Биография архитектора Болеслава Георгиевич Михаловского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 18:04, реферат

Описание работы

Болеслав Георгиевич Михаловский родился в 1830 г. в Вильнюсе, обучался там в гимназии, а затем окончил с отличием в 1849 г. строительное училище в Петербурге. Имя его занесено на мраморную доску училища (ныне – ленинградского инженерно-строительного института). Получив направление на работу в Тверскую губернскую строительную и дорожную комиссию, он на протяжении 12 лет успешно занимался сооружением мостов, дорог и различных зданий в Твери и других городах. В 1862 году его перевели в Полтаву, где он в течение 10 лет занимал должности, сперва – губернского архитектора, затем – губернского инженера, продолжая проектировать и строить. В эти годы за оригинальный проект моста он был удостоен звания инженера-архитектора, а выполненный им конкурсный проект пятиглавой церкви в г. Ромны отмечен премией.

Файлы: 1 файл

михаловский.docx

— 1.12 Мб (Скачать файл)


Болеслав Георгиевич Михаловский родился в 1830 г. в Вильнюсе, обучался там в гимназии, а затем окончил с отличием в 1849 г. строительное училище в Петербурге. Имя его занесено на мраморную доску училища (ныне – ленинградского инженерно-строительного института). Получив направление на работу в Тверскую губернскую строительную и дорожную комиссию, он на протяжении 12 лет успешно занимался сооружением мостов, дорог и различных зданий в Твери и других городах. В 1862 году его перевели в Полтаву, где он в течение 10 лет занимал должности, сперва – губернского архитектора, затем – губернского инженера, продолжая проектировать и строить. В эти годы за оригинальный проект моста он был удостоен звания инженера-архитектора, а выполненный им конкурсный проект пятиглавой церкви в г. Ромны отмечен премией.

О многообразной активной творческой деятельности автора этого неординарного человеческого документа ныне известно немногим. Между тем из ряда сооруженных по его проектам и под его руководством зданий сохранилась часть, принадлежащая к числу значительных памятников архитектуры кон. XIX – нач. ХХ вв.

В 1872 г Б.Г. Михаловского перевели на должность городского инженера в г. Владимир, но вскоре направили на работу в Правление Харьковской Николаевской железной дороги. Для умудренного опытом сорокачетырехлетнего инженера-архитектора наступил новый завершающий период жизни и деятельности в Харькове.

В 1874 г Харьковская Городская Дума пригласила его на должность городского инженера, которую он бессменно исполнял 35 лет. Его практическая работа отличалась исключительным разнообразием. По проектам Михаловского было построено 7 деревянных и один железный мост на реках Харьков и Лопань; под его наблюдением сооружали водопровод и прокладывали конную железную дорогу мостили улицы и тротуары. Но центральное место занимало строительство общественных, жилых и промышленных зданий по служебным и частным заказам.

Придерживаясь господствовавшего во второй половине ХIХ века направления, называемого эклектикой, которое его приверженцы понимали как «стиль умного выбора, приличного сущности дела», Б.Г.Михаловский отдавал предпочтение при решении современных ему задач приемам композиции и архитектурным формам французского Ренессанса XVI в, не чуждаясь, однако, использования мотивов и других исторических стилей. Характерными чертами большинства построенных им зданий является поэтажное членение фасадов с обработкой различными вариантами многоярусных ордерных композиций и обильным применением рельефных деталей: рустовки, наличников, фронтонов, люкарн, эркеров, небольших куполов, а также аллегорической пластики.

В большом числе произведений Б.Г. Михаловского находились: здание Городского Дома (1883—1885), включенное при капитальной реконструкции в объем современного здания Городского Совета, и, подобное античному храму, здание Биржи (1880—1881), снесенное в 1928 г. при прокладке трамвайной линии на площади Советской Украины. На пл. Фейербаха находилось здание 2-й женской гимназии (1882—1885), разрушенное в войну 1941 —1945 гг; на его фундаментах вырос корпус ХИИТа. На Сумской улице в начале 1880-х гг. было построено на средства мецената И.Г. Харитоненко большое здание общежития студентов Университета, в котором помещался Медицинский институт. Это здание разрушено в войну 1941 — 1945 гг.

Сохранились частично перестроенные театральные здания, в истории создания которых главнейшая роль принадлежит Б.Г. Михаловскому. В 1884—1885 гг. им был пристроен к зданию Коммерческого клуба на Рымарской улице большой парадный зал оперного театра, подобный по архитектуре и отделке одному из залов Тюильрийского дворца в Париже. В 1893 г произведена при участии тогда еще молодого архитектора 3.Ю.Харманского, внутренняя и наружная реконструкция Драматического театра, в котором теперь находится театр им. Т.Г.Шевченко.

