История проектирования клубов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 06:11, контрольная работа

Описание работы

Дореволюционный период страны и вся история мировой культуры оставили нам два прототипа современного клуба. Первый прототип восходит ещё к архаическим временам и транслируется затем через античность и новоевропейскую историю (включая и историю России) в виде групп, кружков, «братств» и других общественных образований коллективной досуговой деятельности и общения по интересам. Такие клубы существовали по разным законам самоорганизации, и отвечающие им архитектурные решения включали и замкнутые пространства типа гостиных, и площади для собраний, и развитые многопрофильные комплексы типа римских терм или дворянских собраний, и сельские околицы.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 1.72 Мб (Скачать файл)

1. История проектирования  клубов.

Дореволюционный период страны и вся история мировой  культуры оставили нам два прототипа  современного клуба. Первый прототип восходит ещё к архаическим временам и  транслируется затем через античность и новоевропейскую историю (включая  и историю России) в виде групп, кружков, «братств» и других общественных образований коллективной досуговой деятельности и общения по интересам. Такие клубы существовали по разным законам самоорганизации, и отвечающие им архитектурные решения включали и замкнутые пространства типа гостиных, и площади для собраний, и развитые многопрофильные комплексы типа римских терм или дворянских собраний, и сельские околицы.

Второй прототип клуба возник в Европе в XIX в. вместе со становлением профсоюзного движения именно как «пролетарский клуб», противопоставленный буржуазному  «английскому клубу». Идеей этого  нового клуба было просветительство, воспитание и обучение, здоровый быт  и отдых, внедряемый в жизнь рабочей  среды. Упор здесь делался именно на организацию досуга, и соответствующие  таким клубам архитектурные решения  отвечали рациональному сочетанию  развлекательных, учебных, оздоровительных  мероприятий. «Народные дома», возникшие  в России, особенно после 1905 г., под  патронажем благотворительных обществ  и профессиональных союзов, включали, как правило, большой зрительный зал для драматических и оперных  гастролей и концертов, помещения  кафе-столовых, помещения для занятий  и лекций, спортивные залы и т.д.

2. Отечественный  опыт

 

 Специфика каждого из методов проектирования — типового и индивидуального  — ощутимо сказывается на их результатах.

Как правило, в типовых  проектах варьируются несколько  более или менее отработанных композиционных схем, а индивидуальные демонстрируют их удивительное разнообразие.

В итоге бесконечных  регламентаций, ограничивающих возможности  типового проектирования, типовые проекты  получили свои нелучшие специфические черты, в результате чего типовые проекты клубов, как правило, очень сильно отличаются от индивидуальных.

Предпосылкой для  возникновения разнообразных объёмно-планировочных  решений клуба служит появление  новых концепций клубного пространства. Примерами могут быть не только отдельные  проекты, но и целые группы проектов. Речь идёт,в частности, о двух конкурсах на проекты сельских клубов: 1968 и 1985 гг., которые, несмотря на большой промежуток времени, отделяющий их один от другого, имеют много общих черт. В первом из них предлагались к разработке четыре типа клуба: на 200, 300, 400 и 500 мест в зале. В качестве элемента композиции, кроме зала и фойе, в одном случае предлагалась гостиная — место общения и отдыха; во втором случае — спортивный и выставочные залы(приложение, рис. 1 — 3).

Задачей второго  конкурса являлось достижение многофункционального использования помещений клуба  с помощью трансформации.

Так, конкурс 1968г., по условиям которго состав помещений клубов малых вместимостей был ограничен и вместо фойе клуб имел общее пространство небольшой площади — гостиную, вызвал к жизни такую структуру здания, при которой гостиная была ядром и связкой двух блоков — зального и кружкового. Введение в состав помещений двух дополнительных залов — спортивного и выставочного — принципиально структуры здания не меняло: они оставались структурными элементами, расположенными вокруг композиционного центра — пространства гостиной.

Конкурс на применение трансформации вызвал к жизни  центрический тип здания, не использовавшийся ранее для зданий клуба, несколько  напоминающий культовое сооружение с размещением в центре композиции помещений разного назначения: как  зала, так и фойе или вестибюля (приложение, рис. 4 — 11). При этом идея трансформации породила и другие композиционные решения: протяжённое  здание, компактное, нецентричное, угловое, охватывающее своими помещениями внутренний двор (южный регион) и т.п.

Требование обеспечить возможность совместного и раздельного  функционирования зрительского и клубного комплексов являлось до последнего времени  ведущим.

Изолированное размещение кружкового комплекса от зрительского имело причиной не только различные  требования к создаваемому ими шумовому фону, но различия в самом процессе их деятельности — развлекательной  в зрительском комплексе и  учебно-воспитательной в кружковом. Это пораждало структуру каждой из частей: театральную схему композиции в зрительской части и систему нанизанных на коридор кружковых комнат, подобную композиционным схемам учебных заведений — клубной.

