История архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:47, доклад

Описание работы

Николай Васильевич Гоголь. Об архитектуре нынешнего времени. 1830 год. Мне всегда становится грустно, когда я гляжу на новые здания, беспрерывно строящиеся, на которые брошены миллионы и из которых редкие останавливают изумленный глаз величеством рисунка, или своевольною дерзостью воображения, или даже роскошью и ослепительною пестротою украшений. Невольно втесняется мысль: неужели прошел невозвратимо век архитектуры? неужели величие и гениальность больше не посетят нас....

Файлы: 1 файл

История архитектуры как наука.docx

— 284.76 Кб (Скачать файл)

История архитектуры как  наука

История архитектуры  является отдельной самостоятельной  наукой одновременно исторического  и теоретического профилей. Эта её особенность обусловлена спецификой предмета — истории возникновения и развития архитектуры, теоретических знаний об архитектуре, архитектурного языка, архитектурной композиции, а также наблюдение таких общих черт и признаков архитектуры определённого времени и места, которые позволяют выделить архитектурные стили.

Архитектурный стиль

Архитектурный стиль может определяться, как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции). Понятие архитектурного стиля входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития, как совокупности главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.

Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов.

Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют  друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование  стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ар-деко)[2].

В то же время  стиль как описательное средство обладает рядом принципиальных недостатков.

  1. Архитектурный стиль, как и стиль в искусстве вообще — понятие условное. Он удобен для осмысления истории европейской архитектуры. Однако для сопоставления истории архитектуры нескольких крупных регионов стиль как описательное средство не подходит. Например, трудно найти соответствие периодам в истории архитектуры Китая архитектурным стилям Европы.
  2. Существуют такие стили (например, модерн), которые в различных странах именуются по-разному.
  3. В рамках постмодернистской парадигмы оформилось множество направлений, которые существенно различаются по философии и языковым средствам. Пока идут научные споры о самостоятельности того или иного направления, нет и не может быть единства в терминологии.

Несмотря на указанные недостатки, архитектурный стиль как описательное средство является частью научного метода истории архитектуры, поскольку позволяет проследить глобальный вектор развития архитектурной мысли.

Ранняя  история человечества

  Архитектура Передней Азии

  • Шумерская архитектура в Месопотамии начинается с 4000 г. до н.э:
    • время династии Урук, примерно 3500 по 2800 г. до н. э.
    • старо-шумерская империя примерно 2800 по 2100 г. до н. э.
    • новая-шумерская империя примерно с 2100 по 2015 г. до н. э.
    • время правления царя Исина в городе Ларса 2017 по 1737 г. до н. э. (были созданы большие дворцы в городе Ларса и Мари)
  • Эламская архитектура (на юго-западе нынешнего Ирана) начиная с 2400 по 500 г. до н. э.
  • Ассирийская архитектура в средней и северной Месопотамии с 2000 по 600 г. до н. э.
  • Архитектура и строительство в Древнем Вавилоне с 1900 по 539 г. до н. э.
  • Персидская архитектура начиная с 550 г. до н. э. до 650 г. н. э Архитектура Византии

Византийская  архитектура прошла в своей эволюции три периода: Ранневизантийский (V – VIII вв.) – становление конструкций  и композиционных принципов центрических зданий; Средневизантийский (VIII - XIII вв.) – появление и выработка крестовокупольного типа культовых зданий; Поздневизантийский (XIII – XV вв.) – отказ от монументализации храмов и переход к строительству небольших сооружений изысканной архитектуры.

Следующие достижения византийских архитекторов стали вкладом  в мировую архитектурную практику.

Стены зданий возводились  из кирпичной кладки на толстых слоях  известкового раствора с добавлением  толчёного кирпича – цемянки. Кирпич имел вид тонкой, широкой пластины – плинфы (примерно 35х 35 х 5 см). Таким образом, основной массив стены составлял раствор, из которого плинфы отсасывали влагу и корректировали направление кладки. Такая кладка с широкими розовыми полосами раствора и слоями кирпича впоследствии получила название византийской. Этот технический приём положил начало декоративной обработке фасадов фигурной кирпичной кладкой с чередующимися светлыми и тёмными полосами облицовок.

Основными формами  византийских перекрытий были полусфера  и полуцилиндрический свод, удобные  для возведения с применением, так  называемого, вороба – приспособления в виде рейки или верёвки постоянной длины, закрепленным одним концом в геометрическом центре пролёта, а другим отмечалось положение каждого последующего ряда кладки. Использование вороба позволило перейти от крестовых римских сводов к парусному, имеющему вид обрубленного с четырёх сторон купола, т.е. форму, близкую к полному куполу.

