностях архитектуры данного района.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Архитектура. Краткий справочник. Гл. ред. М.В. Адамчик. Минск, «Харвест», 2004.
  2. Афонькин С.Ю. Всё о чудесах архитектуры. СПб, ООО СЗКЭО «Кристалл», 2009.
  3. Брунов Н. Очерки по истории архитектуры. Том 1. Москва, Центрполиграф, 2003.
  4. Глазычев В.Л. Архитектура. Энциклопедия. Москва, «Астрель», 2002.
  5. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. Том 1. Москва, «Стройиздат», 1984.

Информация о работе Архитектура двуречья