Достопримечательности Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 06:39, реферат

Описание работы

Большинство из них были охотниками, рыболовами, собирателями или примитивными земледельцами; лишь в двух сравнительно небольших областях западного полушария – в Мезоамерике и Андах– испанцы встретили высокоразвитые индейские цивилизации. На их территории родились наивысшие культурные достижения доколумбовой Америки. К моменту ее«открытия», в 1492 г., там жило до 2/3 всего населения континента, хотя по своим размерам эти области составляли лишь 6,2% общей его площади. Именно здесь находились центры происхождения американского земледелия, а на рубеже нашей эры возникают самобытные цивилизации предков науа, майя, сапотеков, кечуа, аймара и др.

Файлы: 1 файл

Реферат 1.docx

— 59.24 Кб (Скачать файл)

Цивилизация ацтеков.

После гибели Теотихуакана Центральная Мексика на долгие десятилетия становится ареной драматических и бурных событий: все новые и новые волны воинственных варварских племен «чичимеков» вторгаются сюда с севера и северо-запада, сметая еще уцелевшие островки теотихуаканской цивилизации в Аскапоцалько, Портесуэло,Чалуле и т.д. Наконец, в конце IX – начале X в. в результате слияния этих двух потоков – пришлого (“чичимекского”) и местного(теотихуаканского) – на северо-востоке региона возникает могущественное государство тольтеков с центром в г. Туле – Толлане (Идальго, Мексика).

Но и это государственное  образование оказалось недолговечным. В 1160 г. вторжение новых групп  варваров с севера сокрушило Толлан и положило начало очередному периоду нестабильности в политической истории Мезоамерики. Среди воинственных пришельцев были теночки-ацтеки (астеки), полуварварское племя, направляемое к поискам лучшей доли указаниями своего племенного бога Уицилопочтли. Согласно преданиям, именно божественное провидение предопределило и выбор места для строительства будущей ацтекской столицы – Теночтитлана в 1325 г.: на пустынных островах в западной части обширного озера Тескоко. В это время в долине Мехико вели борьбу за лидерство несколько городов-государств, среди которых выделялись более могущественные Аскапоцалько и Кульхуакан. Ацтеки вмешались в эти хитросплетения местной политики, выступая в роли наемников у наиболее сильных и удачливых хозяев.

В 1427году ацтеки организовали «тройственную лигу» - союз городов- государств Теночтитлана, Тескоко и Тлакопана (Такубы) – и приступили к последовательному завоеванию сопредельных областей. Огромный ужас внушали их обсидиановые булавы,круглые щиты и неуемная агрессивность. Невероятное могущество Ацтекской империи было достигнуто благодаря изобретательности и предприимчивости трех тлатоани – Моктекусомы I(1440-1469),Ашаякатля (1469-1481), и Ауисотля (1481-1502). Было бы неверным считать их просто захватчиками и покорителями более слабых в военном отношении народов – они являлись подлинными государственными деятелями. Совершенствование социальной организации и материального прогресса людей могло осуществиться во многом лишь при наличии у правителя редкого государственного таланта, железной воли,стремления к новому и чувства блестящего исторического предвидения. Немалый вклад в этот исторический подвиг принадлежит Слукоатлю и Тлакаелелю. Он выполнял функции своего рода «железного канцлера». Этот выдающийся политик умер в начале XVI в., ставшего трагическим для американских индейцев.

После смерти Ауисотля на пост тлатоани был возведен Монтесума Шопойоцин, что в переводе означает «молодой». Чаще его называют Моктесома II. Он правил в течение 18 лет . 1 июля 1520 г. он был казнен испанцами.

К моменту прихода испанцев в начале XVI в., так называемая Ацтекская империя охватывала огромную территорию – около 200 тыс. кв. км – с населением5-6 млн. человек. Ее границы простирались от Северной Мексики до Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива. Столица империи - Теночтитлан– со временем превратилась в огромный город, площадь которого составляла около1200 га, а количество жителей, по разным оценкам, достигало 120-300 тыс.человек.

С материком этот островной  город был связан тремя большими каменными дорогами -дамбами, имелась и целая флотилия лодок каноэ. Подобно Венеции, Теночтитлан был прорезан правильной сетью каналов и улиц. Ядро города образовывал ритуально -административный центр: «священный участок» - обнесенный стенами квадрат длиной400м , внутри которого находились главные городские храмы («Темпло Майор» -храм со святилищами богов Уицилопочтли и Тлалока, храм Кецалькоатля и др.),жилища жрецов, школы, площадка для ритуальной игры в мяч. Рядом располагались ансамбли пышных дворцов ацтекских правителей – «тлатоани». По словам очевидцев,дворец Монтесумы (точнее, Моктесумы)II насчитывал до 300 комнат,имел большой сад, зоопарк, купальни.

