Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 08:26, реферат
Славный и бурный XVI век, эпоха блистательного расцвета русского государства, сменяется в начале XVII века периодом политического и экономического упадка государства, вызванного интервенцией, польской - в Москве и шведской - в Новгородской земле.
Вооруженный народ, под руководством Минина и Пожарского в 1612 году, изгнал интервентов.
Архитектура России XVII века
Славный и бурный XVI век, эпоха блистательного расцвета русского государства, сменяется в начале XVII века периодом политического и экономического упадка государства, вызванного интервенцией, польской - в Москве и шведской - в Новгородской земле.
Вооруженный народ, под руководством Минина и Пожарского в 1612 году, изгнал интервентов. Годы интервенции, хозяйственная разруха и неудачная война с Польшей в 1632 году привели к временному упадку строительства.
Монументальная архитектура XVI века сменилась в первой половине XVII века массовым строительством небольших зданий. На эти маленькие сооружения зодчие XVII века стремились перенести богатство форм и украшений больших сооружений прошедшего века. Это приводило к измельчанию архитектурных форм, перегрузке зданий кирпичной орнаментикой, к пестроте сочетания белых деталей и красного кирпичного фона.
Выработалась целая система декоративных деталей и форм: глухие главы и целые пятиглавия, шатры, крыльца, перегруженные декорацией стены, висящие в виде гирек пяты арок, появилась сложная обработка оконных и дверных проемов колонками, наличниками, вычурными фронтончиками из кирпича и т. д.
Новых архитектурных типов этот стиль не создал, но по-своему использовал и развил старые, изобрел бесконечное разнообразие композиционных приемов, как живописной компановки внешних масс, так и декоративного убранства фасадов.
Монументальный шатровый храм XVI века сменился в XVII веке декоративной изящной и стройной архитектурной "игрушкой". Такова церковь Рождества Богородицы в Путинках, в Москве (1649-1652), представляющая собой связанную воедино группу из трехшатровой церкви, одношатрового придела и шатровой колокольни. В ней все декоративно, даже ее четыре глухих шатра, отрезанных сводами от внутреннего пространства храма.
Более прогрессивно развивался тип бесстолпного храма, идея которого возникла еще в начале XVI века. Это небольшой храм с единым внутренним пространством, без опорных столбов, перекрытый сомкнутым сводом, увенчанный снаружи ярусами кокошников и световой главкой, с примыкающим в виде отдельного объема алтарем.
Примером раннего и вместе с тем развитого типа бесстолпного храма служит церковь Донского монастыря (1593). Два придела по бокам и трапезная пристроены в конце XVII века. Этот небольшой храм - один из прекраснейших уцелевших памятников на рубеже XVI и XVII веков в Москве.
Прототипом бесстолпных храмов XVII века является церковь Покрова в Рубцове (1626). Ей присущи все формы, указанные выше, но, кроме того, храм уже поднят на подклет, имеет приделы по бокам и окружен с трех сторон открытой галереей - сенями. Эти новые элементы станут типичными для последующего церковного зодчества.
После запрещения патриархом Никоном
строительства шатровых церквей
бесстолпный тип получил
К лучшим произведениям архитектуры XVII века следует отнести церковь Троицы в Никитниках в Москве (1653), украшенную внутри фресковой росписью, и еще более типичную Троицкую церковь в Останкине (Пушкинское) 1668 года. В этих памятниках нет строгой архитектонической логики, присущей большому стилю XII-XIII и XVI веков, но они отличаются изяществом пропорций, сочной пластикой форм, стройностью силуэта и красивой группировкой внешних масс.
Декоративный стиль середины XVII
века получил широкое
Выдающиеся и своеобразные архитектурные
памятники этого времени
Из монументальных сооружений до нас дошел тип пятиглавого четырехстолпного храма XV-XVI веков, дополненного приделами и галереей, как у московских церквей XVI века. Пять куполов ярославского храма - светлые, а не глухие, не декоративные, как у московских бесстолпных храмов; покрытие - без кокошников, внутреннее пространство обширнее, и размеры этих храмов значительно больше. Архитектура их строже и логичнее. Убранство фасадов отличается богатством цветовых сочетаний изразцов декоративной росписи и кирпичной орнаментики, украшающей стены.
Монументальным образцом ярославских памятников служит церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (1671-1687), с ее обширными галереями и широко раскинувшимися крыльцами, с ее тремя пятиглавиями - на двух приделах и в центре.
Прекрасно скомпонован ансамбль массивного храма и стройной многоярусной колокольни (построенной позднее в стиле московского барокко). Изумителен цветовой эффект, производимый сочетанием голубых узоров изразцов на нежноалом фоне стен с золотом пятнадцати глав. Оригинальна роспись под квадры стен алтарных полукружий. Внутри стены и своды храма покрыты сочной и яркой фресковой росписью, эффектно сочетающейся с нежнорозовым цветом кирпичных полов. Каждая деталь любовно обработана.
Не менее замечателен другой ярославский храм Иоанна Златоуста в Коровниках (1654) с его пятиглавием, шатровыми приделами и сочетанием кирпичных стен с яркими пятнами изразчатых деталей. Особую прелесть представляет отдельно стоящая колокольня этого храма. Строгий и стройный восьмигранный столп колокольни переходит в богато убранный верх с аркадой звона и шатром.
Заслуживают упоминания ярославские храмы Ильи Пророка (1647-1650) и Николы Мокринского, знаменитые своими фресками, а последний и своими керамическими деталями.
Выдающиеся и оригинальные памятники начала XVII века сохранились о Ростове.
Ростовский Кремль (1660-1683) и расположенный в 15 км от него Ростово-Борисоглебский монастырь, родственные по стилю, представляют целые музеи памятников архитектуры этой эпохи. Особенно сильное впечатление оставляет контрастное сочетание сурового крепостного ансамбля стен и башен и декоративного богатства надвратных церквей с аркадами входов под ними.
Прекрасным образцом такого храма является надвратная церковь Иоанна Богослова в Ростовском Кремле (1683). Храмы внутри столпов не имеют; стены покрыты сплошным ковром превосходных фресок. Композиция надвратных церквей, в особенности Борисоглебского монастыря, изящество декоративных форм, прелесть цветовых сочетаний красного фона с белыми деталями, предвосхищают стиль московского барокко XVII века.