Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 23:37, реферат
Тема моего реферата связана с романской архитектурой, в которой, на мой взгляд, можно встретить наибольшее разнообразие в решении архитектурных задач, исключительное богатство форм и наиболее последовательное развитие строительных приемов. В романике наблюдается множество направлений, существовавших в различных областях Западной Европы и отражавших местные традиции и художественные вкусы. Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции, где наибольшее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами. В романской архитектуре Франции прежде всего выделялись школы Бургундии, Прованса и Аквитании. Мне особенно интересна школа Бургундии, так как её важнейшая особенность - стремление к базиликальному разрезу здания. На мой взгляд, из всех типов здания базилика наиболее гармонична и элегантна в своей простоте.
Введение
История создания
Строение здания, технологии его возведения
Распределение функциональных зон
Внутренняя отделка здания
Современное состояние и виды реконструкций
Заключение
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов
Внутренняя отделка здания
Отдельное слово стоит сказать о роскошном декоре монастыря. Уже по сохранившимся фрагментам лепнины, капителям и барельефам можно сказать, что внутреннее убранство храма поражало присутствующих своей красотой. Несомненно, тенденция, вышедшая из монастырской традиции и доминирующая в клюнийской эстетике, в сущности, по-прежнему выражала стремление приготовить дом Спасителя Его триумфальному возвращению. Подобное намерение вызвало дерзкое новшество: украшение порталов базилик крупными скульптурными изображениями, подобными тем, которыми некогда в языческом Риме украшались триумфальные арки. В помещение было множество статуй святых, а все арки, окна, карнизы и проемы были окружены полосками скульптурного орнамента с использованием природных мотивов, что стало особенностью всей клюнийской художественной школы. Окна украшали цветные витражи. Свет поникал через них в здание, создавая удивительную игру света. Особенность их изготовления была в том, что для создания формы использовались не только краски, но и стекло различно толщины, что позволяло создавать объемные изображения и необычайные световые эффекты. Для освещения помещения ночью существовали "железные канделябры", а также каменные или металлические светильники, иногда с многочисленными отверстиями.
Слуховые окна были обрамлены каменным кружевом. Каждый полупилон имел каннелюры; стены церкви были покрыты искусно сделанной мозаикой. Великолепие храма дополняли фрески на стенах. В огромных канделябрах горели свечи, курился фимиам, священнослужители были облачены в золотые ризы, золотая и серебряная утварь сверкала драгоценными камнями. И наконец, в храме звучало пение, составлявшее одну из основных частей литургии.
В интерьере церкви также нашли применение типичные для этой школы пилястры, декорирующие опорные пилоны. Эти пилястры были заимствованы из галло-римского искусства. Меня же больше всего впечатлили колонны, оканчивающиеся резными капителями необычной формы, предположительно расположенные под центральным нефом храма. Одна из самых знаменитых капителей изображает Адама и Еву, лакомящихся яблоком с древа познания добра и зла. И хотя их фигуры непропорциональны, неуклюжи, со слишком большими головами, но безыскусность поз и мимики придают библейским героям даже некоторую прелесть. Впрочем, на других капителях из Клюни можно найти и другие любопытные сцены, характеризующиеся сложным переплетением линий и в то же время крепко моделированными объемами фигур. Достаточно взглянуть на символические изображения музыкальных тонов в виде мужчин, играющих на разных инструментах.
Современное состояние и виды реконструкций
Как было сказано выше,
после разграбления церкви гугенотами
в 1562 году, от базилики Клюни III осталась лишь часть
южного рукава трансепта вместе с восьмиугольной
колокольней, что составляет около 10 % процентов
оригинальной церкви. Сохранились также
останки барабанных башен, которые окружали
портал и нижние части притвора. Остальное
ушло под фундамент города Клюни, хотя
недавние археологические раскопки открыли
западную часть нефа. Благодаря раскопкам,
большому числу изображений церкви и уцелевшим
храмам, которые во многом копировали
архитектуру Клюни III, сохранившиеся постройки
отреставрировали в XX веке. Сегодня подвижные
плазменные экраны, которые расположены
во дворе аббатства, при помощи технологии
3D позволяют представить общий вид монастыря,
каким он был еще до разрушений.
