Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 12:36, реферат
Исаакиевский собор, выдающийся памятник архитектуры, строился так долго, как ни один храм в Петербурге. Заложенный как ринальдиевский собор в 1768 году, был освящен как монферрановский в 1858-м. Высота собора составила 101,5м., площадь – 10 862 кв.м., диаметр купола - 22,15м., кубатура внутреннего объема -155900 куб.м.
Учитывая особенности петербургской почвы, в основание фундамента забили 10762 сваи. Снаружи установлено 120 колонн цельного гранита, высота каждой из которых 17м. и вес 114 тонн. Не считая 122-м шпиля Петропавловской крепости - это самое высокое здание города. Во внутренней отделке собора были выполнены 103 росписи по штукатурке и 52 стенные картины, 350 рельефов и статуй как внутри, так и снаружи.
1. Введение
Исаакиевский собор языком цифр
2. Основная часть
1) Зодчий Исаакиевского собора Огюст Монферран: краткая биография
2) Этапы строительства Исаакиевского собора
3) Интересные факты о соборе
3. Заключение
Исаакий –трех царств изображение
Государственный университет культуры и искусств
факультет мировой культуры
заочное отделение
РЕФЕРАТ
ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР
Санкт-Петербург 2012
Содержание
1. Введение
Исаакиевский собор языком цифр
2. Основная часть
1) Зодчий Исаакиевского собора Огюст Монферран: краткая биография
2) Этапы строительства Исаакиевского собора
3) Интересные факты о соборе
3. Заключение
Исаакий –трех царств изображение
Исаакиевский собор языком цифр
Исаакиевский собор, выдающийся памятник архитектуры, строился так долго, как ни один храм в Петербурге. Заложенный как ринальдиевский собор в 1768 году, был освящен как монферрановский в 1858-м. Высота собора составила 101,5м., площадь – 10 862 кв.м., диаметр купола - 22,15м., кубатура внутреннего объема -155900 куб.м.
Учитывая особенности петербургской почвы, в основание фундамента забили 10762 сваи. Снаружи установлено 120 колонн цельного гранита, высота каждой из которых 17м. и вес 114 тонн. Не считая 122-м шпиля Петропавловской крепости - это самое высокое здание города. Во внутренней отделке собора были выполнены 103 росписи по штукатурке и 52 стенные картины, 350 рельефов и статуй как внутри, так и снаружи. Все это было создано крупнейшими мастерами 19 века.
Зодчий Исаакиевского собора Огюст Монферран: краткая биография
Огюст Монферран родился 23 января 1786 года во Франции, в городе Шайо, в дворянской семье. Окончив парижский лицей, совершил путешествие в Италию. Там он изучал архитектуру и памятники. В 1806 году Монферран поступил в Королевскую спец.школу архитекторов. В связи с военными действиями затем был мобилизован, но из-за ранения покинул службу и в 1807 году возвратился в школу. После её окончания Монферран вновь надел военный мундир, но в 1814 году окончательно оставил службу и возвратился в Париж. Сложившаяся политическая ситуация во Франции после реставрации Бурбонов вынудила его уехать в Россию. В 1816 году , будучи рекомендован князю Волконскому, Монферран прибыл в Петербург и получил место архитектора при кабинете Александра 1. Первой его постройкой в столице был дворец князя Лобанова-Ростовского на Адмиралтейском проспекте. Проект Монферрана по перестройке Исаакиевского собора более других понравился Александру 1, и был утвержден императором 20 февраля 1818 года. Строительство велось в течение 40 лет и было завершено во время правления Александра 11. Труд Монферрана был вознагражден: за строительство Исаакиевского собора он получил чин действительного статского советника, а также 40 тысяч рублей серебром и украшенную бриллиантами золотую медаль на Андреевской ленте. Также за возведение Александровской колонны Монферрану вручили орден Святого Владимира 111ст. и 100 тысяч рублей серебром. Монферран скончался в Санкт-Петербурге в 1858 году, спустя месяц после окончания строительства Исаакиевского собора. Сам зодчий высказал пожелание быть похороненным в одном из подземных сводов собора. Однако, император Александр 11 не позволил этому сбыться. Монферран был католиком. В результате похоронная церемония состоялась в католической церкви Св.Екатерины на Невском проспекте, затем траурный кортеж три раза объехал вокруг собора, потом останки были доставлены во Францию. Точных данных о захоронении Монферрана нет. Считается, что он упокоился на кладбище Монмартр, рядом с матерью и отчимом. Воздвигнув такой архитектурный шедевр, как Исаакиевский собор, красотой которого восхищаются жители и гости нашего города, Огюст Ренуар де Монферран обессмертил своё имя в веках.
