Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:38, контрольная работа
Архитектурное творчество — особая форма постижения действительности. Оно одновременно является продуктом действительности и изменяет её, создавая вещественный объект определённого назначения. Вследствие этого художественная форма такого объекта двойственна: она служит и отражением реальности, и обогащает её.
Архитектурные сооружения дают представление о социальном строе и культуре народа в различные времена истории. Эволюция жилища с древнейших времён и вплоть до наших дней предоставляет картину быта, уклада семьи, общественных отношений.
Философ-архитектор выделяет основные черты культуры Эдо, влияющие и на его творчество:
1. Смешанная, гибридная, плюралистичная природа городской среды Эдо. Разные поколения и сословия жили вместе в симбиозе друг с другом, в городе не было разделения на кварталы для бедных или богатых, иноземных и местных жителей.
2. Ещё одной чертой эпохи Эдо была выдуманность, нереальность. Например, японские сады воплощают в себе высокую степень абстракции и фикции, философия японского сада подразумевает, что океан – это маленький пруд, а острова в океане – это большие камни в пруду.
3. Другая особенность Эдо – большое внимание к деталям. Резные орнаменты, украшающие храм Тосёгу (1623–1636), и дизайн деталей замков периода Эдо являются примерами тщательного изготовления мелких частей, что отличает их от дизайна украшений предшествующих периодов. Архитектура стиля Сукия также уделяет повышенное внимание деталям и пропорциям используемых материалов.
4. Четвёртой чертой культуры периода Эдо был симбиоз техники и человека – Каракури или автоматизация. В отличие от Запада японцы никогда не противопоставляли человека и технику. Техника традиционно считалась продолжением человека; тем, что существует с ним в симбиозе.
5. Последней особенностью этой
культуры является, по мнению
Кисё, развитие смешанного стиля
в зодчестве. Строители
В традиционном японском зодчестве являлось обязательным наличие промежуточного пространства. Традиционная веранда (энгава) жилого дома – промежуточное пространство, плавно переходящее из пространства внутренних комнат во внешнюю окружающую среду. Пространство японской улицы является уникальным общим пространством. По мнению философа, промежуточное пространство играет важную роль, поскольку оно позволяет противоположным элементам существовать по общим правилам и достигнуть взаимного понимания. Курокава часто использует его в архитектуре для объединения интерьера и окружающей среды и включения в сооружение японской традиции. Таким образом, архитектура мастера воплощает философию симбиоза с её промежуточными пространствами и неопределенными смысловыми значениями, благодаря которым каждый зритель сам определяет значение тех или иных элементов в строении и вместе с автором творит произведение.
В течение всей своей жизни Курокава воплощал философию симбиоза в архитектуре. Он считал, что понятие симбиоза является ключевым понятием в современном мире, всегда стремился к поиску новых решений и новых форм, но основанных на одной и той же философии. Философия симбиоза отражается мастером в архитектуре с помощью симбиоза абстракции и символики. Теоретик высоко оценивал роль абстракции, заявляя, что она является наследством от современной архитектуры и искусства, и говорил: «...абстрактный символизм доказывает, что мир построен из разнообразия независимых элементов. Деконструирующая архитектура разнообразных абстрактных геометрических форм, принципов, окружностей, прямоугольников, сфер, цилиндров, полуокружностей и треугольников выражает богатое разнообразие мира. Такая архитектура выражает разнообразие и плюрализм жизни» [10. C. 14]. Современная архитектура может включать в себя традиционные японские мотивы и хорошо сочетаться с новейшими технологиями и материалами. Архитектура, основанная на традиционных приёмах японской культуры, таких как незавершенность образа, асимметрия, отсутствие четкой структуры, открытость, производит необычное впечатление и, несомненно, будет являться уникальным творением, считаться гениальным произведением. Благодаря этим приёмам, возможно, удастся вернуть архитектуре её духовность, красоту, найти способы выражения этих качеств в сооружениях.
Согласно своей философии
Данная теория воплотилась в архитектурных проектах Кисё Курокавы:
Капсульная башня Накагин (Токио, Япония, 1970–1972),
|
Рис 1. |
|
Рис. 2. |
Капсульная башня Накагин – это первое в мире капсульное архитектурное сооружение, предназначенное для использования - пример архитектуры метаболизма.
Капсульный дом Накагин
Рис. 3.
Музей современного искусства - первое здание такого рода, построенное после атомной бомбардировки. Он расположен на живописной возвышенности площадью 29 га, поросшей лесом и окружённый плотной городской застройкой. Имеет динамично- асимметричную композицию. Вход организован через "разорванное" кольцо круглой площади. Очень интересно решено освещение экспонатов. В здании нет двух одинаковых помещений. Холм, на котором стоит музей, одет камнем. Все формы символичны и напоминают о трагедии Хиросимы. Музей является первым общественным институтом в Японии, посвящённым изучению современности. В Хиросиме слово "современный" означает период после атомной бомбардировки. Оно несёт особое значение, осуществляя связь между искусством и мирным временем. Здание располагается на 50-метровом холме на площади 75 акров, в пределах территории парка искусств Хидзияма, для которого Курокава также разработал план. Композиция включает в себя сад скульптур, образовательное учреждение под открытым небом, площадки обозрения, открытые пространства и природные прогулочные дорожки. Такая высотная площадка для музея напоминает Акрополь в Афинах, она окружены лесом и полностью защищена от шума города, простирающегося внизу. Многочисленные лестницы подобно речному руслу спускаются от музея в парк. Одна из них ведёт к центральной площадке комплекса. Оказавшись там, посетители проходят из галереи в галерею по первому этажу и затем только спускаются в подземные залы (для сохранения городской панорамы 60% здания скрыто под землёй). Поэтому здание представляет собой, по существу, крышу, 660 м длиной, дизайн которой напоминает традиционные в 19 веке склады. Обычные строительные материалы, такие, как камень, керамика и алюминий в современном сочетании создают эффект единства времени настоящего и будущего.
