Дизайн и цвет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 02:44, курсовая работа

Описание работы

С древнейших времён до наших дней цвет тесно связан с жизнью человека в её различных психологических, эмоциональных и духовных проявлениях. Все дошедшие до нас памятники былых цивилизаций свидетельствуют о том, что человек был постоянно занят поиском цветовых решений, простых и утончённых, но неизменно связанных с обычаями, характерными особенностями и стремлением к художественному самовыражению того или иного народа.
Посредством цвета можно управлять вниманием зрителя, привлекать его взгляд к предметам в определённой последовательности: от главного к второстепенному.

Содержание работы

Введение
1. Цвет в декоративной композиции
1.1 Ахроматические цвета
1.2 Хроматические цвета
2. Цвет. Колорит
2.1 Характеристики цвета
2.2 Цвет в композиции костюма
2.3 Цветовая гармония в костюме
2.4 Костюм – индивидуальность – цвет
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Министерство науки и образования Республики Казахстан.docx

— 42.29 Кб (Скачать файл)

Одновременный контраст воспринимается на основе влияния свойств дополнительности двух контрастирующих по цветовому тону оттенков. Например, серый цвет в окружении красного несколько зеленеет, а в окружении зеленого – розовеет. Серый цвет изменит свою окраску и в любой другой паре: синий и желтый, травянистый и вишневый. Одновременное восприятие самих двух взаимно дополнительных цветов создает эффект повышения насыщенности каждого из них, но здесь играют роль и параметры площади цветов.

Последовательный контраст отличается от одновременно! и пограничного контраста некоторой протяженностью во времени. При длительном наблюдении красного цвета и отводе взгляда на белую поверхность возникает такое же пятно, но зеленоватого оттенка (принцип дополнительности). Последовательный контраст возникает и вследствие утомленности глаз от многочасовых занятий живописью, когда цвета теряют определенность и даже ароматизируются (сереют).

Кажущиеся изменения цветов часто зависят от освещения. Рассеянный дневной свет считается оптимальным для восприятия собственных качеств цвета. Искусственное освещение изменяет цвета по-разному: сине-фиолетовые тускнеют, желтые оттенки бледнеют, а красно-коричневые темнеют. Физиологические механизмы адаптации зрения к условиям освещения позволяют видеть измененные цвета и их оттенки и при ярком освещении, и в сумерках.

Лишь полное отсутствие света (темнота) делает невозможным восприятие цвета, что лишний раз подчеркивает световую природу цвета. Вообще к явлениям контраста цветов следует относиться очень внимательно, так как при решении колористических задач они могут оказать либо положительное, либо отрицательное влияние. Более того, надо помнить, что контрастность в композиции может выражаться в формах, движениях, сюжетной линии, а не только в цветовых пятнах.

Цветовой круг. Попытки исследователей по систематизации цветов привели к расположению цветов в виде круга. Цветовой круг прошел длительный экспериментальный путь от ньютоновских представлений до современных систематизированных и устойчивых схем.

В настоящее время цветовой круг рассматривается как азбука цветоведения, позволяющая отразить цветовое множество, объяснить многие закономерности в теории цвета. Начинающего художника интересуют вопросы терминологии и практики. Каким образом получить тот или иной оттенок цвета, почему некоторые смеси дают «грязные» цвета, как определяются пары взаимно дополнительных цветов. Для «посвященного» человека названия цветов не ограничиваются обычными словами: красный, зеленый, желтый, синий или оранжевый.

Многим интересно узнать, откуда берутся неспектральные цвета: коричневые, бордовые, сиреневые, салатные. Все эти и другие вопросы можно легче и быстрее объяснить с помощью цветового круга.

Оптимальным для формирования достаточных представлений о многообразии цветов представляется цветовой круг из 16 цветов и их оттенков по светлоте. Общий круг состоит из внутреннего (разбеленные цвета), среднего (насыщенные цвета) и внешнего (затемненные цвета) кругов. В сумме получается трехъярусный круг из 48 цветов.

Все цвета в круге расположены определенным образом, их названия и схематические обозначения следует хорошо запомнить. Основные цвета круга – это красный (тепловатый), зеленый (нейтральный), синий (ближе к ультрамарину) и желтый (тепловатый). Основные цвета делят круг на четыре части и располагаются: красный против зеленого цвета, а синий против желтого цвета.

Промежуточные цвета получаются от смешения двух соседних основных цветов. Равные смеси соответственно желто-оранжевые и красно-оранжевые оттенки. В других четвертях мы имеем другие цвета. Смешивая желтый и зеленый цвета, получаем оттенки травянистой зелени, которые ближе к желтому цвету приобретают лимонный оттенок. Сине-зеленые смеси включают цвета изумрудные, морской волны, бирюзовые. Различные соотношения синего и красного цветов дают фиолетовый, вишневый и бордовый цвета. Цветовую палитру круга можно максимально расширить, увеличивая количество промежуточных цветов.

