Искусство живописи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 14:44, контрольная работа

Описание работы

Особое внимание политсиическое руководство страны уделяло повышению роли науки. На ее развитие выделялись значительные средства.

«Культурная революция в СССР — совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществленных в СССР в 20-30-е гг. XX в., «составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….2
Искусство живописи…………………………………………………...4
Литература……………………………………………………………...6
Архитектура……………………………………………….…………..10
Наука и образование…………………………………….……………13
Музыка…………………………………………………….…………..16

Заключение…………………………………………………….…………….15

Список использованной литературы……………………..…….…………..17

Файлы: 1 файл

Культурная революция.docx

— 42.42 Кб (Скачать файл)

     Содержание: 

     Введение……………………………………………………………………….2

  1. Искусство живописи…………………………………………………...4
  2. Литература……………………………………………………………...6
  3. Архитектура……………………………………………….…………..10
  4. Наука и образование…………………………………….……………13
  5. Музыка…………………………………………………….…………..16

     Заключение…………………………………………………….…………….15

     Список  использованной литературы……………………..…….…………..17  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Особое  внимание политическое руководство  страны уделяло   повышению роли науки. На ее развитие выделялись значительные   средства.

     «Культурная революция в СССР — совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществленных в СССР в 20-30-е гг. XX в., «составная часть социалистического  строительства, создание социалистической культуры. «Что же касается официально зафиксированных суждений партийных инстанций, то впервые понятие «культурная революция» встречается в резолюции ЦК РКП. «О политике партии в области художественной литературы», принятой 18 июня 1925 г. Отмечая достижения в сфере экономики, рост благосостояния населения, усиление массовой активности и «переворот в умах», вызванный резолюцией, ЦК констатировал: «Мы вступили, таким образом, в полосу культурной революции…».

     «Как  ставил вопрос Владимир Ильич, когда  он подходил к расшифровке понятия  культурной революции?

     Он  говорил:

     "Перед  нами являются две главные  задачи, составляющие эпоху. Это  - задача переделки нашего аппарата, который ровно никуда не годится  и который перенят нами целиком  от прежней эпохи; переделать  тут серьезно мы ничего за  пять лет борьбы не успели  и не могли успеть. Вторая наша  задача состоит в культурной  работе для крестьянства. А эта  культурная работа в крестьянстве, как экономическая цель, преследует  именно кооперирование. При условии  полного кооперирования мы бы  уже стояли обеими ногами на  социалистической почве. Но это  условие полного кооперирования  включает в себя такую культурность  крестьянства (именно крестьянства, как громадной массы), что это  полное кооперирование невозможно  без целой культурной революции"».

       «Культурная революция была направлена  на «перевоспитание» масс —  на «коммунизацию» и «советизацию»  массового сознания, на разрыв  с традициями исторического (дореволюционного) культурного наследия через большевистскую идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры, ориентированной на низшие слои общества.

     В 30-е годы значительно  расширяется  деятельность   Академии наук СССР. В ней был создан ряд новых научно-исследовательских институтов.  С 1932  года  Академия  наук  СССР   приступила  к созданию своих филиалов в национальных республиках,  которые впоследствии были преобразованы в  республиканские  академии наук.  Они стали крупными центрами научной   работы и сыграли видную роль в развитии науки,  экономики  и   культуры в республиках. К концу 30-х годов в стране насчитывалось около 1800 научных...

     Культурная  революция обусловлена такими преобразованиями в экономике и политике как  установление диктатуры пролетариата, обобществление средств производства, социалистическая индустриализация и  коллективизация сельского хозяйства.

     Культурная  революция с одной стороны  предусматривала ликвидацию неграмотности  среди рабочих и крестьян, создание социалистической системы народного  образования и просвещения, формирование нового социального слоя — «социалистической  интеллигенции», перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства  под партийным контролем. С другой стороны — в системе народного  образования ликвидировалась трехзвенная  структура средних учебных заведений (классическая гимназия — Реальное училище — Коммерческое училище) и заменялась на «политехническую и  трудовую» среднюю школу».  
 
 
 
 

     
  1. Искусство живописи
 

     «Программа  партии в области искусства встречала  сопротивление художников, тесно  связанных с буржуазией, настроенной  против Советской власти. Реакционные  художники и теоретики искусства  прибегали к клевете на большевиков, обвиняя их в том, что они якобы  хотят уничтожить русскую культуру и подавить "свободную" личность художника.

     Для 1920-х годов характерна острая борьба творческих групп различных направлений. Многие из них были в плену формализма. Эти группировки тормозили поступательный ход развития советского искусства, ослабляли его роль в борьбе за новую, социалистическую идеологию.

     Появилась насущная потребность в объединении  художников-реалистов, творчество которых  было бы понятно и доступно народу и могло бы в ярких и доходчивых образах выражать существо великих  революционных преобразований, происходящих в нашей стране. Такой организацией стала возникшая в 1922 году Ассоциация художников революционной России (АХРР).

