Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 23:11, реферат
Архитектура античной Греции, охватывающая в своём развитии в основном VIII-
I века до н.э., делится на три периода: архаический, классический и
эллинистический. Им предшествовали периоды крито-микенской культуры на
территории южной Греции и островах Эгейского моря. (III тыс. - XII в. до
н. э.) и так называемый Гомеровский период (XII – VIII вв. до н. э.) – это
время разложения родового строя и возникновения ранних классовых отношений,
что привело в VIII – VII вв. до н. э. к формированию античных
рабовладельческих государств.
Введение.
Архитектура античной Греции, охватывающая в своём развитии в основном VIII-
I века до н.э., делится на три периода: архаический, классический и
эллинистический. Им предшествовали периоды крито-микенской культуры на
территории южной Греции и островах Эгейского моря. (III тыс. - XII в. до
н. э.) и так называемый Гомеровский период (XII – VIII вв. до н. э.) – это
время разложения родового строя и возникновения ранних классовых отношений,
что привело в VIII – VII вв. до н. э. к формированию античных
рабовладельческих государств. Период архаики (VIII – начало V в. до н. э.)
совпадает со временем окончательного сложения полиса и формирования
основных типов культовых и общественных зданий. Из второго периода,
охватывающего время с 480 г. до конца IV в. следует выделить время
наивысшего рассвета полисов (480-400 гг.),
к которому применяют название «классического периода». Ведущее место в эту
эпоху принадлежит Афинам, где в «золотой век» правления Перикла достигает
своей высшей точки развитие рабовладельческой демократии, а в месте с нею –
искусство и архитектура.
Третий период — эпоха эллинизма (320-е годы IV в.— I в. н. э.) — время
возникновения греко-восточных монархий и интенсивной экспансии эллинской
культуры в новые города Малой Азии и Египта, ставшие крупными центрами
торговой и культурной жизни.
Если говорить о самой архитектура, то в Древней Греции она развивалась
быстро и многосторонне. В растущих греческих городах создаются жилые
каменные здания, укрепления, портовые сооружения, но самое важное и новое
появилось не в жилых и хозяйственных постройках, а в каменных общественных
зданиях. Именно здесь, и, прежде всего в архитектуре храмов, сложились
классические греческие
Прямоугольное в плане, строгое и величественное сооружение,
возвышающееся на трех ступенях цоколя, обнесенное строгой колоннадой и
покрытое двускатной кровлей, — вот что всплывает в памяти, как только мы
произносим слова «архитектура Древней Греции». И действительно, построенный
по правилам ордера греческий храм был самой значительной постройкой в
городе и по своему назначению, и по тому месту, какое занимала его
архитектура во всем ансамбле города. Ордерный храм царил над городом; он
господствовал над пейзажем в тех случаях, когда храмы сооружались в каких-
либо других важных местностях, например, в местах считавшихся у греков
священными. Потому что ордерный храм был своего рода вершиной в греческой
архитектуре, и потому что он оказал огромнейшее воздействие на последующую
историю мировой архитектуры, мы обратились именно к особенностям ордерных
построек, пожертвовав многими другими видами и направлениями архитектуры и
строительства Древней Греции. Итак, запомним сразу — ордер в Древней
Греции, принадлежал не массовой архитектуре, а архитектуре, имеющей
исключительное значение, обладающей важным идейным смыслом и связанной с
духовной жизнью общества.
Как было сказано выше архитектура Древней Греции в основном охватывает
VIII – I вв. до н. э. и получает своё наивысшее развитие в основном в так
называемый «классический
пойдёт речь в данном реферате, но сначала обратимся к более ранним временам
и посмотрим как же обстоит дело там.
Архитeктура(гомеровский период XI – VIII вв.)
Некоторые представления об архитектуре гомеровской эпохи дают: эпос,
немногие остатки древнейших построек, терракотовые модели храмов, найденные
при раскопках так называемых священных участков. Скудость археологических
данных не позволяет воссоздать архитектурный облик городов того времени. В
отдельных местах “Илиады” и “Одиссеи” встречаются описания древних святилищ
- священных рощ и пещер с примитивными алтарями, дается характеристика
жилой усадьбы, группировавшейся вокруг двора (“ауле”), разделенной на
мужскую и женскую половины и включающей специальные помещения для рабов;
главным помещением жилого дома был примыкавший ко двору “мегарон”-
прямоугольный зал с очагом в центре, отверстием для выхода дыма в потолке и
входным портиком, образуемым выступающими концами продольных стен
(“антами”) и столбами между ними.