Одним из первых зданий, построенных в Харькове инженера Михаловским, стало здание оперного театра. В 1874 году страстны меломан В. Е. Пащенко-Тряпкин вложил полученное наследство строительство оперного театра, куда переехала труппа Ф. Бергере Театр с большой сценой и залом на 930 мест разместили на углу Екатеринославской улицы и Лопанской набережной. Здание было деревянным, временным, его эксплуатация была разрешена только на лет, а прослужило оно 10. В середине 80-х обветшавшее здание разокрали.


 

Затем, в 1875 году, Михаловский построил здание конфетной фабрики на ул.

Конторской (Краснооктябрьской), 29. И ныне это - один 1 корпусов кондитерской фабрики.

В 1875—1877 гг. на Вознесенской площади (ныне Фейербаха) ] было возведено здание 1-го реального училища. Несколько поздней Б. Михаловский пристроил к зданию домовую церковь. А в 1885) по проекту Михаловского было возведено на Вознесенской площади здание 2-й женской гимназии (ныне - пл. Фейербаха, 8). Сейчас здесь находится главный корпус Академии железнодорожного транспорта сооруженный на фундаментах разрушенного в годы войны бывшего здания гимназии.

 

 

 

В 1877 году появился и уютный двухэтажный особняк на ул. Чернышевского, 6. В доме, принадлежавшем ученому-математику и общественному деятелю С. А. Раевскому, находилась частная школа ри-| сования и живописи его жены, художницы М. Д. Ивановой-Раевской» позднее преобразованная в художественное училище. В этой школе В 1883 году в Клубном переулке (дом № 5 а) Михаловский построил изящный дом с залом. Ныне в нем размещаются различные организации.

Важным событием в жизни Харькова стало возведение Городского дома на Николаевской площади (1885). Еще в 1874 году встал вопрос о собственном здании для Городской Думы и Городской Управы. Но отсутствие средств отсрочило принятие какого-либо решения до 1877 года, когда была выбрана комиссия для составления плана Городского дома. Сначала хотели приспособить для него трехэтажное каменное здание, купленное городом у купца Аристархова. На первом этаже этого дома, находившегося на бывшей Николаевской площади, там, где теперь расположено здание Городского Совета, размещалось пять магазинов, а верхние этажи арендовал университет для акушерских клиник (в совокупности это приносило городу немалый доход). После длительных дискуссий о том, стоит ли перестраивать старый дом и не лучше ли построить новый на соседнем участке, завещанном в 1880 году городу купцом Барановым, Дума все-таки одобрила план реконструкции здания, разработанный гласным П. Н. Горловым. Подлежавшие реконструкции части дома начали потихоньку разбирать и одновременно объявили конкурс на проект фасада. Первая премия на конкурсе досталась петербургскому архитектору П. П. Шрейберу, вторая -С. И. Загоскину. В это время выяснилось, что переделка планов дома по замечаниям гласных Думы требует изменения фасада. Обнаружились также скрытые ранее дефекты несущих конструкций дома, так что вопрос о его реконструкции отпал сам собой. Дума решила на этот раз снести старый дом и построить на его месте новый. В 1881 году избрали новую комиссию, которую обязали обеспечить полную техническую документацию и руководить строительством дома. На работы выделили сумму, почти в три раза превышающую первоначальные ассигнования, оговорив при этом, что дом должен быть «удобным,но не роскошным». На разработку проекта ушло два года. После закрытых конкурсов, в которых участвовали П. Н. Горлов, Ф. А. Ниценко, К. А. Толкунов, А. Ф. Заручевский, А. К. Шпигель, Б. Г. Михаловский и московский архитектор К. В. Торский, Дума остановилась на проекте Б. Г. Михаловского. Строительство начали в 1883 году, а торжественное освящение дома состоялось 28 апреля 1885 года, в день столетия Городового положения 1785 года. Итак, после длительны^ мытарств городские власти, наконец, переехали в красивый и удобный собственный четырехэтажный дом, построенный в формах французского ренессанса XVI века. Перед домом, в центре площади, разбили цветочную клумбу с нарядным фонтаном, украсившим город. Сегодня, после двух реконструкций (1932 и 1950 гг.), в этом зданий размещается Городской Совет. И перестроенный фасад уже ничем не напоминает о работе Михаловского.