     В АХРР вошли мастера старшего поколения  и молодые художники, преимущественно  участники Товарищества передвижных  выставок и "Союза русских художников". На первой выставке АХРР был широко представлен своими работами один из крупнейших передвижников Н.А. Касаткин, вошедший в историю русского дореволюционного искусства как художник, широко отобразивший жизнь пролетариата. Касаткин пытливо  вглядывался в новую, революционную  жизнь, он создал галерею образов  советской молодежи. Ему первому  из советских художников было присвоено  в 1923 году почетное звание Народного  художника Республики. Вместе с Касаткиным в АХРР вошли другие крупные художники  старшего поколения: А.Е. Архипов, С.В. Малютин, В.Н. Бакшеев, В.Н. Мешков, И.Н. Павлов, К.Ф. Юон, В.К. Бялыницкий-Бируля. Вместе с  ними в одном коллективе работали более молодые: И.И. Бродский, М.Б. Греков, М.И. Авилов, Г.К. Савицкий, С.М. Карпов, С.В. Рянгина, Б.В. Иогансон, А.М. Герасимов, П.А. Радимов, Г.Г. Ряжский, Ф.С. Богородский, В.Н. Яковлев, Е.А. Кацман и многие другие. Живая, непосредственная связь молодых художников с представителями русского идейно-реалистического искусства была очень плодотворной.

     «До 30-х гг. сохранялись еще некоторые  различия между направлениями и  эстетическими системами. После 1932 в СССР разделение искусства на “официальное”  и “неофициальное” окончательно закрепилось после разгона всех художественных группировок и началом  образования единого Союза художников, поставленного под строгий идеологический контроль. В “подполье” оказались  все направления, не отвечающие канонам  социалистического реализма: как  авангардистские, так и более  традиционные, но неприемлемые в “идейно-тематическом”  отношении.

     “Тихое  искусство”, тенденции в искусстве 20 в., подверженных строгой цензуре  и идеологическому давлению, когда  изо-творчество, оставаясь “легальным”, участвуя в выставках, намеренно  сужало круг мотивов, предпочитая помпезным  официальным темам лирические пейзажи, сцены семейного быта, незаказные портреты друзей и близких. От собственно “неофициального искусства” отличается обычно своей стилистической “умеренностью”, относительным традиционализмом

     С момента запрета группировок  социалистический реализм был объявлен обязательным методом отражения  реальности, хотя во всех его описаниях  невозможно было обнаружить признаков  структуры художественного языка. Социалистический реализм, термин, употреблявшийся  в советском литературоведении  и искусствоведении с 30-х гг. для  обозначения “основного метода”  литературы, искусства и критики, который “требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения  действительности в ее революционном  развитии”, сочетающегося “с задачей  воспитания трудящихся в духе социализма”. Эстетическое понятие “реализм”  было соединено с определением “социалистический”, что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам  идеологии и политики.  
 

     
  1. Литература
 

       Октябрьская  революция  оказала  огромное  воздействие  и  на  развитие искусства. Литературный  процесс  первых  лет  советской  власти  отличается большой сложностью и многогранностью. Лидирующей сферой развития  литературы в 20-е гг. несомненно, является  поэзия.  По  форме  литературная  жизнь  во многом осталась прежней. Как в начале  века  тон  ей  задавали  литературные кружки,  многие  из  которых  пережили  кровавое  лихолетье   и   продолжали действовать в 20-е гг.: символисты,  футуристы,  акмеисты  и  пр.  Возникают новые кружки и объединения. Однако соперничество между ними  теперь  выходит за пределы художественной сферы и часто  приобретает  политическую  окраску.

       Наибольшее  значение  для  развития  литературы  имели   объединения   РАПП, "Перевал", "Серапионовы братья" и ЛЕФ.

       «Общая  политика в области литературы проводилась  такими лидерами партии как А.В. Луначарский, А.К. Воронский, Л.Д. Троцкий и др. По крайней мере, в этой области  Луначарский среди них на тот  момент играл самую важную роль. Хотя лидеры имели общую идею, согласно которой следовало руководить литературой  с классовой позиции, они расходились  во мнении, как конкретно приметать  эту позицию к литературной политике. Несмотря на подчеркивание творческой свободы, Ленин и Троцкий всё  же предпочитали большее вмешательство  в литературный процесс, чем Луначарский  и Воронский.

