Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:58, реферат
Важнейшей темой начальной истории русского зодчества является вопрос о деревянной архитектуре X-XI веков, памятники которой не дошли до нас. Мы можем судить о них лишь на основе косвенных указаний письменных источников Эти данные позволяют утверждать, что, кроме сохранившихся древнейших памятников каменной архитектуры и археологически изученных полуземляночных жилищ и изб горожан, существовал богатый и сложный мир зданий самого разнообразного характера – храмы, дворцы, крепости, созданные искусством русских плотников.
Невысокая, вероятно мраморная, алтарная преграда почти не изолировала алтаря, в глубине которого, изгибаясь по стенам апсиды, шли седалища для клира с горним местоммитрополита в центре. Над ними развертывались горизонтальными поясами мозаичные изображения.
Пышности монументальной декорации Софийского собора отвечали богатство и разнообразие храмовой утвари, церковных сосудов, сионов и других принадлежностей богослужения, красочность драгоценных облачений клира, покровов и пелен, украшавших иконы. Внутреннее убранство собора гармонически сливалось в единое целое с его архитектурными формами, усиливая их выразительность и подчиняясь их логике. Софийский собор, как и другие современные ему здания, представлял собой согласованный ансамбль всех видов искусства и был в этом смысле неделимым синтетическим целым. Его единство определялось органическим подчинением всех отраслей искусства архитектуре, выявлению образа храма всеми художественными средствами. Идея торжества христианства раскрывалась в этом едином ансамбле: архитектура, живопись, прикладное искусство составляли единое целое с богослуже-нием, становились его частью. Синтетическая основа византийского искусства была воплощена в единстве художественного решения интерьера храма и литургического действия. Главный собор новой христианской державы воплотил образ Церкви, в которой небесный, неизмеримо прекрасный мир, соединяется с земным, а земное поднимается до небесного.
Еще в конце XVI столетия, когда Софийский собор уже представлял собой живописные руины, он производил на видевших его огромное впечатление: «Весьма многие согласны в том, – пишет бискуп Верещинский, – что в целой Европе нет храмов, которые по драгоценности и изяществу украшений стояли бы выше константинопольского и киевского».
По-видимому, теми же чертами пышности и богатства характеризовались и храмы первых на Руси монастырей – Ирины и Георгия, построенные Ярославом одновременно с Софией. По своему плану они близки ей, остатки башен в углах свидетельствуют о наличии хор в западной части храма. При раскопках храмов были найдены плиты полированного шифера от облицовок стен, остатки цветных майоликовых и мозаичных полов и других видов богатого убранства.
Рассмотренные памятники X-XI веков образуют единую стилистическую группу, характе-ризующую древнейший этап в истории русского зодчества. Это время первого соприкосновения каменной византийской архитектуры и традиций русского деревянного зодчества, придавших яркое своеобразие уже древнейшим каменным храмам Руси. Характерны огромные размеры, пышность и богатство убранства интерьеров храма. Динамичность масс храма, двухцветность фасадов, обогащенных игрой светотени, золото куполов сообщали внешнему облику здания дух праздничного великолепия.
Смерть Ярослава Мудрого (1054) служит условной гранью начала нового периода в жизни древней Руси и в развитии ее культуры и искусства.
В XI-XII веках изменяется политическая карта Русской земли: огромная, но непрочная держава первых киевских князей постепенно подвергается все большему феодальному дроблению. На необъятной территории Киевской державы возникают многочисленные феодальные княжества, со своими столицами, рост которых оставляет Киеву лишь его прошлую славу; Киев постепенно становится не общерусским, а местным феодальным центром. Однако его политические конкуренты – стольные города княжений, стремясь подражать блеску Киева, все же уступают ему. Они несравненно меньше Киева по своему масштабу, материальные возможности их князей ограниченнее, экономические и политические горизонты более узки и обособлены. Немногие из этих городов пользуются такой мировой известностью, какую стяжал Киев; в этом отношении к нему приближается лишь Великий Новгород.
Новые местные княжеские
династии обстраивают свои стольные
города, создают здесь укрепления и свои
богатые резиденции. Удельной столице
нужен главный соборный храм иного облика,
более скромного, чем митрополичий собор
Софии в Киеве, кроме того, строятся небольшие
приходские xpaмы в городах и княжеских
селах. Наконец, умножаются монастыри,
предъявляющие свои особые требования
к архитектуре монастырского храма и ансамбля.
