Исторические и архитектурные памятники Кыргызстана
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 11:58, реферат
Описание работы
Кыргызстан имеет богатую историю, уходящую в глубокую древность. На территории республики насчитывается больше 5000 археологических и архитектурных памятников, имеющих историческое значение.
Файлы: 1 файл
Исторические и архитектурные
памятники Кыргызстана
Кыргызстан имеет богатую историю,
уходящую в глубокую древность. На территории
республики насчитывается больше 5000 археологических
и архитектурных памятников, имеющих историческое
значение.
Башня Бурана
Минарет X-XI вв. расположена в 12 км юго-западнее
Токмока, по дороге в живописное ущелье
Кегеты Кыргызского хребта. Это монументальное,
культовое сооружение относится к периоду
господства Караханидских племен, владевших
900 лет назад большей частью Средней Азии.
Она сложена из обожженного кирпича и
арчовых брусьев. На восьмигранном каменном
цоколе стоит круглый в сечении, суживающийся
кверху ствол, охваченный поясами орнаментальной
кладки. С южной стороны на высоте 5 м находится
дверной проем, от которого начинается
винтовая лестница, ведущая к смотровой
площадке. Высота башни - 21 м, диаметр -
9 м. Ее прежняя высота предположительно
была 44-48 м. На окружающей башню территории,
в результате раскопок, обнаружены останки
трех мавзолеев и полуразрушенные жилые
помещения XI-XII вв. Вероятно, Бурана являлась
вертикальной доминантой древнего городаБаласагун,
северной столицы тюркоязычного государства
Караханидов. В 1218 г. Баласагун был захвачен
и разрушен татаро-монголами и в XIV в. перестал
существовать. В 1976 г. Буранинское городище
было объявлено государственным заповедником,
проведена реставрация башни и открыт
Республиканский археолого-архитектурный
музей (1977 г.). Основу музея составляет
башня Бурана, балбалы - каменные идолы
(VI - X вв.), камни с наскальным изображением
(1 тыс. лет до н.э.) и сам музей с различными
археологическими экспонатами.
Ак-Бешимское
городище
В 6 км северо-западнее Бураны находится
Ак-Бешимское городище (Суяб) - один из
культурных и экономических центров Чуйской
долины(VI-VII вв.). Город занимал большую
территорию - шахристан (городской центр)
с цитаделью общей площадью 35 га, к нему
примыкал рабад (ремесленный пригород)
около 60 га. Городская округа, обнесенная
с внешней стороны мощной стеной, создавала
симбиоз городского и сельского поселения.
В результате раскопок здесь нашли останки
двух буддистских храмов, христианской
церкви, дворцового сооружения, массивы
жилых кварталов, ирригационные сети и
другие атрибуты средневекового зодчества.
Предполагается, что это первоначальное
расположение города Баласагун, впоследствии
разросшегося на восток.
Краснореченское
городище
Краснореченское городище - останки древнего
города в 38 км восточнее Бишкека. Образец
оседлой культуры (V-X вв.). При раскопках
были найдены фрагменты буддийской живописи
и скульптуры, а так же огромная статуя
Будды(свыше 12 м) из литой глины с тонко
проработанной драпировкой и цветной
раскраской. Непременный атрибут зороастрийской
религии - оссуарий (костехранилище), найденный
на территории Краснореченского городища
можно увидеть в археолого-архитектурном
музее "Бурана".
Таш-Рабат
- караван-сарай XV в.
В северной части Кыргызской Республики
расположен Караван-сарай Таш-Рабат - постоялый
двор для купцов и путешественников. Он
был сооружен в 15 веке на древнем торговом
пути из Средней Азии в Китай, находится
в 80 км от современного районного центра
Ат-Баши.
Это самое крупное сооружение среднеазиатского
зодчества того времени, возведенное из
камня. Массивные каменные стены с двумя
башнями и мощным входным порталом служили
надежной защитой его постояльцам.
