Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:29, доклад
Быстрый рост могущества Русского централизованного государства дал большой толчок в развитии архитектуры ХVI века. Возрастает и значение Москвы как центра, объединяющего культурное наследие воссоединенных русских земель. Со всей Руси свозят сюда лучшие произведения искусства и прославленные святыни. На строительство Москвы собирают лучших мастеров: Псковичей, Тверичей, Ростовцев. Они работают здесь рядом с приглашенными из Италии инженерами и архитекторами.
Архитектура и живопись России XVI века
Быстрый рост могущества Русского централизованного государства дал большой толчок в развитии архитектуры ХVI века. Возрастает и значение Москвы как центра, объединяющего культурное наследие воссоединенных русских земель. Со всей Руси свозят сюда лучшие произведения искусства и прославленные святыни. На строительство Москвы собирают лучших мастеров: Псковичей, Тверичей, Ростовцев. Они работают здесь рядом с приглашенными из Италии инженерами и архитекторами. Обращение к лучшим зодчим Европы того времени было вызвано стремлением еще выше поднять художественный и технический уровень строительства и выполнить огромные архитектурные и военно-инженерные работы, связанные с превращением Москвы в столицу мощного централизованного государства.
Появляются существенные технические новшества: наряду с белым камнем используют кирпич, деревянные связи заменяют железными, начинают применять подъемные механизмы и т.п.
Московская архитектура рубежа VI и XVI веков стала общерусским явлением. В процессе бурного строительства, развернувшегося на обширной территории России и особенно при перестройке Московского Кремля, различные традиции слились в русле богатого и яркого зодчества Русского централизованного государства. В XVI веке только в Пскове и Новгороде ещё сохранялись местные особенности, однако даже и новгородская архитектура быстро теряла свои самостоятельные черты, подчиняясь московскому зодчеству.
В небольших монастырях обычно строили скромные четырёхстолпные одноглавые или трёхглавые храмы, часто используя традиционный московский тип церкви на подклете, с барабаном, приподнятым на ступенчато-повышенных арках.
Таковы соборы Симонова монастыря в Москве (перестроен в 1549), Покровского монастыря в Суздале (1510 – 1518). Продолжали применять перекрытие с тремя ярусами закомар (Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире).
Для маленьких
посадских церквей по-прежнему использовали
бесстолпную конструкцию с
Церковь Вознесения
в царском селе Коломенском (1532) –
хронологически первый и самый выдающийся
памятник каменной шатровой архитектуры.
Он резко порывает с привычным
образом пятиглавого
Не менее выдающимся памятником, в котором как бы развиты композиционные достижения и декоративные приёмы церквей В Коломенском и в Дьякове, является собор Покрова на Рву (иначе – храм Василия Блаженного) в Москве на Красной площади, построенный в 1555 – 1560 годах в пямать взятия Казани. Его авторы – русские зодчие Барма и Посник. Как и в коломенском храме, задача здания быть грандиозным монументом славы и всенародного торжества Руси заставила зодчих сосредоточить всю силу творческой фантазии на внешней композиции сооружения и его богатейшей декорации.
Наряду с основной линией развития архитектуры центральных областей России в ХVi веке еще живут местные традиции новгородско-псковского строительства.. С конца ХV века Новгород стал важнейшим оплотом на северно-западных рубежах Московского государства. Здесь развернулось интенсивное военно-оборонительное строительство. Новгородский кремль был полностью перестроен в кирпичной технике и под сильнейшим влиянием архитектуры Московского кремля.
В церковном
строительстве сохранялись
Иное положение сложилось в Пскове. В ХVI веке он был единственным русским городом, в котором развитие архитектуры продолжало идти особым путем, не совпадающим с общерусским. Более того, именно в это время расцветает самостоятельная псковская школа зодчества.
Учитывая роль Пскова как важнейшего опорного пункта на границе с Литвой и Ливонским Орденом, московское правительство провело в ХVI веке капитальную перестройку его укреплений, причем каменными стенами теперь была защищена вся огромная территория Окольного города. О суровой красоте этих сооружений свидетельствует сохранившаяся Покровская башня на берегу Псковы.
В ХVI веке в Пскове возводили два типа церквей – четырехстолпные и бесстолпные. Таковы, например, церкови Богоявления на Запсковье (1496), Успенская Пароменская (1520), Николы со Усохи (1536) и другие.
Значительно реже в Пскове использовались другие архитектурные формы. Так, иногда храмы имели не треугольное щипцовое, а позакорманое покрытие или же щипцами было завершено каждое членение фасада. Встречаются и пятиглавые храмы, получают распространение подклеты. Эти приемы , в целом не характерны для псковской архитектуры, связаны с усиливаюшимся влиянием зодчества Москвы.
Псковские каменщики
славились мастерством далеко за
пределами своей земли и
Основным жанром русской живописи в 16 веке остается иконопись. 16 век русской живописи открыл нам замечательного иконописца Дионисия. Дионисий был гениальным художником, он продолжал лучшие традиции Андрея Рублева, но и не забывал о собственной индивидуальности. Дионисий создал свой собственный художественный метод, которой во многом остается загадкой для наших современников – исследователей. Иконы Дионисия отличаются особой праздничностью. С середины 16 века усиливается контроль над русской церковной живописью.
Вместе с этим в русскую церковную живопись 16 века проникает мотивы прославления государства. В русской иконописи 16 века, зарождается новая, Строгановская школа, отличающая в себе миниатюрность, тонкость рисунка и изящество. В русской живописи 16 века усиливается декоративность, и усложняется композиция рисунка. Наиболее известными мастерами русской живописи 16 века стали Прокопий Чирин и Истома Савин.
Свою нишу в русской живописи 16 века занимает и светская живопись, явление относительно новое. Роспись золотой палаты в Кремле является памятником русской светской живописи 16 века.