Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:48, контрольная работа
В искусстве ХХ века превалировало несколько стилевых течений.Четких границ между ними не было, иногда даже несколько течений существовали вмете в одно время.Но все же можно выделить основные направления и, относящиеся к ним, постройки. Например, самое характерное архитектурное сооружение для стиля модерн -”Метрополь”, а для стиля национальной романтики- Ярославский вокзал.Об этом я и попытаюсь рассказать в своем реферате,анализируя здания, построенные в 20 веке и относя их к основным развивающимся стилям в это время.
1. Вступление. 3
2. Модерн в архитектуре 20 века 3
3. осковское метро 15
4. Заключение 21
Содержание:
В искусстве ХХ века
превалировало несколько
Этот стиль открывает собой двадцатый век. Модерн поставил себе задачу создания нового большого стиля на идейно-философской почве неоромантизма. Модерн может быть представлен как идея сотворения прекрасного, которое не содержится в неудовлетворительной окружающей жизни. Стиль модерн развивается в основном в архитектуре.Характерным для него было разнообразие и переливы форм,многоцветность, сочетание , казалось бы несочетаемых, геометричных форм с пластичными линиями.
Одно из самых замечательных зданий в стиле модерн не только в России, но и во всём мире - Метрополь. Автором и инициатором этого проекта стал Савва Иванович Мамонтов. Он сыграл важную роль в становлении модерна в России.
“Метрополь” называют “энциклопедией русского модерна” и “Вавилонской башней нового времени”. Он строился в 1899-1904 годах по проекту архитектора В. Валькотта при участии Л. Кекушева и А. Эрихсона. Пластика фасадов с обилием выступов и разнообразными по форме оконными проемами подчеркивает причудливая игра светотени. Это впечатление усиливает контраст фактуры и цвета использованных материалов.
Романтический образ гигантского здания исполнен динамики. Горизонталям балконов вторят плавные, текучие линии завершения ризалитов, а вертикальный строй эркеров подхватывают островерхие башенки. По богатству скульптуры керамических украшений с “Метрополем” не может сравниться ни одно здание Москвы. Главенствующее место на фасаде, обращённом к бывшему проспекту Маркса (ныне к Охотному ряду), занимает керамическое панно “Принцесса Грёза”, выполненное по рисунку М. Врубеля. Другие панно - “Жажда”, “Поклонение божеству”, “Поклонение природе”, “Орфей играет”, “Жизнь”, “Полдень” и “Поклонение старине” - работы художника А. Головина.
Вдоль всего здания проходит многофигурный барельеф “Времена года”, созданный по моделям скульптора Н. А. Андреева.
Модерн нигде не стал государственным стилем: он оказался слишком волен для официальных зданий. Он использовался в строительстве особняков и парадных зданий. Собственно и “Метрополь” задумывался как полифункциональное здание. Там должны были разместиться театр, выставочные и читальные залы, а также частная опера Мамонтова. В ходе реализации проекта в него были внесены существенные изменения. В облике здания появилась многобашенность, вызывающая ассоциации со Средневековьем, что характерно для модерна. До наших дней сохранилась первоначальная отделка интерьеров, которые по своим художественным достоинствам не уступает фасадам. Сохранились витражи, украшавшие лифтовые клетки на каждом этаже. Восхищают своей красотой кабинеты с богато украшенными лепниной потолками. Удивляет разнообразие люстр, торшеров, ламп, очень любимых модерном и проектировавшихся всегда с таким разнообразием и выдумкой. Но “Метрополь” - отнюдь не единственный памятник архитектуры модерна, хотя, несомненно, лучший. Еще одним таким памятником является особняк Рябушинского на улице Качалова. Творец этого замечательного здания - Ф. Шехтель - воплотил в нем идеал, который он видел в сложном движении и переливах форм, отражающих многообразие и постоянное изменение окружающего мира. Четкая конструкция, удобная и рациональная планировка определили живописную асимметрию объемов. В их динамике, диссонансах ритма оконных проемов, остром рисунке набегающих плоскостей карниза, волнообразном движении чугунных узоров ограды выявляется драматическое и иррациональное начало, порождающее смутные, тревожные предчувствия, многозначительную недосказанность намека, что так близко поэзии символистов.
Стремясь к выявлению в
Модерн в России имел несколько течений и прошел сложный путь развития. Новый этап в творчестве Шехтеля, нашедший выражение в архитектуре здания банка Рябушинского, был отмечен эстетикой рационализма, выдвижением на первый план ритмичных, обусловленных пространственной структурой композиций, в основе которых лежит плоскость, линейно-графическое начало.
Этой работой Шехтель открыл
принципиально новый
Дом Рябушинского - это доказательство, что стиль модерн растет “изнутри”, сочетая в себе все самое различное в одно целое.
Архитектура сосредотачивается на создании какого-то своего особого комфорта. Особняк Рябушинского стал своего рода переходным этапом в стиле модерн, от пластичных форм к более геометризированным.
Этот стиль предпочитало Московское купечество,поскольку дома построенные в стиле модерн выглядили особенно шикарно и показывали состоятельность их владельцев. Поэтому Шехтель являлся также архитектором дома московского купечества, возведенного в 1909 г. Он демонстрирует изысканную красоту целесообразности. Сетка каркаса делает почти невесомыми стены с крупными застекленными проемами. Скругленные пилоны, облицованные блестящим глазурованным кирпичом, плавные линии венчающего здания карниза, точно угаданные пропорции придают зданию особые элегантность и выразительность.
