Архитектура и культура Византии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 21:29, доклад

Описание работы

В 658 году до н.э. на острове, напоминающем голову орла, между бухтой Золотой Рог и Мраморным морем, греческие колонисты из Мегары основали город. Они назвали его Византией по имени своего вождя Византа (или Визаса). Сначала город заселили рыбаки и торговцы, но выгодное географическое положение привело к быстрому росту Византии, и вскоре она заняла видное место среди греческих полисов.

Файлы: 1 файл

13_Архитектура и культура_Византии.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Эти слова Божьего  посланца впоследствии были начертаны  на штандарте Венецианской республики: «Мир тебе, Марк, евангелист мой!». Святой Марк принял мученическую смерть в Александрии, где и был потом погребен. Отсюда его тело тайно вывезли два венецианских купца: сарацинским таможенникам они сказали, что везут солонину.

В 828 году священная реликвия была доставлена в Венецию. За несколько лет венецианцы среди монастырских садов построили собор своему новому святому – рядом с Дворцом дожей и поблизости от храма Св. Федора.

В 976 году первоначальное здание собора сгорело от пожара, который  перекинулся сюда от резиденции дожей. Рассказывали, что при этом пропали и останки евангелиста. Вскоре храм был восстановлен с некоторыми добавлениями, но через сто лет его заменили совсем новым зданием.

История современного собора Святого Марка восходит к XI веку. Хотя в это время его строительство и не было завершено, но в основных своих частях храм был закончен. Новый собор надо было освятить, и незадолго до этого торжественного дня власти республики объявили о всеобщем посте. И устроили всеобщий молебен, чтобы с Божьей помощью отыскать пропавшие мощи святого.

Вот тогда-то и произошло  чудо. «Когда процессия во главе  с дожем медленно двигалась по собору, у одной из колонн воссиял  яркий свет, где-то рассыпалась каменная кладка, и из отверстия показалась рука с золотым кольцом на среднем пальце. В то же мгновение по всему собору разлился чудесный аромат. Ни у кого не возникло сомнения, что воистину нашлось тело Марка, и все вознесли хвалу Господу за столь дивное возвращение исчезнувшего святого».

Вообще же строительство храма  продолжалось несколько столетий, каждое новое поколение венецианцев вносило что-то новое в облик старого собора, украшало, обогащало его. Сюда свозились из всех подвластных Венеции стран поистине сказочные сокровища. Своим планом в форме греческого креста, своими чудесными круглыми куполами и великолепными арками, своим портиком перед входом – всем своим видом новый собор напоминал византийские церкви. И действительно, образцом для него послужила константинопольская церковь Святых Апостолов.

В соборе богато представлены капители различных стилей и эпох. Например, здесь имеются все византийские варианты коринфских капителей, часто с птицами вместо листьев аканфа или головами львов вместо угловых волют.

В соборе очень много подлинных  античных колонн. Два четырехугольных столба в южной части притвора взяты из египетской церкви в Птолемаиде. Фигуры четырех бронзовых коней, установленных на крыше притвора собора, имеют тоже античное происхождение. Считают, что эту знаменитую квадригу изваял греческий скульптор Лисипп. Некогда они украшали триумфальную арку Нерона в Риме, потом император Константин перевез их в свою новую столицу, где они тоже были украшением триумфальной арки.

В 1204 году дож Дандоло вывез статую в качестве военного трофея, и эту  скульптуру установили на соборе Святого Марка. В 1797 году бронзовые кони по приказу Наполеона были отправлены в Париж, где знаменитая четверка увенчала сначала вход во дворец Тюильри, а потом и Триумфальную арку на площади Карусель. В 1815 году Габсбурги вернули этих коней Венеции, и они вновь заняли свое место.

Но собор был не только хранителем священных реликвий и культовым  сооружением. Здесь происходило  посвящение дожа, здесь получали знаки  своих полномочий флотоводцы и кондотьеры, сюда во времена военных угроз  собирался народ. Купола и арки собора Святого Марка покрыты многочисленными мозаиками, по площади это 4000 квадратных метров.

На протяжении столетий безвестные мастера тщательно составляли огромные композиции из несчетного количества кусочков мрамора и стекла. С техникой мозаики венецианцев познакомила Византия, и они по достоинству оценили ее красоту и долговечность


Информация о работе Архитектура и культура Византии