Готический стиль в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 11:43, реферат

Описание работы

В Германии готический стиль развился позднее, чем во Франции, и в значительной мере на основе художественного опыта французских мастеров. Но, несмотря на это, готическое искусство получило здесь свое глубоко самобытное и оригинальное развитие.
В немецкой готике нет той относительной гармонии, которая ясно чувствуется в творениях французских мастеров. Своеобразие немецкой готики состоит именно в том, что она выражает противоречие между напряженной внутренней жизнью человека и безразличной для средневекового художника, а потому некрасивой, иногда наивной или неуклюжей, иногда преувеличенно характерной внешностью. Немецкой готике присущи глубокий интерес к изображению душевных порывов и острое чувство индивидуальности художественного образа.

Файлы: 1 файл

готический стиль в германии.docx

— 1.60 Мб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Тюменский Государственный  Нефтегазовый Университет

Политехнический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Готический стиль в Германии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка группы

СЭЗт 08-(9)-1

Синицина Юлия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011г.

В Германии готический стиль развился позднее, чем во Франции, и в значительной мере на основе художественного опыта  французских мастеров. Но, несмотря на это, готическое искусство получило здесь свое глубоко самобытное и  оригинальное развитие.

Это обстоятельство неразрывно связано  с особой остротой и сложностью внутренних противоречий феодального строя  жизни в Германии. Отсюда присущий немецкому искусству оттенок  повышенного драматизма и экспрессии, особенно в области скульптуры, отсюда также причудливое переплетение черт грубого реализма и мистической  экзальтации.

В немецкой готике нет той относительной  гармонии, которая ясно чувствуется  в творениях французских мастеров. Своеобразие немецкой готики состоит  именно в том, что она выражает противоречие между напряженной  внутренней жизнью человека и безразличной для средневекового художника, а  потому некрасивой, иногда наивной  или неуклюжей, иногда преувеличенно  характерной внешностью. Немецкой готике присущи глубокий интерес к изображению  душевных порывов и острое чувство  индивидуальности художественного  образа.

Немецкая готическая архитектура  обычно делится на три более или  менее ясно различающихся между  собой периода. При этом грань  между ранней и высокой готикой (13 — 14 вв.) не так ясна, как переход  к своеобразным формам поздней готики, относящейся к периоду от конца 14 до начала 16 в.

Одной из особенностей развития архитектуры  в Германии является сознательное сохранение романских традиций в готике. В  дальнейшем отличительными чертами  германской готики, особенно на юго-западе, было применение каркасной системы  в строительстве дальних церквей  и центрических в плане сооружений, а также создание однобашенного  фасада.

Волна строительства новых и  перестройки старых церковных зданий романского типа захватила средневековые  города Германии с первой четверти 13 в. Один за другим появлялись здесь  замечательные памятники готического  стиля — соборы в Магдебурге (начат  в 1209 г.) и Падерборне (1225 —1280), церковь св. Елизаветы в Марбурге (1235 —1283, завершена в первой половине 14 в.), церковь Богоматери в Трире (1235 —1253), собор в Вецларе, являющийся продолжением романского строительства предшествовавшего столетия; соборы в Миндене, Гальберштадте (1230—1491), Наумбурге (середина 13 в.), храм в Фрейбурге (начат около 1260 г.) и, наконец, знаменитый Кельнский собор, начатый в 1248 г. и законченный только в 19 в. К этому нужно присоединить также ряд цистерцианских, доминиканских и миноритских церквей (Маульбронн, Валъкенрид, Альтенберг, Доберан и др.).

Для Германии типично большое количество сооружений, воздвигнутых в переходном от романского к готическому стилю. Примером может служить красиво стоящий на высоком берегу реки собор в Лимбурге на Лане (начало 13 в.) (илл. 259, 260). В нем внутреннее четырехъярусное пространство с эмпорами и трифорием заключено в романскую оболочку с несколькими башнями. Только подчеркнутая вертикальная направленность архитектурных форм: свидетельствует о нарастании готических тенденций.

