Архитектура Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 20:15, реферат

Описание работы

Архитектура Возрождения во Франции , имея общие принципы с зодчеством Италии этой эпохи во многом отличалась. Если в Италии основным видом строящихся сооружений были дворцы-палаццо и общественные здания, то во Франции центр тяжести переносится на замки. Это объясняется тем, что во Франции был иной общественный строй. Основными заказчиками в условиях абсолютной монархии были короли и придворная аристократия.
Архитектура Возрождения появляется во Франции, вследствие устойчивости средневековых традиций, на целых сто лет позже Италии – в начале 16 века и распространяется до семидесятых годов, до гугенотских войн.

Файлы: 1 файл

Архитектура Франции.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Как и в эпоху средневековья, так и в ренессансную эпоху перенос в Нидерландах сохранялся за светской архитектурой. За единичными дополнениями и исключениями, типы построек остались теми же. Новое содержание в архитектуре 15 –гои отчасти 16-го столетий воплощалось не в новых формах, а в оригинально и виртуозно перетолкованных формах готического зодчества.

Иное положение возникло в  зодчестве 16 в., когда Нидерланды, включенные в огромную империю Габсбургов, установили тесные Художественные связи с другими европейскими странами. Хотя позиции позднеготической архитектуры продолжали оставаться очень сильными вплоть до середины столетия, ренессансные  элементы, постепенно проникавшие с начала 16 в. В нидерландское зодчество. Подготовили почву для более решительных изменений. Первоначально эти новые элементы появились в архитектуре малых форм, зачастую включаясь в традиционный готический ансамбль. Затем в Нидерланды  стали приглашать итальянские (или учившиеся в Италии) архитекторы, которые сооружали главным образом дворцовые постройки правителей и дома для знати. Но только к середине столетия создались предпосылки для более  широкого внедрения классического стиля в архитектурную практику.  Весьма показательно для Нидерландов, что принципы классической архитектуры Возрождения нашли свое воплощение преимущественно в светских постройках- дворцах и ратушах.

В 15-16вв. общий облик нидерландских городов еще не обнаруживал принципиальных отличий от облика средневековых городов этой страны. В основном сохранялась прежняя планировка города и его главных частей.  А стилевой характер большинства построек не составлял резкого контраста со средневековыми   сооружениями.  По-прежнему множество городских построек тесно группировалось внутри городских стен, а в силуэте города главную роль играли начатые в предшествующую  эпоху, но завершавшиеся обычно в 15-16 вв. башни соборов и ратуш. Главной площадью города оставалась рыночная площадь, на которой размещалась ратуша, а также гильдейские  и цеховые дома. В основной городской застройке преобладали тесно прижатые друг к другу жилые дома с узкими фасадами, увенчанными высокими треугольниками либо ступенчатыми фронтонами. От городов других европейских стран большинство нидерландских городов отличало обилие каналов, нередко служивших основными транспортными магистралями. В особенности это относится к городам на севере страны, но некоторые важные центры  юга, в частности Брюгге и Гент, а также снабжены системой каналов.

Застройка площадей нидерландских городов, в частности Рыночной  площади в Брюгге и главных площадей в Брюсселе и в Антверпене, носила более раздробленный   и элементарный характер.  Масштабы входящих в эту застройку отдельных сооружений, их пропорции, сами  архитектурные формы не всегда отличались полным взаимным соответствием.   Прямоугольные  по очертаниям, упомянутые площади характеризуются сплошной застройкой, прерываемой лишь выходящими на них немногими улицами. Главное сооружение – здание – ратуши - настолько сильно выделялось среди других зданий, что допущенные в остальной застройке площади некоторые  отклонения в масштабе и силуэтах зданий, а также  само  многообразие их архитектурных форм не нарушили  впечатления общего композиционно- образного единства. Если ренессансные площади Италии обычно формировались из немногих крупных объемов, то застройка площадей Брюсселя и Антверпена в своей значительной части состояла из множества узких фасадов, каждый из которых выделялся богатством  декоративной фантазии и необычайной тщательностью исполнения самых мелких деталей. Пространственный размах площади в сочетании с исключительно щедрой  декоративной отделкой  каждого  здания придает этим ансамблям очень  большую привлекательность.

