ИСКУССТВО ПОЗДНЕГО ВРЕМЕНИ
( 11 в. – 332 г. до н. э. )
Войны, которые вели
фараоны Нового царства, помогая
обогащению царей, храмов и
знати, истощали Египет и задерживали
развитие его производительных сил. В
течение первого тысячелетия до н. э. происходили
восстания крестьян, наряду с непрерывной
борьбой различных групп внутри знати
и жречества. Начиная с 11 в. до н. э. Египетское
государство распалось на ряд отдельных
царств, временами объединявшихся в единое,
но недолговечное государство.
В течение 11 и половины
10 в. до н. э. севером Египта
правили фараоны так называемой
XXI династии, сохранившие своей столицей
Танис и находившиеся в родстве
с фиванскими жрецами Амона, управлявшими
югом страны. В середине 10 в. произошло
объединение Египта под властью ливийской
(XXII) династии. В конце 8 в. Египет был покорен
нубийским царем Пианхи. Однако владычество
эфиопов в Египте не было долгим, так как
последнему угрожал новый, сильнейший
завоеватель – Ассирия. Борьбу против
Ассирии возглавили правители западной
дельты, которые в союзе с греческими городами,
Малой Азией и Лидией изгнали ассирийцев,
объединив под своей властью весь Египет
и образовав XXVI династию со столицей в
Саисе.
Египетское искусство
11 – 8 вв. до н. э. представляло
собой сложную картину. Во времена
длительных распадов государства
не велось никакого крупного
строительства. Последнее возобновлялось
лишь в недолгие периоды укрепления
страны при ее объединениях. Именно
в такие периоды были произведены последние
крупные доплнения Карнака – строительство
еще одного двора с портиками и гигантским
пилоном высотой в 43,5 м, шириной в 113 м и
толщиной в 15 м. Проход посередине двора
был оформлен в виде монументальной колоннады
с капителями в форме открытых цветов
папируса. Превосходя по масштабам предшествующие
сооружения Карнака, эти памятники не
внесли ничего нового в египетскую архитектуру.
Не добавили ничего существенного в ее
развитие и царские гробницы этого периода.
Найденные в Танисе гробницы фараонов
XXI династии, представляли собой небольшие
склепы, устроенные рядом с храмом прямо
в песке и сложенные из каменных плит.
Фараоны-эфиопы хоронились в столице Нубии,
Напате; их гробницы имели форму небольших
построенных из кирпича пирамид, отличающихся
от египетских более крутым профилем.
Строительство, вновь
развернувшееся во время правления
саисского фараона Псамтика I, было
сосредоточено преимущественно
в новой столице, Саисе, где
был заново сооружен большой храм главной
богине Саиса – Нейт, в котором устраивались
теперь и царские погребения. Но эти постройки
не сохранились. О масштабах и высоком
качестве убранства этого храма свидетельствует
уцелевший гигантский наос из цельного
куска гранита высотой около 25 м и весом
в 300 тонн, с великолепно отполированной
поверхностью.
Значение искусства Древнего
Египта для истории искусства
других народов очень велико,
как велико значение всего
культурного наследия, оставленного
египетским народом.
1
Гипостили-колонные залы
2
Из аллеи сфинксов перед этим храмом происходят
сфинксы, стоящие на берегу Невы перед
зданием Академии художеств.