Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 15:34, реферат
Римская культура просуществовала более двенадцати веков (VIII в. до н.э. −V в. н.э.). В ее формировании приняли участие многие народы и племена, подчинившиеся римской власти − население Италии, греческих областей, элли-нистических государств. Но греческие и восточные влияния творчески перера-батывались в соответствии с римской системой ценностей. В свою очередь Рим также оказал значительное влияние на завоеванные им эллинистические терри-тории. Так формировался синтез греческой и римской культур, результатом ко-торого стала позднеантичная греко-римская культура (I−V вв. н.э.), лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских госу-дарств.
1. Ранний, или царский Рим (VIII−VI вв. до н.э.)
1.1. Характеристика периода VIII−VI вв. до н.э.
1.2. Архитектура периода VIII−VI вв. до н.э.
2. Эпоха Римской Республики (V−I вв. до н.э.)
2.1. Характеристика периода V−I вв. до н.э.
2.2. Архитектура периода V−I вв. до н.э.
3. Эпоха Римской империи (I в. до н.э.−V в. н.э.)
3.1. Характеристика периода Римской империи
3.2. Архитектура
Заключение
Содержание
1. Ранний, или царский Рим (VIII−VI вв. до н.э.)
1.1. Характеристика периода VIII−VI вв. до н.э.
1.2. Архитектура периода VIII−VI вв. до н.э.
2. Эпоха Римской Республики (V−I вв. до н.э.)
2.1. Характеристика периода V−I вв. до н.э.
2.2. Архитектура периода V−I вв. до н.э.
3. Эпоха Римской империи (I в. до н.э.−V в. н.э.)
3.1. Характеристика периода Римской империи
3.2. Архитектура
Заключение
Введение
Архитектура теснейшим образом связана с историей развития человече-ского общества. Все этапы мировой цивилизации находили отражение в памят-никах архитектуры. Памятники архитектуры содержат в себе произведения изо-бразительного искусства – рельефы, статуи, мозаики, фрески, представляющие сами по себе огромную художественную ценность.
Архитектура имеет три характерные особенности – функциональную, эс-тетическую и конструктивную. Функции архитектурных сооружений – это на-значение зданий, они во многом определяют количество помещений, их состав, расположение и размеры. Функциональное содержание зданий направлено на удовлетворение утилитарных и культурных потребностей людей.
Архитектура − это не только отдельные здания, но и города с их улицами, площадями, садами, парками, аллеями, площадками, водоемами, павильонами, мостиками и скульптурой.
Самые ранние очаги богатой и сложной культуры, создавшей монумен-тальную архитектуру большой силы, эмоционально и конструктивно по тому времени совершенную, лежат в пределах Египта и Передней Азии (Двуречье).
Дальнейшее развитие античной культуры и цивилизации происходило в рамках тысячелетней истории «вечного Рима» − государства, которое прошло путь от маленькой крестьянской общины на реке Тибр до огромной мировой державы, владыки всего мира. Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и вместе с тем ее последней страницей.
Римская культура просуществовала более двенадцати веков (VIII в. до н.э. −V в. н.э.). В ее формировании приняли участие многие народы и племена, подчинившиеся римской власти − население Италии, греческих областей, элли-нистических государств. Но греческие и восточные влияния творчески перера-батывались в соответствии с римской системой ценностей. В свою очередь Рим также оказал значительное влияние на завоеванные им эллинистические терри-тории. Так формировался синтез греческой и римской культур, результатом ко-торого стала позднеантичная греко-римская культура (I−V вв. н.э.), лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских госу-дарств.
Римскую идеологию и систему ценностей определял, прежде всего, пат-риотизм, выражавшийся не только в готовности пожертвовать жизнью за роди-ну, но и в высоком уважении и любви к ее героическому прошлому, традициям предков. В Риме всегда господствовало представление об особой богоизбран-ности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Дела-ми, единственно достойными римлянина, особенно знатного, признавались по-литика, война, земледелие и правотворчество. Римская ментальность резко от-личалась от греческой. Если греки были изумительно одаренным народом в об-ласти художественного творчества, то римляне (как они сами признавали) име-ли наибольшие способности к практической деятельности. Эта главная черта римского склада характера наложила отпечаток на римскую культуру. Римляне были хорошими, дисциплинированными солдатами, прекрасными организато-рами и администраторами, законодателями и юристами. Больших успехов они достигли также в области градостроительства и городского благоустройства, они были прекрасными сельскими хозяевами. Римляне явились также создате-лями выдающихся памятников архитектуры, поражающих совершенством ин-женерной техники.
Работа состоит из введения, 3 глав и заключения.
В первой главе «Ранний, или царский Рим (VIII−VI вв. до н.э.)» рассмат-ривается краткая история и архитектурные памятники Рима в период с VIII века до н.э. до VI века до н.э.