Первым зданием Рейнской области,в котором ярко выражены принципы готического стиля, является церковь Богоматери в Трире. Характерной чертой ее конструкции была центрическая композиция плана: равноконечный крест, перекрытый нервюрными сводами, в каждом из углов, по две капеллы. Такое расположение капелл было еще неизвестно во Франции и является оригинальным созданием немецкого мастера. Следуя в общем замысле и в деталях за сложившимися образцами готической разработки архитектурных форм, он сохраняет также некоторые традиционные черты переходного стиля, например круглую арку портала и высокую башню, увенчивающую средокрестие (верх ее был снесен ураганом в 1631 г. и не возобновлялся).

 

Памятником более зрелого стиля  является церковь св. Елизаветы в  Марбурге (один из самых ранних готических храмов зального типа) (илл. 280 б). Целостность общего замысла осуществилась в этом здании с ясной последовательностью. По сравнению с французскими сооружениями формы марбургской церкви несколько тяжеловаты, но в них проявляется оригинальность, присущая немецкой традиции, например сохранение обычных в более ранней немецкой архитектуре трех абсид вместо французского хора с венком капелл. Другой особенностью церкви св. Елизаветы было преобладание строгой вертикальности в конструкции фасада. Горизонтальные пояса, имеющие большое значение в готических фасадах Франции, здесь не играют значительной роли. Башни обозначены как самостоятельный элемент от самого основания. В соответствии с общей вертикальной тенденцией готическая роза фасада заменена стрельчатым окном.

План, архитектурная конструкция  и обработка деталей здесь  также обнаруживают самобытные черты  немецкого искусства. Церковь Елизаветы  имеет три нефа одинаковой высоты при двойной ширине среднего нефа. Восточная, алтарная часть и рукава трансепта совершенно одинаковы  и завершаются абсидами, как это  было принято в Кельне и Трире. Эта церковь, современная зрелой готике во Франции, сохраняет в главном нефе продолговатую четырехраспалубковую травою и расчлененные устои. Логика пространственного построения и хороша найденные пропорции придают ей законченность и ясность. С внешней стороны две большие башни с высокими четырехгранными шатрами господствуют над западным фасадом; мощные приставленные к стенам контрфорсы без пинаклей создают строгий ритм, а пространство между ними целиком заполняют расположенные в два яруса окна. Церковь св. Елизаветы в Марбурге стала начальным звеном в длинном ряде позднейших церквей, получивших большое распространение и в Германии и в соседних с ней странах.

Наиболее ярким примером непосредственного  влияния французской готики служит Кельнский собор .План его был создан около 1248 г., тогда же и началось строительство. За образец был взят Амьенский собор. Хор с обходом, расположенный целиком по типу, принятому во Франции, но в Германии мало распространенному, был закончен в 1332 году. Для Кельнского собора характерна необычайная вышина среднего корабля, поднимающегося над боковыми с отношением 5 :2, прорезанные окнами трифории и часто расположенные большие верхние окна, заполняющие всю стену. Строительство продолжалось в течение 14 и в 15 в., но медленно, а позднее совсем прекратилось. Оно было возобновлено лишь в 19 в., после того как в 1814 г. были найдены подлинные чертежи. С 1841 по 1880 г. строительство было закончено. Фасад собора с двумя башнями, достигающими 160 м высоты, является, таким образом, произведением 19 в. и несет на себе отпечаток сухости и схематизма.

Кельнскому собору в высокой  мере присуще типичное для поздней  готики исключительное обилие изощренного  архитектурного декора, покрывающего все детали конструкции беспокойно колеблющимся, бегущим, сплетающимся в  великолепные каменные кружева узором.

 

Гражданская городская архитектура  Германии наиболее совершенно выражена в общественных зданиях — в  ратушах и гостиных дворах. Монументальные ратуши красноречиво говорят о могуществе и богатстве городских общин. Первые здания ратуш появились в 12 в. Их количество росло, по мере того как в борьбе против феодалов побеждали  городские общины. В этих зданиях  величие часта соединяется с художественной изысканностью. Наиболее интересны каменные ратуши в Госларе, Гильдесгейме, Гальберштадте, Мюнстере (великолепное здание, вызвавшее много подражаний). Из ратуш готического периода особенно знаменита ратуша в Брауншвейге, сквозные фронтоны которой напоминают большие окна соборов. В северной и северо-восточной Германии чаще встречаются кирпичные постройки, например ратуши в Люнебурге, Любеке, Ростоке и в других городах.


Информация о работе Готический стиль в Германии