Однотоновые цвета включают один цвет и его оттенки в смесях с белой или черной краской. Например, синий цвет – голубой цвет (светлый его оттенок) – сине-черный цвет (темный его оттенок). Родственные цвета образуются от смешивания двух соседних основных цветов. Различают четыре группы родственных цветов: желто-красные, желто-зеленые, сине-красные, сине-зеленые. Здесь уместно отметить, что только один основной цвет из двух соседних может включаться в систему родственных связей. Желтый основной и желто-красные цвета родственны, но чистый красный цвет уже не является родственным к основному желтому. Поэтому в отношениях родственных цветов требуется уточнить направление смешения от конкретного основного цвета.

Контрастные цвета в круге располагаются на концах проведенной через центр круга диагонали. Контрастными являются пары основных цветов: красный – зеленый, синий – желтый. Промежуточные цвета также имеют контрастные пары. В качестве примера можно назвать следующие контрасты: оранжевый и цвет морской волны, лимонный и фиолетовый, вишневый и травянистый.

Родственно-контрастные цвета определяются в цветовом круге по горизонтальным или вертикальным хордам и включают одновременно признаки родственности и признаки контрастности. Родственно-контрастными являются оранжевый и травянистый цвета или оранжевый и вишневый цвета. В зависимости от того, где будет проведена в круге хорда, можно найти и другие цвета, состоящие в родственно-контрастных отношениях.

Среди определений цветов по кругу следует выделить следующие особенности. Желто-красная и желто-зеленая оттенки цветов в круге характеризуются как теплая гамма, а сине-зеленые и сине-красные цвета как холодная гамма. Наибольшей активностью отличаются желто-красные цвета, а наименьшей – сине-зеленые цвета. Это в основном определения общего плана, не учитывающие конкретной колористической ситуации. Любые приведенные в данном или другом пособии определения цветовых тонов могут обладать не совсем полными или точными характеристиками в силу того, что не всяким сложным, зрительно ощущаемым и хорошо различаемым по оттенкам цветам можно подобрать соответствующие названия.

Например, мы знаем, что различные смеси синего и красного цветов дают пурпурные оттенки. Но какие именно оттенки? Средний промежуточный между ними цвет Н.Н. Волков определяет как краплак с фиолетовым оттенком. С этим определением можно согласиться, так как в краплаке больше красного цвета, а в фиолетовом больше синего цвета. Мы этот цвет назвали вишневым, а два соседних промежуточных цвета определили как фиолетовый и бордовый.

Верной все же остается зрительная оценка цвета, способная различать малейшие изменения в цветовом тоне. Итак, цветовой круг формирует целостные представления об основных, промежуточных цветах и их 'оттенках по светлоте. Максимальной усвояемости этих вопросов следует ожидать при условии, если каждым студентом будет самостоятельно выполнен цветовой круг. Здесь решаются одновременно несколько задач: отрабатываются практические навыки работы с красками, усваиваются способы получения всевозможных цветов, развивается чувствительность глаз на оттенки цветов, формируется опыт определения нужного цвета, воспитывается чувство цвета.

 

2. Цвет. Колорит

цвет композиция колористический костюм

Механическая совокупность цветов принципиально отличается от сочетания цветов в колорите.

Колорит (итал. colorito, от лат. Color − цвет, краска) – это система соотношения цветов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности. Колорит служит одним из важнейших средств эстетической эмоциональной выразительности, компонентом художественного образа.

Исторически сложились две колористические тенденции. Первая связана с применением систем более или менее ограниченных количественно локальных цветов, а часто и символическим значением цвета. Для второй тенденции характерны стремления к полной передачи цветовой картины мира, пространства и света, использование тона, валера и рефмиса.

Колорит может быть по характеру цветовых сочетаний спокойным или напряженным, холодным или теплым, светлым или темным, а по степени насыщенности и силы цвета – ярким, сдержанным, блеклым.

В каждом конкретном произведении колорит образуется неповторимым и сложным взаимодействием красок, согласующихся по законам гармонии, дополнения и контраста. Если говорить о цветовом решении композиции костюма, то оно определяется в основном двумя факторами: функциональностью костюма и необходимостью смены модной гаммы. Цвет раскрывает не только эстетическое содержание одежды, но и значение его как символа, как фактора объединения людей.

2.1 Характеристики  цвета 

 

Различать цвета и соединять их в гармоническое единство художнику помогает знание их характеристик. Существуют три основные характеристики цвета: цветовой тон, светлота и насыщенность.