Этапы строительства Исаакиевского собора
Так как Петр 1 родился в день Исаакия Далматского, византийского монаха, причисленного к лику святых, то в честь святого, своего покровителя, в 1710г. велел выстроить деревянную Исаакиевскую церковь. Она находилась рядом с Адмиралтейством. Через несколько лет , в 1717 году на берегу Невы был заложена каменная церковь Исаакия. Храм строился 10 лет, но просуществовал недолго: пострадал от пожара и его разобрали. В 1761 году было расчищено место для строительства церкви на вновь создаваемой площади, ныне Исаакиевской. Проект Чеванского не был принят. В 1768 году Екатерина11 начала возведение очередного Исаакиевского собора по проекту Антонио Ринальди, но строительство затянулось. В связи с его отъездом постройку завершал придворный архитектор Бренна. В 1800 году вновь заговорили о перестройке храма. Однако ни один из проектов не был принят к исполнению. Дальнейшая работа по проектированию была приостановлена в связи с войной 1812 года. Лишь спустя 4 года Александр 1 обратился к Бетанкуру с предложением вновь начать проектирование собора. Выбор пал на Монферрана. Закладка собора состоялась 26 июня 1818 года. Строительство Исаакиевского собора шло в несколько этапов. Оно началось с разборки старого здания и укладки фундамента. Эти работы завершились к концу 1827 года. В период 1828-1830гг. возвели колонны портиков. Стены и подкупольные пилоны сооружались в 1830-1836гг. В 1836г. были созданы перекрытия портиков, фриз и главный карниз, а к осени к 1837г. – своды, основание подкупольного барабана и 24 колонны вокруг него. После этого приступили к сооружению купола. Все общестроительные работы были закончены к 1841г., а внутренняя отделка продолжалась до 1858г.
Второй период строительства собора наступил в 1825г., после того как фундамент здания был почти закончен. Общая высота сооружения, включая крест, достигала 101.88м. В течение 1836-1838гг. был и закончены антаблементы вокруг здания и большая часть аттика. Внутри здания возведены подкупольные арки с парусами и сооружены пилоны. Дальнейшие работы связаны с установкой 24-х колонн барабана купола. История архитектуры не знает примера установки монолитов на высоту более 45 метров. Общий проект скульптурного убранства собора был создан Монферраном. Для создания барельефов были приглашены И.П.Витали, Лемере, Клодт, Логошевский и др. На долю Витали выпало создание большей части скульптуры. В процессе грандиозной работы Витали решил сложную задачу согласования скульптуры с архитектурой собора. Сюжет рельефа западного фронтона - «Встреча императора Феодосия с Исаакием Далматским», южного фронтона – «Поклонение волхвов», восточного фронтона - сюжет «Исаакий Далматский останавливает императора Валента », северного фронтона - «Объединенные фигуры Христа». На углу фронтонов расположены статуи апостолов и евангелистов. Рельефы трех больших двухстворчатых дверей Витали выполнил по рисункам Монферрана. Двери главного, западного входа украшены фигурами Петра и Павла. Многофигурные композиции южных дверей представлены сюжетом из жизни Александра Невского и князя Владимира Киевского . На балюстраде установлены скульптуры 24 ангелов с немного приподнятыми крыльями. Проект отделки интерьера Исаакиевского собора создавался уже в новую историческую эпоху. Каппелированные колонны и пилястры из светло-розового и темно-красного тивдийского мрамора определяли основной тон декоративного решения. Светлые плоскости стен, украшенные филенками из желтого, зеленого и темно-красного мрамора, создавали общий цветовой тон. Цокольная часть, выполненная из белого итальянского мрамора с цветными мраморными