Наряду с этим  типом замкнутой  прямоугольной площади с периметральной застройкой  в Нидерландах был  распространен другой тип планировки городского центра, когда здание ратуши выдвигалось к середине  площади, очертания которой при этом часто  неправильный характер.  Примером подобного решения может служить площадь в Гауде. Нередко здание ратуши осталось открытым  с трех  сторон, а с четвертой   к нему примыкали другие постройки, как в главных площадях в Миддельбурге и Ауденарде. В подобных случаях строгое  композиционное равновесие различных частей площади обычно не соблюдалось, и признаки единого ансамбля оказывались выраженными в меньшей степени.

Важное место в нидерландской архитектуре заняли общественные  постройки, среди которых особое значение имели ратуши. В качестве наиболее крупной из них в 15в. Прославилась ратуша в Брюсселе (1401-1456), строителями которой были архитекторы Якоб Ван Тинен и Ян Ван Рейсбрук.

Брюссельская ратуша обращает на  себя внимание, прежде всего своими масштабами. Этот монументальное сооружение в три очень высоких этажа, завершающихся высокой крутой кровлей с четырьмя пинаклями по углам. По центральной оси фасада здание увенчано необычно высокой для гражданских построек стройной башней, достигающей 114 м.

Образный замысел этого здания представляет собой, по существу, творческое претворение старого типа  городских торговых рядов, увенчанных монументальной башней. Нижний этаж ратуши решен в виде арочной галереи - мотив. Также восходящий к прославленным зданиям средневековых городских торговых рядов Ипра и Брюгге, но здесь приобретший иное Содержание: поскольку торговых помещений в ратуше не было, аркада нижнего этажа выполняла в основном декоративно – представительные функции. Фасад в изобилии насыщен скульптурными  элементами. В простенках между окнами, а также в промежутках между этажами расположено огромное множество статуй, которые утрачивают свою самостоятельность и воспринимаются в качестве своеобразного декора. Сама башня, несколько более массивная в первых ярусах, в верхней части, в сочетании с системой ярусных контрфорсов, становится легкой  и ажурной и завершается высоким сквозным  шатром, увенчанным фигурой архангела Михаила. Несколько тяжеловесная мощь ее прототипов  - средневековых готических  беффруа  - уступала  здесь  место  стремительному  взлету  легких динамических форм.

 Внутри здание ратуши подверглось перестройке. Главный зал, по традиции расположенный на втором этаже, отличался очень большими размерами, достигая  60 м в длину. Занимая почти целиком  одну из  сторон главной площади  Брюсселя  (Гран-палас), ратуша помещена  в окружении  гильдейских и цеховых домов, узкие  дробные  по членениям фасады  которых подчеркивают ее масштаб. Превосходя  высотой своей башни монументальные  церковные  сооружения, ратуши  играла  решающую роль  в формировании центра Брюсселя не только в эпоху  Возрождения, но  и в последующие  столетия. Своеобразный контраст к брюссельской ратуше представляет знаменитая  ратуша  в Лувенне (1448-1463 ), строителем которой  был главный мастер каменных дел города Лувена  Матье де Лайен. В общей объемной композиции ратуши  сильно выражена вертикальная устремленность: в основе  своей это  как бы узкий, поставленный на ребро  параллелепипед, покрытый крутой двускатной кровлей, которая образует на торцевых сторонах очень высокие  фронтоны. К четырем  углам  здания примыкают своеобразные башенки -  узкие стройные многогранники. Увенчанные необычайно высокими тоже многогранными  пинаклями; подобные  же пинакли возвышаются над коньками  фронтонов. Оригинальность общего объемного построения, редкое изящество силуэта соединяется в этом здании с поистине сказочными богатством архитектурного и скульптурного декора ее фасадов. Кажется  , что  строитель боится  оставить  незаполненной хотя бы  небольшую часть плоскости стены  и фронтонов . Узкие простенки заняты стоящими на консолях статуями под  традиционными  коническими балдахинами; стены  угловых башенок  и сложные  пинакли также  сплошь  покрыты рядами  статуй. При  всем этом формы даны  чрезвычайно  измельчено;  в результате  крупное  здание  утрачивает   масштаб  монументального сооружения. Но  ратуша  в Лувене  еще не означала полной исчерпанности готики в нидерландском зодчестве. В 16 столетии, когда  Нидерланды переживали новый подъем, гражданская архитектура испытывала  прилив новых сил  об этом  свидетельствуют  выполнененные  в формах поздней готики  ратуши  в Миддельбурге  и Ауденарде. 