Эти новые условия изменяют не только
типологию, но и самый характер архитектуры,
приводя, в конечном счете, к существенному
изменению стиля. Этот процесс охватывает
конец XI века и
XII век. На почве самого Киева он осложняется
влиянием старых художественных вкусов
и навыков, которые еще очень ярко сказываются
в киевском зодчестве конца XI века, объединяя
его с зодчеством Киевской Руси X-XI веков.
Новые художественные явления
связаны в первую очередь с
киевскими монастырями, число и
значение которых быстро возрастает.
Их щедро поддерживают князья, содействующие
их строительству. Вслед за монастырями
Ирины и Георгия, основанными
Ярославом, его сын Изяслав (Дмитрий) Ярославич
закладывает в 1051 году Дмитриевский монастырь;
в середине
XI века получает начало Печерский монастырь;
в 1070 году князь Всеволод (Михаил) Ярославич
основывает Михаило-Архангельский Выдубицкий
монастырь; строит свой Симеоновский монастырь
и третий член «триумвирата Ярославичей»
– Святослав Ярославич. В монастырях создаются
соборные церкви, которые сильно отличаются
от огромных городских соборов Киева и
Новгорода: они скромнее их по отделке
и масштабам, строже и суше по художественному
выра-жению. Наиболее характерен в этом
смысле Успенский собор Киево-Печерского
монастыря, сооруженный в 1073-1078 годах князем
Святославом Ярославичем. Памятник был
разрушен фашистами и недавно восстановлен
на основании реставрационных исследований
и сохранив-шихся обмеров.
В своей древней основе
Печерский собор отдаленно
XI – начале XII веков маленький купольный
храм-крещальня, напоминающий крещальню
черни-говского собора. Все это говорит
об архитектурной традиции X-XI веков. Лестничная
башня – наиболее выразительная черта
храмов времени Ярослава – исчезла, уступив
место, по-видимому, деревянной лестнице,
скрытой между стеной собора и крещальней.
Изменился и интерьер храма: граненые
столбы и колонны сменились мощными крестообразными
пилонами; западная четверть храма резче
отделена стеной с арками от основного,
фактически четырехстолпного пространства.
Интерьер стал более простым и строгим;
свет равномерно и скупо заполняет его,
не оставляя места живописной смене освещенных
и полутемных пространственных ячеек.
Обработка интерьера была выполнена в
старой традиции. Алтарь отделялся красивой
мраморной преградой, мозаика и фреска
сочетались с богатыми узорчатыми наборными
полами.
Второй монастырский собор
– Архангела Михаила в
Очень близким Печерскому собору был храм Михайловского Златоверхого монастыря 1108 г.: при тех же стилистических качествах он удержал больше старых черт. У его северо-западного угла была монументальная круглая лестничная башня, ведшая на хоры, а у юго-западного угла – храм-крещальня. Эти черты сближают собор с композицией древнего Спасского собора в Чернигове. Мозаика алтаря и сведения о столь же пышных, как в Софийском соборе, мозаичных и инкрустированных по плитам красного шифера смальтой полах также свидетельствуют о большой привязанности вкусов княжеской среды к пышному убранству интерьера.
Церковь Спаса на Берестове, огромный трехнефный шестистолпный крестово-купольный храм, построенный в конце XI – начале XII веков Владимиром Мономахом в его придворном монастыре, также характеризовался, подобно Выдубицкому собору, своеобразием и известной незавершенностью архитектурного построения. Лестница на хоры введена в южную часть обширного нартекса храма, в северной части которого помещалась крещальня. Одновременно она служила княжеской родовой усыпальницей Мономаховичей, там был погребен в1158 г. основатель Москвы киевский князь Юрий Долгорукий. При этом нартекс оказался шире храма, образовав выступы в стороны по его углам. Новой чертой здания было появление перед его входами трех небольших притворов, создававших характерную крестообразность плана. Притворы еще плохо связаны с композицией плана, их стены тонки. Западный притвор, видимо, имел оригинальное трехлопастное покрытие, след которого сохранился на стене храма. В Берестовской церкви мы встречаем и технику чисто кирпичной кладки с чередованием выступающего ряда кирпича, утопленный ряд закрывался широкой полосой известкового раствора, так что фасад приобретал полосатую двухцветную поверхность. Фасады украшены меандровым фризом и выложенными из кирпича крестами. От древнего храма сохранилась только его западная часть.