Мегарон был исходным
архитектурным типом в
Судя по раскопанным фрагментам зданий, строительная техника гомеровской
эпохе заметно уступает микенской и критской. Постройки возводились из глины
или сырцового кирпича (редко из плитняка) на фундаментах из бута,
скрепленного глиняным раствором; вытянутые в плане, они завершались
криволинейной апсидой. В IX – VIII вв. до н. э. Начали применять деревянный
каркас, укрепляющий стерцовую постройку (храм Артемиды Орвали в Спарте),
что способствовало переходу к прямоугольным планам. Глиняная модель храма
VIII в. до н. э. из Герайона близ Аргоса свидетельствует о развитие
двуматной кровли и появлением потолка и фронтонов; столбы образуют
самостоятельный портик. Позже возникает портик вокруг всего храма,
защищающий сырцовые стены от дождя(1й храм Геры в Герайоне близ Самоса,
ныне Тигани, здание в Гермоне).
Описание в “Одиссее” дворца Алкиноя позволяет угадать эстетические
воззрения той эпохи, когда архитектура еще не отделилась от ремесел , a
представления о красоте- от восхищения мастерством, по словам Гомера,
сияющим, подобно солнечному отсвету, на всех продуктах человеческого труда.
Это сияние и делает “лучезарным” сказочный дворец, при виде которого сердце
Одиссея забилось сильнее; он чарует не столько специфическими средствами
архитектуры, сколько искусными металлическими деталями и обшивками, резьбой
по дереву, росписями, декоративными тканями; путника манят богатый дом,
искусно орошенный сад, прохлада помещений, продуманная организация всей
усадьбы, наполненной творениями человеческих рук.
Архитектура (архаика VIII - VIвв.)
В то время город обычно располагался вокруг укрепленного холма-
“акрополя”, на вершине кoторого находилось святилище с храмом, посвященным
богу-покровителю полиса. У подножия акрополя размещались живые кварталы;
их планировка складывалась стихийно; ремесленники каждой профессии селились
отдельными слободами. Центром нижнего города была торговая площадь “агора”
- место политических собраний граждан.
В связи с возникновением нoвых форм общественной жизни складываются
различные темы зданий общественного назначения; среди них ведущее место
принадлежало храмам.
Наряду с храмами сложились другие типы общественных зданий:
“булевтерий” – дом для собрания совета общины; “Пританей”- дом со священным
очагом общины, предназначенный для официальных приемов и торжественных
трапез. Рано появились “ста”- портики, открытые спереди, а часто и с других
сторон, служившие местом отдыха и прогулок. К числу общественных зданий
относились также “лесхи” (своего рода клубы), фонтаны, театры, стадионы.
Целые комплексы сооружений отводились для “палестр” и “гимназий”- школ для
физического и общего воспитания молодежи. Большинство общественных
сооружений свободно размещалось вокруг агоры.
Нaчало поисков более долговечных, чем известных прежде, более
внушительных и
знаменует храм Аполлона Терепиоса в Гермоне и храм Геры в Олимпии.
Эти храмы в большей мере свидетельствуют о поисках, чем об успехах
зодчества архаики. Его крупнейшие достижения были связаны с созданием и
последовательным применением ордерных принципов. Ордер представляет особый
тип архитектурной композиции, характерными чертами которого является
трехчастность (стереобой, колонны и антаблемент), четкое разделение частей
на несомые и несущие, нарастание сложности построения снизу вверх. Ордер
возник как важный элемент архитектуры общественного здания.
Дорический ордер сложился на базе строительного опыта дорийских племен,
заселявших греческую метрополию. Он встречается уже в первых сооружениях,
построенных из камня, как в метрополии (ст. храм Афины Пронайи и ст. фолос
в Дельфах), так и в дорийских колониях (храм Артемиды в Керпире, храм
Аполлона в Сиракузах). На первых порах дорические постройки имели много
местных особенностей. Со временем стерлись различия в плане. Исчезли и
резкие колебания в пропорциях колонн, первоначально весьма значительных.
Вышла из употребления керамическая облицовка, бессмысленная в каменных
сооружениях, но иногда применявшаяся по традиции (сокровищница илоян в
Олимпии).
Примерами сложившейся архаической дорике служит храм Афины на о-ве
Эгида, сокровищница афинян в Дельфах, храм Аполлона в Коринфе, “базилика” и
храм Деметры в Пестуме.
Важным элементом архаической архитектуры был декор: cкульптура,
заполнявшая поля метол и фронтонов, и раскраска фасадов (восковыми красками
по тончайшей мраморной
фоны для скульптуры окрашивались в синий или красный цвет