Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 06:11, контрольная работа
Дореволюционный период страны и вся история мировой культуры оставили нам два прототипа современного клуба. Первый прототип восходит ещё к архаическим временам и транслируется затем через античность и новоевропейскую историю (включая и историю России) в виде групп, кружков, «братств» и других общественных образований коллективной досуговой деятельности и общения по интересам. Такие клубы существовали по разным законам самоорганизации, и отвечающие им архитектурные решения включали и замкнутые пространства типа гостиных, и площади для собраний, и развитые многопрофильные комплексы типа римских терм или дворянских собраний, и сельские околицы.
1. История проектирования клубов.
Дореволюционный период
страны и вся история мировой
культуры оставили нам два прототипа
современного клуба. Первый прототип восходит
ещё к архаическим временам и
транслируется затем через
Второй прототип
клуба возник в Европе в XIX в. вместе
со становлением профсоюзного движения
именно как «пролетарский клуб»,
противопоставленный
Специфика каждого из методов проектирования — типового и индивидуального — ощутимо сказывается на их результатах.
Как правило, в типовых проектах варьируются несколько более или менее отработанных композиционных схем, а индивидуальные демонстрируют их удивительное разнообразие.
В итоге бесконечных регламентаций, ограничивающих возможности типового проектирования, типовые проекты получили свои нелучшие специфические черты, в результате чего типовые проекты клубов, как правило, очень сильно отличаются от индивидуальных.
Предпосылкой для
возникновения разнообразных
Задачей второго конкурса являлось достижение многофункционального использования помещений клуба с помощью трансформации.
Так, конкурс 1968г., по условиям которго состав помещений клубов малых вместимостей был ограничен и вместо фойе клуб имел общее пространство небольшой площади — гостиную, вызвал к жизни такую структуру здания, при которой гостиная была ядром и связкой двух блоков — зального и кружкового. Введение в состав помещений двух дополнительных залов — спортивного и выставочного — принципиально структуры здания не меняло: они оставались структурными элементами, расположенными вокруг композиционного центра — пространства гостиной.
Конкурс на применение трансформации вызвал к жизни центрический тип здания, не использовавшийся ранее для зданий клуба, несколько напоминающий культовое сооружение с размещением в центре композиции помещений разного назначения: как зала, так и фойе или вестибюля (приложение, рис. 4 — 11). При этом идея трансформации породила и другие композиционные решения: протяжённое здание, компактное, нецентричное, угловое, охватывающее своими помещениями внутренний двор (южный регион) и т.п.
Требование обеспечить
возможность совместного и
Изолированное размещение кружкового комплекса от зрительского имело причиной не только различные требования к создаваемому ими шумовому фону, но различия в самом процессе их деятельности — развлекательной в зрительском комплексе и учебно-воспитательной в кружковом. Это пораждало структуру каждой из частей: театральную схему композиции в зрительской части и систему нанизанных на коридор кружковых комнат, подобную композиционным схемам учебных заведений — клубной.
Необходимость изоляции зрительской части диктовалась в ряде случаев необходимостью её использования для гастролей профессиональных театральных и концертных коллективов.
Вместе с тем
уже наметившийся процесс выделения
зрелищных функций (прокат фильмов,
гастроли) из состава клуба позволяет
вернуться к целостной
В связи с резким ограничением индивидуального проектирования прошлых лет и повсеместным распространением типового границы между тем и другим были не всегда чёткие.
Часть индивидуальных проектов создавались на базе типовых.
В Прибалтике и Белоруссии
сложилась противоположная
Типичными примерами индивидуального проектирования могут служить проекты домов культуры в Дмитровграде и Волгодонске, разработанные в ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева. Оба здания имеют как различия в общем композиционном решении (первое — угловое, второе — фронтальное), так и сходство: расположение на участках со сложным рельефом предопределило в обоих случаях разноуровневое расположение отдельных групп помещений.
Дом культуры с залом на 800 мест в Дмитровграде размещается на пересечении двух общегородских магистралей, по периметру находятся здания общегородского назначения. Здание двухэтажное, угловой ориентации, террасами спускающееся к пересечению магистралей (приложение, рис. 12).
Решение здания — с террасообразным диагональным фойе, выявленным в объёме здания ярусными световыми фонарями на крыше, - активно противостоит окружению и имеет запоминающий облик.
Объёмно-планировочное решение здания дома культуры с двумя залами в Волгодонске иное (приложение, рис. 13). Здание трёхэтажное, фронтальное симметричное, с сильно выступающей многогранной центральной частью.
Крутой рельеф использован для создания парадных многоуровневых террасных сходов от дома культуры к проходящей мимо него магистрали. Фойе является самым нетрадиционным элементом здания, пронизывающим всё здание насквозь во всех трёх этажах. Оно огибает восьмиугольный зрительный клубно-концертный зал на 1200 мест с эстрадой с фасада, завершаясь в боковых крыльях здания двумя зимними садами — композиционными ядрами, вокруг которых группируются остальные помещения.
