Архитектура Месопотамии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 20:06, реферат

Описание работы

Месопотамия (Междуречье) - область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат (в Западной Азии)..
Основная цель данной работы заключается в исследовании архитектуры древней Месопотамии, как прародительницы западной культуры.

Файлы: 1 файл

Реферат Архитектура Месопотамии.docx

— 50.55 Кб (Скачать файл)

              Введение

Месопотамия (Междуречье) - область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат (в Западной Азии)..

Основная цель данной работы заключается в исследовании архитектуры древней Месопотамии, как прародительницы западной культуры.

Задачи данной работы: стремление к пополнению знаний в области истории культуры, ознакомление с забытым миром, изучение литературы на тему: «Архитектура Месопотамии».

1.Возникновение городов.

В раннединастическую эпоху вокруг городов возводились крепостные стены; главные храмы, построенные на террасах, обычно занимали возвышенные участки, огражденные стенами от жилой части города. Строительству культового здания предшествовали новые ритуалы при закладке фундамента храма - например, обычай помещать медные или бронзовые гвозди с антропоморфной шляпкой по углам или всему периметру фундамента. Используя особый метод, называемый в источниках kisum, изолировали слоем «чистого» песка фундамент здания от окружающей почвы. Показателен пример овального храма в Хафадже ; его фундамент стоит на песке, слой которого достигает 8 м (около 64 кв. м). Пространство между стенами фундамента, глубиной около 1,5 м, заполнено спрессованной глиной и сырцовыми кирпичами, образующими искусственную платформу.

Во II раннединастический период в Северной Месопотамии начался новый этап строительства городов («вторая урбанизация»). Новые городские поселения создавались на севере Сирии, в долинах рек Балих и Хабур, и в Ассирии. Телль-Хуэра, расположенный на западной окраине бассейна Хабура, - один из крупнейших центров так называемой культуры Kranzhiigel, то есть круговых поселений. В Синджарской долине одним из крупнейших центров был Телль-Тайя, занимавший площадь около 100 гектаров. Ярким примером развития города служит Эбла в Сирии , обнаруженная в 1964 г. экспедицией из Римского университета

2. Обзор архитектуры

В архитектуре Передней Азии различают три периода. Первый период— время небольших теократических монархий (до середины третьего тысячелетия до н. э.). Второй — эпоха Вавилона, большой абсолютной монархии (с 2150 до приблизительно 1000 г. до н. э.). Третий — период преобладания Ассирии, огромного военно-аристократического государства (1000 — 600 гг. до н. э.) и время нововавилонской империи, в которой, по-видимому, при наличии организованной военной аристократии, сильны были городские торговые слои (600— 538 гг. до н. э.). Каждый из указанных периодов представляет собой лишь последующую фазу предшествующего. На юге и в центре страны с древнейших времен выступают все и впоследствии встречающиеся строительные материалы — кирпич-сырец, кирпич, обожженный и дерево, а на севере — в Ассирии — к ним присоединяется еще камень. Еще в четвертом тысячелетии практикуется, как нам доказывает надпись царя Урнины, привоз материала (камень и, главным образом, дерево) из далеких местностей. Этот привоз наблюдается и впоследствии, когда он начинает принимать поистине грандиозные размеры (постройки ассирийских дворцов и Нового Вавилона).

По-видимому, первые месопотамские жилища была сделаны из тростника и камыша, что мы до сих пор находим у арабских племен юга страны. Расположение строений внутри ограды в современных арабских домах в Месопотамии близко к тому, которое наблюдается в жилищах древнейших слоев. Надо иметь в виду, что прошлое Месопотамии нам далеко не одинаково хорошо известно: есть древние периоды, о которых сведения у нас более обширны, нежели о сравнительно молодых эпохах. Это объясняется, главным образом, случайным характером археологических работ в Месопотамии, а кроме того, специфическими условиями местности, где легко происходит заболачивание или где, в результате размывов, с естественными пластами лёсса слеживаются сырцовые массивы.

Характер и система построения здания во все периоды переднеазиатской архитектуры остаются одни и те же, и все зависит лишь от тех изменений, которые происходят в социальной жизни. Для древнейшего периода уже характерно применение платформ, играющих роль фундамента здания. Уже налицо основные формы культовых строений — храм в таком виде, как мы его встречали впоследствии, и примыкающий к нему зиккурат - башнеобразное сооружение, предназначенное, как некоторые предполагают, для культовых астрологических наблюдений. Вернее, однако, что зиккурат являлся тем местом, куда божество «нисходило» на землю в данном городе. Дворец ,сперва, имеет скромные размеры, но постепенно начинает разрастаться. В древности царь является одновременно и первосвященником, что проявляется и впоследствии в отдельных культовых актах и религиозных церемониях. Земля страны считается землей бога, наместником которого является царь. Поэтому урожай и доходы с земли, идущие в пользу бога, тем самым принадлежат царю, складываются в амбары при храме и дворце и лишь оттуда распределяются дальше. Для правильного учета дохода казны содержался большой штат писцов и счетоводов, жилища которых размещались около храмов и дворцов. Не удивительно, что самое древнее из найденных до сих пор сооружений Месопотамии — почти наверное, хозяйственного назначения: амбар, обнаруженный в Телло, древнем Лагаше-Ширпурле, центре небольшой теократической монархии. Дворец представляет собой комбинацию многочисленных покоев вокруг внутренних дворцов, тогда как снаружи здания почти не имели оконных отверстий. Как убранство, так и размеры храмов и дворцов в первый период скромны. Храмы в плане были прямоугольны и разделялись внутри на несколько помещений. В главном помещении, где находился алтарь божеству, на низких стойках размещались вотивные статуи, изображавшие принесших их жертвователей в молитвенных позах. Судя по памятникам, найденным недавно в Уре (современный Мохейер), убранство и утварь во дворцах и храмах были драгоценными и художественными. Уже в первый период обнаруживаются все особенности стиля архитектурных памятников Передней Азии: склонность к геометризации форм и господство плоскости стены и вытекающая отсюда исключительная монументальность.