Особый  тип общественного здания в Нидерландах представляли   гильдейские  и цеховые  дома, в которых мы находим  своеобразное  сочетание  элементов  общественного  и жилого сооружения.  Эти  дома  служили членам  городских  корпораций – преимущественно патрициату и зажиточному бюргерству – для  собраний  и празднеств. В основу  внешней  архитектуры цехового дома положен образ  бюргерского жилого  дома, но с соотвественным увеличением  размеров  и богатства архитектурных форм. Это обычно высокие – до пяти  этажей - здания с узки ми фасадами и очень высокой кровлей, фронтон которых включает еще Один-два мансардных  этажа.   Среди сооружений  этого типа в 15- 16 веках известны сохранившиеся в городе Мехельне (Малине) Дом цеха рыбаков (архитектор Ромбоутс Кельдерманс, умер в 1531 г.) и  Дом лосося (1530) . а также  Дом гильдии стрелков  в Антверпене.

Чрезвычайно важны для  нидерландской  архитектуры  сооружения утилитарного характера - торговые ряды, здания складов, городских весов  и другие постройки подобного рода, особенно ярко  отражавшие специфические  черты облика  нидерландских городов. О том, что таким сооружениям придавалось большое  значение, свидетельствует их размещение  на  ответственных  участках  городской застройки. В  лучших из этих  зданий    монументальная представительность и практическая целесообразность слились  в единое органическое целое. Таковы, например, Большие  Мясные  ряды в Генте -  очень крупное, сильно вытянутое в  длину  сооружение, перекрытое  высокой  островерхой  кровлей. Фасады на торцовых сторонах увенчаны высокими ступенчатыми фронтонами; по боковым  сторонам  мерно следуют друг за другом двухэтажные выступы с окнами, также  снабженные ступенчатыми  фронтонами. Лаконизм и скупость архитектурных  форм при мастерском проведении единой  архитектурной темы  придают этому сооружению большую выразительность.

Другой вид построек этого  рода представляет здание склада на Зеленой  набережной в Генте с облицованным камнем фасадом  в три  этажа, увенчанным  двухэтажным ступенчатым  фронтоном. Более широкие, чем обычно, интервалы между окнами, хорошо найденные очертания некрупных дверных  и оконных проемов сообщают массивному фасаду несколько тяжеловесную монументальность, которая выгодно оттенена легкими и ажурными фасадами примыкающих к нему  с обеих сторон гильдейских домов.

 Лучшим образцом  зодчества  северных Нидерландов  может.  Считаться здание городских  весов в Алькмаре (1582), созданное  в период освоения новых форм  ренессансного зодчества и потому  сооруженное уже  с использованием  классических архитектурных форм. В этом  небольшом скромном  здании ощущаются простота и  сила. Применение  кирпича  в сочетании с белым камнем сообщает  фасаду большую выразительность. Прием этот, характерный для многих построек в северных  провинциях, свое дальнейшее развитие получит в голландских общественных  и жилых зданиях 17 столетия.

В области архитектуры жилого дома нидерландское  Возрождение не привело  к коренному преобразованию сложившегося еще в  эпоху средневековья типа бюргерского жилища. В 15 и даже в 16 вв. богатые патрицианские дома не несли в себе утверждения индивидуального  начала, свойственного  итальянским  палаццо. В сознании бюргера – заказчика и архитектора- исполнителя не произошло еще того перелома,  который составляет одну из коренных особенностей  архитектуры итальянского Ренессанса. Частные дома нидерландского бюргерства не выходят в этом  смысле за рамки средневековых традиций.

 Функциональное решение  бюргерского жилого дома и  характер  его размещения в  городской  застройке  остались, по существу, такими же, как и в предшествующее столетия, Особенностью жилых домов в городах Нидерландов (так же как и ряда  других стран  Европы) были  очень большие  оконные  проемы, забранные частыми переплетами.

В нидерландской жилой архитектуре  были распространены  три  вида строительной техники. Мы встречаем здесь  деревянные  сооружения, затем здания, выстроенные целиком  из камня или кирпича, и, наконец, постройки, выполненные в сочетании кирпича  с белым камнем. Скромные интерьеры  нидерландских жилых домов благодаря мастерскому использованию полезной площади и высокой по тем временам  культуре была,  производили впечатление большой привлекательности и уюта.