Необходимость изоляции зрительской части диктовалась  в ряде случаев необходимостью её использования для гастролей  профессиональных театральных и  концертных коллективов.

Вместе с тем  уже наметившийся процесс выделения  зрелищных функций (прокат фильмов, гастроли) из состава клуба позволяет  вернуться к целостной структуре  здания. Кроме того, в периферийных клубах малой вместимости одновременная  работа кружков и библиотек, танцзала и проведение гастролей проблематичны. Загрузка мероприятиями такова, что они могут проходить разновременно, что не требует изоляции комплексов.

3. Зарубежный  опыт

В связи с резким ограничением индивидуального проектирования прошлых лет и повсеместным распространением типового границы между тем и  другим были не всегда чёткие.

Часть индивидуальных проектов создавались на базе типовых.

В Прибалтике и Белоруссии сложилась противоположная ситуация: проекты, называющиеся типовыми, имеют  облик индивидуальных, например, Дом  культуры в Хаапсалу, созданный на базе типового проекта РДК-600 N 264-12-89, от которго сохранён только блок зал — сцена.

Типичными примерами  индивидуального проектирования могут  служить проекты домов культуры в Дмитровграде и Волгодонске, разработанные в ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева. Оба здания имеют как различия в общем композиционном решении (первое — угловое, второе — фронтальное), так и сходство: расположение на участках со сложным рельефом предопределило в обоих случаях разноуровневое расположение отдельных групп помещений.

Дом культуры с залом  на 800 мест в Дмитровграде размещается на пересечении двух общегородских магистралей, по периметру находятся здания общегородского назначения. Здание двухэтажное, угловой ориентации, террасами спускающееся к пересечению магистралей (приложение, рис. 12).

Решение здания —  с террасообразным диагональным фойе, выявленным в объёме здания ярусными световыми фонарями на крыше, - активно противостоит окружению и имеет запоминающий облик.

Объёмно-планировочное  решение здания дома культуры с двумя  залами в Волгодонске иное (приложение, рис. 13). Здание трёхэтажное, фронтальное  симметричное, с сильно выступающей  многогранной центральной частью.

Крутой рельеф использован  для создания парадных многоуровневых террасных сходов от дома культуры к проходящей мимо него магистрали. Фойе является самым нетрадиционным элементом здания, пронизывающим  всё здание насквозь во всех трёх этажах. Оно огибает восьмиугольный зрительный клубно-концертный зал на 1200 мест с  эстрадой с фасада, завершаясь в  боковых крыльях здания двумя  зимними садами — композиционными  ядрами, вокруг которых группируются остальные помещения.

Дворец культуры в Зеленограде — типичный пример клубного здания большой вместимости, построенный по индивидуальномк проекту.

В состав его помещений  входят: музыкально-драматический театр  с залом на 800 мест, киноконцертный зал на 1200 мест, дискоклуб, молодёжное кафе, зимний сад, изостудия, зал хореографии, многочисленные кружковые помещения (приложение, рис. 14).

Треугольная в плане  форма здания вызвана, в частности, треугольным конструктивным модулем  со стороной 9 м, объединяющим три основных элемента плана: два зрительных зала и зал дискотеки.

Специфическая градостроительная  ситуация во многом предопределила объёмно-пространственные характеристики здания.

В основу плана положен  принцип открытого построения внутренних общественных пространств. Пространства фойе и вестибюлей не разделены в  общепринятом смысле — они свободно перетекают одно в другое, группируясь  вокруг центрального дворика.

Многоуровневое  пространство фойе-вестибюля с двором — центральное в композиции, на него ориентированы все залы, дискотека  и кружковые студии, оно — основное композиционное ядро здания.

Три описанных проекта  домов культуры — примеры удачного объёмно-планировочного решения зданий. И хотя они различны по размещению на участке, объёму и составу помещений, общее положительное в них, помимо удачно решённой внутренней структуры, - пластичное, в достаточной мере лиричное, интимное, несмотря на большие  размеры, не помпезное решение объёмов, довольно точно выражающее «клубность» этого типа здания.

Отличный от перечисленных  зданий облик имеет построенный  в Москве на Комсомольском проспекте  Дворец молодёжи (приложение, рис. 15). Здание излишне помпезно, чрезмерно крупномасштабно, а по внутреннему строению напоминает гастрольный театр или дворец фестивалей, предназначенный в основном для престижных массовых мероприятий.

До сих пор  речь шла о типовом и индивидуальном проектировании, воплощавшем существовавшую узаконенную, нормированную типологию. Однако исподволь как теория, так  и практика накапливали представления  о новых перспективных типах  клубов, которые и были воплощены  в поисковых эксперементальных проектах. К ним можно отнести два проекта: центр досуга и клуб по интересам (ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева, 1977 — 1978 гг.), а так же осуществлённое в натуре здание культурно-спортивного комплекса в пос. Балтым Свердловской обл. (приложение, рис. 16, 17).

