Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 18:40, творческая работа
Одной из серьезнейших язв больших столиц европейских, азиатских и американских стран является наличие трущоб, где миллионы обнищавших трудящихся обречены на прозябание и медленную мучительную смерть. Заслуга Москвы состоит в том, что она полностью ликвидировала эти трущобы и дала трудящимся возможность переселиться и подвалов и лачуг в квартиры и дома, построенные Советской властью.
Введение
Глава 1. Архитектура как искусство, как часть нашей духовной культуры
1.1 Архитектура Московского государства в XIV-XV веке
1.2 Модерн в архитектуре Москвы
1.3 Сталинский Генеральный план реконструкции Москвы
Глава 2. Архитектура Москвы в XX-XI веке. Архитектурные проблемы современной Москвы
2.1 Архитектура и градостроительство в годы советской власти
2.2 Уничтожение исторической застройки во времена Советской власти
2.3 Архитектура Москвы XI века
2.4 Проблемы архитектуры современной Москвы
Заключение
Глоссарий
Список сокращений
Приложение
Список использованных источников
Образцами лужковского стиля являются такие постройки, как торговый центр «Наутилус» на Лубянской площади, фонтан «Пушкин и Натали» на площади Никитских Ворот, Центр оперного пения Галины Вишневской на Остоженке, ресторан «Белый лебедь» наЧистых прудах, офисное здание «Самсунг» на Большой Якиманке, торговый центр «Новинский пассаж» и другие.
В первом десятилетии XXI века началось строительства комплекса зданий Московского международного делового центра Москва-Сити, который представляет собой несколько высотных сооружений преимущественно офисного типа. Этот комплекс является уникальным для России и включает в себя здание Меркурий Сити Тауэр высотой 338,8 метров, которое на момент ввода в эксплуатацию стало самым высоким в Европе.
2.3 Архитектура Москвы XI века
Итак, попробуем выделить
некоторые тенденции в
Довольно популярен у московских застройщиков такой стиль, как модерн. Различные его элементы в большей или меньшей концентрации очень часто встречаются в облике новых домов. Результатом может стать как довольно сдержанное здание — такое, например, как «Времена года» в Старомонетном переулке, 18, так и нечто гораздо более экспрессивное, например, «Лайт-хаус» в Сеченовском переулке, 3. В первом случае о модерне напоминают только майоликовые панно, украшающие верхний этаж, слегка выгнутые очертания крыши над ними и овальные окна также на последнем этаже. Остальное — ровный фасад, простые прямоугольные оконные проемы, «сетчатые» ограждения балконов, лишенные каких бы то ни было «завитушек» карнизы — придает зданию довольно строгий вид. «Лайт-хаус» же, напротив, представляет собой весьма фантазийное сооружение: асимметричное, разновысотное, с плавно выступающими вертикальными частями, скругленными окнами и необычными формами рам. Объемы, составляющие это здание, как бы «наплывают» один на другой, вид дома меняется с каждым шагом, и поэтому создается впечатление определенного его динамизма.
В последнее время все большее внимание уделяется такому архитектурному направлению, как конструктивизм. Его характерные особенности — простые геометрические объемы, «лежачие» окна, стекло и металл в оформлении, отсутствие декора — легко прочитываются во внешнем виде многих новых домов. Разумеется, конструктивизм претерпел существенные изменения в интерпретации современных архитекторов. Например, декор в традиционном понимании может и отсутствовать. Но чтобы дом не выглядел скучным, в оформлении фасада используются самые разнообразные облицовочные материалы и их сочетания: керамогранит и мрамор, штукатурка и кирпич и т. д. Другой популярный способ разнообразить лаконичные конструктивистские формы — это игра с окнами. В одних случаях это целиком остекленные лоджии, в других — окна, как бы в беспорядке разбросанные по фасаду или, например, имеющие разную ширину. В частности, оба этих приема удачно применены при строительстве дома в Молочном переулке, 1–3. На первый взгляд он кажется чересчур аскетичным, но потом замечаешь, что окна, расположенные вполне традиционно в левой части фасада, неожиданно дают сбой в правой его части, и ровный ритм нарушается, обещая еще какие-то неожиданности. И действительно, за правым углом здание принимает вогнутую форму, красиво очерчивая одну из сторон небольшого треугольного сквера. Впрочем, иногда случается и так, что архитектор излишне увлекается конструктивизмом, и тогда жилой дом начинает больше походить на офисное здание.