Еще один памятник киевского
зодчества второй половины XII в. –
церковь Кирилла
В XII в. в Киеве появляется новый тип храма, к нему принадлежат Трехсвятительская (Васильевская) церковь в Киеве и церковь, открытая при раскопках в урочище Кудрявце в Копыревом конце Киева, обе принадлежат к концу XII в. Эти постройки представляют собой небольшие четырехстолпные одноглавые храмы с тремя апсидами и, вероятно, с хорами в западной трети. Но характерно, что в этих постройках конца XII столетия появляются черты, указывающие на не киевское происхождение их зодчих. Наружные лопатки Трехсвятительской церкви осложнены полуколоннами, что напоминает памятники Смоленска. Церковь на Кудрявце строил смоленский мастер: ее угловые апсиды снаружи прямоугольны, а лопатки приобрели форму сложных пучковых пилястр, известных по собору архангела Михаила в Смоленске и церкви Пятницы в Чернигове. Зодчество Киева в исходе XII столетия теряет свои местные черты; возможно, что сильное воздействие именно смоленского зодчества было связано с борьбой за киевский престол князей смоленской и черниговской династий. О внутреннем убранстве этих построек известно лишь, что здесь были более простые майоликовые полы и фресковые росписи.
С именем Рюрика Ростиславича
связывают сооружение Васильевского
xpaма (конец XII в.) в его городе Овруче,
на северо-западе Киевского княжества.
Руины этого храма были мастерски
раскопаны П.П. Покрышкиным, так что
удалось установить с большой
точностью даже детали наружной обработки
стен; столь же точно храм был реставрирован
А.В. Щусевым. Памятник не поражает своими
размерами. Это сравнительно небольшой
четырехстолпный одноглавый храм, но к
его углам примыкают граненые лестничные
башни, сообщающие зданию чрезвычайно
торжественный, монументальный характер
и величавость. Эти башни явно навеяны
образом киевской Софии, но здесь они почти
симметричны. Кирпичная кладка фасадов
оживлена частыми вставками не обработанных
плоских валунных камней, напоминая собой
и чередование камня кирпича в фасадах
Софии, и прием гродненских зодчих, чьи
памятники мы рассмотрим ниже.
И в овручской церкви чувствуется рука
не киевских зодчих; как и в киевской церкви
на Кудрявце, здесь применены пучковые
пилястры; лопатки башен и апсид несут
полуколонки; аркатура отрезает закомары;
высокие проемы входов обработаны как
портал.
Но эти постройки, в которых звучат воспоминания об архитектуре Ярославова Киева, вызванные к жизни политическими стремлениями князей-строителей, не изменяют общего хода развития архитектуры Поднепровья.
В середине – второй половине XII в. в Киеве и Киевском княжестве, ставшем ареной ожесточенной феодальной борьбы, сказывались влияния областных архитектурных школ. Владимирский князь Андрей Боголюбский собирался послать в Киев своих владимирских зодчих, чтобы они построили на великом Ярославовом дворе прекрасный храм; смоленские зодчие строили церковь на Кудрявце; может быть они или волынские зодчие создали и храм в Овруче. Прославившийся в архитектурной истории Киева сооружением в 1199 году каменной набережной под Выдубицким монастырем Петр Милонег, друг князя Рюрика Ростиславича, был, скорее всего, смоленским зодчим. Областные архитектурные школы, выросшие на почве киевского художественного наследия, как бы отдавали свой долг оскудевшей «матери городов русских».
Середина – вторая половина XII столетия представляет собой новый этап развития киевской архитектуры. Крестово-купольная система храма и в это время господствует в культовом зодчестве. Масштабы зданий уменьшаются, сообщая новое выражение по существу старым конструктивным элементам: при меньшем объеме зданий те же хоры, крестообразные столбы, выступающие из сводов арки, и настенные лопатки сильнее дробят пространство храма на отдельные ячейки. Интерьер становится простым, ясно и строго расчлененным. Упрощается и внутреннее убранство: драгоценная мерцающая мозаика уступает место матовой фреске, сверкающая полилития – притушенной фресковой имитации «мраморов», инкрустация или мозаика полов – майоликовым глиняным плиткам. Наружный объем храма приобретает строго очерченный геометрический характер – типичным становится «кубический» храм с позакомарной кровлей и массивной главой; исчезают лестничные башни и пристройки, нарушающие изоляцию храма от окружающей среды; этот дух замкнутости усиливается одноцветной поверхностью фасадов.