Городище
Кошой-Горгон
Городище Кошой-Горгон - в 20 км к западу
от Ат-Баши. Представляет собой останки
древней крепости 250х250 м (VIII - X вв.), служившей
военной ставкой удельных правителей
на востокегосударства Караханидов. Образец
мусульманской архитектуры, расположенный
на караванном пути.
Мавзолей
Гумбез Манаса
Гумбез Манаса (мавзолей) - в 20 км от города
Талас у подножия горы Кароол-Чоку. Памятник
мемориально-культовой архитектуры XIV
в. Представляет собой портально-купольный
кирпичный мавзолей с внутренним стрельчатым
куполом и внешним ребристым шатром на
рубчатом барабане, венчающим почти кубический
объем. После реконструкции в 1970 г. был
открыт мемориальный комплекс "Манас
Ордосу", в него входят гумбез Манаса,
Музей-заповедник "Манас", мечеть.
По некоторым данным в 1334 г. в гумбезе была
похоронена дочь эмира и др.
Кен-Кольский
могильник
Кен-Кольский могильник (Таласская область)
состоит из более чем 60 курганов, относящихся
к 3 - 2 вв. до н.э.
Ош
Ош - один из древнейших азиатских городов.
3000 лет назад у подножья четырехглавой
горы Бара-Кух (ее высота 160 м) появились
первые поселения. В XIV в. в ее недрах был
похоронен Сулейман-шейх, и гора получила
название Тахт-и-Сулейман (трон Сулеймана),
Сулейман-тоо стала почитаться как священная
гора. До сих пор к ней идут паломники,
в надежде излечиться в святом месте от
недуга. Об этом напоминают разноцветные
тряпочки, завязанные на ветках деревьев
и кустарников. На горе видны углубления,
которые по преданию являются отпечатками
подков коня пророка Бабура. На одной из
ее вершин стоит дом Бабура - мавзолей
XVI-XVII веков.
На ее склоне находится пещера, в которой
расположен музей. В городе сохранились
мечеть Рават Абдулла-хана(XVI-XVII вв.), мавзолей
Асаф-ибн-Бухрия (XVII-XVIII вв.), мечеть Алымбек-датки
(XIX в.) и еще около 30 исторических памятников.
Древний Ош (IV в. до н.э. - V в.н.э.) был важным
населенным пунктом на Великом Шелковом
пути, к этому времени относятся останки
многочисленных древних замков на окраинах
Оша - Мирзалим-Дёбё, Чаян-Дёбё, Отуз-Атыр,
крепость Мады и др. Недалеко от Оша расположена
скала Сурот-Таш, на которой более 100 наскальных
рисунков (I тысячелетие до н.э.).
Узген
Узген - древний город на территории Кыргызстана.
Расположенный в VIII-IX вв. на караван пути
из Самарканда в Кашгар, он имел вид мощной
крепости. В XI-XII вв. Узген укрепил свои
позиции, став столицей Ферганы. Центральная
часть города представляла собой живописную
застройку с узкими причудливыми улицами,
рядом размещались базарная площадь, улицы
с караван-сараями и хаммомы. Функционировали
крупные медресе и мечети. Сейчас лишь
минарет и 3 мавзолея, в 120 м от него, относящиеся
к лучшим образцам среднеазиатского зодчества
XI-XI вв. напоминают о былом величии города.
В Узгенском архитектурном комплексе
прослеживается идея портально-купольного
мемориального здания с квадратным в плане
залом и тщательно разработанным декором
главного фасада. Самый ранний - средний
мавзолей (начало XI в.), имел внешние размеры
12х12 м, внутренние - 8,5х8,5 м, был украшен
узорной кирпичной кладкой и резьбой,
имел два слабовыраженных портала - южный
и западный. В северном (1152-1153 годы) и южном
(1186-1187) мавзолеях главные фасады представляют
собой развитые прямоугольные порталы
- пештаки, с входными айванами, оформленными
стрельчатой аркой на колоннах, с четкой
конструктивной схемой полос орнамента
и надписей на плоскости фасада. В декоре
этих мавзолеев наряду с узорной кладкой
и резьбой по стуку появляется резная
терракота.
