Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:54, реферат
Основание Санкт-Петербурга (Петрограда-Ленинграда) зафиксировано с календарной точностью: 16 (27) мая 1703 года. В этот день на Заячьем острове или по финскому ниеменованию Люст-Еланд (Веселом острове) у разлива Невы на Большую и Малую торжественно заложили шестибастионную крепость. Ее закладка стала кульминацией в цепи взаимосвязанных событий, охватывающих несколько столетий.
Между 1782-м и 1814 годом, за тридцать два года, по проектам Д. Кваренги были возведены такие строения, как здание Академии наук, ставшее одним из основных архитектонических акцентов Стрелки Васильевского острова и всего правобережья Невы; Серебряные ряды, корпуса Кабинета и Екатерининский институт, усилившие выразительность панорамы Невского проспекта.
Классическая гармония ансамблей набережных на левом берегу Невы также во многом определилась аккордом Кваренгиевских строений – домом Сылтыкова, Эрмитажным театром, зданиями Иностранной коллегии, Английской церкви. Ассигнационный банк, дворец Юсуповых на Фонтанке, Конногвардейский манеж, Главная аптека, Мариинская больница, наконец, Смольный институт и Нарвские триумфальные ворота – каждое из этих произведений знаменует образцовое решение определенной функциональной, градостроительной и художественной задачи, отмечая новый этап развития городского организма, как единого целого.
Конец XVIII столетия означен
сооружением по проекту Василия
Баженова и Винченцо Бренна грандиозного
Михайловского (Инженерного) замка, примечательног
романтической сложнрстью замысла
и неординарной ролью в объемно-
В ряду мастеров зрелого классицизма необходимо назвать архитекторов Николая Львова, Егора Соколова, Федора Демерцева, строения которых и в наше время определяют масштаб и характер окружающей застройки.
Период высокого классицизма или ампира, отмечен появлением зданий, предопределивших застройку примыкающих к ним пространств, формирование площадей и более значительных градостроительных образований. Безусловное приоритетное место в этом направлении занимают трое зодчих: Андрей Воронихин, Андрей Захаров и Тома де Томон.
Решая локальную задачу перестройки
здания Главного Адмиралтейства, при
условии сохранения построенной
Иваном Коробовым башни со шпилем,
Андрей Захаров создал гениальное произведение,
которое вошло в ряд основных
архитектурных образов
Вдохновляясь идеей античного храма периптера, архитектор Тома де Томон на стрелке Васильевского острова создал ансамбль Биржи с ростральными колоннами.
Биржа Тома де Томона образно начинала правобережные ансамбли Большой Невы. Горный иститут, возводившийся Андреем Ворониным в те же годы, завершил эти ансамбли вблизи впадения рек в залив. Двенадцатиколонный портик Горного института с парными скульптурными группами, стали своеобразными пропилеями “классического” Петербурга. Наиболее полно черты строгого классицизма воплощены А.Н. Воронихиным в Казанском соборе. Колоссальная четырехярдная коллонада коринфского ордера формирует своим строем площадь, входившую в ансамбль Невского проспекта.
Победоносное отражения нашествия напалеоновских армий в 1812 году и освободительный поход в Европу, закончившийся спустя три года, нашли свое отражение в новом подъеме градостроительных работ в столице могущественной столице. Для руководства намеченным и нарастающим строительством в 1816 году был учережден “Комитет строений и гидравлических работ”, который действовал около двадцати лет. В Комитет входили архитекторы Карл Росси и Василий Стасов. Руководил Комитетом выдающийся инженер Августин Бетанкур.
Деятельность комитета имела
исключительное значение для формирования
в центральных районов
Эстетичиские и
В 1833 году разработали “Положение
о размещении и устройстве частных
заводов в Санкт-Петербурге”, что
защитило центральные районы города
от внедрения в них промышленных
строений, лишенных художественное выразительности.
В 1844 году была установлена предельная
высота зданий над уровнем земли,
которая не должна была превышать 11
сажен. Такое решение имело
Вторая треть XIX века отмечена
несколькими существенными
Использование композиционного приема пропилей в виде зданий, близких по решению, симметрично поставленых по сторонам предмостовых участков, стало характерным для градостроения этого времени. Были построены парные здания по сторонам продленного до левого берега Невы Литейного проспекта, на берегу Мойки у начала Благовещенской улицы (ныне Труда), образованной фасадом этих зданий. До Невского проспекта дополнительным Надеждинским участком продлили Шестилавочную улицу – получившую общее название Надеждинская (ныне ул. Маяковского).