вставками, оканчивалась внизу широким плинтом из черного сланца и служила переходом к серому мраморно-мозаичному полу, обрамленному фризом из красного мокшинского порфира. Четыре центральных пилона, облицованных длинными и толстыми профилированными плитами слепского мрамора, своим теплым тоном оживляли интерьер иконостаса, выполненный из белого итальянского мрамора в сочетании с мозаичными панно и колоннами из малахита и лазурита. Накладная золоченая бронза существенно обогатила интерьер. Декоративная скульптура занимала важное место в оформлении интерьера собора: более двухсот пластических изображений евангелистов, пророков и ангелов, а также ряд многофигурных композиций, барельефов, дверей, сводов, иконостасов, исполненных на сюжеты христианской мифологии, составляли скульптурное убранство собора. Обобщенные героические образы ангелов и пророков в сложных динамических позах дополнили живопись плафонов. Всё убранство собора сделано в стиле эпохи Возрождения. 12 высоких статуй ангелов-кариатид вместе с пилястрами образовали единую вертикаль, способствующую четкому членению барабана. Фигуры представлены в различных позах. Между скульптурами расположены двенадцать картин, изображающих апостолов. Иконостасы малых алтарей, увенчаны золотыми скульптурными группами «Воскресения» и «Преображения». Группа «Воскресение», венчающая иконостас состоит из 5-ти фигур. Центральное место являет фигура Христа. Собор явился хранилищем 150 картин плафонов русской монументальной живописи середины 19 века. Художникам ставились жесткие условия, определяющие не только сюжет и конфигурацию, но и типаж. Условия были выработаны Монферраном с учетом требований Синода. Плафон расписывал Брюллов, трудился 5 лет над подготовительными этюдами и эскизами. Роспись сводов собора была поручена художнику Бруни (25 композиций). Широко известная композиция – «Всемирный потоп». Живописные произведения собора характеризовали собой целую эпоху в области декоративно-монументальной росписи 19 века. Своеобразным цветовым акцентом интерьера явился иконостас, украшенный цветными колоннами из малахита и лазурита. Отдельное место в оформлении интерьера заняли мозаичные картины. Высокий профессионализм исполнения сделал интерьер одним из лучших в русской архитектуре 19 века.
После В.О.В. 1941-1945гг. в течение 30-ти лет в Исаакиевском соборе-музее велись реставрационные работы, по своему размаху и разнообразию не имевшие себе аналогии. Трудоемкие работы выполнялись электромеханизмами , вместо цементов использовались эпоксидные смолы. Эти нововведения позволили сохранить первоначальный архитектурно-художественный облик собора.
Интересные факты о соборе
1. Фатальное предсказание
В Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки, т.к. Монферраном было предсказано , что он будет жить до тех пор, пока строится собор. И похоже, пророчество сбылось. Монферран умер через месяц после окончания строительства.
2. Пробуриться в Америку
Работы по сооружению фундамента продолжались 5 лет, и на них было задействовано более 100 тысяч различных рабочих - каменщиков, плотников, кузнецов. Учитывая местные особенности грунта, в основание фундамента вбили более 10 тыс. свай. Сейчас этот способ уплотнения грунта обычный, а в то время он был
в новинку. Тогда по городу ходил анекдот: будто, когда вбивали в грунт очередную сваю, она бесследно ушла под землю. Вслед за ней ушли и вторая, третья, четвертая… Пока в Петербург не пришло письмо из Нью-Йорка: «Вы испортили нам мостовую.» - «Причем тут мы?» - ответили из Петербурга. – «На конце бревна, которое пробило нам мостовую стоит клеймо Петербургской лесной биржи», - ответствовали из Америки.