 

Оперный театр

После того, как был разобран старый деревянный оперный театр, некоторое время оперные спектакли ставились на сцене Городского драматического театра, а также в деревянном летнем павильоне в саду; Коммерческого клуба на Рымарской улице. Затем Коммерческий клуб стал сдавать различным оперным труппам свое помещение на Рымарской, 21. Двухэтажный деревянный дом на Рымарской, принадлежавший откупщику Кожевникову, был построен в 1829 году. В нем открылся пансион профессора П. А. Сливицкого, а позднее - «Увеселительный вокзал» Зарудного — заведение, где проводились танцевальные-вечера и концерты. С 1858 года здесь размещался созданный Харьковеким купечеством Коммерческий клуб. В 1879 году Правление Ком мерческого клуба выкупило дом у Сливицких. В 1883 году в деревянном, обложенном кирпичом здании клуба произошел пожар. В ходе восстановительных работ в 1885 году по проекту архитектора Б. Г. Михаловского к зданию пристроили, большой новый зал, отделанный внутри наподобие одного из залов дворца Тюильри в Париже. Украсившая зал лепнина была выполнена по шаблонам инженера Шиллера и под его руководством. Падуги под потолком украсили барельефными портретами русских композиторов. Потолок расписали аллегорическими-картинами на темы сельского хозяйства, торговли и виноделия. В1886 году зал осветили электрическими лампами (движок временной электростанции находился в саду), а в 1891 - под руководством Михаловского оборудовали сцену с оркестровой ямой .В этом зале и стала работать постоянная Харьковская оперная труппа, которой руководил антрепренер А. Ф. Картавов из Вильно. Дирижировал оркестром В. И. Сук, хором управлял Коваллини. Теперь в этом здании, пережившем 6 реконструкций, находится зал Харьковской филармонии. И сегодня она вот-вот лишится своего дома, который хотят отобрать коммерческие структуры. Хочется верить, что здание, тесно связанное с историей музыкальной жизни города, останется музыкантам.

 

 

Реконструкция городского театра

 

После удачно спроектированного зала Коммерческого клуба Михаловскому в 1893 году была доверена реконструкция Городского театра, построенного в 1841 году по проекту архитектора А.Тона (ул. Сумская, 9). Архитектор придал фасаду здания черты французского ренессанса. Была осуществлена и капитальная перестройка самого здания театра (приучастии архитектора 3. Ю. Харманского). Богатая лепная отделка производила большое впечатление на публику. Опираясь на пластическую декорацию Лувра, архитектор разместил скульптуры по всему фасаду До нашего времени дошло только несколько фигур. К сожаленью, имя скульптора осталось неизвестным Открытие обновленного театра состоялось 22 декабря 1893 года, на два месяца позже намеченного срока. Поставили «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Не обошлось, однако, без осложнений. Обнаружилось, что из-за спешки остались некоторые недоделки. В зале было холодно и сыро. На это незамедлительно обратил внимание побывавший на премьере корреспондент газеты «Южный край». Опасаясь, что это оттолкнет публику, дирекция приняла срочные меры по утеплению здания и опубликовала в той же газете сообщение, в котором гарантировала зрителям, что температура воздуха в театре обязательно будет не ниже 12 градусов по Реомюру (15 °С).

 

В 1887—1892 гг. построен костел на улице Гоголя, решенный, на этот раз, в готическом стиле.

Кафедральный храм-Собор Успения Пресвятой девы Марин .Ул. Гоголя, 4

В 1886 году Совет римско-католической церкви г. Харькова обратился в Губернское правление с просьбой о разрешении строительства нового католического храма взамен обветшавшего. Как известно, старое здание костела во имя Розария Пречистой Девы Марии было перестроено в 1831 году по проекту инженера Верецинского из дома на углу ул. Гоголя и Провиантского переулка. 10 октября 1886 года был утвержден к постройке проект инженера Михаловского. Архитектор использовал в нем композиционные и декоративные приемы готики. Рассмотрев проект, Строительное отделение Харьковского губернского правления потребовало, в частности, утолстить на 1,5 кирпича стены и контрфорсы, сделать свод кирпичным, а не деревянным . В 1887—1891 гг. немного севернее старого храма возвели новое здание костела в честь Успения Пречистой Девы Марии.

Здание имеет базиакальную форму, высокую готическую колокольню с круглым окном-розеткой во втором ярусе, увенчанную шпилем.С момента основания храма его приход составляли римокатолики разных национальностей, но с миграцией населения в годы первой мировой войны в нём особо выделяется польская группа. При храме начинает действовать общественное собрание «Польский дом», в котором размещались бюро по трудоустройству беженцев, харьковское отделение Общества помощи бедным семьям поляков, принимавших участие в войне, и пострадавшему от военных действий польскому населению. С этого времени по отношению к храму среди харьковчан и закрепляется польская терминология —«костёл», «ксёндз». С 1915.Г, в Харькове появляется большое количество беженцев-армян с территории Османской империи, в том числе и армян-католиков, повлиявших на национальный состав прихода.31 декабря 19.24.Г. католическая община заключает договор с губернским исполкомом Совета депутатов «о принятии в бесплатное и бессрочное пользование храма и предметов, в нем находящихся». В 19.27.г. властями проводится описание всего церковного имущества прихода.К началу 2000-х гг. интерьер храма был восстановлен и обустроен.Собор является центром Харьковско-Запорожского диоцеза, Римско-Католической церкви.