Кара-Дарьинское
городище
Между Узгеном и селом Кара-Кульджа находится
Кара-Дарьинское городище (III-IV вв. до н.э.)
- представляющее собой образец кушанской
культуры
Шоробашат
Между Узгеном и Джалал-Абадом находятся
руины крупного городища Шоробашат, административно-военного
и религиозного центра IV-V вв. до н.э. Городище
расположено на пологом склоне горы, в
пойме реки Яссы и занимает площадь около
70 га (1400х500 м). Его окружает единый вал,
длиной около 3 км и 6 м высотой. Городище
состоит из четырех относительно самостоятельных
укрепленных частей: цитадель, религиозный
комплекс, убежище и военный лагерь. Крепость-цитадель
имеет размеры примерно 250х300 м, трапециевидной
формы. С северо-запада к ней примыкает
огороженная территория для религиозных
обрядов. Здесь сохранились останки двух
помещений, в первом были найдены скульптурные
изображения, во втором находились хозяйственные
ямы и очаги. Западная часть служила убежищем
для окрестного населения, во время нападения
врагов. Военный лагерь имел форму скошенного
квадрата, что отличает его от овальных
очертаний других укреплений.
Мавзолей
Шах-Фазиль
Мавзолей Шах-Фазиль в селе Сафид-Буленд
(Джалал-Абадской области) предположительно
относится к XI-XII вв., сложенный из кирпича
квадратный на восьмигранном барабане,
перекрытый куполом мавзолей, отличается
отсутствием наружного и богатством внутреннего
декора.
Город Каракол
Город Каракол (Иссык-кульская область)
с 1869 г. являлся форпостом России в прииссыккулье.
В районе пристани находился перевалочный
пункт на дороге из Казахстана в Кашгар
через Тескей Ала-Тоо. Там же в 1892 г. был
построенпамятник Пржевальскому, известному
русскому путешественнику и исследователю.
Высота памятника - 8,5 м, его масса - 365 тонн,
он представляет собой расправившего
крылья орла, сидящего на каменном утесе,
масса орла - 1 тонна, размах крыльев - 3
м. Каждая деталь монумента имеет символическое
значение. В мемориальный комплекс Пржевальского
помимо памятника входят музей, часовня
и могила путешественника.
Среди архитектурных памятников Каракола
известны: Дунганская мечеть (XIX в.), построенная
в стиле буддийской пагоды, и христианская
церковь, возведенная в 1871 г.
В X-XII вв. вокруг озера Иссык-Куль сформировалась
цепь поселений, вдоль одной из трасс Великого
шелкового пути. В цепь входило 4-5 городов
и более сотни мелких населенных пунктов.
Города состояли из цитадели, шахристана
и относительно свободно расположенных
жилищ земледельцев и скотоводов-кочевников.
Во время кокандского завоевания (XVIII в.),
по ходу продвижения войск возводились
укрепления - кокандские крепости. Она,
как правило, строилась на возвышенности
и обносилась прямоугольной замкнутой
стеной. Повсеместно на территории Иссык-Кульской
области находятся археологические и
архитектурные памятники. На южном берегу
Иссык-Куля - развалины крепости XIV в. В
городе Чолпон-Ата под открытым небом
раскинулся музей петроглифов (наскальные
рисунки).
Саймалы-Таш
Саймалы-Таш (в переводе с кыргызского
- рисованный камень) - одна из самых крупных
в мире галерей петроглифов. На северо-восточном
склоне Ферганского хребта (недалеко от
Казармана) найдено 91900 рисунков. У перевала
Кёгарт, на высоте более 3000 м - Саймалы-таш-2
- 15625 изображений. Всего 107525 петроглифов,
относящихся к III-II тысячелетию до н.э.
К историко-культурным туристическим
ресурсам относятся также материально-духовная
культура кыргызского народа, самобытные
национальные традиции, обычаи, фольклор,
национальная кухня, многочисленные предметы
декоративно-прикладного искусства и
быта, традиционные народные обряды и
театрализованные представления, организованные
на их основе.
Информация о работе Исторические и архитектурные памятники Кыргызстана