Создателями месопотамской культуры являются шумерийцы, народность, этническая принадлежность которой до сего времени не выяснена. Но уже к первой четверти третьего тысячелетия их начинают вытеснять семиты, жители области Аккад, лежавшей немного к северу от Шумера, располагавшегося по берегу залива. Фактическое уничтожение шумерийцев не ведет за собой вымирания шумерийского языка, который остается культовым и официальным языком Месопотамии и впоследствии.

Во второй период — эпоху Вавилона— вавилонскому государству удается объединить под своей властью значительные территории. Вавилон становится центром страны. К этому времени оформляется тот вид древневосточной деспотии, который с некоторыми видоизменениями мы будем наблюдать в дальнейшем в Передней Азии. Идея всемирной монархии, осуществление которой не удавалось многим смельчакам в предшествующий период, получает полное воплощение. Личность монарха является недосягаемой, царь становится выше культа, ему воздаются божеские почести. Отсюда в области зодчества — крепость и дворец, доминирующие над храмом,— полная противоположность тому, что мы наблюдали в Египте. Город растет, а вместе с его ростом и ростом всего государства увеличиваются размеры храмов и дворцов, увеличивается роскошь их отделки. Недавно в Уре раскопан целый квартал этого периода (рис.3).. Рядовые дома в большинстве случаев двухэтажные, более чем близки современным ближневосточным домам с внутренним двором, во внутрь, которого на охватывающие его балконы выходят двери. Стены на улицу в первом этаже глухие, а во втором имеют малое количество окон. Во всех домах — хорошо устроенные стоки. В том же Уре найден храм этого периода, посвященный лунному божеству, храм, носящий название Эдуб-лаль-мах. Архитектурные формы здания так же геометричны, как и в прошлый период. Двери имеют арочные входы. Очевидно, полусферический купол покрывает центральную часть. Стены здания профилированы многогранными углублениями, имеющими вид призм, обращенных одним из острых углов внутрь массива стены. Для этого периода многое остается неясным - слишком мал и отрывочен имеющийся материал. Неоднократные нашествия и многочисленные войны приводят к регрессивным формам во всем, в частности и в области истории искусства. Так, это особенно ощущается в отношении периода касситов, в результате нашествия которых, страна много веков находилась под властью касситских династий.

В третий период архитектура Передней Азии достигает своего полного развития и блеска. Как в период Ассирии, так и во время недолго просуществовавшего Нововавилонского государства для архитектуры типичен культ количественного, грандиозность форм, стремящихся, с одной стороны, подавить личность приходящего — подданного, с другой стороны — возвеличить личность живущего — монарха. Плоскость огромных стен украшается рельефами и росписями, сюжетами которым служат эпизоды из жизни деспотов или культовые сцены аллегорического содержания. Декорация делается из глазурных изразцов, из металлических аппликаций, из стекловидной массы. Сильно развиваются орнаментальные мотивы. Широкого применения достигает так называемый геральдический стиль — симметричное расположение двух или четырех фигур по сторонам центральной оси. Всеми способами стремятся достигнуть максимальной пышности. Дворцы Вавилона, Ниневии и Ассура — целые небольшие селения.

То же можно сказать, примерно, и о храмах, занимающих порою целые кварталы. В Ассирии храмы имели, по-видимому, свои поместья, а тем самым и большое хозяйство. Слава Вавилона как города необычайной роскоши связывается именно с этим периодом, когда жизнь высших слоев общества была проникнута большой утонченностью.