3. Добыть гранит
Гранит для колонн Исааикиевского собора добывался в каменоломнях на побережье Финского залива, близ Выборга. Этими работами руководили каменотес Самсон Суханов и Архип Шихин. Сухановым был изобретен оригинальный способ добычи огромных цельных кусков камня. Рабочие просверливали в граните отверстия, вставляли в них клинья и били по ним до тех пор, пока в камне не появлялась трещина. В трещину помещали железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. 40 человек тянули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки. Добытые таким образом монолитные блоки, доставлялись с столицу на судах.
4. Особый запах
На внутреннее убранство собора пошло 300 кг. золота, 16 тонн малахита, большое количество лазурита и 1000 тонн бронзы. Было отлито около 350 скульптурных произведений, созданы 62 мозаичные иконы, 52 картины на библейские сюжеты, более 100 стенных росписей, а также создан самый большой в Петербурге витраж. Малахитовые пластинки, украшающие колонны главного алтаря, скреплялись специальным составом на основе масла миро. Готовили его по специальному рецепту. Смесь варилась на огне, в Чистый четверг, и использовалась для обряда миропомазания. В результате в соборе стоит запах благовоний.
5. Смертельная доза
Процесс отделки Исаакиевского собора был сложный: особенно тяжело давалось золочение куполов. Неотъемлемой частью золочения куполов собора было использование ртути, от ядовитых паров которой погибло более 50 мастеров. Тогда уже знали о ядовитых парах, но видимо, погибшие мастера понадеялись на русский «авось», и не защищались от ртути.
6. Скажем артобстрелу «нет»
За годы В.О.В. Исаакиевский собор ни разу не был подвергнут прямому артобстрелу. Причина этого: немцы использовали самый высокий купол города как ориентир для пристрелки. В подвале собора было хранилище ценностей из других музеев, которые не успели вывезти до начала блокады. Все 900 блокадных дней музейные сокровища пролежали здесь в полной сохранности. Сейчас о войне напоминают лишь следы от осколков снарядов на коллоне западного портика, и проходящая в подвалах выставка «Чтобы помнили». Один из экспонатов – гранитная доска, где перечислены имена музейщиков, благодаря которым художественные ценности удалось спасти от врага.
Исаакий – трех царств изображение
Собор строился очень долго. С ним было связано столько политических событий, что он становился как бы действующим лицом в биографии города. Естественно, что о нём спорили, по его поводу злословили, сочиняли эпиграммы. И эпиграммы, посвященные Исаакиевскому собору, были всегда политически тенденциозны. Ни одному архитектурному сооружению Петербурга в этом смысле так не повезло как Исаакиевскому собору.
«Сей храм – трех царств изображенье:
гранит, кирпич и разрушенье.»
Острая политическая тенденциозность чеканных строк и этой эпиграммы превращают каждую страницу истории храма в символический знак, безошибочно узнаваемый современниками.
«Золотой век» Екатерины 11 с его идеями просвещения и сравнительно сносной политической устойчивостью… Недолгий, удручающе регламентированный век Павла 1, одним из символов которого стала однообразно тяжелая кирпичная кладка воинских казарм… И, наконец, «дней Александровых прекрасное начало», многообещающее, но тем не менее пугающее своей неизвестностью и начавшееся все-таки с разрушения собора. Пусть во имя возведения нового , но … разрушения. Острый глаз современника это обнаружил и констатировал. Три поколения петербуржцев были свидетелями небывалой стройки. Многие из них ушли из жизни, так и не подозревая, что первый собор не достроят в мраморе, а второй вообще разберут до основания и на его месте начнут сорокалетнюю эпопею по возведению третьего. Теперь, по прошествии стольких лет, страсти более или менее улеглись, хотя полемика продолжается до сих пор. Появление Исаакиевского собора в ансамбле главных площадей вызвало общественный протест. Особенно критическое отношение к нему было среди современников Монферрана. Наконец все это исчезло в наши дни, когда в десятках путеводителей и буклетов , проспектов и открыток собор предстает чуть ли не символом Петербурга, чуть ли не его архитектурной характеристикой наряду с Адмиралтейством и Медным всадников, решеткой Летнего сада и Стрелкой Васильевского острова. Если говорят о недостатках собора, то вскользь, мимоходом, так что это бесследно растворяется в море восторженных эпитетов.