Цветовой тон – это сущность цвета, его определение. Естественной шкалой цветовых тонов является спектр солнечного цвета, в котором цвета расположены в такой последовательности: красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, голубовато-зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Помимо спектральных в природе существуют пурпурные цвета, которые мы воспринимаем, как результат смешения красного с синим (с преобладанием красного цвета).

Под светлотой понимается наличие и цвете белого или черного пигмента. Самым светлым цветом является белый, самым темным – черный. Светлотные отношения цветов имеют огромное значение для построения композиции, ведь известно, что одни и те же цветовые тона, взятые в разных светлотных, или тональных, отношениях, производят на зрителя весьма различное эмоциональное впечатление. Так, при затемнении цвета создается ощущение тяжести, весомости, мрачности, при высветлении же цвет становится легким, радостным, нежным. Светлота является единственной характеристикой ахроматических цветов.

В противоположность ахроматическим цветам, которые не имеют цветового тона, цвета хроматические, цвета хроматические характеризуются различной степенью цветности. У одних цветов, например спектральных, цветовой тон выражен очень резко, у других – едва заметно. Чем менее насыщен цветовой тон, тем ближе он становится серым.

Взаимосвязи основных характеристик цвета могут быть представлены в виде так называемого замкнутого цветового тела, предложенного немецким ученым В. Оствальдом в его теории цветоведения. Общей осью конусов является ахроматический ряд – от белого в верхней точки до черного в нижней, или, как его еще называют, ахроматическая растяжка. По окружности основания расположились наиболее насыщенные спектральные цвета. Все цвета одного цветового тона, находящиеся в плоскости соответствующего треугольника (вершина этого треугольника: белый – какой-либо цветовой тон – черный), образуют теневой ряд данного цвета. Цвета теневого ряда характеризуются одним цветовым тоном и отличаются один от другого только светлотой и насыщенностью.

Насыщенность – степень отличия хроматического цвета от равносветлого ахроматического, интенсивность цвета. Ахроматические цвета не имеют насыщенности.

2.2 Цвет в композиции  костюма 

 

Цвет как средство композиции одновременно является важнейшим её элементом. В костюме важен не только цвет одежды, но и обуви, сумки и других предметов, дополняющих костюм. При создании костюма цвет нельзя рассматривать в отрыве от линий, форм, фактуры материала, функций костюма.

Глядя на освещенные или светящиеся окружающие нас предметы, мы можем судить об их окраске, цвете, т.е. нам предоставляется возможность наблюдать неисчерпаемые богатства красок природы и воспроизводить цвета, нужные нам в разных областях жизни и деятельности.

Почти все материалы для одежды, обуви, аксессуаров к костюму обладают способностью снижать интенсивность цвета. Очень яркие цвета выглядят кричаще и не сочетаются с цветом тела. Такие цвета с большой осторожностью следует использовать, например, в композиции обуви, являющейся важной частью костюма.

Для цветов мягких тонов характерна пониженная яркость. Цвета сероватых тонов получают добавлением некоторого количества.

Пастельные (светлые) цвета характеризуются также пониженной насыщенностью. Их получают не только добавлением дополнительного цвета к основному, но и их осветлением.

Чистый цвет – спектральный, это цвет наибольшей яркости, какая только может быть у данного цвета. Наибольшей яркостью в цветах спектрального анализа обладает желтый цвет, в обе стороны от которого происходит понижение яркости.

Два цвета могут быть одинаковыми по названию (например, оба красные) и по светлоте (ни один из них не темнее и не свет лее другого) и в то же время различаться по силе цвета: один может быть ярко-красным, а другой бледным, серовато-красным. Разница между ними − в насыщенности, т.е. степени интенсивности (силе) цвета.

На светлом фоне все цвета темнеют, на темном – светлеют. Это явление называется одновременным светлотным контрастом. Истинная светлота цвета может наблюдаться лишь на фоне средней светлоты.

Восприятие теплых и холодных цветов – это эмоциональное, психологическое явление; цвета холодные, светлые, слабо насыщенные (особенно синие и голубые, светло-серые) – легкие, воздушные; цвета теплые, темные, слабо насыщенные, оливковые, коричневые, черные и темно-серые – тяжелые. Теплые и светлые цвета (желтый, оранжевый, красный) – выступающие; холодные (синий, фиолетовый, пурпурный, сине-зеленый); будучи взяты темными, с примесью черной краски – отступающие, менее заметные цвета. 

 

2.3 Цветовая гармония  в костюме 

 

При создании композиции костюма определяющее значение имеют цветовые сочетания. К гармоничным относятся цветовые сочетания, производящие впечатление колористической цельности, взаимосвязи между цветами, цветовой уравновешенности, цветового единства.

Информация о работе Дизайн и цвет