Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:47, доклад
Николай Васильевич Гоголь. Об архитектуре нынешнего времени. 1830 год. Мне всегда становится грустно, когда я гляжу на новые здания, беспрерывно строящиеся, на которые брошены миллионы и из которых редкие останавливают изумленный глаз величеством рисунка, или своевольною дерзостью воображения, или даже роскошью и ослепительною пестротою украшений. Невольно втесняется мысль: неужели прошел невозвратимо век архитектуры? неужели величие и гениальность больше не посетят нас....
История архитектуры как наука
История архитектуры
является отдельной самостоятельной
наукой одновременно исторического
и теоретического профилей. Эта её
особенность обусловлена
Архитектурный стиль
Архитектурный стиль может определяться, как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции). Понятие архитектурного стиля входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития, как совокупности главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.
Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов.
Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ар-деко)[2].
В то же время стиль как описательное средство обладает рядом принципиальных недостатков.
Несмотря на указанные недостатки, архитектурный стиль как описательное средство является частью научного метода истории архитектуры, поскольку позволяет проследить глобальный вектор развития архитектурной мысли.
Ранняя история человечества
Архитектура Передней Азии
Византийская архитектура прошла в своей эволюции три периода: Ранневизантийский (V – VIII вв.) – становление конструкций и композиционных принципов центрических зданий; Средневизантийский (VIII - XIII вв.) – появление и выработка крестовокупольного типа культовых зданий; Поздневизантийский (XIII – XV вв.) – отказ от монументализации храмов и переход к строительству небольших сооружений изысканной архитектуры.
Следующие достижения
византийских архитекторов стали вкладом
в мировую архитектурную
Стены зданий возводились из кирпичной кладки на толстых слоях известкового раствора с добавлением толчёного кирпича – цемянки. Кирпич имел вид тонкой, широкой пластины – плинфы (примерно 35х 35 х 5 см). Таким образом, основной массив стены составлял раствор, из которого плинфы отсасывали влагу и корректировали направление кладки. Такая кладка с широкими розовыми полосами раствора и слоями кирпича впоследствии получила название византийской. Этот технический приём положил начало декоративной обработке фасадов фигурной кирпичной кладкой с чередующимися светлыми и тёмными полосами облицовок.
Основными формами византийских перекрытий были полусфера и полуцилиндрический свод, удобные для возведения с применением, так называемого, вороба – приспособления в виде рейки или верёвки постоянной длины, закрепленным одним концом в геометрическом центре пролёта, а другим отмечалось положение каждого последующего ряда кладки. Использование вороба позволило перейти от крестовых римских сводов к парусному, имеющему вид обрубленного с четырёх сторон купола, т.е. форму, близкую к полному куполу.
Между сводами Римской империи и сводами Византии существует принципиальное различие: первые, по существу, отлитые, вторые – сложены; первые являются искусственным монолитом из щебня, вторые – сооружениями правильной кладки со штукатуркой или без неё; первые нуждаются в опалубке в виде кружал, вторые возводятся на кружалах только в исключительных случаях и отвечают постоянному стремлению восточных архитекторов строить перекрытия без вспомогательных лесов.
Результатом поисков архитекторов и конструкторов стало сочетание парусного свода с венчающим его куполом. В этой схеме удачно решались вопросы перехода от квадратного плана помещения к круглому куполу с обеспечением равномерности нагрузки его основания на паруса и сокращением числа опор.
На этой основе были разработаны многие композиции христианских культовых сооружений. Наиболее крупным и известным стал собор св. Софии в Константинополе, заказанный императором Юстинианом I (заказчиком Дигест) архитекторам Анфимию из Тралл и Исидору из Милета как главный храм Византийской империи (христианского мира), способный своим великолепием затмить римский Пантеон.
Здание собора,
запроектированное и
Центральный купол храма св. Софии имеет диаметр 31 м и опирается посредством парусов на мощные опоры, каждая размером 5,3 х 7,5 м в плане. Распор купола в продольном направлении погашается системой полукуполов, а в поперечном – мощными контрфорсами и двухъярусными боковыми нефами. Обширное пространство главного нефа (площадью 1970 кв.м; для сравнения: площадь зала Пантеона 961 кв. м) отделяется от боковых нефов арочными колоннадами (аркадами на колоннах), придающими интерьеру храма масштабность и привлекательность с различных точек зрения. Подкупольное пространство обильно освещается через пояс из 40 окон у основания купола и окна в тимпанах. Облицованный голубой мозаикой и залитый светом огромный купол словно парит в окружении светового кольца над всем интерьером. Боковые нефы затенены. Создано огромное крытое пространство для большого количества молящихся. Вход через центральную дверь – только для императора и патриарха.
Романский стиль
Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) с сер. X века по XII век (в ряде мест — и в XIII веке), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.
Термин «романский стиль» появился только около 1820 г.[3], когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление.
Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). Самые ранние дошедшие до нашего времени сооружения из камня были построены в X в. Хотя на протяжении 300 лет архитектурные формы развивались и становились сложнее и богаче, однако они сохраняли сходство с прототипом, поэтому весь период объединен понятием — романское искусство.
Романский период на территории Европы приходится на время господства феодального строя, основой которого было сельское хозяйство. Первоначально все земли принадлежали королю, он распределял их между своими вассалами, а те, в свою очередь, раздавали её для обработки крестьянам. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. Привязанные к земле крестьяне содержали господ, которые в свою очередь служили в войсках короля. Таким образом, возникли сложные взаимозависимые отношения между господами и крестьянами, причем крестьяне находились на нижней ступени общественной лестницы.
Поскольку каждый феодал стремился расширить свои владения, то конфликты и войны велись практически постоянно. В результате центральная королевская власть теряла свои позиции, что приводило к раздробленности государств. Несмотря на то, что духовенство было втянуто в феодальные распри и столкновения между императором и папой римским, материальное и идеологическое значение церкви постоянно возрастало, так как и господа, и крестьяне в равной степени придерживались христианской веры. В период раннего средневековья монастыри были центрами духовной и культурной жизни, а блистательные епископские соборы одновременно представляли королевскую власть.
План святого Галла - средневековый рисунок идеальной модели монастыря. Нач. IX в.
Архитектурные сооружения романского периода представляют собой массивные геометрические объёмы, поверхности стен прорезаны маленькими окнами, орнамент используется редко. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.