Также в Москве стали появляться здания, которые трудно ассоциировать с тем или иным стилем. Они необычны и очень современны. Как пример можно привести Copper house в Бутиковском переулке, 5 — один из самых оригинальных домов, появившихся в столице за последнее время. Он состоит из трех узких корпусов, соединенных стеклянными галереями. Фасады здания облицованы медными пластинами и украшены со стороны улицы зеленоватыми стеклами, расположенными под разными углами.
Как следует даже из такого небольшого числа примеров, единого стиля в современной столичной архитектуре не существует. Сегодня строится множество зданий, и все они разные — по стилю, оригинальности и взаимоотношениям с окружающей средой. Москва продолжает поддерживать свою репутацию чрезвычайно эклектичного города.
2.4 Проблемы архитектуры современной Москвы
Существуют определенные и неизбежные закономерности развития городов, порожденные их исторически сложившимися градообразующими функциями и соответствующим развитием планировочной и пространственной структуры. Многие века Москва развивалась как жилое поселение, используя свой холмистый рельеф и природные особенности местности. Поначалу преобладали оборонные функции, потом появились столичные, торговые и религиозные, затем - административные, финансовые, промышленные, учебные, научные и др. С развитием человеческой цивилизации, общественных отношений, государственности, научно-технического прогресса некоторые градообразующие функции отмирали и зарождались, расширялись и сокращались, видоизменялись и совершенствовались. Но главной городской функцией всегда оставалась жилая. В столице главными являются также административно-управленческие и политические функции государства.
Градообразующие функции современного города являются его жизненной основой и, как правило, включают следующие основные функции: административно-управленческие и политические (столичные), жилые (селитебные), промышленные, транспортные, торговые, культурные, отдыха, образовательные и научные, а также сопутствующие и обслуживающие их (коммунальные, инженерные и др.).
Основные градообразующие функции по мере их исторической эволюции (увеличения или уменьшения по составу и объемам) последовательно материализуются в структуре города и впоследствии их не так просто изменить. Главный принцип функциональной организации города - функциональное зонирование или разделение города на части различного назначения по признаку ведущей функции. При этом ни одна из функций города, взятая в отдельности, не существует сама по себе. Чередование жизненных циклов человеческого труда, быта и отдыха – основа эволюции города, его современного уклада и комфортного существования горожан и приезжих.
Территория Москвы по
своему функциональному назначению
и характеру использования
Неотложной проблемой и одновременно задачей для дальнейшего развития Москвы в XXI веке безусловно является совершенствование ее градообразующих функций и функционального зонирования. Ушедшие века и особенно XX век оставили чрезмерную функциональную перегруженность среды обитания в центре города и явную недогруженность социальными, культурными и бытовыми функциями городских окраин. Поэтому, в ходе обновления городской застройки и ее комплексной реконструкции, следует ликвидировать создававшуюся десятилетиями утилитарность и ущербность среды обитания в периферийных, спальных жилых районах столицы и добиться более сбалансированного и гармоничного их дальнейшего функционального развития.
Оценочные критерии общего восприятия окружающей городской среды у большинства жителей Москвы основываются на их положительно-эстетическом отношении к исторической застройке городского центра, его примечательным в архитектурном отношении уголкам. Сохранение этих жемчужин отечественной культуры пока оказывает и, надеемся, будет оказывать патриотическое влияние, как на взрослых жителей, так и на подрастающее поколение москвичей, воспитывая у них чувство любви к своему городу. Не случайно в этой сфере общественное мнение (восприятие и оценка) служит надежным и верным критерием реальной, а не проектной, оценки социальной эффективности результатов градостроительной и архитектурной деятельности. Ярким свидетельством такого активного отношения москвичей к среде своего обитания стали общественные инициативы, связанные: с сохранением архитектурного и исторического наследия парка «Лефортово»; с ограничением выборочной «точечной» застройки; обновлением территории застройки и здания ЦДХ; критическим обсуждением общественностью нового Генплана развития Москвы и др.
