Готический стиль в архитектуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:51, реферат

Описание работы

Целью работы было выяснить сущность и наиболее характерные признаки готического стиля в архитектуре, задачами являлись описание исторического периода, на фоне которого зародился стиль, описание этапов его развития, архитектурных приемов, характерных для этого стиля.

Содержание работы

Введение 3
Сущность готического стиля и отношение к нему в разные исторические периоды 4
Краткая характеристика этапов развития готического стиля 5
Собор как главный символ готики в архитектуре 7
Архитектурные приемы в готике 9
Олицетворение христианских идей в готической архитектуре 11
Заключение 13
Литература 14

Файлы: 1 файл

Контрольная по эстетике1.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Особенно выразительны и оригинальны окна готического  собора. Они состоят из разноцветных стекол — витражей. Витраж — один из видов живописи, успешно разрабатывавшийся  в период готики. Многие витражи  были даром ассоциаций ремесленников. Таким образом ремесленники воздавали благодарность Богу за их благополучие и процветание. К тому же мастерам хотелось прославиться и увековечиться в храмовых памятниках. Если приведенное выше стихотворение О. Мандельштама раскрывало суть готической архитектуры, то стихотворение М. Волошина удивительно точно передает настроение, привносимое светом, льющимся через витражные окна готического собора:

Гаснет день.  
В соборе все поблекло.  
Дымный камень лиловат и сер.  
И цветами отцветают стекла  
В глубине готических пещер...  
В них горит вечерний океан,  
В них призыв далекого набата,  
В них глухой, торжественный орган,  
В них душа стоцветая распята.  

В целом, можно сказать, что готика — это уже рефлексия  над собственным религиозным  сознанием. Архитектурными памятниками готического искусства являются во Франции собор Нотр-Дам де Пари (Парижской Богоматери) (XII-XIV вв.), собор в Шартре (XII-XIV вв.), собор в Реймсе (1211-1330); в Германии — собор в Кёльне (XIII-XIX вв.).

 

Олицетворение христианских идей в готической архитектуре

Скульптура готическая — круглая, но фронтальная. Так же, как и в романском стиле, она  выполняет подчиненную роль. В  ней соблюдена мера идеального и  реального. Наблюдается органичное слияние содержания и формы. Но Божество трактуется иначе. Готическое искусство носит более индивидуализированный характер образов (в сравнении с романским стилем). В образе Христа, например, начинают подчеркиваться черты прощения, доброты, личностности. Христос предстает не столько грозным судией, сколько мучеником за грехи людей. Достаточно часто художники этого периода обращаются к образу Богоматери. Примером может служить портал собора в Шартре. Дюби, осматривая Королевский портал западного фасада этого собора, подчеркивает, что несмотря на прежние мотивы (видение Апокалипсиса: Господь вершит Последний Суд), картина Страшного суда лишена налета ирреальности. Господь представлен в узнаваемом человеческом облике. Кроме него там присутствуют свидетели его юплощения, ветхозаветные цари и царицы. И хотя их тела почти лишены движения, в лицах уже ощущается трепет жизни, они лишены холодной симметрии, они уже не их области абстракции, сцена Рождества с его персонажами и декорациями и вовсе полна жизни. Дюби пишет: «Готика XIII века уже не возвещает конец света как леденящую кровь катастрофу. То, что в тысячном году представлялось страшным катаклизмом, в эту эпоху князья церкви рисуют как радостное освобождение. Воскресшие на стенах собора в Реймсе, собора в Бурже восстают из могил подобно очнувшимся от освежающего сна — они сладко потягиваются, их движения неторопливы и безмятежны, а тела молоды, в полном расцвете сил и красоты, подобающей преображенной плоти. Они окликают, узнают и вновь находят друг друга, соединенные в совершенную общину, которой не будет конца». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Готика придала новый  облик средневековой Европе. Её влиянию  подверглась не только архитектура, но и живопись. Практически всё было отмечено печатью стилистического единства. Под влиянием готики находилось и книжное искусство, расцвет которого пришёлся на XIII - XIV в.в. Готическая эпоха являлась периодом интенсивного развития светской культуры. Именно в это время впервые в истории стали культивироваться идеалы духовной любви, возникла лирическая поэзия и музыка. В Средневековье активно развивалось искусство светской живописи, которое в основном проявлялось в портрете. Но всё же первое, что приходит в голову при упоминании готики - это величественная архитектура средневековых готических соборов. Их несоизмеримое с человеком пространство, вертикализм башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывают невыразимое эмоциональное воздействие. Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок. Но больше поражает не столько высота, сколько богатство аспектов, открывающиеся, когда обходишь кругом собора.Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например, Шартрский собор имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра и, чтобы обойти вокруг него, нужно пройти, по меньшей мере, полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви с её чёткими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Поэтому появление готического стиля в архитектуре средневековья можно без стеснения назвать одним из величайших открытий в истории.

 

 

Литература

    1. Борев Ю. Б. Эстетика. М., 2002.
    2. Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
    3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. Готика. М., 1987.
    4. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994.
    5. Каган М. С. Философия культуры. Спб., 1997.
    1. Кривцун О. А. Эстетика. М., 1998.

    1. Мартынов  В. Ф. Мировая художественная культура. Мн., 1997
    2. Поспенов Г. И. Искусство и эстетика. М. 1984.
    3. http://ru.wikipedia.org.

 


Информация о работе Готический стиль в архитектуре