Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:51, реферат
Целью работы было выяснить сущность и наиболее характерные признаки готического стиля в архитектуре, задачами являлись описание исторического периода, на фоне которого зародился стиль, описание этапов его развития, архитектурных приемов, характерных для этого стиля.
Введение 3
Сущность готического стиля и отношение к нему в разные исторические периоды 4
Краткая характеристика этапов развития готического стиля 5
Собор как главный символ готики в архитектуре 7
Архитектурные приемы в готике 9
Олицетворение христианских идей в готической архитектуре 11
Заключение 13
Литература 14
Особенно выразительны и оригинальны окна готического собора. Они состоят из разноцветных стекол — витражей. Витраж — один из видов живописи, успешно разрабатывавшийся в период готики. Многие витражи были даром ассоциаций ремесленников. Таким образом ремесленники воздавали благодарность Богу за их благополучие и процветание. К тому же мастерам хотелось прославиться и увековечиться в храмовых памятниках. Если приведенное выше стихотворение О. Мандельштама раскрывало суть готической архитектуры, то стихотворение М. Волошина удивительно точно передает настроение, привносимое светом, льющимся через витражные окна готического собора:
Гаснет день.
В соборе все поблекло.
Дымный камень лиловат и сер.
И цветами отцветают стекла
В глубине готических пещер...
В них горит вечерний океан,
В них призыв далекого набата,
В них глухой, торжественный орган,
В них душа стоцветая распята.
В целом, можно сказать, что готика — это уже рефлексия над собственным религиозным сознанием. Архитектурными памятниками готического искусства являются во Франции собор Нотр-Дам де Пари (Парижской Богоматери) (XII-XIV вв.), собор в Шартре (XII-XIV вв.), собор в Реймсе (1211-1330); в Германии — собор в Кёльне (XIII-XIX вв.).
Олицетворение христианских идей в готической архитектуре
Скульптура готическая — круглая, но фронтальная. Так же, как и в романском стиле, она выполняет подчиненную роль. В ней соблюдена мера идеального и реального. Наблюдается органичное слияние содержания и формы. Но Божество трактуется иначе. Готическое искусство носит более индивидуализированный характер образов (в сравнении с романским стилем). В образе Христа, например, начинают подчеркиваться черты прощения, доброты, личностности. Христос предстает не столько грозным судией, сколько мучеником за грехи людей. Достаточно часто художники этого периода обращаются к образу Богоматери. Примером может служить портал собора в Шартре. Дюби, осматривая Королевский портал западного фасада этого собора, подчеркивает, что несмотря на прежние мотивы (видение Апокалипсиса: Господь вершит Последний Суд), картина Страшного суда лишена налета ирреальности. Господь представлен в узнаваемом человеческом облике. Кроме него там присутствуют свидетели его юплощения, ветхозаветные цари и царицы. И хотя их тела почти лишены движения, в лицах уже ощущается трепет жизни, они лишены холодной симметрии, они уже не их области абстракции, сцена Рождества с его персонажами и декорациями и вовсе полна жизни. Дюби пишет: «Готика XIII века уже не возвещает конец света как леденящую кровь катастрофу. То, что в тысячном году представлялось страшным катаклизмом, в эту эпоху князья церкви рисуют как радостное освобождение. Воскресшие на стенах собора в Реймсе, собора в Бурже восстают из могил подобно очнувшимся от освежающего сна — они сладко потягиваются, их движения неторопливы и безмятежны, а тела молоды, в полном расцвете сил и красоты, подобающей преображенной плоти. Они окликают, узнают и вновь находят друг друга, соединенные в совершенную общину, которой не будет конца». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Заключение
Готика придала новый облик средневековой Европе. Её влиянию подверглась не только архитектура, но и живопись. Практически всё было отмечено печатью стилистического единства. Под влиянием готики находилось и книжное искусство, расцвет которого пришёлся на XIII - XIV в.в. Готическая эпоха являлась периодом интенсивного развития светской культуры. Именно в это время впервые в истории стали культивироваться идеалы духовной любви, возникла лирическая поэзия и музыка. В Средневековье активно развивалось искусство светской живописи, которое в основном проявлялось в портрете. Но всё же первое, что приходит в голову при упоминании готики - это величественная архитектура средневековых готических соборов. Их несоизмеримое с человеком пространство, вертикализм башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывают невыразимое эмоциональное воздействие. Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок. Но больше поражает не столько высота, сколько богатство аспектов, открывающиеся, когда обходишь кругом собора.Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например, Шартрский собор имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра и, чтобы обойти вокруг него, нужно пройти, по меньшей мере, полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви с её чёткими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Поэтому появление готического стиля в архитектуре средневековья можно без стеснения назвать одним из величайших открытий в истории.
Литература