1830-1850 годы отмечены возведением
домов с различными башенками,
бельведерами, шпилями, флюгерами,
которые возвышались над
Крупнейшей фигурой среди петербургских зодчих середины XIX столетия, бесспорно являлся А.И. Штакеншнейдер – мастер масштабных и оригинальных решений, широко эрудированный, прекрасно чывствовавший ансамблевость. За тридцать лет неустанной деятельности, начиная с 1830 года, он выполнил проекты десятков построек разных типов в Петербурге и его пригородах, создавая безупречные стилизации в духе античности, ренессанса и барроко, русского народного зодчества и готики.
Крупнейшие строения, связанные с деятельностью А.И. Штакеншнейдера – это Мариинский дворец на Исаакиевской площади, ансамбль Николаевского дворца (дворец Труда), определивший композицию прилегающей площади, дворец Белосельских-Белоозерских, вошедший в ансамбль Невского проспекта и набережной Фонтанки, Ново-Михайловский дворец, вписанный в ансамбль Дворцовой набережной.
Значительным творческим явлением петербургского зодчества были талантливые произведения Константина Тона. Это знаменитая пристань с древнеегипетскими сфинксами на правом берегу Невы, здание Московского вокзала, где тактично использованы мотивы архитектуры Возрождения, которое стало доминантой Знаменской площади (Восстания). С большим пониманием Тон обратился к самобытному древнерусскому творчеству, создав впечатляющие произведения – церкви и храмы, украсившие Петербург.
В 1830-1860 года в Петербурге
трудилась значительная группа высококвалифицированных
профессионалов, произведения которых
отмечены несомненной одареностью
и высокой архитектурной
Реформа 1861 года стала своеобразной
границей отсчета в градостроительном
развитии Петербурга. У архитекторов
столицы наряду с прежними традиционными
заказчиками –
При несомненном превалировании
частного заказа в Петербурге проводилась
и определенная градостроительная
регламентация, закрепленная в 1857 году
строительным уставом. Между 1861 и 1880 годом
были утверждены планы урегулирования
отдельных частей города – Васильевского
острова, Петроградской стороны, между
Фонтанкой и Обводным каналом. Локальные
планы были сведены в общий
“План урегулирования Санкт-Петербурга”.
Этим планом были намечены координаты
уличной сети, вплоть до пустовавших
окраин, административно включеных
в городскую границу и тем
самым предопределена организованность
и координация отдельных
Следует отметить, что период с конца 1860-х годов и до конца XIX века классифицируется как второй этап петербургской эклектики, для которого свойственно зачастую сочетание в одном произведении декоративных элементов, почерпнутых из различных стилистических источников. Все выразительные средства направлялись на то, чтобы выделить здание, привлечь к нему внимание.
Последняя треть XIX века особенно
характеризуется нарастающей
Проекты новых заказчиков
разрабатывали видные, европейски образованные
зодчие архитектуры – Александр
Резанов, Павел Сюзор, Леонтий Бенда,
Максимилиан Масмахер, Иероним Китнер,
Виктор Шретер. Каждый из них создавал
самостоятельное произведение, связанное
с соседним местоположением и
близостью размеров, но отличные и
тем, что в них использованы разные
мотивы – готики раннего французского
классицизма, ренессанса, барроко, восточного
зодчества и допетровской архитектуры,
а также так называемого “
Примечательно, что несмотря
на разностильность отдельных
Последние годы XIX и первые полтора десятилетия XX столетия внесли много нового и значительного в облик города на Неве.
Прежде всего это здания, выдержанные в так называемом “новом стиле” или как его еще называют, “модерн”. Используя новые материалы (железо, бетон, сталь, стекло, керамику, а также естественные материалы) и применяя подсказанные ими конструктивные приемы, архитекторы-модернисты стремились уйти от всех существовавших до них приемов, создав оригинальную композиционную художественно-декоративную систему, направленную на выявление назначения здания. Крупнейшим представителем петербургского модерна явился Федор Лидваль. По его проектам были построены: жилой комплекс на Каменно-островском (Кировском) проспекте, здание Азовско-Донского коммерческого банка, в котором классицистическая ордерная система переосмыслена в духе модерна, гостиница “Астория”, завершившая формирование Исаакиевской площади.