Дворец культуры в Зеленограде — типичный пример клубного здания большой вместимости, построенный по индивидуальномк проекту.
В состав его помещений
входят: музыкально-драматический
Треугольная в плане форма здания вызвана, в частности, треугольным конструктивным модулем со стороной 9 м, объединяющим три основных элемента плана: два зрительных зала и зал дискотеки.
Специфическая градостроительная ситуация во многом предопределила объёмно-пространственные характеристики здания.
В основу плана положен принцип открытого построения внутренних общественных пространств. Пространства фойе и вестибюлей не разделены в общепринятом смысле — они свободно перетекают одно в другое, группируясь вокруг центрального дворика.
Многоуровневое пространство фойе-вестибюля с двором — центральное в композиции, на него ориентированы все залы, дискотека и кружковые студии, оно — основное композиционное ядро здания.
Три описанных проекта домов культуры — примеры удачного объёмно-планировочного решения зданий. И хотя они различны по размещению на участке, объёму и составу помещений, общее положительное в них, помимо удачно решённой внутренней структуры, - пластичное, в достаточной мере лиричное, интимное, несмотря на большие размеры, не помпезное решение объёмов, довольно точно выражающее «клубность» этого типа здания.
Отличный от перечисленных зданий облик имеет построенный в Москве на Комсомольском проспекте Дворец молодёжи (приложение, рис. 15). Здание излишне помпезно, чрезмерно крупномасштабно, а по внутреннему строению напоминает гастрольный театр или дворец фестивалей, предназначенный в основном для престижных массовых мероприятий.
До сих пор речь шла о типовом и индивидуальном проектировании, воплощавшем существовавшую узаконенную, нормированную типологию. Однако исподволь как теория, так и практика накапливали представления о новых перспективных типах клубов, которые и были воплощены в поисковых эксперементальных проектах. К ним можно отнести два проекта: центр досуга и клуб по интересам (ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева, 1977 — 1978 гг.), а так же осуществлённое в натуре здание культурно-спортивного комплекса в пос. Балтым Свердловской обл. (приложение, рис. 16, 17).
Социальный заказ на создание клуба с развлекательным уклоном, с большим выбором видов деятельности, с возможностью перехода от роли наблюдателей к роли участников, от пассивного к активному поведению и обратно, получил воплощение в проекте центра досуга, объединяющем зал аттракционов, кегельбан, концертно-танцевальный зал, кафе, салон искусств и т. д. Главным в нём является не только сложное по форме двухъярусное пространство фойе, но и площадки для зрителей и наблюдателей, имеющиеся в каждом из помещений (например, можно совместить наблюдение за игрой на кегельбане с питанием в кафе). Общее объединённое пространство обрело здесь ещё более сложную форму, соответствующую сложности и многообразию поведения посетителя.
Социальный заказ
на создание клуба единомышленников,
людей с близкими интересами вызвал
к жизни тип клуба по интересам.
Специфичность клуба — в
Необходимость общего
пространства для одновременного протекания
разнообразных видов
Варианты проектного решения клуба в пос. Балтым осуществляются в других населённых пунктах Свердловской обл., например, в пос. Петрокаменское (приложение, рис. 18). Здесь отдельные части общего пространства визуально полуизолированы, благодаря перепадам плоскости пола и системе пергол и зелёных насаждений.
Основная композиционная
идея — создать под единой крышей
здания условия для коллективного
отдыха и общения, аналогичные тем,
которые традиционно
Интересные примеры
функционального и объёмно-
Наибольшее распространение получили там специализированные любительские и досуговые клубы, предназначенные для занятий каким-либо активным видом деятельности, начиная от танцев и постановки спектаклей и кончая занятиями спортом и ремеслом.
Как правило, однопрофильные клубы — это двух-трёх-этажные здания, в одном из этажей которых расположены специализированные помещения: танцевальные студии, универсальные театральные залы, аудитории, выставочные и спортивные залы, мастерские, с большим числом сопутствующих помещений, обеспечивающих их комфортное функционирование (сауна, массажные, лаборатории, кузницы, салоны видео- и звукозаписи). На других этажах размещаются помещения для отдыха и общения: гостиные, универсальные фойе, холлы, буфеты, бары, кафе, рестораны.
Гольф-клуб «Гютершок» состоит из двух отдельно стоящих блоков, объединённых протяжённым фойе. В одном из блоков размещён универсальный спортивный зал с тренажёрами, в другом — помещения для отдыха и общения: банкетный зал, каминная, гостиная и пр.
Примером клубов для занятий ремеслом и техническим творчеством может служить клуб для молодёжи в Руайяте, состоящий из конгломерата мастрерских, лабораторий, студий, представляющих собой относительно небольшие пространства, как бы случайно примыкающие друг к другу, но имеющие объединяющую их в единое целое визуальную связь с небольшими по площади фойе.