Вокруг центра теснились  жилые кварталы, населенные торговцами, ремесленниками,земледельцами, чиновниками, воинами. На огромном Главном рынке и меньших по величине квартальных базарах велась торговля местными и провозными продуктами и изделиями. Общее впечатление о великолепной ацтекской столице хорошо передают слова очевидца и участника драматических событий конкиста – солдата Беркаля Диаса дель Кастильо из отряда Кортеса. Стоя на вершине высокой ступенчатой пирамиды, конквистадор с изумлением взирал на странную и динамичную картину жизни огромного языческого города: «И мы увидели огромное количество лодок,одни приходили с различными грузами, другие … с разнообразными товарами… Все дома этого великого города… находились в воде, а из дома в дом можно было попасть только по висячим мостам или на лодках. И видели мы… языческие храмы и часовни, напоминавшие башни и крепости, и все они сверкали белизной и вызывали восхищение».

Теночтитлан был захвачен Кортесом после трехмесячной осады и ожесточенной борьбы в 1521 г. И прямо на руинах ацтекской столицы, из камней ее дворцов и храмов, испанцы построили новый город – Мехико, быстро растущий центр своих колониальных владений в Новом Свете. Со временем остатки ацтекских построек были перекрыты многометровыми напластованиями современной жизни. В этих условиях вести систематические и широкие археологические исследования ацтекских древностей пости невозможно. Лишь от случая к случаю в ходе земляных работ в центре Мехико появляются на свет каменные изваяния – творения древних мастеров.

Поэтому подлинной сенсацией  стали открытия конца 70 –80 гг. XX в. при  раскопках Главного храма ацтеков  – «Темпло Майор» - в самом центре Мехико, на площади Сокало,между кафедральным собором и президентским дворцом. Сейчас вскрыты уже святилища богов Уициопочтли (бог солнца и войны, глава ацтекского пантеона) и Тлалока (бог воды и дождя, покровитель земледелия), обнаружены остатки фресковых росписей, каменная скульптура. Особенно выделяются круглый камень диаметром свыше трех метров с низкорельефным изображением богини Койольшаухки –сестры Уицилопочтли, 53 глубокие ямы – тайники, заполненные ритуальными приношениями (каменные фигурки богов, раковины, кораллы, благовония, керамические сосуды, ожерелья, черепа принесенных в жертву людей и т.д.). Вновь обнаруженные материалы (общее их число превышает несколько тысяч) расширили существовавшие преставления о материальной культуре, религии, торгово-экономических и политических связях ацтеков в период расцвета их государства в конце XV - XVIв.

Цивилизация Южной Америки.

Какие племена и народности населяли в древности Перу? Подавляющее  большинство считает, что ими  были инки. И это кажется правильным. Когда в 1532г. испанские конквистадоры  ступили на перуанскую землю, вся  страна, а также Эквадор, Боливия  и Северное Чили входили в предмет  гигантской инской империи, или, как сами инки называли свое государство Тауантинсуйю. Общая протяженность Тауансуйю вдоль Тихоокеанского побережья составляла свыше 4300 км, а население – не менее 6 млн. человек.Однако инки представляли собой лишь внешний фасад древнего Перу, за которым как в Египте или в Месопотамии, скрывалось длинное и славное прошлое.

В конце II тыс.н.э. в горах северо-восточной области страны внезапно появилась западная культура Чавин, синхронная с “Ольмекскими “ памятниками Мезоамерики и близкая им по характеру (культ кошачьего хищника – ящера или пумы, каменные пирамидальные храмы, изящная керамика и т.д.). С рубежа нашей эры в прибрежной зоне Перу на севере возникает цивилизация Мочина, а на юге –цивилизация Наска. Одновременно с ними или чуть позже в горах Боливии и Южного Перу Сформировалась динамичная и оригинальная культура Тиаунакана( названная так по имени своего центрального поселения , близ южного берега оз.Титикана).Что же характерно для всех названных ранних перуанско-боливийских цивилизаций?

Прежде всего, они родились самостоятельно, одновременно с классическими  цивилизациями Мезоамерики, но без каких-либо заметных связей с ними, Далее, хотя древние перуанцы не создали ни иероглифической письменности, ни сложного календаря, их технологии в целом были совершеннее, чем у населения Мезоамерики. В то время, когда мезоамериканцы жили еще целиком в каменном веке, индейцы Перу и Боливии со II тыс. до н.э. знали металлургию, обработку золота, серебро,медь и их сплавы и делали из них не только украшения и оружия, но (как в случае с медью) даже наконечники земледельческих орудий – “палок-копалок” и мотыг.Они, особенно создатели культуры мочика, изготовляли великолепную керамику с полихромной росписью и фигурным моделированием. Их ткани из хлопка и шерсти были тонкими и совершенными. Но особенно изящные виды этой продукции –гобелены, декоративные ткани, парча и кисея – не имеют, пожалуй, себе равных в древнем мире. Их красота лишь усиливалась яркостью красителей, приготовляемых из различных растений (например, индиго) и минералов. Эти три важные компонента местной культуры – металлические изделия, керамика и ткани (хорошо сохраняющиеся в сухом и теплом климате побережья) – придают неповторимое своеобразие всем названным древнеперуанским цивилизациям 1тыс.н.э.