Помимо останков храма, на территории аббатства расположен Дворец Жана Бурбонского (XV век), в котором содержатся некоторые элементы внутреннего убранства старой церкви Клюни III и представлен макет монастыря времен его расцвета, который создавался в основном по средневековым схемам других построек клюнийского ордена. Здесь также расположены монастырские здания XVIII века и сарай XIII века (бывшее зернохранилище), в котором выставлены восемь капителей из церкви, являющиеся шедеврами романской скульптуры.
С 1832 года на территории монастыря работает музей (в 1834 году он стал государственным), в котором можно было увидеть старинные каменные, а также деревянные монументы, различные предметы средневекового быта, изделия из слоновой кости, коллекцию старинных тканей, а также гобелены и витражи. Жемчужина музея – серия гобеленов, относящихся к пятнадцатому веку. Пять человеческих чувств: вкус, зрение, осязание, обоняние, слух символически выражают полотна, наиболее известным из которых является «Дама с единорогом». В замке имеется камин с вытяжной трубой, который был роскошной «бытовой техникой» для того времени. И, конечно, оружейная палата с многочисленными экспонатами: пушки с коваными полосами на стволах, служившие для их укрепления, доспехи благородных рыцарей и королей. Здесь можно посетить трапезную, одну из уцелевших стен средневекового замка и монашеские кельи. Большая же часть уцелевших рукописей из библиотеки монастыря хранится не здесь, а в Национальной библиотеке Парижа.
В настоящее время в самом здании аббатства располагается учебное заведение — клюнийский центр Национальной высшей школы искусств и ремёсел. В Клюни также проводится одна из 23 национальных конских ярмарок, сопровождающаяся конно-спортивными выступлениями. В последнее время в Клюни начали появляться так называемые «насельники» - молодые французские католики и паломники из экуменической общины Тезе, так что можно сказать, что духовная жизнь древнего центра западного монашества продолжается.
Заключение
Сегодня наследие клюнийской школы и главное её достижение – Церковь в Клюни - интереснейший предмет изучения и наглядная модель стилевых исканий. В своих основных чертах она послужила прототипом для ряда других церквей того же ордена, как, например, церкви в Паре-ле-Мониаль, построенной в первой половине XII века (автором проекта этой церкви также являлся клюнийский аббат Гуго), и монастырей Монтекассино и Субиако в Италии.
Однако, несмотря на впечатление, производимое Клюни III, не всем пришлись по нраву новые архитектурные решения. Так, основанный в XI веке орден цистерцианцев, в противовес роскоши и богатому убранству, решил вернуть в архитектуру монастырей простоту и лаконичность, соответствовавших аскетичным монашеским идеалам. С другой стороны, несмотря на решение проблемы цилиндрического свода в Клюни III и на его совершенную форму, романская архитектура, при всех своих художественных достоинствах так и осталась в стороне от основной линии развития и сменилась готической. Так и третья церковь аббатства Клюни с ее строгой конструкцией элементов, новым конструктивным решением сводов и точным соблюдением пропорций предчувствовала основные достижения готики. Так, были заимствованы стрельчатые окна и аркады малых нефов, а также наружные выступы – контрфорсы, которые, отделившись от стены, тоже стали неотъемлемой частью готического собора.
Даже спустя столетия хорошо видно, что романский стиль успел наложить заметную печать на архитектурный облик многих городов Европы, где после начинали будущие зодчие, формировавшиеся под воздействием известных мастеров, творивших в романском стиле.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов
Литература:
1. Огюст Шуази – «История архитектуры»
2. Гуляницкий Н.Ф. – «История архитектуры»
1. www.wikipedia.org
2. www.world-art.ru
3. www.megabook.ru
4. www.cult-turist.ru