 

 

Дом Совета Съезда горнопромышленников Юга России

 

В 1899—1902 гг Михаловским построено южное крыло здания Совета Горнопромышленников Юга России, которое в дальнейшем было расширено в северном направлении архитекторами С.И. и И.И.Загоскиными (ныне — радиотехникум на Сумской ул.).Здание радиотехникума привлекает внимание строгостью архитектурных форм в стиле неоренессанса. Оно состоит из двух частей: южной, выстроенной в 1902 г. по проекту арх. Б.Г. Михаловского, и северной, возведенной инженерами И.И. и С.И. Загоскиными в 1906 г. В 1915-16 гг. академиком архитектуры А.Н. Бекетовым была осуществлена перепланировка здания. 

 

 

 

 

 

 

 

Братский дом

 

В 1900 г совместно с архит. М.И. Ловцовым осуществлена реконструкции с надстройкой так называемого Братского дома на углу пл. Советской Украины и Московского проспекта. Одноэтажный деревянный дом XVIII века — «братский двор», принадлежавший Успенскому собору. Здание было разобрано в 1837 году, а вместо него был построен балаган с лавками, простоявший до сноса в 1844 году по приказу губернатора Муханова. На его месте было решено построить новый каменный дом. Сначала планировалось построить двухэтажный дом с размещением на первом этаже магазинов, а на втором квартир для соборного причта. В дальнейшем же решили строить более вместительный трёхэтажный дом с подвалом. Строительство началось в 1845 году по проекту архитектора Ф.И.Данилова, закончилось в 1849 году и обошлось собору в 20 тысяч рублей.  Назывался он  Братским домом Успенского собора и был одним из первых многоэтажных зданий города. В 1900 году его надстроили и капитально реконструировали архитекторы Б.Г.Михаловский и М.И.Ловцов, придав дому нынешний вид. 
   Более 100 лет в доме работает мастерская «Часы Яковлева». Кажется, что почти всегда в нём был кондитерский магазин (до революции – магазин Жоржа Бормана, в советское время – «Восточные сладости»). В столичные годы, как свидетельствуют справочники «Весь Харьков» на 1925 и1930 гг, в здании размещался Наркомсобес – Наркомат социального обеспечения. В 1937 году, когда Харьков уже не был столицей, - Дзержинский райсовет. В 1947 году – трест «Харгаз» и контора «Харжилснабсбыт» (по данным Справочника городской телефонной сети). В настоящее время – Департамент коммунального хозяйства и отделение банка.

Б.Г. Михаловский с 1874 по 1893 г. преподавал Строительное искусство и Геодезию в Харьковском Реальном училище, опубликовал брошюру и ряд статей в газетах по вопросам городского благоустройства. В 1904 г. его избрали председателем архитектурного отдела Харьковского отделения Русского Технического общества.

В декабре 1908 года на имя городского головы А.К. Погорелко поступило прошение городского инженера Михаловского следующего содержания: 
«Имея в виду, что в марте месяце будущего 1909 г. исполняется 35-летие моей службы при городском Управлении в г. Харькове в должности городского инженера, что в последнее время здоровье мое сильно пошатнулось и что по этим причинам, считая уместным заблаговременно предупредить Городскую Думу, дабы в течение остающихся до срока 4-х месяцев, можно было бы пригласить инженера на открывающуюся вакансию, я обращаюсь к Вам, Александр Константинович, с покорнейшей просьбой доложить настоящее мое прошение Городской Думе об увольнении меня в отставку и вместе с тем. не отказать исходатайствовать о назначении мне пенсии за 35-летнюю непрерывную службу. При этом считаю не лишним обратить внимание Думы на нижеследующие обстоятельства: 
1) всем служащим в Городской Управе предоставляется пользоваться ежегодно месячным отпуском; однако правом этим я ни одного раза не мог воспользоваться, так как во время строительного периода, т.е. с марта по ноябрь, я не имел возможности отлучиться из города и, таким образом, приходилось пользоваться только кратковременными десятидневными отпусками во время Пасхальных каникул, когда занятий в Управе не бывает и когда городские работы прекращаются; 
2) при поступлении моем на городскую службу мне было назначено содержание а размере 2ООО руб. в год. Бывший а то время Городской Голова А.Д. Чепелкин, а впоследствии И.О. Фесенко обещали мне ввиду вздорожания жизни и Харькове увеличить жалование, но положение мое осталось и по сие время неизменным; 
3) наконец, относительно просимой мной пенсии, считаю не лишним заметить, что вследствие расстроенного здоровья и преклонных лет — обременять городскую кассу, по всей вероятности, придется очень недолго».

Информация о работе Биография архитектора Болеслава Георгиевич Михаловского