Городская среда в силу процессов своего развития постоянно изменяется и ускоряющиеся процессы ее дифференциации в нашей столице остро ставят перед градостроительной, архитектурной теорией и практикой решение проблемы восприятия и оценки этой среды горожанами. Состояние и дальнейшее развитие Москвы в немалой степени зависят от общественного мнения, в том числе и независимого экспертного. От того как различные социально-демографические слои и группы населения воспринимают, оценивают и предлагают совершенствовать, исходя из своих интересов, окружающую их городскую среду, подчас, зависят успехи или неудачи нашей работы.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Архитектура |
искусство проектировать, строить здания и сооружения. Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. |
2 |
модерн |
Модерн - (франц. moderne от лат. modernus – новый, современный) – период развития европейского искусства на рубеже XIX-XX вв. , включающий различные художественные течения и школы, представителей которых объединяло антиэклектическое движение – стремление противопоставить свое творчество эклектизму предыдущего периода. |
3 |
готика |
период в развитии средневеково |
4 |
ренессанс |
эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV — последняя четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века. |
5 |
Сталинский генеральный план реконструкции Москвы |
первый комплексный план реконструкции Москвы, в котором исторически сложившаяся радиально-кольцевая структура города сочеталась с освоением новых районов, созданием кольцевых и радиальных магистралей. Разработан архитекторами В. Н. Семёновым и С. Е. Чернышёвым. Утверждён 10 июля 1935 года постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР № 1435 «О генеральном плане реконструкции города Москвы». Послужил основой для сталинской реконструкции Москвы. Включал в себя новаторский план обводнения города Москвы по образу и подобию Ленинграда. Полностью не реализован. |
6 |
неорусский стиль |
течение в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры. Русский стиль возник в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре, и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Представляя собой искусную стилизацию, русский стиль последовательно сочетался с другими стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн. |
7 |
утилитарный подход |
утилитарная, утилитарное; утилитарен, утилитарна, утилитарно (от лат. utilitas - польза) (книжн.). 1. Рассчитанный только на получение пользы, выгоды, узко практический (неод.). Утилитарные соображения. 2. Прикладной, практический. Утилитарные знания. |
8 |
памятники архитектуры |
недвижимый (фрагменты интерьера и экстерьера архитектурных сооружений) примечательный объект материального и духовного творчества, который имеет национальное или международное значение. В настоящее время в действующем российском законодательстве определение «памятник архитектуры» не используется — употребляется либо «объект культурного наследия», либо равноценное ему «недвижимые памятники истории и культуры». |
9 |
историческая застройка |
Тип застройки сохранившейся и дошедший до наших дней со времен основания города (поселения) |
10 |
язык архитектуры |
обращение, например, к
филологическим дисциплинам создает
возможность использования |
№ п/п |
Библиографическое описание использованной литературы |
1 |
Кремль. Китай-город. Центральные площади. — М.: Искусство, 1982. — 25 000 экз. |
2 |
Белый город / Макаревич Г. В., Альтшуллер Б. Г., Балдин В. И., Богданов В. В., Давид Л. А., Добровольская Э. Д. и др.. — М.: Искусство, 1989. — 380 с. — 50 000 экз. |
3 |
Земляной город / Макаревич Г. В., Аренкова Ю. И., Домшлак М. И., Мехова Г. И., Розентуллер П. Б., Трубецкая Е. В.. — М.: Искусство, 1990. — 352 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-210-00253-5 |
4 |
Замоскворечье / Макаревич Г. В., Альтшуллер Б. Г., Балдин В. И., Давид Л. А., Добровольская Э. Д. и др.. — М.: Искусство, 1994. — 320 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-210-02548-9 |
5 |
Юго-восточная и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века (от Земляного до Камер-Коллежского вала). — М.: Искусство, 2000. —4000 экз. — ISBN 5-210-01410-X |
6 |
Территория
между Садовым кольцом и границами города XVIII века (от Земляного до Камер- |
7 |
Юго-восточная
и южная части территории между Садовым кольцом и границами
города XVIII века (от Земляного до Камер- |
8 |
Окрестности старой Москвы (Северо-западная и северная части территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города). — М.: Искусство — XXI век, 2004. —5000 экз. — ISBN 5-98051-011-7 |
9 |
Окрестности старой Москвы (Юго-восточная и южная части территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города) / Баталов А. Л., Кириченко Е. И., Посохин М. М., Кузьмин А. В., Щёболева Е. Г.. — М.: Искусство — XXI век, 2007. — 360 с. — экз. — ISBN 978-5-98051-041-1 |
10 |
Архитектура Москвы 1910 - 1935 гг. — М.: Искусство — XXI век, 2012. — 356 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-101-2 |
№ п/п |
Сокращение |
Понятие сокращения |
1 |
РСФСР |
Российская Советская Федеративная Республик |
2 |
СНК |
Совет народных комиссаров |
3 |
ЦК ВКП(б) |
Центральный комитет всесоюзной коммунистической партии большевиков |
4 |
СССР |
Союз Советских |
5 |
ЦИК СССР |
Центральный исполнительный
комитет Союза Советских |