В 16 столетии проникновение в нидерландскую архитектуру  мотивов  итальянского  Возрождения началось с произведений архитектуры малых форм. До  нашего времени  сохранился ряд памятников  этого рода. К наиболее  известным из них  принадлежит  портал  Старого монетного двора  в Дордрехте, который  восходит   к итальянским  образцам, монументальный камин  в Зале эшевенов ратуши в Брюгге (1528-1531)  работы мастера Ланселота Блонделя и камин Зала совета в городе Кампене (1543-1545), также  в изобилии украшенный скульптурой, но отличающийся  большим  изяществом  и чистотой стиля. Автором этого произведения был утрехтский скульптор Колейн де Ноле.

 Интерес  к новому  стилю  постепенно усиливался. Правители  и  их дворянское окружение  в своих заказах стали ориентироваться  на зарубежные образцы. Так, в 1510 г. Генрих III Нассауский приказал построить в своей резиденции- замке в Бреде -  галерею в духе галереи в  замке Амбуаз (Франция).

Все расширявшаяся творческая  практика зодчих нового стиля подкреплялась развитием  теоретической мысли. Первым нидерландским теоретиком архитектуры был живописец и гравер Питер Кук Ван Альст (1502-15550). Ему принадлежат переводы Витрувия (изданы в 1539) и трактатов Серлио (1540-е гг.).

 Новый классический  стиль начинает проникать в  здания общественного характера. Однако старые традиции здесь  были еще сильны, и их не сразу удалось вытеснить. Так возникают постройки,  в    которых новые формы архитектур   причудливо  соединяются с готической  конструктивной  основой, например здание Канцелярии городского суда в Брюгге (1534-1537, архитектор  Христиан Сиксденье) – небольшая двухэтажная постройка, расположенная на  Рыночной площади рядом с внушительной  зданием средневековой  ратуши. Более  органично принципы  готического и ренессансного зодчества объединены в архитектурных формах  монументального двора во Дворце  правосудия  ( бывшем  дворце епископа ) в Льеже  ( двор сооружен в 1526-1540 гг.).

 К  середине 16  столетия  классический стиль уже  находит  более зрелое выражение  в наиболее  монументальных и  идейно  значительных  произведениях  нидерландской  архитектуры – в  зданиях  ратуш. Самым  главным  сооружением  нового стиля стала  знаменитая ратуша в Антверпене (19560-1564). Строителем ее  был крупнейший  нидерландский архитектор 16  столетия  Корнелис Флорис. Очень  большая по размерам и  выдающаяся по своим  архитектурным  качествам, антверпенская  ратуша имела в нидерландской архитектуре  16 в. Такое же, если  не более важное значение, какое  ратуша  в  Брюсселе  имела  для зодчества 15 -го столетия.

 В плане ратуша  в Антверпене  представляет  собой  растянутое  вширь каре  с узким внутренним  двором. Общая архитектурная композиция главного фасада  свидетельствует  о том, что, применяя формы классического ренессансного зодчества, Корнелис Флорис сумел  на новой  основе развить образные идеи  созданных  в Нидерландах монументальных  гражданских  построек прошлых  столетий. По существу. Он снова разрабатывает тему  величественного протяженного  сооружения, увенчанного в центральной части  фасада выразительным  высотным акцентом.

Фасад антверпенской  ратуши представляет  собой четырехэтажный  массив с повышенной центральной  частью, архитектурные формы которой даны в более крупном масштабе, нежели в боковых крыльях. Энергичная пластика  архитектурных форм центральной части, слегка выступающей, наподобие ризалита, за линию фасада, эффектно  оттенена более строгой плоскостью стены по сторонам от нее .

Флорис дал  новое  творческое  претворение  мотивам, характерным для готической  стилевой системы. Так , например, по –новому, с подлинным  блеском  решена им традиционная тема венчающего здания высокого фронтона .

Влияние Флориса, более широко распространившееся на юге Нидерландов, проникло также в северные провинции. Однако здесь оно оказалось преобразованным в соответствии с местными традициями, как об этом свидетельствует, например, целиком облицованная  белым  камнем  ратуша  в Гаага (1564).

Информация о работе Архитектура Франции