Между сводами  Римской империи и сводами  Византии существует принципиальное различие: первые, по существу, отлитые, вторые –  сложены; первые являются искусственным  монолитом из щебня, вторые – сооружениями правильной кладки со штукатуркой или  без неё; первые нуждаются в опалубке в виде кружал, вторые возводятся на кружалах только в исключительных случаях  и отвечают постоянному стремлению восточных архитекторов строить  перекрытия без вспомогательных  лесов.

Результатом поисков  архитекторов и конструкторов стало  сочетание парусного свода с  венчающим его куполом. В этой схеме удачно решались вопросы перехода от квадратного плана помещения  к круглому куполу с обеспечением равномерности нагрузки его основания  на паруса и сокращением числа  опор.

На этой основе были разработаны многие композиции христианских культовых сооружений. Наиболее крупным и известным  стал собор св. Софии в Константинополе, заказанный императором Юстинианом I (заказчиком Дигест) архитекторам Анфимию из Тралл и Исидору из Милета как главный храм Византийской империи (христианского мира), способный своим великолепием затмить римский Пантеон.

Здание собора, запроектированное и осуществлённое этими архитекторами (предположительно в период 530 – 537 гг.), представляет собой  купольную базилику, размером в плане 81 х 72 м, высотой до верха купола 57 м, со средним нефом шириной 31 м. Здесь впервые был применён такой строительный приём, как опора купола на четыре расположенные квадратом арки. При этом в участках между смежными арками устроена конструкция треугольно-сферической формы, которая впоследствии получила название паруса.

Центральный купол  храма св. Софии имеет диаметр 31 м и опирается посредством  парусов на мощные опоры, каждая размером 5,3 х 7,5 м в плане. Распор купола в продольном направлении погашается системой полукуполов, а в поперечном – мощными контрфорсами и двухъярусными боковыми нефами. Обширное пространство главного нефа (площадью 1970 кв.м; для сравнения: площадь зала Пантеона 961 кв. м) отделяется от боковых нефов арочными колоннадами (аркадами на колоннах), придающими интерьеру храма масштабность и привлекательность с различных точек зрения. Подкупольное пространство обильно освещается через пояс из 40 окон у основания купола и окна в тимпанах. Облицованный голубой мозаикой и залитый светом огромный купол словно парит в окружении светового кольца над всем интерьером. Боковые нефы затенены. Создано огромное крытое пространство для большого количества молящихся. Вход через центральную дверь – только для императора и патриарха.

Романский стиль

Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) с сер. X века по XII век (в ряде мест — и в XIII веке), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

Термин «романский стиль» появился только около 1820 г.[3], когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление.

Основной вид  искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). Самые ранние дошедшие до нашего времени сооружения из камня были построены в X в. Хотя на протяжении 300 лет архитектурные формы развивались и становились сложнее и богаче, однако они сохраняли сходство с прототипом, поэтому весь период объединен понятием — романское искусство.

Романский период на территории Европы приходится на время  господства феодального строя, основой которого было сельское хозяйство. Первоначально все земли принадлежали королю, он распределял их между своими вассалами, а те, в свою очередь, раздавали её для обработки крестьянам. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. Привязанные к земле крестьяне содержали господ, которые в свою очередь служили в войсках короля. Таким образом, возникли сложные взаимозависимые отношения между господами и крестьянами, причем крестьяне находились на нижней ступени общественной лестницы.

Поскольку каждый феодал стремился расширить свои владения, то конфликты и войны  велись практически постоянно. В  результате центральная королевская  власть теряла свои позиции, что приводило  к раздробленности государств. Несмотря на то, что духовенство было втянуто  в феодальные распри и столкновения между императором и папой  римским, материальное и идеологическое значение церкви постоянно возрастало, так как и господа, и крестьяне  в равной степени придерживались христианской веры. В период раннего  средневековья монастыри были центрами духовной и культурной жизни, а блистательные  епископские соборы одновременно представляли королевскую власть.

План  святого Галла - средневековый рисунок идеальной модели монастыря. Нач. IX в.

Архитектурные сооружения романского периода представляют собой массивные геометрические объёмы, поверхности стен прорезаны  маленькими окнами, орнамент используется редко. Основными постройками в  этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом  композиции монастыря или замка  становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Информация о работе История архитектуры