Последующий период (с X в.н.э. и позже) отличен усилением экспансии населения горных областей (особенно Тиаунако) в зону Тихоокеанского побережья. Затем здесь возникает несколько новых государств, крупнейшим из которых стало Чиму, расположенное на севере данной области, примерно от Тимбега до Лимы. Его столица Чан – Чан занимала площадь около 25 кв. км и имела население до 25 тыс. человек. В центре города находилось десять огромных прямоугольников 400х200 м, огороженных стенами 12 м высотой, - дворцовые ансамбли местных царей. Вокруг – резиденция меньшего размера, где жили чиновники, ремесленники и другие группы горожан. После смерти царя хоронили в его дворце со всеми богатствами, а приемник строил себе новое здание, похожее скорее на замок или крепость, чем на обычный дом. Именно в Чиму впервые была создана объединенная сеть ирриционных каналов и построены дороги,соединяющие горы и побережье. А это в свою очередь объясняет и впечатляющие достижения местной культуры в городах и селах.

В то же время в горной зоне с ее изрезанным рельефом, большим  числом почти изолированных друг от друга долин и рек одновременно возник целый ряд мелких враждующих между собой государств. Но лишь одно из них - государство инков в  долине Куско, - обладая более совершенной  организацией своей армии и аппарата власти и отличаясь воинственностью своих жителей, сумело сломить сопротивление соседей и стать господствующей силой в регионе. Это произошло всего лишь за столетие до прихода испанцев, в XV в. н.э.

Размеры инской империи росли с небывалой быстротой. Между 1438 1460 гг. инка Пачахути завоевал большую часть горных районов Перу. При его сыне Топа Инке (1471-1493 гг.) были захвачены значительная часть Эквадора и территория государства Чиму, а чуть позже - юг прибрежной зоны, горы Боливии, север Чили. Во главе огромной державы стоял божественный правитель сана – инка,которому помогала наследственная аристократия, связанная с правителем кровным родством, а также жреческая каста и целая армия чиновников, контролировавших все стороны жизни.

Сельские общины несли  тяжелый труд всевозможных налогов  и трудовых повинностей (работа на строительстве  дорог,храмов и дворцов, в рудниках, служба в армии и т.д.) Население вновь завоеванных земель насильственно перемещалось из своих родных мест в отдаленные провинции. Империя была связана обширной сетью мощенных камнем дорог, вдоль которых через определенные расстояния стояли почтовые станции с помещениями для отдыха и склады с продуктами и необходимыми материалами. По дорогам регулярно курсировали и пешие гонцы – бегуны, и всадники на ламах.

Духовная жизнь и вопросы  культа целиком находились в руках  жреческой иерархии. Поклонение богу – творцу Виракоче и небесным планетам осуществлялось в каменных храмах, украшенных внутри золотом. В зависимости от обстоятельств жертвоприношения богам варьировали от обычных в таких случаях мяса ламы и маисового пива до убийства женщин и детей (во время болезни или смерти верховного Инки).

Однако эта самая крупная  и наилучшим образом организованная империя доколумбовой Америки стала  легкой добычей горстки испанских  авантюристов во главе с Франсиско  Писарро в XVI в.н.э. Убийство инки Атаульпы в 1532 г. парализовало волю к сопротивлению местных индейцев, и могущественное инское государство в считанные дни рухнуло под ударами европейских завоевателей.

Заключение.

Итак, в конце XV – начале XVI в. в западном полушарии встретились  два мира, совершенно не похожие  друг на друга и стоящие на различных стадиях культурно-исторического развития: если наиболее передовые цивилизации индейцев по своему уровню соответствовали в Старом Свете самым архаичным формам государства Древней Востока, Европа уже ликвидировала к тому времени Ренессанс и переживала период антифеодальных революций. И, тем не менее, американским аборигенам было чем поделиться с пришельцами из своих культурных достижений, накопленных за тысячелетия самостоятельного развития. Благодаря им в обиход всего человечества прочно вошли картофель, табак, бобы, томаты,кукуруза, какао, а также хинин , каучук и т.д. Об этом же свидетельствует и обмен слов, взятых из индейских языков, географические названия, названия растений, с которыми европейцы впервые познакомились в Америке, названия животных, птиц, рыб, предметов,воспринятых у индейцев.

Индейские цивилизации Нового Света сумели достигнуть своего апогея без важнейших технических достижений древности, к которым относятся  выплавка железа и стали, разведение домашних животных(особенно тягловых и вьючных), колесный транспорт, гончарный круг, плуг иное земледелие, арка в архитектуре и т.д. в Анской области обработка цветных металлов ,золота и серебра производилось еще во II тыс. до н.э., и к моменту прихода европейцев инки широко использовали в своей практике не только бронзовое оружие, но и бронзовые орудия труда. Однако в Мезоамерике металлы(кроме железа) появились уже на закате цивилизаций классического периода (Iтыс.н.э.) и использовались главным образом для изготовления украшений и предметов.

Быстрый прогресс археологических  исследований в важнейших центрах  Средней Америки в сочетании  с усилиями лингвистов, этнографов, историков, антропологов и др.позволяет сейчас, пусть в самой общей форме, проследить основные этапы развития древне цивилизации в Новом Свете,выявить ее характерные черты и особенности.


Информация о работе Достопримечательности Санкт-Петербурга