Во второй главе «Эпоха Римской Республики (V−I вв. до н.э.)» рассмат-ривается краткая история и архитектурные памятники Рима в период V−I вв. до н.э.
В третьей главе «Эпоха Римской империи (I в. до н.э.−V в. н.э.)» рассмат-ривается краткая история и архитектурные памятники Рима в период I в. до н.э.−V в. н.э.
1. Ранний, или царский Рим (VIII−VI вв. до н.э.)
1.1. Характеристика периода VIII−VI вв. до н.э.
Центр будущей великой державы − город Рим − возник в Лации, в сред-ней Италии, в нижнем течении реки Тибр. Ранняя история Рима окутана преда-ниями и туманом легенд. Известно, что первые поселения появились на одном из семи римских холмов − Палатине (еще, по-видимому, в X в. до н.э.), затем постепенно были заселены остальные − Целий, Эсквилин, Квиринал, Виминал, Капитолий и Авентин. В обширной низине между ними возник Форум − буду-щее ядро Рима. Археологи обнаружили там следы погребений, керамику, свое-образные погребальные урны в форме хижин, разнообразное оружие и украше-ния.
Античная традиция, переданная римскими историками (Тит Ливии, Дио-нисий Галикарнасский) и поэтами (Вергилий), приписывает основание города Рима легендарному Ромулу и относит это событие к 754−753 гг. до н.э. Соглас-но этой традиции, Ромул, потомок легендарного троянца Энея, задумал осно-вать новый город. Он обозначил, по этрусскому обычаю, его границы бороздой, пропаханной плугом с бронзовым лемехом. После убийства своего брата Рема во время ссоры Ромул стал первым римским царем, а новый город получил его имя.
По преданию, в Риме в VIII−VI вв. правили 7 царей: Ромул, Нума Помп Тулл Гостилий, Анк Марций, Таркв Древний, Сервий Туллий, Тарквим Гордый.
Особое значение в истории раннего Рима и его культуры занимает время правления трех последних римских царей, которые, как полагают ученые, про-исходили из этрусков, но в отличие от остальных царей, были реальными исто-рическими лицами.
В 510 г. н.э. произошло изгнание из Рима Тарквиния Гордого. Управле-ние было объявлено «общенародным делом» (по-латыни – res publica).
1.2. Архитектура периода VIII−VI вв. до н.э.
При этрусской династии Рим стал преображаться. Были произведены ра-боты по осушению некогда болотистого Форума, там были построены торговые ряды и портики. На Капитолийском холме был воздвигнут мастерами из Этру-рии храм Юпитера с фронтоном, украшенным квадригой. Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. При последнем царе − Тарквинии Гордом − в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба − Великая клоака, которая служит «вечному городу» и поныне.
Главным символом могущества Рима является Форум. Еще до нашествия этрусков местность между Капитолийским и Палатинским холмами стала сво-его рода центром культуры и цивилизации, который и географически, и духов-но объединил латинские племена жившие у подножия семи холмов.
При этрусках эта низина была местом рынка, и только после рождения Республики Форум приобрел значение центра политической жизни. Восстано-вив этрусский храм Кастора и Поллукса в соответствии с канонами эллинисти-ческой архитектуры, республиканцы построили базилику Эмилия и Табуларий (где свою деятельность развернули, соответственно, трибунал и государствен-ный архив), замостив все пространство Форума плитами из травертина. Пере-стройка Римского Форума, начатая Юлием Цезарем и продолженная Августом, способствовала упорядочиванию достаточно хаотичного ансамбля.
В соответствии с геометрической планировкой городских площадей, ок-руженных колоннами, принятой в эллинистических городах, новый план за-стройки исходил из осевого принципа и рационализировал дотоле свободный рисунок ансамбля республиканского форума. Храмы и базилики, построенные в соответствии с новой конструкцией, прославили на весь мир мощь Римской империи. Новая Курия для проведения сенаторских ассамблей, с мраморными трибунами для ораторов, способствовала прославлению идеалов республикан-ского Рима в контексте императорской формы правления. В последующие эпо-хи римские императоры продолжали украшать Форум. Диоклетиан восстановил здание Курии, разрушенное после пожара 283 г. н. э. Септимий Север устано-вил арку своего имени. После падения Римской империи Форум, однако он на-всегда остался символом величия республиканского Рима, примером для под-ражания политикам и народным трибунам последующих эпох.
2. Эпоха Римской Республики (V−I вв. до н.э.)
2.1. Характеристика периода V−I вв. до н.э.
Раннее Римское государство приобрело основные черты полиса. Римская республика была аристократической и патрицианской.