В короткий нововавилонский период роскошь дворцовых построек достигает, пожалуй, еще большего размаха. Тематически в убранстве помещений в это время намечается некоторый возврат к более сдержанным формам, некоторая большая строгость, в противовес живописности поздней Ассирии. Стилистически архитектура Месопотамии и Ассирии принадлежит к тому же кругу искусств, что и архитектура Древнего Египта. Их объединяет одинаковая монументальность, простота и геометричность форм. В нововавилонскую эпоху наблюдается то же стремление к грандиозному, колоссальному. Если в Египте культовый момент доминирует над всеми другими проявлениями государства, как такового, и в архитектуре храм занимает первое место, то в Передней Азии дворцу и крепости отведена главная роль, а культовый момент отходит на второй план. Интересно отметить, что принципу ярко выраженной в египетских строениях симметрии и всей тектонической тенденции отвечает в Месопотамии почти полная асимметрия. Египетский храм построен весь по горизонтали, и пространство его должно восприниматься как последовательно и постепенно развертывающееся перед зрителем. Месопотамский храм не предполагает, что посетитель должен ожидать в нем конечной цели в вытянутых одно за другим помещениях, в анфиладе. Помещения кажутся словно прилепленными, в зависимости от надобности, одно к другому.

Вместо горизонтали, которую мы наблюдаем в Египте, в Передней Азии одна из частей храмового комплекса резко выделяется подчеркнутой вертикалью своей оси — зиккурат.

 

3. Архитектура и жилое пространство.

Основу всех архитектурных сооружений Месопотамии составляло центральное пространство, квадратной или прямоугольной формы, вокруг которого располагались отдельные помещения . Эта базовая схема могла существовать автономно или вписываться в более сложный архитектурный контекст.

Гипотеза о наличии второго этажа как характерного элемента жилых зданий, храмов и дворцов была предложена археологом Жан-Клодом Маргероном. Иногда этажей могло быть и три. Например ступенчатая структура «красного здания» в Телль-Шейх-Хамед (древний город Дур- Катлиму) на реке Хабур, в новоассирийский период имела три уровня (рис.6).

Не всегда удается определить назначение помещений в каждом отдельном здании, если не нет соответствующих надписей. Некоторые виды деятельности оставили свои следы (кухня, работа ремесленников и т. д.), иные помещения совершенно лишены таких свидетельств (например, комната для сна). Обычно нижний этаж предназначался для хранения запасов продуктов, а верхний - для повседневной жизни

В начале III тысячелетия до н. э. для перекрытий широко использовался как бочарный свод с радиальными элементами, так и свод с наклонными плитами, из бутового камня или кирпича (сырцового и обожженного). С конца III тысячелетия до н. э. встречаются три основные техники кладки: перекрытия из каменных плит с выступающими краями («ложный свод»), бочарный свод, выложенный радиальными деталями, и «ребристый свод» из наклонных элементов. Сводчатые перекрытия того времени известны нам по подземным постройкам, например погребальные камеры и водохранилища.

Система «ложных сводов» из каменных плит встречается в погребальных сооружениях Нижней Месопотамии (Ур), Мари и Северной Месопотамии, а также в помещениях продовольственных складов (Телль- Хазна, Телль-Ракаи, Телль-Аттидж) и зданиях для домашнего обихода

(Телль-Джасса-эль-Гарби и т. п.), которые относятся к началу III тысячелетия до н. э. Археолог Дэвид Оутс (1966) считает, что именно в Южной Месопотамии был изобретен способ строительства свода с радиальными элементами, который впоследствии применялся и на севере (Телль-Римах). Бочарный свод, по мнению Оутса, мог быть разработан зодчими III династии Ура и возможно, аккадскими архитекторами начиная с 2350 г. до н. э. Причину появления этой техники следует искать в недостатке качественной древесины для строительства и в прочности свода, способного выдержать значительные нагрузки.

4. Строительные материалы.

По понятным причинам, из строительных материалов чаще всего использовалась глина. Из глины, смешанной с соломой, изготовлялись сырцовые кирпичи. Из нее же, благодаря пластичности, создавались и декоративные элементы: витые полуколонны украшают фасад храма в Телль-Римахе, древней Харране (на равнине Синжара), храма Э-баббар в Ларсе (в месопотамском аллювии) и храма «Госпожи страны Апум» в Телль-Лей- лане, древнем Шубат-Энлиле (в Северной Сирии) II тысячелетия до н. э. Обожженные кирпичи поначалу использовались в основном для фундаментов и подземных сооружений, а с  I тысячелетия до н. э. нашли более широкое применение в архитектуре.

В Нижней Месопотамии основными имевшимися в распоряжении строителей были такие материалы, как тростник, кустарники и финиковая пальма. В частности, тростник применялся для покрытия крыш и при возведении стен. В фундаментах зданий или при постройке зиккуратов (например, в Уруке) между каждыми 3-4 рядами кирпичей укладывался слой тростника. Сохранились изображения тростниковых построек периода Урука, не встречающихся при раскопках.

Древесина пальмы использовалась для кровли. Кроме того, наиболее распространенным местным деревом был тополь, из которого изготовлялись бревна длиной до 3-4 м. В основном древесину для строительства импортировали главным образом из северо-западных областей Сирии (горы Аман и Тавр); из Ливана везли кедр, можжевельник, кипарис и дуб. Из длинных стволов кедра получались бревна длиной до 12 м, из-за аромата и прочности кедр высоко ценился, он часто применялся в монументальной архитектуре. Деревянными планками с прямоугольным или круглым сечением «укреплялись» высокие сооружения; такая техника встречается преимущественно в Северной  Месопотамии.

Информация о работе Архитектура Месопотамии