     В период НЭПа партия большевиков выступала  за сохранение всех унаследованных культурных ценностей при условии их идеологически-критического усвоения и против создания пролетарской культуры, не связанной с традицией. Таким образом, в первой половине 20-х годов в культурной сфере  творческая свобода художественных деятелей в какой-то мере присутствовала».1 «В 1925-1932 тт. в литературе на роль творцов «чистокровного пролетарского искусства» претендовала (и не без успеха) Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Руководство ее считало себя властью в литературе и раздавало ярлыки направо и налево, «звание „пролетарские" нося, как эполеты». С 1923 г. журнал «На посту» занялся критической расправой над писателями «без эполет».2 С самого начала 20-х годов начинается и культурное самообеднение России. В 1921 г. умер от «отсутствия воздуха» сорокалетний А. Блок и был расстрелян тридцатипятилетний Н. Гумилев, вернувшийся на родину из-за границы в 1918-м. В год образования СССР (1922) выходит пятая и последняя поэтическая книга А. Ахматовой (спустя десятилетия ее шестая и седьмая книги выйдут не в полном составе и не отдельными изданиями), высылается из страны цвет ее интеллигенции, добровольно покидают Россию будущие лучшие поэты русского зарубежья М. Цветаева, В. Ходасевич и сразу затем Г. Иванов. К уже эмигрировавшим выдающимся прозаикам добавляются И. Шмелев, Б. Зайцев, М. Осоргин, а также - на время - сам М. Горький. Если в 1921 г. открылись первые «толстые» советские журналы, то «августовский культурный погром 1922 года стал сигналом к началу массовых гонений на свободную литературу, свободную мысль. Один за другим стали закрываться журналы, в том числе «Дом искусств», «Записки мечтателей», «Культура и жизнь», «Летопись Дома литераторов», «Литературные записки», «Начала», «Перевал», «Утренники», «Анналы», альманах «Шиповник» (интересный между прочим тем, что сближал молодых писателей со старой культурой: редактором был высланный Ф. Степун, авторами А. Ахматова, Ф. Сологуб, Н. Бердяев, а среди «молодых» - Л. Леонов, Н. Никитин, Б. Пастернак); закрыт был и сборник «Литературная мысль», в 1924 году прекратилось издание журнала «Русский современник» и т.п. и т.д.» Культурное самообеднение страны в тех или иных формах продолжается (и с конца 30-х едва ли не преобладает) до конца 50-х - начала 60-х годов (1958 год - моральная расправа над автором «Доктора Живаго» Б. Пастернаком, 1960 - арест романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба») и уже с конца 60-х, когда начинается третья волна эмиграции, возобновляется опять. Эмигрантской же литературе, особенно первой волны, всегда трудно было существовать из-за отсутствия родной почвы, ограниченности финансов и читательского контингента.

     Рубежный  характер начала 20-х годов очевиден, но не абсолютен. В некоторых отношениях, например, в области стихосложения, «серебряный век» «жил» до середины 20-х годов. Крупнейшие поэты «серебряного века» (в их же ряду такой необыкновенный прозаик, как Андрей Белый, который  умер в начале 1934 г.) и в советское  время, при всей их эволюции и вынужденном  долгом молчании, в главном сохраняли  верность себе до конца: М. Волошин до 1932 г., М. Кузмин до 1936, О. Мандельштам  до 1938.

     Рассеченная на три части, две явные и одну неявную (по крайней мере для советского читателя), русская литература XX века все-таки оставалась во многом единой, хотя русское зарубежье знало  и свою, и советскую, а с определенного  времени немало произведений задержанной  на родине литературы, советский же широкий читатель до конца 80-х годов  был наглухо изолирован от огромных национальных культурных богатств своего века (как и от многих богатств мировой  художественной культуры). Русская  культура вплоть до начала 1990-х годов  оставалась литературоцентричной. При  огромных пространствах России и  СССР и трудности (в силу как административных, так и материальных причин) передвижения по ним типичное русское познание - книжное познание. Издавна писатель в России почитался учителем жизни. Литература была больше, чем только и просто художественная словесность. После 1917 г. «руководящая функция литературы получает исключительное развитие, оттеснив и религию, и фольклор, пытаясь  непосредственно строить жизнь  по рекомендуемым образцам...». Конечно, была и сильнейшая непосредственная идеологическая обработка советского человека, но газет он мог и не читать, а к советской литературе хотя бы в школе приобщался обязательно. Эмиграция, желавшая сохранить свое национальное лицо, нуждалась в литературе еще больше. Изгнанники унесли свою Россию, в большинстве случаев  горячо любимую, с собой, в себе.

     Раскол  произошел по идеологической, политической причине. Но в большой исторической перспективе, в которой проверяются  художественные ценности, идеология  и политика не столь уж важны: язычник  Гомер или мусульманин Низами велики и для христианина, и для  атеиста, а их политические взгляды  мало кому интересны. Идеологическое же разделение ветвей русской литературы не было ни абсолютным, ни однозначным. При всей идеологической унификации в Советском Союзе были несоветски и антисоветски настроенные писатели, а в русском зарубежье - настроенные  просоветски, и вообще там была большая  идеологическая дифференциация писателей. Хотя откровенных монархистов среди  крупных писателей не было, в целом  произошел сдвиг «литературы  первой эмиграции «вправо» - в направлении  православно-монархических ценностей. Изживание либерально-демократических  иллюзий было свойственно большинству  беженцев...». Но в эмигрантской печати преобладали левые партии, преимущественно  эсеры.

Информация о работе Искусство живописи