Шло развитие латинского языка и письменности, в Риме распространя-лась грамотность, развивалась риторика; велось большое строительство. В IV в. до н.э. в Риме укоренился обычай трехсложного составного имени: Гай Юлий Цезарь, Марк Лициний Красе, Публий Вергилий Марон. Римские имена со-стояли из личного (собственного), называемого praenomen, родового имени − nomen и фамильного (прозвища) − cognomen. Начиная с IV в. до н.э. когномен стал передаваться по наследству и обозначать название семьи в роде, которому принадлежало данное лицо.
В III−II вв. до н.э. Рим вел войны уже за пределами Италии: сначала с Карфагеном − сильным государством в Северной Африке. Одновременно Рим воевал с иллирийцами, Македонией и царством Селевкидов. Результатом этих кровопролитных войн были обширные римские завоевания в Северной Африке, Испании, Малой Азии, на Балканском полуострове, островах Сицилия и Сар-диния. Рим из маленького городка на реке Тибр превратился в господина За-падного и Восточного Средиземноморья, столицу мировой державы. Все завое-ванные территории превращались в провинции − «поместья римского народа».
Римское государство, превратившись в могущественную рабовладельче-скую державу древности, изнутри раздиралось острыми социальными и классо-выми противоречиями. В Риме шла жестокая борьба за власть между предста-вителями знатных фамилий, политическими деятелями и полководцами.
На этом изобилующем событиями фоне происходило дальнейшее разви-тие римской культуры. Общественно-политический и экономический строй Рима породил свою систему ценностей, где воинской доблести, военным под-вигам и славе римского имени принадлежало главное место. У римлян мифы − повествования о богах − не получили такого развития, как у греков, уступив в какой-то мере свое место историческим преданиям, особенно истории римских войн.
Мощное культурное движение начинается в Риме в конце III в. до н.э. Его главной особенностью было влияние греческой культуры, греческого языка и образованности. Для молодых и знатных римлян обязательным считалось ус-воение всего того, что преподавалось в Греции. Потребности в образованных людях удовлетворялись за счет импорта образованных рабов − греков. Много-численные деятели римской культуры − прозаики, поэты, философы, ораторы, юристы, учителя, врачи, художники, архитекторы − в подавляющем большин-стве были не римлянами. Для знакомства с греческой культурой не только зна-ти, но и простого народа большое значение имело скопление в Риме вывезен-ных из греческих городов картин и статуй, выставлявшихся на площадях и в храмах и служивших образцами для римских мастеров.
2.2. Архитектура периода V−I вв. до н.э.
От республиканского периода истории Древнего Рима сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве Римляне применяли в ос-новном четыре архитектурных ордера: тосканский (заимствованный у этру-сков), дорический, ионический и коринфский. Римские храмы напоминают гре-ческие своей прямоугольной формой и использованием портиков, но, в отличие от греческих, были грандиознее и, как правило, воздвигались на высоких по-диумах (прямоугольные платформы с лестницей). В V−IV вв. до н.э. в римском строительстве применялся главным образом мягкий вулканический туф. В позднереспубликанский период широко использовался обожженный кирпич и мрамор. Во II в. до н.э. римскими строителями был изобретен бетон, что вызва-ло повсеместное распространение арочно-сводчатых конструкций, преобразо-вавших всю античную архитектуру.
Кроме периптера, в римском храмовом зодчестве применялся также тип ротонды, то есть круглого храма. Таким был один из древнейших римских хра-мов − храм Весты (или Геркулеса), находившийся на Форуме. В III в. до н.э. он был обнесен колоннадой.
Разнообразные арки и арочные конструкции были характерным элемен-том римской архитектуры. Но римляне не отказывались и от колонн − ими ук-рашались общественные здания, например, огромный (на 1700 мест) театр Помпея, первый каменный театр в Риме (I в. до н.э.). Весьма популярными в римской архитектуре были отдельно стоящие колонны, воздвигнутые, напри-мер, в честь военных побед.
Очень характерным типом римских сооружений являлись аркады − ряд арок, опирающихся на столбы или колонны. Аркады применялись при устрой-стве открытых галерей, идущих вдоль стены здания, например театра, а также в акведуках − многоярусных каменных мостах, внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город.
Арочные и сводчатые конструкции использовались также при строитель-стве амфитеатров − оригинальных римских театров, в которых зрительские места располагались не полукругом, как в греческих, а эллипсом вокруг сцены или арены.
Специфически римским типом сооружения была триумфальная арка, по-лучившая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы.
В середине I в. до н.э. в Риме появились первые величественные мрамор-ные постройки. Юлий Цезарь приказал построить в Риме новый Форум, дос-тойный столицы великой державы. Там была сооружена базилика Цезаря − трехнефное здание прямоугольной формы, предназначавшееся для судебных заседаний, торговый операций и народных собраний (по типу римской базили-ки в средние века строилисьхристианские церкви). На Форум также был возве-ден храм в честь Венеры (покровительницы рода Юлиев).
Информация о работе Эпоха Римской империи (I в. до н.э.−V в. н.э.)