Социальный заказ  на создание клуба с развлекательным  уклоном, с большим выбором видов  деятельности, с возможностью перехода от роли наблюдателей к роли участников, от пассивного к активному поведению  и обратно, получил воплощение в  проекте центра досуга, объединяющем зал аттракционов, кегельбан, концертно-танцевальный зал, кафе, салон искусств и т. д. Главным  в нём является не только сложное  по форме двухъярусное пространство фойе, но и площадки для зрителей и наблюдателей, имеющиеся в каждом из помещений (например, можно совместить наблюдение за игрой на кегельбане с питанием в кафе). Общее объединённое пространство обрело здесь ещё более  сложную форму, соответствующую  сложности и многообразию поведения  посетителя.

Социальный заказ  на создание клуба единомышленников, людей с близкими интересами вызвал к жизни тип клуба по интересам. Специфичность клуба — в отсутствии зала в таком понимании, в котором  мы привыкли его видеть. Основное в  клубе — большой выбор разнообразных  помещений, предоставляющих посетителю выбор видов студийной деятельности. Данный клуб, предназначенный в том  числе и для обучения посетителей, принципиально отличается от учебных  заведений общественными пространствами, предназначенными для демонстрации результатов общения и отдыха. Композиция здания, основанная на объединении  кружковых  комнат общественным пространством фойе в форме креста как нельзя более отвечает социальному заказу: принятая форма фойе имеет максимальный периметр внутренних стен, требующийся для экспозиции работ коллективов, при одновременном наличии изолированных от транзита пространств, своеобразных ниш-гостиных, предназначенных для общения и тихого отдыха. Композиция строится на противопоставлении или взаимопроникновении относительно постоянного общего пространства (холла, гостиной, выставочного зала) и узкоспециализированных помещений для индивидуальных и групповых занятий. Зрительный зал теряет своё доминирующее значение и становится одним из ряда других помещений.

Необходимость общего пространства для одновременного протекания разнообразных видов деятельности вызвала к жизни клубное здание (культурно-спортивный комплекс в пос. Балтым), являющееся экспериментальным не только по своему функциональному содержанию и архитектурному воплощению, но и по своему статусу: в нём проводились изучения поведения посетителей при разных режимах его функционирования.

Варианты проектного решения клуба в пос. Балтым осуществляются в других населённых пунктах Свердловской обл., например, в пос. Петрокаменское (приложение, рис. 18). Здесь отдельные части общего пространства визуально полуизолированы, благодаря перепадам плоскости пола и системе пергол и зелёных насаждений.

Основная композиционная идея — создать под единой крышей здания условия для коллективного  отдыха и общения, аналогичные тем, которые традиционно существовали на открытом воздухе, в городском  парке, в природном окружении  — плавание, танцы, спортигры, зрелище. Эта композиционная идея определила специфическую трактовку пространства, аналогичного рекреации — оно  свободно размещается между площадками, предназначенными для соответствующих  видов деятельности, и примыкает  к зрелищной площадке.

Интересные примеры  функционального и объёмно-планировочного решений демонстрируют клубные  здания за рубежом и в Прибалтике (приложение, рис. 19-26).

Наибольшее распространение  получили там специализированные любительские и досуговые клубы, предназначенные для занятий каким-либо активным видом деятельности, начиная от танцев и постановки спектаклей и кончая занятиями спортом и ремеслом.

Как правило, однопрофильные клубы — это двух-трёх-этажные здания, в одном из этажей которых расположены специализированные помещения: танцевальные студии, универсальные театральные залы, аудитории, выставочные и спортивные залы, мастерские, с большим числом сопутствующих помещений, обеспечивающих их комфортное функционирование (сауна, массажные, лаборатории, кузницы, салоны видео- и звукозаписи). На других этажах размещаются помещения для отдыха и общения: гостиные, универсальные фойе, холлы, буфеты, бары, кафе, рестораны.

Гольф-клуб «Гютершок» состоит из двух отдельно стоящих блоков, объединённых протяжённым фойе. В одном из блоков размещён универсальный спортивный зал с тренажёрами, в другом — помещения для отдыха и общения: банкетный зал, каминная, гостиная и пр.

Примером клубов для занятий ремеслом и техническим  творчеством может служить клуб для молодёжи в Руайяте, состоящий из конгломерата мастрерских, лабораторий, студий, представляющих собой относительно небольшие пространства, как бы случайно примыкающие друг к другу, но имеющие объединяющую их в единое целое визуальную связь с небольшими по площади фойе.

Информация о работе История проектирования клубов