Рис. 4.
Площадь республики (небоскреб Republic Plaza) - один из трех самых высоких небоскребов в Сингапуре, расположенных в Raffles Place в центре города, центрального делового района Сингапура. Несмотря на крайне низкую вероятность подземных толчков и землетрясений, небоскреб Republic Plaza имеет защиту от данных природных катаклизмов. Главный вход в башню расположен на улице D'Almeida. Простая квадратная форма с закругленными кромки углами в основе была принята за основу дизайна башни. Башня плавно развернута на 45 градусов от оси первого этажа, чтобы обеспечить прекрасный вид на море с верхних этажей.
Пасифик-тауэр (Париж, Франция, 1988–1991),
Рис. 5.
Пасифик-тауэр функционирует как своеобразные «ворота города», т.к. башня играет роль моста и ворот для пешеходов, обеспечивая доступ к железной дороге, соединяющей районы Валми и Дефанс. Расположение относительно Большой Арки, а также отношение оси здания к городскому ландшафту были тщательно продуманы мастером. Пасифик-тауэр представляет собой и «городскую крышу», обеспечивающую район Дефанс пространством для специальных событий, отдыха и развлечения жителей. На крыше сооружения находится символический японский сад и комната для чайной церемонии. Лестница под большой крышей используется не только как проход для пешеходов, но и как открытый многофункциональный театр. Мост, по которому передвигаются пешеходы, символизирует традиционный японский тайко-баси. Симбиоз японской и европейской культур в сооружении воплощается намёком конструкции передней стены Пасифик-тауэр на сёдзи, а изогнутый фасад олицетворяет собой европейскую традицию масонской архитектуры, использующей готовые (сборные) камни. Пасифик-тауэр - это абстрактный символизм творчества Курокавы, использующего для выражения своих идей чистые геометрические формы.
Международный аэропорт г. Куала-Лумпура (Куала-Лумпур, Малайзия, 1992–1998)
Рис. 6.
Терминальный комплекс международного аэропорта г. Куала-Лумпура (Малайзия, 1992-1998 гг.) - это современный аэропорт, удовлетворяющий мировым стандартам. Философия дизайна нового аэропорта заключается в слиянии малазийской культуры с современными технологиями, необходимыми аэропорту для запланированного функционирования и развития в будущем. Каркас здания напоминает традиционную мусульманскую архитектуру и воплощает идею симбиоза между передовыми технологиями и исламской традицией, между глобализмом и локальной культурой. Архитектурная композиция абстрактно-символична: абстракция выражается посредством геометрических форм здания, а символизм продуцируется из мусульманской традиции. Сад тропических растений, окружающий аэропорт, - это первый отличительный признак страны, встречающий прибывающих пассажиров. Симбиоз природы и архитектуры достигается с помощью концентрического сада и леса, окружающего строения. «Создание лесного массива вокруг аэропорта является наиболее эффективным способом блокирования шумового воздействия со стороны аэропорта». Метаболистические идеи архитектуры аэропорта г. Куала-Лумпура представлены реализацией симбиотического понятия «куста, скопления» построек. Комплекс планируется расширить в будущем прибавлением новых единиц.
Рис. 7.
Первым в мире стадионом с закрывающейся крышей среди сооружений олимпийского формата стал стадион «Большой глаз» в Оите. Он был построен в 2001 году. Используется для проведения матчей и тренировок футбольной команды «Оита Тринита»; здесь проводился Чемпионат мира по футболу в 2002 году. Вместимость этого сооружения – 43000 человек.
«Большой глаз» также является сооружением с самым крупным в мире купольным перекрытием: его пролет составляет 274 метра. Свое необычное название он заработал еще в процессе строительства благодаря крыше, которая «мигала», как настоящий глаз, когда ее закрывали или открывали. Крыша, кстати, имеет двуслойную поверхность: нижний слой представляет собой фиксированный каркас, а верхний состоит из закрепленной и подвижной частей. «Глаз» можно открыть или закрыть полностью за 20 минут. В подвижной части крыши использована тефлоновая мембрана, которая позволяет поддерживать достаточную освещенность поля даже в пасмурный или дождливый день. Крыша приподнята над зрительскими местами на каркасе, что способствует хорошей вентиляции
А так же многие другие.
Философия симбиоза Кисё Курокавы представляет собой интересный сплав японской культуры и постмодернистской философии. Эта концепция действительно отражает основные тенденции XXI в., века информационного общества, в котором архитектура будет соответствовать философии симбиоза, а её целью станет воплощение единства различных культур, плюралистическое творчество. Зодчий называет наступающий век эпохой симбиоза.
Архитектор призывает уважать все культуры, призывает передовые страны с мощнейшим вооружением и высоким экономическим благосостоянием не навязывать развивающимся странам свой путь развития. Необходимо разнообразие культурных явлений, поскольку разнообразие заключено в основе самой жизни. Также зодчий восстаёт против трактовки архитектуры в терминах универсальности. Этим он вносит огромный вклад в теорию современной архитектуры, показывая, что невозможно свести культуру и архитектуру к универсальному, ограниченному набору истин. Автор восклицает, что каждый народ и каждая культура создают собственный неповторимый и уникальный архитектурный стиль.
Курокава многое внёс не только в мировую архитектуру, но и повлиял на развитие мировой архитектурной мысли. Благодаря его философской концепции можно лучше понять архитектуру мастера. Мировое признание архитектурного творчества Кисё говорит о том, что философия симбиоза действительно востребована и значима в современном мире.