Благодоря новаторству Шехтеля,сделавшего
стиль модерн более геометричным
и нашедшем красоту самой конструкции,
выделился отдельный стиль-
Первая трасса метро, открытая для пассажиров 15 мая 1935 года, Кировско-Фрунзенский радиус, пролегла от станции “Сокольники” до станции “Парк культуры”. Протяженность линий с учетом ответвления до Смоленской площади составляла 11,6 км. Подземные станции и наземные вестибюли создавались как архитектурный комплекс большого общественного значения. К строительству метро были привлечены видные советские архитекторы, художники, инженеры. Они стремились создать не только удобство для пассажиров, но и придать каждой станции индивидуальный архитектурный облик. Эта традиция была продолжена и в годы ВОВ, когда строительство метро, несмотря на трудности военного времени, продолжалось. Особую выразительность станциям метрополитена придают скульптурные украшения, мозаика, витражи, созданные выдающимися советскими художниками.
Со времени открытия московского метро прошло более полувека, но до сих пор впечатляют станции, построенные в числе первых: “Кропоткинская” (бывший “Дворец Советов”), “Красные ворота”, “Комсомольская” и другие. Станция “Кропоткинская” (архитекторы А. Душкин и Я. Лихтенберг) вошла в историю советской архитектуры как выдающееся сооружение. Наземный вестибюль ее расположен на Гоголевском бульваре выполнен в стиле садово-парковой архитектуры (архитектор С. Кравец). В посадочном зале 2 ряда белых мраморных колонн, в верхней части которых смонтированы электрические лампы - их свет как бы поднимает свод.
Станция “Красные ворота” создана по проекту архитектора И. Фомина. Её наземный вестибюль выполнен в виде ниспадающих арок и напоминает раковину (архитектор Н. Ладовский). Мощные пилоны подземного зала облицованы красным мрамором сочного тона, на стенах мрамор золотистого тона.
Станция “Комсомольская”-радиальная (архитектор Д. Чечулин) построена таким образом, что движение пассажиров осуществляется в двух уровнях: над путями сооружены галереи: соединенные мостиками. Два ряда колонн увенчаны бронзовыми капителями.
В зале станции “Комсомольская”
керамическое панно из майоликовой
плитки (художник Е. Лансере). Оно посвящено
героике труда комсомольцев-
До сих пор вызывает восхищение станция “Маяковская”, вступившая в эксплуатацию в 1938 году. Опоры подземного зала выполнены в виде металлических колонн, облицованных гранитом и нержавеющей сталью. Уходящие ввысь ряды арок создают впечатление пространства (архитектор А. Душкин). В куполах помещены мозаичные панно по эскизам художника А. Дейнеки на тему “день советской страны”.
Из станций метро, построенных в военные годы, упомянем Павелецкую и Автозаводскую. Они вошли в строй в 1943-1944 годах. Станция Автозаводская (архитектор А. Душкин) отделана светлым мрамором. На путевых стенах - мозаичные панно на темы труда и защиты родины. При входе в вестибюль, встроенный в административное здание на Автозаводской улице, - панно “Русские богатыри” и “Парад на Красной площади 8 ноября 1941 года”. Станция Павелецкая начинается с наземного павильона (архитекторы А. Душкин, Н. Князев), монументальные артеки которого подчеркивают вход и выход. В зале вестибюля живописные мозаичные панно посвящены защитникам родины и труженикам тыла. В подземном зале - продолжение той же темы. Здесь горельефы (скульптор Ефимов), запечатлевшие девушку, делающую гранаты, рабочего у станка, моряка у торпедного аппарата, водителя танка, пилота. В период налетов гитлеровской авиации на Москву подземные станции и тоннели метро служили надежным убежищем для женщин, детей и престарелых. В послевоенное время сеть московского метро продолжала расширяться и продолжает по сей день, но подземных дворцов такой красоты, как в довоенное время, уже не встретишь. Новые станции метро, которые строятся в наше время, отличают простота и строгость в оформлении. Это диктуется не только требованиями экономии, но и нынешними потребностями эстетического восприятия архитектурных форм.
Вот и подошел к концу мой реферат.На этом закончился мой рассказ об архитектуре Москвы ХХ столетия. Конечно рассказать обо всех постройках неудастся,так же неудастся рассказать обо всех наиболее значимых с архитектурной точки зрения. Но я выбрала здания в которых наиболее сильно отобразились основные стилевые течения ХХ века в искусстве в целом.
Разумеется Москва и дальше будет стоится и развиваться.Вслед за новыми технологиями придут новые потребности и ,удовлетворяющие их, архитектурные сооружения. А поскольку искусство развивается по спирали , то можно предпологать , что скоро оно пройдет период деградации и вернется к прежним замкам,при этом используя новые материалы и технологии.В общем ,можно сказать , что такая тенденция намечается уже сейчас.
В целом ХХ век был
наиболее насыщен стилями и
Список литературы:
Список литературы:
Список литературы:
Список литературы: